Что нам делать с мусором: пример Швеции

varlamov.ru — Очень познавательная статья о глубокой переработке мусора в Швеции. Текст в первом каменте, по ссылке можно не ходить. #одуван. Во втором каменте, для объективности - статья, посвящённая критике одувана.
Новости, Общество | stormlord 12:56 12.04.2019
86 комментариев | 32 за, 15 против |
#1 | 12:56 12.04.2019 | Кому: Всем
[===начало цитирования===]

[censored]

[censored][censored][censored] и[censored] завалены мусором, в Подмосковье растут новые мусорные горы, а Поморье и Ярославль становятся персональными свалками Москвы... Пройдёт ещё 10 лет, и рядом с каждым мегаполисом в России будет мусорное пятно величиной с сам город. Что с этим делать, до сих пор никто не придумал. По поведению властей понятно, что они решили оставить решение мусорной проблемы следующим поколениям. Грубо говоря, сейчас они берут одну свалку и сдвигают её в другое место на карте, чтобы избежать народного бунта ([censored] ).

Конечно, территория у нас огромная, и мусор можно долго размазывать тонким слоем по всей стране, как масло по бутерброду. Но кому нужна такая Россия? Вы бы хотели жить так, как живут сегодня читинцы?

По статистике на каждого россиянина ежегодно приходится более 400 кг мусора, и практически все эти отходы оседают на свалках. Суммарная площадь российских свалок ещё в 2016 году составляла около 4 млн гектаров, и каждый год к этой площади прирастает ещё 0,4 млн гектаров. Для наглядности, 0,4 млн га – это суммарная площадь Москвы и Петербурга.

Пока мы не можем приучить себя даже к простейшим действиям – например, сортировке мусора по разным контейнерам, чтобы его можно было отвозить на переработку, некоторые из наших соседей уже очень близки к тому, чтобы стать странами нулевых отходов. Например, Швеция. Шведы пошли дальше других и научились не только перерабатывать или уничтожать весь производимый мусор, но ещё и зарабатывать на этом.

В Швеции на человека приходится в среднем даже больше отходов, чем в России – около 500 кг в год. Это очень много, и всё это надо куда-то девать. Если Россия со своей гигантской территорией может позволить себе зарастать свалками так, чтобы этого практически никто не замечал, то относительно небольшая Швеция при таком подходе уже была бы одной огромной свалкой.

Так что же шведы делают с мусором? Вот данные за 2017 год:

[censored]

15,5% мусора – органические отходы, которые подвергаются биологической обработке.

33,7% мусора – это материалы, которые подлежат переработке. К таким относится стекло, металлы, пластик.

50,3% мусора – это отходы, не подлежащие переработке. Их сжигают на специальных электростанциях, работающих на мусоре, и получают из него энергию.

0,5% мусора – это тот остаток, который всё же отправляется на свалки. В год это 23 тысячи тонн. Для шведов даже это много, и они думают над тем, как бы вообще свести количество свалок к нулю.


Как Швеция приучилась к сортировке отходов

Шведы начали сортировать мусор на порядок позже других европейских стран – только в конце 90-х годов. При этом, в отличие от нас (у нас раздельный сбор мусора пытаются внедрить уже много лет, и никак он не выйдет за рамки "эксперимента"), они очень быстро привыкли к новой системе и добились больших успехов. На сегодняшний день архитекторы при проектировании частных домов или дизайнеры при составлении плана кухни уже заранее предусматривают место для серии разноцветных контейнеров под все виды мусора. Дети с детского сада знают, какой цвет для чего предназначен.

Выглядит это вот так: зелёный цвет – для органических (пищевых) отходов, синий – для газет и бумаг, оранжевый – для пластиковой упаковки, жёлтый – для бумажной упаковки (да, её собирают отдельно от обычной бумаги), серый – для металлической тары, белый – для оставшихся отходов, которые можно сжечь для получения энергии.

[censored]

И это не всё. На рисунке не изображены ещё несколько видов мусора, который шведы тоже собирают отдельно: это стекло (причём отдельно прозрачное стекло и отдельно цветное), крупногабаритный мусор (мебель, велосипеды и т.п.), электроника и, наконец, опасные отходы.

В общей сложности получается 11 разных видов мусора. Только вдумайтесь! В России три контейнера – это уже слишком сложно для многих, а у шведов этих контейнеров 11, и никто не жалуется.

Причём если упаковка продукта состоит из нескольких материалов, её нужно разобрать и распределить по разным контейнерам. Например, этикетки от бутылок обязательно отклеивают и кладут в контейнер с бумажной упаковкой, а саму бутылку кладут к стеклу.


Как происходит сбор мусора

Никаких мусоропроводов. Жители многоквартирных домов относят свой мусор вот в такие пункты сбора отходов, которых по стране около 6 тысяч. Не всегда они находятся прямо рядом с домом, иногда до них приходится идти квартал или даже пару кварталов.

[censored]

Для жителей частных домов сбор мусора организован несколько по-другому. Здесь мусор забирают мусоровозы. Причём вывоз происходит раздельно по дням недели: в понедельник проезжает мусоровоз, забирающий биологические отходы, во вторник – пластиковую упаковку, и так далее. Большой общий контейнер для мусора разделён на несколько контейнеров поменьше, и жильцы каждое утро или с ночи вынимают нужный контейнер, выставляют его возле дома, а потом забирают пустой обратно. Очень удобно, но есть одно "но": такой сбор мусора платный, это стоит около 200 евро в год.

[censored]

Особая ситуация с такими видами отходов, как электроника, вредные отходы и габаритный мусор. Его не забирают мусоровозы и не принимают обычные пункты сбора мусора. Весь этот мусор нужно отвозить на специальные перерабатывающие центры, которых по стране всего 650. Примерно раз в месяц семья загружает весь такой мусор в машину или нанимает фургон и везёт сдавать его в один из перерабатывающих центров. Такого мусора в Швеции около 1,4 млн тонн в год. На человека – около 160 кг в год.

Чтобы упростить сбор опасного мусора, в Швеции придумали специальные автоматы по приему мелких вредных отходов. Такие автоматы стоят в большинстве супермаркетов, аптек, на автозаправках. Они принимают лампочки, батарейки, баллончики из-под спреев, мелкую электронику, а также краски, клей, лаки (для ногтей и не только).

[censored]

Такие же автоматы есть и по приёму стеклотары, консервных банок и так далее. [Сдав мусор в автомат, вы можете нажать красную кнопку и получить за него вознаграждение, либо нажать жёлтую кнопку и отправить это небольшое вознаграждение на благотворительность.]


Что делают из мусора

Итак, мусор рассортирован и собран. Пора превращать его в нечто полезное.

Как я уже сказал, 30% мусора идут на переработку: из использованных бутылок делают новые бутылки, из вскрытых консервных банок – новые консервные банки. При этом многие компании-гиганты, чтобы поддержать идею переработки отходов, специально производят некоторые свои товары из переработанных материалов. Например, все металлические пробки от бутылок в 2017 году пошли на создание 2200 автомобилей Volvo – и для компании дополнительный пиар, и в то же время популяризация идеи переработки материалов.

Общие объёмы переработки мусора в Швеции в 2017 году:

Газеты и другая печать: 219,6 тысяч тонн;
Бумага, картонные упаковки – 133,6 тысяч тонн;
Металлическая упаковка – 16 тысяч тонн;
Пластиковая упаковка – 65,7 тысяч тонн;
Стеклянная упаковка – 213,6 тысяч тонн;
Электроника – 137,3 тысяч тонн;
Батарейки – 10 тысяч тонн;
Шины – 85 тысяч тонн.

Что касается биологических отходов, то большая их часть идёт на производство биоудобрений. Шведы очень гордятся этим и считают невероятно перспективной сферой, поскольку искусственные удобрения дороги и изготавливаются из природного газа и фосфора, а это невосполнимые ресурсы. Некоторые эксперты говорят, что фосфор закончится быстрее, чем уголь.

Кроме того, из органического мусора получают биогаз, который используется, например, в качестве экологичного топлива для общественного транспорта. Большинство автобусов в Швеции уже работают не на дизеле, а на биогазе. Шведская Scania стала одним из мировых лидеров по производству транспорта на биогазе и поставляет его во многие страны Европы.

[censored]

Оставшиеся 50% отходов становятся источником чистой энергии для страны в рамках программы Waste to Energy. Это, пожалуй, самый интересный пункт из опыта Швеции в утилизации мусора, так что остановимся на нём поподробнее.


Как зарабатывать на мусоре

Технология превращения отходов в энергию используется во многих странах мира, но Швеция больше всех преуспела в её развитии. В стране нет запасов нефти и газа, поэтому она очень активно развивает альтернативные источники энергии. Мусоросжигательные заводы, работающие по технологии Waste to Energy, заменяют шведам атомные электростанции. В среднем в год такие заводы производят порядка 17 ТВтч энергии – этой энергии хватает на отопление значительной части территории Швеции.

[censored]

Один из первых в Швеции заводов Waste to Energy в городе Линчёпинге

Количество энергии, которое маленькая Швеция сберегает за год, примерно равно количеству энергии, которое производит одна средняя тепловая электростанция. При этом для обычной ТЭС нужен уголь, а для завода Waste to Energy – мусор, то есть сырьё, которое практически ничего не стоит. Шведы даже принимают мусор из других стран, его им привозят бесплатно, например, из Норвегии. Соседи только рады избавиться от отходов, а для шведов это по сути бесплатное сырьё, на котором они ещё и зарабатывают, продавая получаемый из него биогаз в том числе и обратно в Норвегию.

Отходов требуется, конечно, больше, чем угля: две тонны мусора в плане выделяемой энергии эквивалентны одной тонне угля. Но затраты всё равно несопоставимы, что делает заводы Waste to Energy прибыльным бизнесом.

Например, завод Waste to Energy в шведском городке Линчёпинге стоил 85 млн евро и при этом окупился всего за 4 года. Сегодня строительство таких заводов стоит уже значительно дороже – 150-250 млн евро, но окупаются они всё равно достаточно быстро, за 6-7 лет. К тому же, власти страны предлагают значительные налоговые льготы компаниям, занимающимся переработкой и утилизацией мусора.

[censored]

Что же в итоге? Швеция – одна из четырёх стран Евросоюза, в которой объём мусора, отправляемого на свалки, составляет менее 1%. У нас же всё наоборот: менее 1% – это объём перерабатываемых отходов. Всё остальное идёт на свалки, а о том, чтобы превращать мусор в энергию и зарабатывать на этом деньги, у нас никто и не помышляет.

[===конец цитирования===]

Традиционно, прошу минусующих (кроме пальтоконя) аргументировать своё мнение.
#2 | 12:59 12.04.2019 | Кому: Всем
Эту статью, посвящённую критике одувана, я пощу, чтобы порадовать пальтоконя (на самом деле, потому что она феерична, а пилить отдельный пост ради неё мне жалко)

[===начало цитирования===]

В прошлом году я снимал[censored] и[censored] в рамках[censored] На мои сюжеты тогда отреагировал доктор социологических наук Игорь Анатольевич Романов, который разродился замечательной статьёй[censored]

[censored]

Раньше Романов руководил Центром азиатско-тихоокеанских исследований РИСИ – Российского института стратегических исследований, учреждённого президентом и работающего по заказу Администрации президента РФ. Директором РИСИ является старый боевой товарищ Путина Михаил Фрадков, а лента новостей института выглядит[censored]

Сейчас Романов пишет статьи для[censored] и управляет Центром церковно-государственных отношений[censored]

Мой пост про[censored] оказался довольно резонансным, и мимо него Игорь Ататольевич тоже пройти не смог.

Представляю вам его новую статью "Россия в сетке"! О, это изящество слога! О, эти аллегории и эпитеты! Инсайды, гениальная подача, воинствующее православие – здесь всё! Пожалуйста, кушайте:



Кто не понял, что мы все живем в режиме чрезвычайной ситуации? В режиме жестокой войны. Войны нового типа. Часто такую войну называют гибридной.

Но какой бы гибридной, комплексной и многосложной ни была атака противника, она осуществляется в соответствии с единой стратегией. И основа стратегии – духовная. Духовный выбор наших противников сделан твёрдо и без колебаний.

Наши противники рассредоточены по всему миру и по России. Им не обязательно собираться в одном месте, иметь какой-то один центр, одну башню и одну главу. Они не имеют единой страны, единого государства. Они просто повсюду, в любой стране, в любом городе… У них просто есть сеть. Сеть, нити которой связывают наших врагов. Они живут в сети и по всему миру. И хотят мир превратить в сеть. Весь земной шар покрыть Сетью, поймать планету в рыболовный сачок. Или же – забросить её как мяч баскетбольный в корзину. Главное, чтобы планета вместе с живущим на ней человечеством была в сетке. Бороться с сетью трудно. В нее лучше не попадать. Но мы уже попали.

Нас, Россию и русский народ, сейчас травят. Морально, духовно травят. Вводят под кожу и в дыхательные пути яд. Через информационные каналы вводят. И мы дышим отравляющим смрадом «эхо.москвы», «рбк», «лента.ру», «мк», «тнт» и т.д.

Увидеть какой-то смысл, какую-то фундаментальную идею в государственной политике какой-либо страны сегодня трудно. Правда, у религиозных государств такая идея есть. Иран ведь имеет внятную и понятную идею. Израиль – там тоже всё ясно. Однако даже религиозные государства сегодня находятся под мощным натиском светской глобалистической политики. И фундамент религиозных государств нередко даёт трещину.

Трещины в фундаменте приводят к разрушению всего здания. Тем, кто пытается уловить весь земной шар в единую сеть, нужны трещины в фундаментах государств. На обломках государственных зданий они и строят свой сетевой порядок. И для этого порядка нужен народ, обладающий не государственным мышлением, а сетевым. Нужен такой народ, которому государство как таковое чуждо и даже противно. Для глобальной сети нужен глобальный народ. И этот народ формируется. Через ИНТЕРНЕТ. Сетевой, оцифрованный народ, не имеющий своей земли и собственного дома. Не имеющий ничего своего, даже достоинства. В сети всем можно обмениваться, все можно по сети передавать, продавать и предавать. Сетевой народ – это передасты. Они всё время что-то кому-то передают.

А вот засветился только что типичный сетевой передаст – ультраблогер Илья Варламов. С виду веселый и беззаботный человек. Кучерявый. В сети кучерявым труднее, чем, например, лысым. Кучерявые там больше путаются. Однако кучерявые, когда путаются, они еще больше других запутывают. Вот Илья Варламов запутался давно – то ли он архитектор, то ли экскурсовод по городским помойкам, то ли эколог, то ли агент ЦРУ и Моссада, то ли простой хулиган-матерщинник. А то ли – всё в одном кучерявом лице.

[censored]

Блогер Илья Варламов кем-то финансируется, кем-то оснащается, кем-то запускается в дальние командировки. В командировках его кто-то встречает, ходит с ним на экскурсии по помойкам и городским свалкам.

Варламову, конечно, приятно, что о нем пишут. Приятно, что его смотрят. Ну, обыкновенное тщеславие. А вот кому-то, кто реализует проект «Варламов», всё это тщеславие варламовское, конечно, необходимо.

Илья Варламов приехал недавно в город Читу. И вот посмотрите, как много потекло мутной жижи информационной по всевозможным каналам. Варламов приехал в Читу, отфотографировал все помойки, трущобы и деревянные туалеты. Выставил свои гениальные фото в сеть. Сопроводил снимки своей привычной матерщиной. И как бы предложил нам самим сделать вывод: «Да, так, как живут в России – так жить нельзя». Да, по сути, Варламов прямо и откровенно говорит: «Вы, жители России и ее неухоженных городов, не умеете жить, вы всё в своей стране загадили. Вы – самые настоящие свиньи». Уже не первый год «популярный блогер» показывает нам «истинную Россию». Россию загаженную, заваленную мусором. Россию отвратительную и неухоженную. А где-то наверху Варламова поддерживают. Молодец, мальчик! Уж если губернаторы краев и областей за него заступаются, уж если грязь и матерщина варламовских текстов спокойно присутствует в сети… Кто же в России выше губернаторов? Правительство, конечно. И еще есть органы серьезные. В сети трудно разобраться, откуда «ноги растут». В сети ноги вообще не нужны. Попался в сеть и – сиди. А если хочешь ползать, то надо стать пауком…

[censored]

В Забайкалье какой-то глава района не выдержал. Увидел все извращения Варламова и его оскорбления в отношении вверенного района и возмутился. «То, что он снимает... надо, наверное, посадить его за матерщину, которую он выдает малолеткам и прочему народу», – так сказал глава района.

И тут начинается спектакль, ради которого и выезжает на гастроли Варламов. Тут же подымается из-за стола губернатор. Временный губернатор. Сейчас все губернаторы временные. Поскольку само правительство – временное. Временное правительство. Губернатор, временно исполняющий свои обязанности, грубо и во весь эфир одергивает главу района.

Временный губернатор говорит главе района, который совершенно адекватно отреагировал на «творчество» Варламова. «Ему сейчас не видео надо смотреть в соцсетях, а заниматься уборкой, благоустройством общественных пространств и дворов. Тогда блогеры будут в Читу ездить не мусор снимать, а истинные достопримечательности Забайкалья - удивительную архитектуру города, исторические объекты, природу. Уверен, если будем работать, это время настанет быстро», – передает «Интерфакс» слова губернатора.

Оправдал губернатор блогера Варламова, матерщинника-мусорщика. А главу района, который на хамство и вульгарность блогерскую адекватно отреагировал, жёстко одёрнул.

[censored]

Как же так? Варламов сам напоминает ходячую духовную мусорку, разносит грязь и мерзость своим языком, передает заразу духовную людям. Матерится в эфире, народ оскорбляет. А губернатор за него заступается. И не только забайкальский губернатор Варламова поддерживает. До этого уже много кто из руководителей субъектов Российской Федерации восхищались «критикой» московского блогера.

Варламов у себя в блоге приводит примеры реакции жителей на его фоторепортажи и комментарии. Блогер над комментариями местных жителей веселится, называет их «аборигенами». Однако некоторые высказывания забайкальцев звучат весьма трезво и точно. И вот как ответ забайкальскому врио губернатора и всем главам регионов, которые Варламова поддерживают, звучит высказывание простого читинца: «Люди, очнитесь. К вам домой придёт посторонний человек, макнёт вас носом в унитаз, а вы ему: спасибо, отец родной, макни, пожалуйста, ещё раз».

Да это вся суть трудов тех, кто куражится над больным состоянием России. Но ведь это не мы страну загадили. Это вы, наемные менеджеры, торговцы совестью, либералы и революционеры грязь в России развели.

[censored]

Да и что толку, если ты перед едой будешь руки мыть и зубы по утрам чистить, а из сердца твоего будет смрад греха исходить? Чисто вымытая накрашенная блудница с душой гноящейся видно милее Варламовым и его покровителям.

Россия всегда была ухоженной. А как стали при демократии жить, так и улицы наши совсем «демократический вид» обрели. На Западе там ведь нет никакой демократии. Попробуй в Штатах что-то там пикни. В упор полицейский расстреляет. В Штатах, как известно, смертную казнь никто не отменял. А пойди, потребуй демократии в Израиле…

[censored]

Демократия это для колоний, для людей второсортных. Они ведь, эти люди, при демократии морально разлагаться начинают. А значит становятся не способными к какой-либо самоорганизации, к сплоченности, к проявлению независимости и достоинства. Значит им нетрудно внешнее управление назначить. Демократия привела нас к такому состоянию, что мы уже дальше телеэкрана ничего не видим.

…Свалки и помойки сначала надо бы в умах и сердцах почистить. Тогда отношение к жизни и родному ландшафту изменится. Тогда хозяйский взгляд будет на свою землю родную. Хозяйский, а не временно исполнительский. Для Варламовых и тех, кто поддерживает их, Россия – не Родина. Была бы Родиной, не глумились бы на весь мир над тем, «как тут всё плохо» и «мусором завалено». Это ведь тоже самое, что с больной матери, которая лежит в постели, содрать покрывало и фото в интернет выставить. Вот, мол, посмотрите, у нее тут язвы и гной и запах неприятный. А она даже за собой убрать не может…

[censored]

Не Родина им Россия, не мать. Да и они не сыны нашего Отечества. Их ведь по духу, по управленческим решениям, по манерам даже видно. Тот же врио забайкальского губернатора – менеджер абсолютно западного формата. Как сообщают средства массовой информации, в биографии у него сплошь менеджмент по западным стандартам в западных компаниях. В холдингах и в холдинг-группах. И вдруг он становится замминистра Дальнего Востока! А после – врио губернатора Забайкалья. Сам родился и учился на юге России. Но, он – «правильный» человек, с «правильными» взглядами. В полном соответствии с мировыми правилами. И дочь, где надо, учится. В Высшей школе экономики.

Не случайно в прошлом году Забайкалье к Дальневосточному федеральному округу отнесли. В этом округе сейчас идет стремительный подбор «правильных» людей на руководящие должности.

Внешнее управление – это не обязательно какой-то мистер или херр, говорящий на ломанном русском. Внешнее управление вполне может обеспечивать свой доморощенный полицай. Похоже, сейчас требуются в управлении полицаи. Они должны обеспечить особое положение каждого региона или макрорегиона. В соответствии с международными правилами и стандартами. Дальний Восток – это самое особое место. Здесь ведь средоточие природных ресурсов и геополитических возможностей. Вот и Варламов в последнее время ездит преимущественно на Дальний Восток и помойки фотографирует. У него задача такая – показать, что местное население здесь уже совсем в плохом состоянии. И такое плохое население к ресурсам мировым дальневосточным нельзя близко подпускать. Это население, которое за собой мусор не убирает. Поэтому оно нуждается в жестком мировом контроле. Обеспечить контроль на местах должны менеджеры нового формата – европейского или американского. А потом их дети – выпускники вышек, оксфордов и кембриджей…

[censored]

А нам показывают, мол, вы только и способны гадить да мусор разводить. Вот пишет Варламов: «Погуляв день по Чите, я был уверен, что народ соберётся на вокзале и скажет что-то вроде: "Какая Сирия! Какие террористы? Мы много лет в говне живём! У нас дети играют на свалках! У нас нет водопровода и канализации! Пошли на … отсюда со своими танками!" Но нет: народ привёл детей и радостно рассматривал трофеи. Дети понимающе кивали... Надо затянуть пояса, обстановка непростая!»

Блогер призывает народ к протестам. Да и кто только не призывает нас сегодня к протестам. Ради хаоса. Нас заводят, провоцируют. Выпускают какую-то обезьянку, она скачет перед лицом, язык показывает: «Бе-бе-бе…». И только ты эту обезьянку тронешь – тут же вой сирены: «Разжигание ненависти!!!».

Да нет у нас никакой ненависти к людям. У нас есть ненависть к поступкам, которые направлены против Христа и нашей Родины. Нам ненавистны действия тех, кто унижает и оскорбляет Россию. Нам ненавистно само зло, которое движет теми, кто втаптывает в грязь наше Отечество и теми, кто поддерживает врагов нашей Родины. И для нас, для русского народа, священны слова: Россия, Русь, Родина, Мать, Родная земля. Россия – Дом Пречистой. Поэтому нам надо от грязи духовной очиститься. Канализационные стоки информационные перекрыть надо.

[censored]

И спасение для нас не в злобе и ненависти к людям. А в любви ко Христу. Человек призван к святости. Пусть каждый из нас будет стремиться стать святым. Да, мы духовно грязные и заблудшие. Надо подыматься! Надо стряхнуть со своей души грязь и нечистоты наших грехов. Нужно вырвать корень греха. Не уповая на собственные силы, а целиком положившись на Господа. Не разжигаться в страстях и не поддаваться на провокации. Молиться Богу в покаянии. Молиться и жить по Божески. Хочешь, чтобы Господь помогал, значит надо жить с Богом.

Враги готовят нам хаос и беспорядки. Большую смуту готовят. В этой смуте нам надо не растеряться. Не оторваться от Бога и друг от друга. Нам, всем, кто любит Христа и Россию, нужно быть вместе. Надо успеть собраться. Об этом и молимся. Молимся, чтобы Господь вырвал из сети мировой Россию и всех людей, кто не желает жить по содомским лекалам. В молитве сила русского народа. В молитве к Богу и в жизни с Богом. Будем с Богом – Господь Сам нас соберет. Будем с Богом – по делам и по плодам без труда отличим, где ложь, а где правда. Ведь враг не дремлет. И враг, подогревая, провоцируя возмущение русского народа, готов направить эту энергию в ложное русло. Он, враг, даже монархию нам предложить готов. И собор для выбора монарха устроить. Лжесобор. В этом сейчас немалая опасность и угроза. Чтобы уже никаких поползновений к истинному самодержавию и православному государству не было.

[censored]

Вот на эту сетевую удочку нам нельзя попадаться. А чтобы не попадаться, надо духовное зрение иметь, по духу отличать – кто свой, кто – сетевой.

Земский Собор в России будет. И Царь – самодержец православный, по пророчествам святых отцов, будет. И Россия воскреснет, преобразиться и расцветёт благодатным цветом. Если только мы ушами хлопать не будем. И услышим призыв Божий. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14: 38).

И тогда воскреснет Русь! И расточатся врази Ея!


[censored]

[===конец цитирования===]

Поздравляю пальтоконя с обретением союзника в его нелёгкой борьбе. Родина может спать спокойно. Враги не пройдут. Если против одного пальтоконя я ещё как-то тащил - против пальтоконя и Игоря Романова - у меня нет шансов.
4ekist
надзор »
#3 | 13:00 12.04.2019 | Кому: Всем
У нас будут сваливать все в кучу и сжигать на колосниковой решетке. Прощай, русская землица - тебя засрут ядовитыми испражнениями мусорных заводов им. Шипелова. А дебилы будут с пеной у рта верещать, что по-другому никак, ибо мы бездуховны и не способны к обезьяньей работе по сортировке мусора
#4 | 13:02 12.04.2019 | Кому: Всем
У Хорватов(CH ?) 101 процент? 50 + 51?

Да и еще у С(?) - 92 + 9.
RedStar
надзор »
#5 | 13:02 12.04.2019 | Кому: stormlord
> Традиционно, прошу минусующих (кроме пальтоконя) аргументировать своё мнение.

Не читал, но Одуван - хуесос потому, что хуесос.
pyth2000
не фашист »
#6 | 13:04 12.04.2019 | Кому: Всем
Вот за что мне Одуван откровенно нравится - если быстро листать его посты с картинками, получается клип вот на это:

[censored]

Причем, не на оригинальный Muse, а именно вот это вот про ангелочков, цветочки и ебущихся собак.
#7 | 13:07 12.04.2019 | Кому: stormlord
> Традиционно, прошу минусующих (кроме пальтоконя) аргументировать своё мнение.

Зачем?
#8 | 13:07 12.04.2019 | Кому: RedStar
> Не читал, но Одуван - хуесос потому, что хуесос.

Принятно.

Первую половину твоего ответа не разделяю, вторую - разделяю.
#9 | 13:09 12.04.2019 | Кому: Кащей
> > Традиционно, прошу минусующих (кроме пальтоконя) аргументировать своё мнение.
>
> Зачем?

Я когда ставлю плюс, или минус - особенно минус - всегда пишу, за что, чтобы ТСу было понятнее.
Хотелось бы такого же отношения и к себе.
#10 | 13:09 12.04.2019 | Кому: Всем
Хм, а как в СССР с мусором дела обстояли? И если там было чище, чем сейчас, то что Варламову не нравится? Ведь сейчас не так, как в СССР.
Aleks3
надзор »
#11 | 13:11 12.04.2019 | Кому: 4ekist
Можно ещё и упаковку стандартизировать, чтобы бутылки и банки обратно на фабрики сдавать.
Только никто это делать не будет, правительству похуй, они на другой планете живут.
#12 | 13:12 12.04.2019 | Кому: Кащей
Потому что он человек-говно.
Aleks3
надзор »
#13 | 13:13 12.04.2019 | Кому: Кащей
> Хм, а как в СССР с мусором дела обстояли?

Офигенно. У нас на всю улицу была небольшая яма в отведённом месте, которую больше десятка лет не могли заполнить. А как только тоталитарный совок рухнул, так сразу так попёрло, что срань уже со спутника видать, на несколько десятков гектар.
#14 | 13:14 12.04.2019 | Кому: Aleks3
> Можно ещё и упаковку стандартизировать, чтобы бутылки и банки обратно на фабрики сдавать

Это как в совке что ли??? Чтобы одинаковые бутылки под молоко, кефир и всякий там снежок с разного цвета крышками и омерзительная серая упаковочная бумага безо всяких картинок??? Не за то, ох не за то скакали мы в 91-м под БМПешки.
4ekist
надзор »
#15 | 13:15 12.04.2019 | Кому: Aleks3
> Можно ещё и упаковку стандартизировать, чтобы бутылки и банки обратно на фабрики сдавать.
> Только никто это делать не будет, правительству похуй, они на другой планете живут.

Да можно дохуа что сделать. Можно даже не придумывать - великий советский народ уже сам за нас многое придумал. Бутылки сдавать, например.
Aleks3
надзор »
#16 | 13:16 12.04.2019 | Кому: Shnyrik
> Это как в совке что ли???

Я бы ещё за разброс мусора штрафовал бы как сидоровых коз и к принудительным работам по уборке мусора привлекал.
#17 | 13:17 12.04.2019 | Кому: tazuja
> У Хорватов(CH ?) 101 процент? 50 + 51?
>
> Да и еще у С(?) - 92 + 9.

Да график у него дурацкий, ваще не гуглится. Вот получше:

[censored]
Aleks3
надзор »
#18 | 13:18 12.04.2019 | Кому: 4ekist
> Да можно дохуа что сделать.

Только делать это никто не будет. Такие дела. И всех всё устраивает - уже привыкли в говне жить.

[censored]

[censored]
#19 | 13:20 12.04.2019 | Кому: Кащей
> Хм, а как в СССР с мусором дела обстояли? И если там было чище, чем сейчас, то что Варламову не нравится? Ведь сейчас не так, как в СССР.

Намного лучше. Тогда пластиков не было.
Хлеб - продавали без упаковки и несли домой в авоське.
Жидкости - в стеклянные бутылки, которые потом сдавали
Всякие товары и сыпучее - в серую промтоварную бумагу и перевязывали х/б шпагатом.

Почитай, отходов-то и не было.

ЗЫ: Да вот, кстати! На первой картинке в #18 - 90% мусорной кучи - это пластик.
#20 | 13:23 12.04.2019 | Кому: stormlord
Любопытно, по этому графику швейцарцы вообще не закапывают мусор, чтобы с них пример не брать? Или они тупо вывозят не перерабатываемый мусор в другие страны?
#21 | 13:23 12.04.2019 | Кому: Всем
Ну если Одуван уверен, что мудаки у власти - ну пусть идет на выборы в мэрию куда-нить. Бабла у него достаточно, чтобы себе замутить избирательную компанию, да и славы вполне хватает среди либерды. Пусть поработает мэром, покажет как надо.
#22 | 13:26 12.04.2019 | Кому: tazuja
> Любопытно, по этому графику швейцарцы вообще не закапывают мусор, чтобы с них пример не брать? Или они тупо вывозят не перерабатываемый мусор в другие страны?

Как недавно вскрылось - вывозят в Китай ещё как.
#23 | 13:32 12.04.2019 | Кому: tazuja
> Или они тупо вывозят не перерабатываемый мусор в другие страны?

Угу. Как известно, чтобы лучше бороться за экологию и спасать нашу планету от вредных загрязнений, надо свои вредные и ядовитые отходы заметать под диван сбывать в страны победнее.
4ekist
надзор »
#24 | 13:34 12.04.2019 | Кому: Aleks3
> > Да можно дохуа что сделать.
>
> Только делать это никто не будет. Такие дела. И всех всё устраивает - уже привыкли в говне жить.
>

Это демократия их приучила. Советская власть - отучит жить в говне.

Лично я всегда за собой мусор увожу.
Если далеко от поселений (рыбалка, охота, поход) - сжигаю и закапываю.
#25 | 13:34 12.04.2019 | Кому: arma1ite
> Ну если Одуван уверен, что мудаки у власти - ну пусть идет на выборы в мэрию куда-нить. Бабла у него достаточно, чтобы себе замутить избирательную компанию, да и славы вполне хватает среди либерды. Пусть поработает мэром, покажет как надо.

Работать? Фэ
Aleks3
надзор »
#26 | 13:36 12.04.2019 | Кому: 4ekist
> Лично я всегда за собой мусор увожу.
> Если далеко от поселений (рыбалка, охота, поход) - сжигаю и закапываю.

Все бы так, блин.
#27 | 13:37 12.04.2019 | Кому: Всем
Аргументирую. В чём смысл одувановских высеров? Показать как там хорошо, а тут плохо? Это и так известно. Это всё равно что неграм из африки, которые хуярят друг друга из АК из-за бананов, показывать как оно в Кремниевой Долине всё богато, денежно и высокотехнологично. И никто людей не жрёт (физически, я имею ввиду). Самое значительное, что может из этого получится - негры подумают, что и им так неплохо бы. Изберут самого чёрного негра программистом, выдолбят ему компьютер из пальмы, выдадут бюджет бананами со всего племени - и будут ждать результата. В идеале - какой-нибудь конкурентноспособной операционки там, или соцсети. А ещё веселее, если они возьмутся оружие делать, например - ядерное. Тогда будет как в известном анекдоте (- воображаю чё щас творится в <место куда целились>), то есть, уже не просто по-старому а ещё хуже, чем было.
Так и здесь - а давайте тоже всё вот это утилизировать и опыт перенимать. Будем собирать опасные отходы, типа батареек и трутных ламп. А куда их девать? Ну, в московских медиа-марктах ящики поставим, а оттуда куда они деваются - не наша проблема. А в жеках - бочки для сбора ртутных ламп. Ну и хули, что их туда кидают и они там бьются? Ну и похуй, что никто не знает куда их опять же девать дальше. Опыт-то переняли.
Опять же, МСЗ и биогаз - это всё скучно и дорого. Автобусы, блять, какие-то ещё покупать со срущими людьми на бортах. Лучше вырубим лес где-нибудь в области, соседней с московской, так захуярим свалку, но скажем, что она высокотехнологичная и ващще по нормам, евростандарт и всё такое. Затрат мало, прибыль сыночку уважаемого человека - прям щас. Все рады. Жечь тоже будем - пусть народишко мусор рассортирует, чтоб без дела-то не сидеть, а мы в мусоровоз закинем всё скопом (ну не держать же разные мусоровозы и не платить же мусорщикам чтобы они не просто бачки в машину вываливали, а смотрели что там?), а потом из него сразу в топку. А те, которые воздухом дышат и воду пьют - пусть сортируют да не задумываются откуда у них так быстро онкология непонятная развилась.

Плюс ко всему - Одуван - пидарас и вражина.
#28 | 13:45 12.04.2019 | Кому: Всем
Сортировка мусора говорите? Я до сих пор не знаю где в Москве можно сдать старый ртутный градусник блять. Так и лежит в тумбочке, благо целый. А ведь есть те, кто не задумывается, выбрасывают в мусоропровод и все.
#29 | 13:57 12.04.2019 | Кому: Expertis
> Аргументирую.

Респект.

>В чём смысл одувановских высеров? Показать как там хорошо, а тут плохо? Это и так известно.


Кому известно, а для кого и открытие. Я, например, читая одувана - много нового узнал. Не со всем согласен, но с кое-чем - согласен категорически. Мусор, например - надо перерабатывать однозначно. Дорожки и газоны делать правильные, с водоотводом - тоже надо. Бесплатные библиотеки со станками за счёт государства - тоже надо делать.

>Это всё равно что неграм из африки, которые хуярят друг друга из АК из-за бананов, показывать как оно в Кремниевой Долине всё богато, денежно и высокотехнологично. И никто людей не жрёт (физически, я имею ввиду). Самое значительное, что может из этого получится - негры подумают, что и им так неплохо бы.


Вот, именно в этом и суть. Если ты отродясь жил в говне - то ты к нему привык и не замечаешь. Для того, чтобы заметить - нужно посмотреть со стороны. Я, например, раньше и не задумывался, что многоэтажное строительство и подземные переходы - это плохо. Я среди них жил всю жизнь. А вот почитал одувана - да, он прав. Это действительно плохо.

>Изберут самого чёрного негра программистом, выдолбят ему компьютер из пальмы, выдадут бюджет бананами со всего племени - и будут ждать результата. В идеале - какой-нибудь конкурентноспособной операционки там, или соцсети.


Это ты сейчас ёрничаешь. Следует ли понимать твои слова так, что ты считаешь русский народ в принципе неспособным перенимать достижения прогресса у других стран, где они есть?

>А куда их девать? Ну, в московских медиа-марктах ящики поставим, а оттуда куда они дуваются - не наша проблема. А в жеках - бочки для сбора ртутных ламп. Ну и хули, что их туда кидают и они там бьются? Ну и похуй, что никто не знает куда их опять же девать дальше.


Ты прав, херня получилась. Ну так что ж теперь, нихуя и не делать? Типа, мы такие жопорукие, что у нас ни делается - всё боком выходит. Нет. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А вот у нас, у метро - стоит вагончик - бытовка сторительная. Там сидит мужичёк, ему эти лампы можно в руки передать. Неоптимально, но уже лучше. Так, авось, постепенно и дойдём.

>Опять же, МСЗ и биогаз - это всё скучно и дорого. Автобусы, блять, какие-то ещё покупать со срущими людьми на бортах. Лучше вырубим лес где-нибудь в области, соседней с московской, так захуярим свалку, но скажем, что она высокотехнологичная и ващще по нормам, евростандарт и всё такое.


Я, кажется, понял, что ты хочешь сказать. Мы, русские, - такие криворукие уроды, что ничего у нас не получается, всё через жопу. А одуван - мудак, потому что травит душу хорошими картинками, как у не нас всё сделано по уму.
Поправь меня, если я не прав.

>Плюс ко всему - Одуван - пидарас и вражина.


С последним - невозможно не согласиться.
#30 | 14:00 12.04.2019 | Кому: loyale
> Я до сих пор не знаю где в Москве можно сдать старый ртутный градусник блять. Так и лежит в тумбочке, благо целый. А ведь есть те, кто не задумывается, выбрасывают в мусоропровод и все.

У вас, в нерезиновой, вот такие вагончики не стоят?

[censored]

У нас в Питере есть. Мало пока, но есть.
#31 | 14:08 12.04.2019 | Кому: stormlord
> У вас, в нерезиновой, вот такие вагончики не стоят?

Еще ни разу не видел. Контейнера для батареек есть, в т.ч. в управах районов.
#32 | 14:25 12.04.2019 | Кому: stormlord
> и подземные переходы - это плохо

Почему?
#33 | 14:29 12.04.2019 | Кому: Всем
Это варламовское что-ли? На йух.
#34 | 14:36 12.04.2019 | Кому: stormlord
> Следует ли понимать твои слова так, что ты считаешь русский народ в принципе неспособным перенимать достижения прогресса у других стран, где они есть?

Не следует. Следует понимать, что у негров из аналогии между скаканием по пальмам и программированием компьютеров есть масса пропущенных вещей - от микроэлектроники и промышленности до государственного устройства и всеобщего образования с наукой. И даже если они прям всерьёз захотят перенять программирование как нечто для себя полезное, для этого мало их желания и посыпания этого мега-проекта местной валютой.

> А вот у нас, у метро - стоит вагончик - бытовка сторительная. Там сидит мужичёк, ему эти лампы можно в руки передать.


А у нас вот нету таких бытовок. По крайней мере, я ни одной не видел ни на одной из станций метро, где бываю. Как быть? Да и не исчезает вопрос куда мужичок потом девает всё, что насобирал?

> Неоптимально, но уже лучше. Так, авось, постепенно и дойдём.


До чего дойдём? От вагончика с мужичком до технологичной и экологичной переработки мусора? Ну а чего Пётр Великий не надеялся до флота дойти потихоньку, а государственное устройство переделывал, кадры отбирал, промышленность мутил, учился сам и других учиться заставлял? Или, скажем, Сталин не решил до ядерной бомбы постепенно доходить, начиная с гранаты?
Где у нас-то всё необходимое для переработки? Где понятные населению планы создания инфраструктуры с выгодами и пользой именно для населения (например, в платёжках за мусор плата повысится, плюс сортировка, но зато электричество дешевле станет вот на столько-то), с привлечением учёных и экспертов, контролирующих строительство и соблюдение норм экологии и безопасности.

> Мы, русские, - такие криворукие уроды, что ничего у нас не получается, всё через жопу.


Дело не в том, что мы русские или криворукие. Дело в том, что пока на западе проедали полученное от растаскивания СССР и клепали потихоньку и технологии, и инфраструктуру для мусора, у нас тут были 90-е, развал промышленности, воровство и полный пиздец, который сейчас в некоторых аспектах стал даже хуже. Через это своих технологий и инфраструктуры и денег на это у нас нет. Казалось бы - нет проблем! Купим на западе и технологии, и заводы и обучим работников и ещё массу всего сделаем. И тут плавно наступают проблемы, главная из которых - откуда взять деньги? С населения не собрать, оно и за обычный вывоз мусора платить не всегда хочет, само вывозит в ближайшую лесополосу (см. 90-е, когда всем было похуй, воспитание, и т.д.) В бюджетах денег нет (только в миллионниках, да и то в основном на вывоз и уборку того, что набросали, не на заводы и комплексные решения, а остальные, типа той же Читы - сидят как могут). Значит - у бизнеса деньги искать следует. А крупный бизнес - он про увеличение прибыли, а не про очищение Родины от свалок. И внезапно оказывается, что свалка прибыльнее переработки.
И вот тут появляется Одуван на белом коне и отважно рвёт покровы, дескать, у шведов-то вон оно как, а у нас-то пиздец! И исчезает ничего не предложив и ничего не сделав. Хоть бы, бля, юриста нанял и строчил иски за незаконную сволку мусора, как какой-нибудь Навальный, прости госспади. Помимо скоротечного любопытства на тему как там оно у них в других странах, это всё может вызвать только раздражение.
#35 | 14:36 12.04.2019 | Кому: AndroidSav1
> Почему?

Варламов сказал. Чего ты совопросничаешь?
#36 | 14:46 12.04.2019 | Кому: AndroidSav1
> > и подземные переходы - это плохо
>
> Почему?

[censored]
#37 | 14:56 12.04.2019 | Кому: stormlord
> > Я до сих пор не знаю где в Москве можно сдать старый ртутный градусник блять. Так и лежит в тумбочке, благо целый. А ведь есть те, кто не задумывается, выбрасывают в мусоропровод и все.

> У вас, в нерезиновой, вот такие вагончики не стоят?


В Москве не видел. Видел только ящик для сбора компактных люминесцентных ламп, градусников и батареек в "Глобусе", в подмосковном Королёве. И то он регулярно переполнялся, не в последнюю очередь потому, что разные мудаки регулярно пихали в него линейные лампы. Последний раз, когда был в этом "Глобусе", ящик поменялся, и теперь на нём ничего про сбор градусников не написано, только про лампы и батарейки.

Куда деть старые свинцово-кислотные аккумуляторы из ИБП, даже не знаю. В отличие от автомобильных, они никому не нужны.
#38 | 15:10 12.04.2019 | Кому: Faust
>[censored]

Уважаемый товарищ Кац! Идите с Вашей критикой подземных/надземных переходов куда-нибудь нахер. Дебилы, нарушающие ПДД, есть не только среди пешеходов, но и среди водителей. Единственный способ сделать так, чтобы дебилы на колёсах, нарушающие правила, не убивали дебилов-пешеходов -- это сделать так, чтобы траектории их движения нигде не пересекались. А это значит -- надземные и подземные переходы и точка. А чтобы умалишённые мамаши с детьми не бегали через дороги, вдоль этих дорог должны быть установлены заграждения, которые невозможно форсировать с коляской или ребёнком на руках. Маломобильные же пешеходы на подземных/надземных переходах отлично пользуются лифтами.
#39 | 15:21 12.04.2019 | Кому: dse
ППКС.

Особенно в видео понравилась фраза про то, что если, дескать, будет запрос от общества, то всё будет улучшаться. А без запроса от общества те, кто проектирует дороги, неспособны понять, что умирать и калечиться, как правило, никто не хочет.
Про переходы прям чудесно - они плохие, потому что провоцируют нарушать ПДД. А, например, тыща, торчащая из кармана соседа, провоцирует на то, чтобы её покрасть. Логика ж! Деньги надо запрещать, ибо ващще почти все преступления и плохие дела из-за них!
Да и про светофоры, которые не создают пробок - тоже отлично. У нас вот в спальном районе двухполосная дорога есть. Там был наземный переход нерегулируемый, а после "благоустройства" туда въебали два лежачих полицейский. Теперь там прекрасно образуется пробка, которой раньше отродясь не было.
#40 | 15:38 12.04.2019 | Кому: dse
> Единственный способ сделать так, чтобы дебилы на колёсах, нарушающие правила, не убивали дебилов-пешеходов -- это сделать так, чтобы траектории их движения нигде не пересекались

для либертарианцев это мысль слишком сложна, а мечты об уютных венецианских улочках, где пешеход и автолюбитель существуют в гармонии так вожделенны.

> Уважаемый товарищ Кац! Идите с Вашей критикой подземных/надземных переходов куда-нибудь нахер.


а нет ли тут???
#41 | 15:46 12.04.2019 | Кому: Всем
Это из серии теории разбитых окон.

Вот такое у нас тоже было.
Причина - местная администрация не заключила договор с мусорщиками. Деньги пустили на что-то ещё.
Жители выносили мешки с мусором к дороге. Мешки никто не собирал. Мусор дербанили собаки, лисы и птицы, разнося его по окрестностям.
Картинка - один в один для мест, где на вывоз забили болт.

[censored]

Вот эта картинка - из той же теории.

[censored]

Как только у нас у реки начали убирать мусор и стеклобой - перестали расти новые свалки.
#42 | 17:28 12.04.2019 | Кому: Faust
> а нет ли тут???

Это надо у товарища Каца спрашивать!!!
#43 | 21:30 12.04.2019 | Кому: loyale
Слушайте, у меня собака сожрала недавно такой. Обзвон врачей показал диапазон мнений от «боже, срочно вызывайте мчс, срочно! Всех эвакуировать, дом залить хлором» до «да ниче вам не будет! Мы в детстве их били и шариками играли».
Это все были медики и люди с хим образованием. Так что по поводу градусников хз
#44 | 21:56 12.04.2019 | Кому: Всем
Мне не нравится его статья, потому что он выдаёт псевдо-решение, и в некотором смысле вводит в заблуждение.
Могу ошибаться, но по-моему основной фактор, который привёл Швецию, Европу к таким результатам - это выгода. У них дефицит земли, энергоносителей, металла, ресурсов - и в рамках решения задачи поиска доп ресурсов, для освобождения земли, дешевого металла, электроэнергии и т.д. они успешно решили задачу с мусором. Получилось отлично - на самом деле - только у нас это не сработает. Потому что нам это не выгодно - у нас дешевле добыть металл, нефть, а земли пустой и дешёвой вообще навалом.
Одуван предлагает переформатировать людей, привить высокие идеалы и тд - это заблуждение. Шведы занимались не этим. Они зарабатывали бабло.
#45 | 02:46 13.04.2019 | Кому: stormlord
>
> Намного лучше. Тогда пластиков не было.
> Хлеб - продавали без упаковки и несли домой в авоське.
> Жидкости - в стеклянные бутылки, которые потом сдавали
> Всякие товары и сыпучее - в серую промтоварную бумагу и перевязывали х/б шпагатом.
>
> Почитай, отходов-то и не было.

Эдак ты договоришься до возрождения жуткой традиции принуждения бедных детей к сбору металлолома и макулатуры.
#46 | 04:23 13.04.2019 | Кому: Danika
> Слушайте, у меня собака сожрала недавно такой. Обзвон врачей показал диапазон мнений от «боже, срочно вызывайте мчс, срочно! Всех эвакуировать, дом залить хлором» до «да ниче вам не будет! Мы в детстве их били и шариками играли».
> Это все были медики и люди с хим образованием. Так что по поводу градусников хз

Я бы посоветовал таким врачам повторить подвиг собаки и сожрать ртуть из градусниа.
#47 | 07:02 13.04.2019 | Кому: OctopusVulgaris
> Эдак ты договоришься до возрождения жуткой традиции принуждения бедных детей к сбору металлолома и макулатуры.

Во цыгане собирающие и сдающие металлолом и макулатуру охуеют.
#48 | 07:24 13.04.2019 | Кому: kirillkor
> Во цыгане собирающие и сдающие металлолом и макулатуру охуеют.

Размах не тот. У нас когда в селе был пункт приёма, на помойках гвоздя не найти было. А из цыган только Сашка-цыганёнок, но ему мама по помойкам шариться не разрешала. Правда пункт сбора закрыли, когда с бань люминевые тазики пропадать начали.

По сабжу, есть толковые мусорные химики здеся? Хочу обсудить техническую возможность модульной установки сепарации мусора.
#49 | 08:00 13.04.2019 | Кому: morda
> Размах не тот.

Ещё какой тот. Вплоть до забегов с поклейкой объявлений, что заберём трубы/батареи/ванны по подъездам.
#50 | 08:08 13.04.2019 | Кому: kirillkor
Россия-она большая, "цыгане" колосятся не везде, особливо в бедных регионах.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.