«КамАЗ» показал 50-тонный беспилотный самосвал без кабины

kod.ru — «КамАЗ» показал полноприводный самосвал без кабины «Юпитер-30» весом 50 тонн. Он не нуждается в водителе, так как управление грузовиком проиcходит удалённо специально обученным оператором.
Новости, Технологии | Indrikis 20:41 25.06.2022
188 комментариев | 72 за, 3 против |
#1 | 20:41 25.06.2022 | Кому: Всем
«КамАЗ» показал полноприводный самосвал без кабины «Юпитер-30» весом 50 тонн. Он не нуждается в водителе, так как управление грузовиком проиcходит удалённо специально обученным оператором.

Модель с индексом КамАЗ-6559 длиной 8,8 метра, шириной почти 3,7 метра, высотой 3,5 метра и весом 50 тонн оснащается 450-сильным двигателем, электромеханической трансмиссией и самосвальной платформой объёмом 25 кубометров.

Грузоподъёмность «Юпитер-30» составляет 27 тонн. Отсутствие кабины позволяет карьерному самосвалу двигаться и вперёд, и назад. Подробностей о новинке «КамАЗ» пока нет. Официальных фотоотчётов c презентации новинки не было, уточняет издание Motor.ru.

Напомним, в конце декабря 2021 года «КамАЗ» назвал стоимость беспилотника для эксперимента по автономной перевозке грузов на трассе М11 Москва — Петербург. Минимальная цена грузовика «Камаз-54901» составила 14,5 млн рублей.
[censored]
[censored]
[censored]
[censored]
#2 | 20:45 25.06.2022 | Кому: Всем
Обалдеть. А этот специально обученный оператор, который удалённо управляет этим самосвалом — он что, не водитель? А чем он от водителя отличается?
di_ego99
идиот »
#3 | 20:48 25.06.2022 | Кому: Всем
А мне нравится. Только надо ещё кенгурятников навешать для обочечников и подрезал.
di_ego99
идиот »
#4 | 20:51 25.06.2022 | Кому: dse
> который удалённо управляет этим самосвалом — он что, не водитель

Будущее за беспилотниками. Водители не нужны. Пока посадят оператора, а когда обезьяны на дорогах привыкнут, тихо оператора заменит автомат.
#5 | 20:52 25.06.2022 | Кому: dse
> А этот специально обученный оператор, который удалённо управляет этим самосвалом — он что, не водитель? А чем он от водителя отличается?

Видимо тем же, чем оператор БЛА отличается от пилота.
#6 | 20:53 25.06.2022 | Кому: dse
Он сидит в офисе и никуда не едет.
Для него это считай симулятор грузовика. Можно набирать геймеров на это дело!!!
Еще и на удаленке работать можно!
#7 | 20:56 25.06.2022 | Кому: Indrikis
> Можно набирать геймеров на это дело!!!

Ага. Предпочтение отдаётся игрокам с опытом игры в Кармагеддон.
#8 | 20:57 25.06.2022 | Кому: dse
Не сидит в кабине, следит за дорожной ситуацией со стороны. То есть не дышит пылью/бензином/чем то ещё и не сидит постоянно в неудобной позе. И может подвести транспорт туда, куда сидя в кабине ехать опасно.
Легко и быстро может быть заменён другим оператором прямо во время движения транспортного средства. Ну, всякое случется, давление скакнуло, например.
При использовании автопилота - по факту принимает активное участие в управлении транспортным средством только в ответственных или потенциально опасных ситуациях. При дальнейшем развитии автоматики - возможно, сможет рулить несколькими транспортными средстваи одновременно.

Ну, это всё в идеале, конечно.
Возможно, на практике оператор бежит рядом с грузовиком с той же скоростью.
#9 | 20:58 25.06.2022 | Кому: Sir Agressor
> Возможно, на практике оператор бежит рядом с грузовиком с той же скоростью.

Потому что пульт по блютусу подключён, отставать нельзя!!!
#10 | 20:59 25.06.2022 | Кому: di_ego99
> А мне нравится. Только надо ещё кенгурятников навешать для обочечников и подрезал.

И эти, как их, ну серпы такие на оси колёс, чтоб пешеходы не лезли...
#11 | 21:00 25.06.2022 | Кому: Всем
> Отсутствие кабины позволяет карьерному самосвалу двигаться и вперёд, и назад.

А раньше наличие кабины ему в этом препятствовало?

Что это за херня? На хрена вообще нужен беспилотный карьерный самосвал? Других задач, что ли, нет, блядь?

Может, я чего-то не понимаю, извините.
#12 | 21:02 25.06.2022 | Кому: Sir Agressor
> Не сидит в кабине, следит за дорожной ситуацией со стороны. То есть не дышит пылью/бензином/чем то ещё и не сидит постоянно в неудобной позе. И может подвести транспорт туда, куда сидя в кабине ехать опасно.

Вот смотри. Водитель управляет грузовиком. Оператор тоже управляет грузовиком. В чём принципиальная разница в функционале?

> Легко и быстро может быть заменён другим оператором прямо во время движения транспортного средства. Ну, всякое случется, давление скакнуло, например.


Ага. Бабка шоссе перебегала, а тут связь ухудшилась, лаги пошли, видео дёрнулось и, оп-па, нет больше бабки.

> При использовании автопилота - по факту принимает активное учстие в управлении транспортным средством только в ответственных или потенциально опасных ситуациях.


Ну так и водитель, тоже, включил автопилот и сидит, отдыхает. Какая разница, где отдыхать: в офисе, или в комфортабельной кабине грузовика?

> При дальнейшем развитии автоматики - возможно, сможет рулить несколькими транспортными средстваи одновременно.


Не, ну это вряд ли.
#13 | 21:05 25.06.2022 | Кому: Strider
> Что это за херня? На хрена вообще нужен беспилотный карьерный самосвал? Других задач, что ли, нет, блядь?

Ну, разве что, его можно сделать дешевле на стоимость одной кабины и рамы под ней. И чуть-чуть дороже на стоимость одного комплекта удалённого управления. Если стоимость комплекта удалённого управления пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью кабины, получаем профит.
#14 | 21:06 25.06.2022 | Кому: Strider
> А раньше наличие кабины ему в этом препятствовало?

Ну почему-то водители предпочитают ехать преимущественно кабиной вперёд, суеверия возможно какие-то.
di_ego99
идиот »
#15 | 21:07 25.06.2022 | Кому: Семаргл
> Потому что пульт по блютусу подключён, отставать нельзя!!!

Какой блютус при импортозамещении! Первая версия будет для военных с голосовым интерфейсом с Алисой и шифрованными командами "куданах", "анустойбля", "быстровпередёпта".
#16 | 21:08 25.06.2022 | Кому: Всем
Выглядит - круто. Наверно скоро до танкеров без людей дойдёт.
#17 | 21:09 25.06.2022 | Кому: dse
> В чём принципиальная разница в функционале?

В отсутствии необходимости держать кожаный мешок в том же месте что и транспортное средство и обеспечивать его жизнедеятельность.
#18 | 21:12 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> Ну почему-то водители предпочитают ехать преимущественно кабиной вперёд, суеверия возможно какие-то.

Ты когда-нибудь грузовик водил?
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#19 | 21:14 25.06.2022 | Кому: Всем
А какой смысл в этом всём без ии? Какая разница, где оператор будет находится, в кабине или в офисе? Вижу единственный плюс, это применение в опасных зонах, например в зоне радиактивного заражения.
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#20 | 21:15 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> В отсутствии необходимости держать кожаный мешок в том же месте что и транспортное средство и обеспечивать его жизнедеятельность.

В офисе не надо поддерживать его жизнедеятельность?
di_ego99
идиот »
#21 | 21:16 25.06.2022 | Кому: Kaktus
> Наверно скоро до танкеров без людей дойдёт.

Танкеры вряд ли - там обслуги на борту много надо. А небольшие подлодки и корабли уже бороздят в автономном режиме в полный рост.

Например:

На полях Международного военно-морского салона, проходившего в июне в Санкт-Петербурге, было сделано заявление о том, что серийное производство безэкипажных подводных лодок в России может начаться уже с 2035 года.

ВМС США впервые продемонстрировали свой новый беспилотный подводный аппарат большого водоизмещения Snakehead (LDUUV), основной целью которого является выполнение разведывательных задач.

В начале июня из Глостера, штат Массачусетс, вышла небольшая беспилотная лодка на солнечных батареях, Solar Voyager. Ее цель пересечь Атлантический океан, став первым в мире беспилотным надводным судном, которому это удалось. И первым в мире судном на солнечных батареях, пересекшим какой бы то ни было океан.
#22 | 21:18 25.06.2022 | Кому: dse
> В чём принципиальная разница в функционале?

Разница не в функционале, разница в условиях работы, требованиях к работнику, в том числе по здоровью. Ну и теоретически оператор это более квалифицированный специалист, что теоретически предполагает другой уровень оплаты труда.

> Ага. Бабка шоссе перебегала, а тут связь ухудшилась, лаги пошли, видео дёрнулось и, оп-па, нет больше бабки.


А сейчас без лагов связи бабки шоссе не перебегают, ага. И водители живые никогда не отвлекаются и могут мгновенно остановить 20+ тонн за своей спиной.


> Какая разница, где отдыхать: в офисе, или в комфортабельной кабине грузовика?


Ты это серьёзно?
То есть в офисе тебя тоже может в лепёшку расплющить при неудачной погрузке, например, или при резком торможении твоим же грузом?
Или в офисе ты можешь сгореть вместе с цистерной бензина?
Ну и если уровень комфорта в офисе такой же, как в даже самой комфортабельной кабине - то это очень плохой офис и работать в такой компании я бы не стал.
Хотя, наверное я ничего в жизни не понимаю, пойду, в лифте посплю, а жить в электричку перееду.

> Не, ну это вряд ли.


Зная страсть наших и не только эффективных к очковтирательству - не удивлюсь.
#23 | 21:18 25.06.2022 | Кому: Strider
> когда-нибудь грузовик водил?

Я водил. А в чём вопрос?
#24 | 21:20 25.06.2022 | Кому: di_ego99
> А небольшие подлодки и корабли уже бороздят в автономном режиме в полный рост.

Вот так вот незаметно будущее и наступает. Круто, не знал на самом деле, спасибо!
#25 | 21:20 25.06.2022 | Кому: Strider
> Ты когда-нибудь грузовик водил?

Нет, только легковой автомобиль. Но ты не поверишь, 99.9% времени предпочитаю двигаться лобовым стеклом вперед. Давай, расскажи мне что у грузовых автомобилей все не так.
#26 | 21:22 25.06.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> например в зоне радиактивного заражения.

В зоне боевых действий, в космосе, просто в жопе мира, где проще обеспечить устойчивую связь, чем жизнь водителя.
#27 | 21:27 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> > В чём принципиальная разница в функционале?

> В отсутствии необходимости держать кожаный мешок в том же месте что и транспортное средство и обеспечивать его жизнедеятельность.


Это разница не в функционале кожаного мешка, это разница в его местоположении.
votvot123
передозировка этодругина-форте »
#28 | 21:27 25.06.2022 | Кому: Sir Agressor
> Легко и быстро может быть заменён другим оператором прямо во время движения транспортного средства. Ну, всякое случется, давление скакнуло, например.

Экая приколюха. Есть вообще такая работа (в смысле - рабочие места) где такое реально происходит? Кого ебёт твоё давление?

Максимум могу представить себе хирурга, падающего от усталости - его, надеюсь, подменят.
dizappa
надзор »
#29 | 21:31 25.06.2022 | Кому: dse
> А чем он от водителя отличается?

Бухать можно не только в пятницу.
cp866
интеллектуал »
#30 | 21:31 25.06.2022 | Кому: dse
> комфортабельной кабине грузовика?

Комфортабельная кабина жрет полезный объем и стоит некислых денег.
di_ego99
идиот »
#31 | 21:33 25.06.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> А какой смысл в этом всём без ии?

ИИ не нужен, чтобы придерживаться правил в достаточно хорошо определённых условиях. Интеллект нужен, чтобы учиться, приобретать навыки на основе опыта и создавать новые методы вождения в новых условиях. Вынуть оператора и посадить автомат, который круглые сутки медленно и уверенно будет перемещать машинку по карте - вот куда они смотрят. Для этого достаточно такого математического аппарата, например, как нечёткая логика. Я же говорю, водилы не нужны будут, нужно будет пару толковых математиков и немножко не очень тупых программистов.
#32 | 21:34 25.06.2022 | Кому: votvot123
> Есть вообще такая работа (в смысле - рабочие места) где такое реально происходит?

Если тебе пример в принципе нужен, то вот меня заменяли коллеги именно из-за давления. Прямо в процессе выполняемых работ. А я их заменял, тоже в процессе.


> Кого ебёт твоё давление?


Того, кто соблюдает ТК и не хочет отвечать за смерть / вред здоровью сотрудника. Если ты не в курсе, водителю (обычному) нельзя приступать к работе без осмотра врача, который в том числе меряет водителю давление.

Только вот врача с собой в кабину не возьмёшь, и иногда люди умирают прямо за рулём. А там, где кладут на ТК - умирают за рулём чаще.
cp866
интеллектуал »
#33 | 21:34 25.06.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> В офисе не надо поддерживать его жизнедеятельность

Гораздо дешевле. Плюс лёгкая замена водителей.
iafem
надзор »
#34 | 21:37 25.06.2022 | Кому: Strider
> Что это за херня? На хрена вообще нужен беспилотный карьерный самосвал? Других задач, что ли, нет, блядь?

КМК, дистанционно управляемый грузовик - просто промежуточный этап на пути к автономному беспилотному.
Дальнейший переход от хорошо отлаженного дистанционного к полностью беспилотному - просто загрузка нового программного модуля, аппаратная часть практически уже не изменится.

Ну, и конечно -для применения на опасных обьектах или с опасными грузами.
А еще можно снять кузов и поставить корабельную пушку.

Сделать грузовик, который едет- умели в начале 20-го века.
Сейчас делают его управляемым дистанционно.
Завтра сделают его самостоятельным.
#35 | 21:38 25.06.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> В офисе не надо поддерживать его жизнедеятельность?

В офисе это может быть сильно проще и дешевле. Как думаешь, что проще поддерживать, жизнь космонавта на орбите ли оператора в ЦУП?
#36 | 21:39 25.06.2022 | Кому: Goman
> Я водил. А в чём вопрос?

Как задом сдавать, помнишь? Пусть даже не на фуре, а на газоне, например. Нужно ли при этом чувствовать машину буквально жопой, и смотреть по зеркалам, и помнить габариты машины?
#37 | 21:39 25.06.2022 | Кому: dse
> Это разница не в функционале кожаного мешка, это разница в его местоположении.

Эта разница в функционале транспортного средства.
#38 | 21:41 25.06.2022 | Кому: Sir Agressor
> > В чём принципиальная разница в функционале?

> Разница не в функционале, разница в условиях работы, требованиях к работнику, в том числе по здоровью.


Я не тупой, я понимаю, что условия работы разные. Но меня интересует, почему функционал одинаковый (водитель управляет и оператор управляет), а название рода занятий разное.

> Ну и теоретически оператор это более квалифицированный специалист, что теоретически предполагает другой уровень оплаты труда.


Теоретически оператор менее квалифицированный специалист. Он не имеет, например, возможности как-то чинить свою ласточку в дороге, и потому его квалификация меньше хотя бы на эти навыки починки. А водилы таки чинят. Нпример, с интересом вспоминаю видео какого-то нашего бывшего соотечественника, который работал дальнобоем в США. В том видео он менял масляный фильтр, ему в сервисе этот фильтр криво поставили и у него мощность двигателя упала настолько, что его многотонная ласточка даже пустая еле взбиралась на холмы. Ну он нашёл по звуку, что посвистывал этот фильтр, заменил его другим, новым, двигло заработало как надо, и он, счастливый, пополз снова развозить грузы.

> > Какая разница, где отдыхать: в офисе, или в комфортабельной кабине грузовика?


> Ты это серьёзно?


При наличии автопилота в своей индивидуальной кабине отдыхать гораздо приятнее, чем, например, в блядском опенспейсе, где нифига нету воздуха, потому что народ в него набит как сельди в бочку и каждый гомонит о чём-то своём, из-за чего по децибелам опенспейс уверенно заруливает птичий базар в минуса.

> То есть в офисе тебя тоже может в лепёшку расплющить при неудачной погрузке, например, или при резком торможении твоим же грузом?


«Приятнее отдыхать» не имеет никакого отношения к «выше вероятность сдохнуть».

> Хотя, наверное я ничего в жизни не понимаю, пойду, в лифте посплю, а жить в электричку перееду.


Общественный лифт и вагон общественной же электрички гораздо ближе к офису по комфортабельности, нежели индивидуальная кабина.
#39 | 21:43 25.06.2022 | Кому: votvot123
> Есть вообще такая работа (в смысле - рабочие места) где такое реально происходит?

Второй пилот и капитан сменяют друг друга. У машинистов поезда вроде тоже так, поезд не останавливают, чтобы поменяться с напарником.
А тут один оператор закончил рабочую смену, переключил ТС на другого оператора, который только заступил, пошёл домой. А ТС продолжает непрерывно двигаться из пункта отправления в пункт назначения с остановками только на дозаправку / подзарядку.
#40 | 21:43 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> Давай, расскажи мне что у грузовых автомобилей все не так.

Рассказываю. У грузовых автомобилей имеется обычай подъезжать на погрузку и разгрузку задом. А еще у грузовых автомобилей нет салонного зеркала, за ненадобностью. Вследствие этого особенности вождения грузовика немножко отличаются от жоповозки.
#41 | 21:43 25.06.2022 | Кому: cp866
> > комфортабельной кабине грузовика?

> Комфортабельная кабина жрет полезный объем и стоит некислых денег.


Это разница для владельца грузовика, а не для водителя/оператора.
#42 | 21:49 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> > Это разница не в функционале кожаного мешка, это разница в его местоположении.

> Эта разница в функционале транспортного средства.


Меня интересует, почему при одинаковом функционале водителя (водитель управляет грузовиком) и оператора (оператор управляет грузовиком, как в описании к новости) название рода деятельности у них разное. И не надо мне рассказывать про то, что в Киеве — дядька, если меня интересует бузина в огороде. Не можешь пояснить за бузину — проплывай мимо ;)
#43 | 21:55 25.06.2022 | Кому: Strider
> Что это за херня? На хрена вообще нужен беспилотный карьерный самосвал?

Как это на хрена? Страйдер, ну ваще, а как без беспилотного самосвала ты карьеру-то делать будешь???
votvot123
передозировка этодругина-форте »
#44 | 21:55 25.06.2022 | Кому: Sir Agressor
> > Есть вообще такая работа (в смысле - рабочие места) где такое реально происходит?
> Если тебе пример в принципе нужен, то вот меня заменяли коллеги именно из-за давления. Прямо в процессе выполняемых работ. А я их заменял, тоже в процессе.

Для замены нужен работник, который в данный момент не занят. Иначе рабочий процесс прервётся то ли у заболевшего, то ли у сменщика. Без руководства, грамотно организовавшего работу - это невозможно. Я вокруг себя заботы о работниках не замечаю от слова совсем.


> > Кого ебёт твоё давление?

> Того, кто соблюдает ТК и не хочет отвечать за смерть / вред здоровью сотрудника.

Ну, круто, чё. Хочу жить в твоей реальности. В моей - человечек, вышедший с прихватившем сердцем на крыльцо и умерший там через несколько минут, оказался ещё вчера уволившимся. Про всякое "пизданулся с лестницы" и говорить смешно.
Тут где-то рядом тема про производственный календарь - там тебе про соблюдение ТК расскажут всякое.


>Если ты не в курсе, водителю (обычному) нельзя приступать к работе без осмотра врача, который в том числе меряет водителю давление.


И как это влияет на "давление скакнуло" через 3 часа движения по трассе? Кстати, осмотр проводит медработник, прошедший курсы и допущенный к данной работе. Как правило, это медсестра, высшее образование там не требуется.
#45 | 21:56 25.06.2022 | Кому: Strider
> Рассказываю. У грузовых автомобилей имеется обычай подъезжать на погрузку и разгрузку задом. А еще у грузовых автомобилей нет салонного зеркала, за ненадобностью. Вследствие этого особенности вождения грузовика немножко отличаются от жоповозки.

И что дальше? К чему ты это рассказываешь?

Никто не говорит, что водитель в кабине не может двигаться задом, но глупо отрицать что это сложнее чем вперед.
Дистанционно управляемое ТС с одинаковым набором камер спереди и сзади лишены этого недостатка и развивать 5-е чувство уже не требуется.
А для какиз-то нужд возможно будут ТС способные двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, тогда у них вообще понятие переде и зада станет условным.

> У грузовых автомобилей имеется обычай подъезжать на погрузку и разгрузку задом.


А без кабины можно сделать разгрузку в любую сторону, опять же можно будет как удобно подъезжать.
#46 | 21:57 25.06.2022 | Кому: dse
> Это разница для владельца грузовика, а не для водителя/оператора.

Думаешь разработку этой технологии ведут в интересах водителей, а не потенциальных владельцев?)))
#47 | 22:00 25.06.2022 | Кому: dse
> Но меня интересует, почему функционал одинаковый (водитель управляет и оператор управляет), а название рода занятий разное.

Ну вот смотри, пристыковать к МКС космический корабль может и космонавт, и оператор ЦУПа. Почему же оператора ЦУПа не называют космонавтом? У них же одинаковый функционал в этой задаче?

> А водилы таки чинят.


Молодцы какие, экономят работодателю деньги, да ещё и в случае чего отвечают за все косяки, связанные с техсостоянием машины.

Камрад, высокая квалификация - это не умение работать за весь завод, это умение качественно делать свою часть работы. Что нисколько не отменяет пользы от наличия знаний и навыков в смежных областях.

И это самое умение предполагает обучение и получение опыта в процессе работы. И в случае оператора знаний у него должнбыть больше, чем у водителя, и наыки работы он должен иметь специфичные.

> блядском опенспейсе


[лезет обниматься]
Как я тебя понимаю!

Только кто тебе сказал, что у операторов будет именно опенспейс, а не отдельный кабинет?

> «Приятнее отдыхать» не имеет никакого отношения к «выше вероятность сдохнуть».


Очень даже имеет.
Со временем отсутствие первого приводит ко второму.


> Общественный лифт и вагон общественной же электрички гораздо ближе к офису по комфортабельности, нежели индивидуальная кабина.


Я не водитель, но много где и на чём ездил, в том числе в кабине, и временами продолжаю это делать.
Так вот, описываемой тобой чудо-кабины я ещё не видел за мои 45 лет. А нормальный офис / кабинет видел.
#48 | 22:01 25.06.2022 | Кому: Ilya.K
> > Это разница для владельца грузовика, а не для водителя/оператора.

> Думаешь разработку этой технологии ведут в интересах водителей, а не потенциальных владельцев?)))


Для подключившихся к дискуссии на полпути напоминаю, что меня не интересуют неполовые трудности потенциальных владельцев беспилотных грузовиков, меня, повторюсь, интересует, почему при одинаковом функционале водителя (водитель управляет грузовиком) и оператора (оператор управляет грузовиком, как в описании к новости) название рода деятельности у них разное. И не надо пытаться объяснять мне свою позицию с точки зрения потенциального владельца средства передвижения, мне нужно объективное объяснение, независимое ни от чьей точки зрения.
#49 | 22:02 25.06.2022 | Кому: dse
> Меня интересует, почему при одинаковом функционале водителя (водитель управляет грузовиком) и оператора (оператор управляет грузовиком, как в описании к новости) название рода деятельности у них разное. И не надо мне рассказывать про то, что в Киеве — дядька, если меня интересует бузина в огороде. Не можешь пояснить за бузину — проплывай мимо ;)

Ааа. Ты за лингвистику спрашиваешь. Ну бывает так. Я действительно ХЗ.
Почему-то если управляешь автомобилем, то водитель. А если самолетом, то пилот. А если поездом, то машинист. Хотя делают одно и то же - управляют транспортным средством.
А вот если удаленно всем этим заниматься, то оператор. Но у же не важно чем именно он удаленно управляет.
Вот бы узнать почему так!)
di_ego99
идиот »
#50 | 22:03 25.06.2022 | Кому: dse
> Меня интересует, почему при одинаковом функционале

Надо понять суть, чтобы задать правильный вопрос. Функционал разный. Водитель воздействует непосредственно на органы управления и осуществляет прямое управление. Оператор даёт команды исполняющим механизмам, которые осуществляют управление. Это примерно как разница между токарем и оператором станка с ЧПУ - результат один, а суть разная.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.