Трудно быть богом: миф о гениальности Стругацких

Новости, Культура | Baсилий 11:36 30.08.2020
102 комментария | 40 за, 9 против |
#1 | 11:39 30.08.2020 | Кому: Всем
Несмотря на отчасти провокационный заголовок, в статье представлен материалистический взгляд на философскую составляющую с детства многим известного и любимого произведения.
Грант
не троцкист »
#2 | 11:51 30.08.2020 | Кому: Всем
При желании так можно любую фантастику опошлить . Стругацкий никогда не были гениальными фантастами материализма , не знаю откуда это автор взял что так считают .
#3 | 11:54 30.08.2020 | Кому: Всем
По большому счету, и Хищные вещи, и ТББ, и Попытка к бегству - вещи с ощутимой гнильцой, причём это народ чувствовал даже в конце 70-начале 80х.

Авторы перестали быть уверены.. в вещах, декларированных ими в Пути на Амальтею, Возвращении. Полдень...
Этот червь сомнения авторов уже есть в Парне из Преисподнии.
Скепсис что не "все будет хорошо", весьма ощутимо присутствует уже в Понедельнике. А уж их Улитка вообще одна из самых мрачных их вещей (один партеногенез женщин чего стоит) , сравнимая только с Градом обречённым.
Грант
не троцкист »
#4 | 11:57 30.08.2020 | Кому: сайпал
> Авторы перестали быть уверены.. в вещах, декларированных ими в Пути на Амальтею, Возвращении. Полдень...
> Этот червь сомнения авторов уже есть в Парне из Преисподни.
> Скепсис что не "все будет хорошо", весьма ощутимо присутствует и Понедельнике. А уж их Улитка вообще одна из самых мрачных их вещей, сравнимая только с Градом обречённым.

Это вполне понятно ,исходя их настроений общества когда люди видели что давно ушли от реального строительства коммунизма.
#5 | 12:04 30.08.2020 | Кому: Грант
> Это вполне понятно ,исходя их настроений общества когда люди видели что давно ушли от реального строительства коммунизма.
>

Ну, то есть мы пришли к выводу, что они вполне адекватно отражали настроения советского общества в его послевоенном развитии. И общество это признавало.
#6 | 12:09 30.08.2020 | Кому: Грант
> Стругацкий никогда не были гениальными фантастами материализма , не знаю откуда это автор взял что так считают

Это самые популярные и влиятельные советские фантасты своего времени. Единственные, на мой взгляд, кто в каком то реалистичном приближении дал привлекательный и художественно достоверный образ коммунистического будущего. Лично я впервые стал воспринимать коммунизм не как ругательное слово именно с подачи их произведений, что для подростка 90-х было очень необычно.
Тем более, что в начале своего творческого пути, они реально были убеждёнными коммунистами. И вдвойне интереснее понять, а что же такого случилось с СССР в этот период, что двое умных, талантливых убеждённых коммуниста, настолько изменились. Данная статья пытается дать ответ и на этот вопрос.
Ну и кстати, а что с тех пор появились произведения сопоставимого художественного уровня , которые можно посоветовать подростку дабы увлечь его идеями коммунизма? Лучше то по сей день ничего и нету.
Грант
не троцкист »
#7 | 12:23 30.08.2020 | Кому: сайпал
> Ну, то есть мы пришли к выводу, что они вполне адекватно отражали настроения советского общества в его послевоенном развитии. И общество это признавало.

Да так и есть, идейный кризис расхождения практики и теории породил из многих идеалистов убежденный анти советчиков .
Грант
не троцкист »
#8 | 12:29 30.08.2020 | Кому: Baсилий
> Это самые популярные и влиятельные советские фантасты своего времени. Единственные, на мой взгляд, кто в каком то реалистичном приближении дал привлекательный и художественно достоверный образ коммунистического будущего. Лично я впервые стал воспринимать коммунизм не как ругательное слово именно с подачи их произведений, что для подростка 90-х было очень необычно.
> Тем более, что в начале своего творческого пути, они реально были убеждёнными коммунистами. И вдвойне интереснее понять, а что же такого случилось с СССР в этот период, что двое умных, талантливых убеждённых коммуниста, настолько изменились. Данная статья пытается дать ответ и на этот вопрос.
> Ну и кстати, а что с тех пор появились произведения сопоставимого художественного уровня , которые можно посоветовать подростку дабы увлечь его идеями коммунизма? Лучше то по сей день ничего и нету.

Вот поэтому, я считаю автор слишком к ним критичен .Если бы персонажи были идеологически правильные материалисты получилось ефремовщина мало интересная молодым читателям .К стати сам Ефремов считал что они хорошо описали коммунистическое общество , ну а приводить в тексте записку архитектора перестройки Яковлева про монополизацию рядом авторов фантастики научной в СССР еще и про низко поклонничество перед западными авторами в качестве доказательств своих мыслей вдвойне смешно .
#9 | 12:33 30.08.2020 | Кому: Всем
Trueгадские - хрюши от фантастики. Понты, недосказанности, отсутствие проработки мира. Мало их чмырили редакторы, худсоветы и цензура.
#10 | 12:33 30.08.2020 | Кому: Всем
> Ну, то есть мы пришли к выводу, что они вполне адекватно отражали настроения советского общества в его послевоенной развитии.
Части советского общества, возможно, в большинстве своем представленной интеллигенцией. Изучение, знание исторического материализма и марксистско-ленинской философии считалось скучным делом, а применять и делать выводы могли в массе своей очень немногие, если не сказать единицы.

Читать, эмоционально осваивать прочитанное это одно, а анализировать - спокойно и аргументировано - это другое.
Жаль, что только сейчас прочитал подобное. Вот если бы в конце 70-х, когда осваивал истмат в университете и запоем читал Стругацких, быть может кое-какой туман из головы повыветрился бы...
#11 | 12:37 30.08.2020 | Кому: Грант
> Вот поэтому, я считаю автор слишком к ним критичен .
Если б критика не была б предметной, этот аргумент можно было бы принять.

> Если бы персонажи были идеологически правильные материалисты получилось ефремовщина мало интересная молодым читателям .


Ну в первой половине их творчества им вполне это удавалось без явных огрехов.
#12 | 13:17 30.08.2020 | Кому: сайпал
> А уж их Улитка вообще одна из самых мрачных их вещей (один партеногенез женщин чего стоит) , сравнимая только с Градом обречённым.

Данные особи рубили баблишко, ничего личного. Базарные барыги с литературным талантом. Всчитнуть разок сойдет, если занять себя нечем.
#13 | 13:17 30.08.2020 | Кому: Baсилий
> Ну в первой половине их творчества им вполне это удавалось без явных огрехов.

Че приносило доход то и стругали, че взять с приматов?
Грант
не троцкист »
#14 | 13:25 30.08.2020 | Кому: Швейк
> Че приносило доход то и стругали, че взять с приматов?

Ты их явно перепутал с другими , Стругацкие действительно были людьми идейными . Которые перегорели в течении70-80 вместе с разложением советского общества.
#15 | 13:40 30.08.2020 | Кому: Грант
> Ты их явно перепутал с другими , Стругацкие действительно были людьми идейными . Которые перегорели в течении70-80 вместе с разложением советского общества.

Пиздеж. Идейность их - не более чем приспособленчество.
Aleks3
надзор »
#16 | 13:59 30.08.2020 | Кому: сайпал
> Хищные вещи

А с ними то что не так?
VSChe
надзор »
#17 | 14:25 30.08.2020 | Кому: Грант
Чет я не вкурил про ефремовщину? Сдается мне, что ты банально переносишь свою личную антипатию к Ефремову на всех.
Лично мой опыт, показал, что мы, наша компания, Ефремовым упоролись люто. И для нас, он и Кир Былычев, были не менее интересными, чем Стругацкие.

Ну и таки да, творчество Ефремова, оно не для глупеньких детишек. Там заряд и морально-нравственный посыл такой силы, что не каждый способен его осознать.
VSChe
надзор »
#18 | 14:29 30.08.2020 | Кому: Грант
Стругацкие сами говорили, что никогда не были уж больно идейными. Соответсвенно они никуда не перегорали, всего лишь приспосабливались. Но фантасты были хорошие. ПРи довольно таки средненькой проработке своих миров, они довольно не плохо прорабатывали личности людей и некоторые идеи.
Мало произведений стругацких, которые я быстал перечитывать. Но понедельник начинается в субботу, пожалуй можно прочитать еще разочек.
#19 | 14:30 30.08.2020 | Кому: Всем
"Трудно быть богом" это они ещё по молодости писали в 1964 году, а есть более поздний вариант в виде пьесы "Без оружия", 1989 года - вот там раскрытие в полный рост: все герои какие-то мрази и все в конце гибнут.
(Видимо посмотрев этот спектакль Герман-старший и решил снимать свою "Хронику Арканарской резни" щедро макая кисть творца в ведёрко с говном.)
Грант
не троцкист »
#20 | 14:32 30.08.2020 | Кому: VSChe
> Чет я не вкурил про ефремовщину? Сдается мне, что ты банально переносишь свою личную антипатию к Ефремову на всех.
> Лично мой опыт, показал, что мы, наша компания, Ефремовым упоролись люто. И для нас, он и Кир Былычев, были не менее интересными, чем Стругацкие.
>
> Ну и таки да, творчество Ефремова, оно не для глупеньких детишек. Там заряд и морально-нравственный посыл такой силы, что не каждый способен его осознать.

Кир Булычев писал интересно , он к стати просто стал анти советчиком без всякой идеологии переобувшись .Книги Ефремова хороши , но больше для взрослых детям нужно более живое как Булычев, Стругацкие,Хайнлайн,Лем.
duke
дурачок »
#21 | 15:28 30.08.2020 | Кому: Всем
Да всё правильно сказано в статье
#22 | 15:33 30.08.2020 | Кому: Швейк
> Че приносило доход то и стругали

Если б они были конформистами, отлично бы встроились, после первых же окриков. Однако же их запретили и на долго. Боюсь , что такие простые объяснения тут не сработают.
#23 | 15:54 30.08.2020 | Кому: Baсилий
> Однако же их запретили и на долго.

Че за бред? У меня лично не одна их книжка была, в журналах печатали.
#24 | 15:58 30.08.2020 | Кому: Всем
> профессиональных историков

главная претензия именно к этому, почему-то профессиональные историки коммунисты ведут себя так, как будто словосочетание "исторический материализм" им либо не знакомо, либо прямо противоположно их представлениям, а местами это ещё и сдобрено изрядным шовинизмом. Так что критика закономерна.


> Теперь о самом мерзком. Зачем вы всё это делаете.

Господи... я критиковал Бродского(предметно, с цитатами) меня обвиняли в заговоре против великого, чьих подошв я не стою, и тут таже фигня. Сговорились вы что-ли? Неужели так сложно критически взглянуть на свои пристрастия?

У меня полное собрание Стругацких, все их переводы, черновики-рукописи-киносценарии. Меня не надо за них агитировать. Я читал их и перечитывал чаще чем собственный паспорт.

По поводу вышеприведённых попаданцев и прочего- не смотрел и не читал- не интересно. Только причём тут это?
За что я благодарен Стругацким, так это за то, что именно их книги впервые показали мне , что книга это не только и не столько развлекуха, они могут заставлять думать. А ты предлагаешь бездумное почитание и отказ от критического мышления. Вряд ли это то, чего хотели авторы, в лучшие свои годы по крайней мере.
#25 | 15:59 30.08.2020 | Кому: Швейк
может прежде чем писать, стоит потратить пару секунд в поисковике?
#26 | 16:00 30.08.2020 | Кому: Всем
> требуя от персонажей Стругацких (профессиональных историков, слегка обученных азам конспиративной деятельности) навыков Бонда и Пронина одновременно

Что за бред???
Историкам не надо никуда лезть - втыкаешь нанокамеры и смотришь 24/7.
Если же вы засылаете шпиона, то тут будет из серии "В августе 44-го" агентура, контрразведка, вербовка, выявление предателей, бессудные казни и прочие интересные развлечения.
В книге же приключения ебанько на живодерне у гомосеков.
#27 | 16:01 30.08.2020 | Кому: Baсилий
> может прежде чем писать, стоит потратить пару секунд в поисковике?

Не вешайте мне мацу на уши, я там жил.
#28 | 16:03 30.08.2020 | Кому: Всем
> Почему-то никто не берется всерьёз критиковать Конторовича и прочих попадононосцев. Никто не хочет разбирать откровенно слабый фильм "Мы из будущего".

Надписи в туалете тоже не критикуем.
#29 | 16:06 30.08.2020 | Кому: Всем
>
> А, ну тогда всё норм.

Да, да запрещали и в камнедробилу кидали по субботам!!!

И Высоцкого так запретили, что он из всех окон по праздникам слышался.

Вгосьяхусказки.джипег
#30 | 16:08 30.08.2020 | Кому: Всем
> Ну да, ну да...

То есть имя Швейк Йозеф тебя не смутило???
Это пиздееец!!!
#31 | 16:10 30.08.2020 | Кому: Всем
> Для особо проницательных: "Трудно быть богом"

Для гениев мысли - у Руматы обруч на бестолковке с камерой с передачей данных и мегавспышкой.
#32 | 16:23 30.08.2020 | Кому: Всем
Это долбоебизм, если ты веришь что там написано - тебе к доктору надо.

[censored]

Особо показательно это фото, рекомендую посетить это место и убедиться, что это фото наглый пиздеж, просто прикинув реальную высоту бортика.
Грант
не троцкист »
#33 | 16:25 30.08.2020 | Кому: Всем
Это же банальное анти советское вранье на сайте собрано.
#34 | 16:30 30.08.2020 | Кому: Всем
> Ты там уже принял что ли? Напоминаю, что тема называется "Трудно быть богом: миф о гениальности Стругацких". При чём тут бортик? Что-то из детства?

А понятно, специально для гениев мысли и жертв журнала "Огонек" разъясняю - твоя ссылка наполнена пиздежом, а фото из статьи особо показательно.
#35 | 16:33 30.08.2020 | Кому: Всем
> ТББ" с "ОО"

Это сильный аргумент, да. Я "Хищные вещи века" читал и "Миллион лет до конца света". Это пук в лужу.
Если ранее еще туда сюда, то всякие улитки - они как реп, вопщемта кал.
#36 | 16:43 30.08.2020 | Кому: Всем
>
> Интеллектуал, блять.

Зато не антисоветчик, надо быть совсем тупым чтоб сюда тащить "ПРАВДУ" из протухших "Огоньков".
#37 | 16:45 30.08.2020 | Кому: Всем
> Книги не запрещали! Фотографии не ретушировали. Персонажей в учебниках не заклеивали.

Здесь тебе не трибуна для антисоветской хуйни, здесь могут и на черенке проводить до выхода.
#38 | 16:57 30.08.2020 | Кому: Всем
> Почему ты и тебе подобные так трясётесь при слове "отключение"?

Ты и впрямь тупой. Что не удивительно для верящего в сказки из протухших журналов перестройки. Отключение - есть мера избавления контингента от общества малолетних долбоебов. Нахуя вы сюда лезете? Есть же специальные ресурсы, Двач там, или прочая помойка для опущенцев. Нет, малолетним долбоебам надо тут навонять своим протухшим "Огоньком"
#39 | 17:31 30.08.2020 | Кому: Baсилий
> Это самые популярные и влиятельные советские фантасты своего времени

Вотт не поверишь, камрад, но когда в детстве я брал в библиотеке "труды" Стругацких, то не мог прочитать далее первой страницы. То есть говно умел распознавать уже тогда.
Зато с удовольствием читал сейчас уже малоизвестных Юрия Тупицына с его циклом "Торнадо", и Сергея Павлова с его "Акванавтами" и "Лунной радугой".

Вотт вчера посмотрел в очередной раз фильм "Чародеи" и загорелся идеей прочитать "Понедельник начинается в субботу". Не осилил и десяти страниц высокохудожественного бреда.

Так что влияние своё они оказывали, видимо, не в среде читателей, а в какой то другой среде. ИМХО.
#40 | 17:37 30.08.2020 | Кому: Темнозорь
> Вотт не поверишь, камрад, но когда в детстве я брал в библиотеке "труды" Стругацких, то не мог прочитать далее первой страницы. То есть говно умел распознавать уже тогда.

С чем именно ты споришь камрад? Тебе не нравятся Стругацкие- хорошо. Это как-то сказывается на их популярности у читающей публики- вряд ли.

Это просто вкусовщина. А статья совсем не про это и уж точно не про то, что Стругацкие - дерьмо. Собственно и статьи бы не было, если бы её автор не осознавал значимость Стругацких. Тогда в этой статье были бы другие фамилии.
#41 | 17:48 30.08.2020 | Кому: Baсилий
Я пытаюсь сказать, что их "популярность" искусственна.
#42 | 17:52 30.08.2020 | Кому: Всем
> Вторая - муть неопределённая

Мне как раз вторая часть больше всего нравится ))) Третья - откровенная антисоветчина, согласен.
Грант
не троцкист »
#43 | 18:01 30.08.2020 | Кому: Темнозорь
> Я пытаюсь сказать, что их "популярность" искусственна.

И близко нет - это не Солженицын которого за рубежом пиарили .
#44 | 18:03 30.08.2020 | Кому: Всем
> Попробуй ответить хоть на пару вопросов.

Чтоб я отвечал малолетнему долбоебу??? Тратить время на обучение обезьян, ебнутых томиком Солженицына? Ваших обоссаных Стругацких забудут лет через 10 совсем, такова участь шлюх.
#45 | 18:06 30.08.2020 | Кому: Темнозорь
> Не осилил и десяти страниц высокохудожественного бреда.

Интилегенты хавают, бабло крутится.
Правда скоро нахер пошлют с одной стороны за коммунистические тескты, а с другой - за антисоветские. И поделом, кому нужны старые шлюхи?
#46 | 18:08 30.08.2020 | Кому: Всем
> Мозг не обнаружен. Вопросов больше не имею.

Тушоночная королева нас всех тут разоблачила ©
Иди, на "Огонек" потеребонькай.
#47 | 18:08 30.08.2020 | Кому: Всем
> Госпиди, да где ты там антисоветчину-то нашёл? )))

Тебе имя главгада Джугаш Улья Каганберья ни о чём не говорит?

> Там даже непонятно какой век на дворе и какая общественно-политическая формация.


Какой век - понятно: 500 лет после исхода экзотов (первая звёздная экспедиция на рейдере "Великий предок"). Общественно-политическая формация - на Земле - капитализ0м, на Дигее - коммунизм (доказать не могу, просто по ощущениям от прочитанного).

> ЕМНИП там от Павлова только имя осталось. А писали то ли "негры", то ли жена.


Согласен.

> Поясни, как можно накрутить популярность писателя-фантаста?


В том то и дело, что в детстве и юности я только и слышал их имена. А по прочтении "трудов" не понимал - в чём же их популярность?
#48 | 18:18 30.08.2020 | Кому: Всем
> Ещё раз предлагаю поубавить спеси. Уже смотреть неприятно.

Папе своему предлагай, если знаешь его, конечно.
#49 | 18:29 30.08.2020 | Кому: Всем
> Чушь, одним словом.

Не чушь, а фантастика!!! ))

> Осталось выяснить в каком веке изошли экзоты и станет совсем понятно )))


Тебе от рождества Христова или от сотворения мира? )))

> Так может они были правы и дело не в Стругацких, а в тебе?


Безусловно, дело во мне. Это же я не мог понять, в чём их популярность. А в итоге, их "популярностью" было густо приправлено убийство моей Родины - Советского Союза. И до сих пор приправляется.

Так что даже не знаю, что объективней - моё мнение или их "популярность".
#50 | 18:36 30.08.2020 | Кому: Всем
Аминь, камрад.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.