Опрос: "Был ли в СССР 70-80-х годов товарный дефицит?"

vott.ru — Камрады, кто застал в разумном и относительно разумном возрасте СССР 70-х и 80-х годов, прошу для разрешения спора с оппонентом ответить на вопрос: "Имел ли место в позднем СССР товарный и продуктовый дефицит товаров первой необходимости?". По возможности, отпишите свои воспоминания в комментариях с указанием географии проживания и товарно-продуктовых групп.
Новости, Общество | AndroidSav1 12:58 22.11.2015
90 комментариев | 28 за, 15 против |
#1 | 15:18 22.11.2015 | Кому: Всем
мы все жили в разном СССР. я с универа помню, мне рассказал товарищ по общаге, что например Зеленодольск относился к "московскому снабжению", как он это называл. там был[censored]
а дело было вот в чём:

Каждый населенный пункт СССР был отнесен к одной из «категорий снабжения». Всего их было четыре: особая, первая, вторая и третья. К особой и первой категориям относились Москва и Ленинград, крупные промышленные центры, а также такие союзные республики, как Литва, Латвия, Эстония и курорты союзного значения, например Кавказские Минеральные Воды. Жители этих промышленных центров имели право получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высоким нормам. Потребители особого и первого списков составляли примерно 40% от всех снабжаемых дефицитом, но получали львиную долю государственного снабжения – 70–80%. Если не считать городов-миллионников, то в среднем хуже всего продуктами питания и промышленными товарами снабжалось именно население РСФСР.
Таким образом центр «покупал» лояльность союзных республик. Тем, кто жил в небольших городах, приходилось довольствоваться весьма скудным перечнем товаров. При этом в рамках плановой распределительной экономики ситуация часто доводилась до абсурда. К примеру, в городке Юрьев-Польском Владимирской области, где провел детство автор этих строк, в советские времена работал на местном сырье крупный мясокомбинат. Однако до жителей города, по крайней мере простых смертных, продукция не доходила. Ее распределяли по другим городам области, относившимся к более высокой «категории снабжения».
Не секрет, что наиболее высокий уровень жизни в СССР был в республиках Закавказья и Прибалтики. Возьмем в качестве примера главный фетиш советской эпохи дефицита – личный автомобиль. Если в 1985 году в РСФСР уровень автомобилизации составлял 44,5 автомобиля на тысячу населения (причем в основном за счет Москвы, Ленинграда и южных областей), в Грузии этот показатель равнялся 79, а в Прибалтике – 80–110. Сегодня уровень автомобилизации составляет в среднем по России 250 автомобилей на тысячу населения, а в Грузии – 130.

[censored]

купить импорт без блата можно было в Москве - там выбрасывали импортные вещи. мои родители ездили время от времени в Москву. так у меня появились индийские джинсы... какая-то блядь Индия, тогда шила офигенные джинсы, из настоящей джинсовой ткани.
#2 | 15:27 22.11.2015 | Кому: Всем
я помню, достал советский цветной телевизор через тётку - она работала в магазине электроники. вывозил классически - с чёрного хода.
двухкамерный холодильник Мир стало возможно свободно купить, когда он вместо 800 рублей начал продаваться по коммерческой цене - 1800(это был где-то 1989 кажется год).

вместо мяса в обычных магазинах лежали мослы. мясо судя по всему, уходило к спекулянтам на рынок, где продавалось втридорога.
#3 | 15:31 22.11.2015 | Кому: Зри в корень
> нац. окраинами

у нас пацаны ездили в 1989 году Молдавию - там в магазинах можно было купить настоящие спортивные костюмы Адидас, и прочее барахло
#4 | 15:32 22.11.2015 | Кому: Всем
на Западной Украине в 1989 году я был потрясён обилием всяких колбас и мясных продуктов - я такого у себя в Татарии не видел сроду.
#5 | 15:38 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> То есть, рыночные цены при СССР являлись злом, а в современной России - благо? Чем объяснит такую избирательность в суждениях?

конечно. потому что при СССР ты не мог заработать на определённом месте больше определённого потолка, хоть заработайся. и например ты не мог просто так взять и уехать в Москву, где покупательная способность рублей была совершенно иного качества.
а сейчас ты мало того что можешь туда свободно уехать, так и зарплата на одни и те же профессии в разных местах разная. и возможностей заработать больше. а раньше за всякие "нетрудовые доходы" была статья. у меня отец всё время где-то шабашил, так его дернули аж в местный комитет почему-то даже, как-то раз, писал объяснительную.
#6 | 15:51 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Рабочий мог зарабатывать больше директора предприятия, на котором работал.

так это полная глупость была: именно потому, что директора ворочали миллионами, а получали копейки, они и начинали мухлевать.
и что-то я не видел ни одного рабочего, который бы жил лучше директора камаза.
#7 | 16:24 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Ты за нетрудовые доходы?

в СССР к нетрудовым доходам подтягивали многое. могли даже шабашку подтянуть.
#8 | 16:34 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Нетрудовые доходы - доходы, полученные не трудом.

«Нетрудовы́е дохо́ды» в узком понимании — индивидуальные доходы, не связанные с личным трудом. Однако в СССР и некоторых других социалистических странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству.

В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал, торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе.
#9 | 16:39 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Если стройматериалы спиженные.

шабашка - это не только стройка. это пусконаладочные работы, например. там все материалы заказчика. тем не менее за это могли притянуть к статье за нетрудовые доходы.
#10 | 16:51 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Примеры имеются?

самый анекдотичный(если бы не было так грустно) пример - когда за "нетрудовые" доходы сажали тренеров по карате:

[censored]

Это и стало основной статьей обвинения. Итог – 5 лет лишения свободы.
#11 | 16:55 22.11.2015 | Кому: mik16
> Он популярно объясняет этот "феномен"

я могу популярно объяснить этот "феномен": вещи производства советской лёгкой промышленности, были унылым говном.
#12 | 17:05 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Не показательно.

вот тебе показательно:

А вот повару из Ростовской области уж совсем не повезло. Вот как о его «нетрудовой» деятельности говорилось в письме замминистра общественного порядка России в ЦК: «Гр-н Лысенко Т.Г., житель гор. Белая Калитва Ростовской области, периодически работая поваром, держал в своем хозяйстве до 13–15 свиней, имел 4 дома и автомашину «Москвич». Решением народного суда гор. Белая Калитва три дома и автомашина «Москвич» у Лысенко конфискованы. Кроме того, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года он выслан в отдаленные районы страны сроком на 5 лет как тунеядец». Видно, гражданин Лысенко кому-то уж очень сильно насолил, если к нему применили все три указа – о конфискации домов, машин и борьбе с тунеядством!

Смотрите оригинал материала на сайте "Совершенно секретно" :[censored]
#13 | 18:16 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> То есть, пиздил с работы еду для свиней?

ты когда-нибудь пробовал прокормить 13-15 свиней?! у нас для этого использовались отходы со столовой целой части! это три роты по 100 человек, и еще человек сто прочих.
ему не нужно было ничего пиздить - тупо покупал хлеб буханками, благо он был дешевый
#14 | 18:29 22.11.2015 | Кому: Дед Пихто
> Граждане благополучно проели свое прошлое и успешно проедают будущее во имя сегодняшних "потребностей".

у меня есть два знакомых-брата предпринимателя. купили в лизинг штук восемь уже станков, точат железки всякие, запчасти для нефтяных насосов. работают с утра до ночи без выходных, а производство в две смены. у работяг зарплаты лучшие по городу.
они-то чего проедают, расскажи.
#15 | 18:44 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Советские джинсы, которых с 70-ых годов не было

спасибо, что нашел ссылки))) я же говорил - УНЫЛОЕ ГОВНО!
отдельного внимания заслуживает "джинсовая" ткань, которая блестела как сопли, была тонкой, и в некоторых вариантах каталась шариками, бггг
#16 | 18:46 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Есть тысячи хозяев бывших советских заводов

каких еще хозяев, при чём тут они?!
если ты про бывших советских директоров - так они успешно грабили советское наследие.
#17 | 18:53 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Тебе про них в том числе и говорил

мне про них зачем говорить? их выучило, воспитало, и дало так сказать, путёвку в жизнь - советское государство.
или кто - ЦРУ?!
#18 | 19:01 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> В каком институте их учили воровать?

я не знаю в каком - а почему ты меня спрашиваешь?
но я так и быть, отвечу - в средне-позднем в СССР вся номенклатурная система была построена на воровстве и коррупции. но где их этому учили, я не знаю. наверное прямо там.
#19 | 19:11 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Откуда такая уверенность, на основании каких данных?

на всяких громких делах того времени. дело Щёлокова, хлопковое дело, рыбное дело, и тд.
а так же на некоторых данных, которые я знал лично.
#20 | 19:35 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Устав партии такого точно не требовал

весь этот бред, в том числе и комсомол, в позднем союзе никого не интересовал. это было что-то вроде игры: надо было соблюдать ритуал, произносить на собраниях какие-то речи, чего-то там решать... но всё это был именно ритуал - так тут заведено. после собраний вся эта хуйня вообще никого не интересовала. если бы кто-то всерьёз произнёс в качестве аргумента "так требует устав партии", на него бы посмотрели как на ебанутого, и начали бы обходить стороной, и общаться откровенно только в его отсутствии... типа у него не все дома.
#21 | 19:38 22.11.2015 | Кому: Вилиор
> И поэтому морально устаревали быстрее, чем успевали сломаться.

не, по моим наблюдениям они всё-таки ломались быстрее - например электроника.
#22 | 19:40 22.11.2015 | Кому: Вилиор
> Если назвать жильем барак, который я видел собственными глазами неподалеку от Рижского вокзала центральная часть столицы нашей родины) еще в 1978 году

у нас эти бараки из чёрных брёвен начали сносить только с 2010 года, а местами стоят до сих пор, в том числе в центральной части города.
#23 | 19:47 22.11.2015 | Кому: zampolit
> Однако можно купить и качественные, не за 500 рублей, но тоже красивые.

у меня жена постоянно покупает прилично дешевле, на так называемых совместных закупках, модели прошлых сезонов на распродажах - очень качественные, фирменные вещи. в магазинах уже давно ничего не берём.
вот, взял первую попавшуюся ссылку со стола:[censored]
#24 | 19:49 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> За пол зарплаты.

за какие пол-зарплаты? что за бред
#25 | 19:54 22.11.2015 | Кому: abibu
> среднем Союзе это бредом точно не было

откуда ты можешь знать про средний союз? а я говорю только за то, что помню.
даже в СА в 1986 году, это было только ритуалом.
#26 | 20:15 22.11.2015 | Кому: Всем
меня бренды не интересуют. жена купила на распродаже нонейм какие-то утеплённые джинсы, ткань стретч(пузырей на коленях не бывает), свободный широкий покрой - то что надо для работы! всего 800 рублей. потом купили по случаю ещё одни точно такие же вторые. на зиму - просто офигенная вещь... синие-синие, красота. при союзе ничего подобного и близко не было.
#27 | 05:09 23.11.2015 | Кому: Soo
> Но расхуярить страну стоило, ага.

никто не знал, что будет именно так, как вышло. все думали, что будет лучше, чем при СССР.
#28 | 05:17 23.11.2015 | Кому: Soo
> Надо расхуярить страну, чтоб старики еще и бутылки собирали, что бы хлеб купить.

ты такой умный, как моя жена потом
#29 | 05:21 23.11.2015 | Кому: Soo
> Под вопли "ничего не было, ааааа, тоталитарный ад".

ну почему ничего - в Москве например дефицит выбрасывали. за ним были очереди, в которых стояли понаехавшие из регионов жители. на которых взимался "проездной налог" в виде стоимости билетов в оба конца. города делились на четыре категории снабжения, поэтому москвичи например, жили в "немножко" другом СССР, чем жители большинства регионов.
#30 | 05:28 23.11.2015 | Кому: Вилиор
> В основном, жидкие)))

да, я нёс молочные бутылки в магазин, сдавал, доплачивал и снова покупал молоко.
если посчастливилось найти на улице "чебурашку" - тоже сдавал.
#31 | 05:35 23.11.2015 | Кому: akold42
> но это не дефицит о котором талдычат всякие там либералы

это был реальный дефицит, о котором говорю тебе я. я уже писал, как например цветной телевизор покупал по блату. и холодильники местного производства были дефицитом, и появились в свободной продаже только после 89 года, по коммерческим ценам - в два с лишним раза дороже госцены. подчёркиваю - например эти два товара не "исчезали и появлялись" - они были стабильным дефицитом, в Татарии например.
#32 | 06:45 23.11.2015 | Кому: akold42
> Единстенная проблема в 88-м году была уговорить таксиста за червонец еще раз за червонец отвезти новый холодильник до дому.

мне пришлось покупать холодильник за 1870 рублей в 1989, потому что в 1988 их в свободной продаже по 800 НЕ БЫЛО
#33 | 06:47 23.11.2015 | Кому: akold42
> записаться в очередь и купить его через месяц было нетрудно.

да нихуя его не было в свободной продаже ни в какой очереди. чёрные стояли, цветных НЕ БЫЛО. блядь, я по-твоему выдумал свою тётку, через которую покупал телик с чёрного хода?!
#34 | 06:59 23.11.2015 | Кому: Всем
самое нехорошим явлением в позднем СССР был даже не столько дефицит, а идеология, в которую уже никто не верил. я точно не знаю во что верили партийцы, но дядька который работал на камазе, отзывался о парторганизации мягко говоря весьма скептически. а нам, комсомольцам идеология была вообще пофиг. дело в том, что видимо в создавшемся идеологическом вакууме подростки сбивались в группировки, и это приобрело колоссальные масштабы - они враждовали в Челнах-Нижнекамске комплекс на комплекс, в Казани район на район. масштабы, повторяю, были огромные. и, как выяснилось позже - это было во многих городах СССР. просто известность это явление получило как "казанский феномен". их как будто готовили специально по команде, для будущей перестройки. кстати, примечательный факт - в 1984 ближе к осени они опять же, как по команде, враждовать между собой перестали - в Казани был в ходу термин "самораспустились". видимо, подготовку к перестройке организаторы сочли оконченной. тогда же расцвели "качалки".
#35 | 07:04 23.11.2015 | Кому: CrazyAlex
> Сейчас я в принципе не знаю где купить, например, нормальную докторскую колбасу, она хоть где-то продается?

я покупаю только местного производства, где производитель специально подчеркивает что она без сои, и по госту. та же история с сервелатом и московской - я покупаю произведёённую строго по советскому госту.
#36 | 07:13 23.11.2015 | Кому: Soo
> Ну кто бы мог подумать-то

это ты сейчас такой умный, как моя жена потом(с)
тогда СССР был такой глыбой, что НИКОМУ ДАЖЕ В ГОЛОВУ НЕ МОГЛА ПРИЙТИ МЫСЛЬ, что он распадётся! и что в результате будет такое. малолетним эльфам это трудно понять - но вот когда разрешили кооперацию, никто про распад СССР даже не думал. это был как глоток свежего воздуха(ветер, блядь, перемен) - стало можно заниматься частным предпринимательством, а на рынках появилось изобилие(по тем временам) кооперативных шмоток!
я специально повторю - в 1986 году я призвался из одной страны, в отпуске в октябре 1997 тоже был ещё вроде в ней же, а в 1988 я попал В СОВЕРШЕННО ДРУГУЮ СТРАНУ! на рижском рынке я переоделся из армейской парадки в нормальные по тем временам вещи! это было каким-то чудом! но эльфы, привыкшие к нынешнему изобилию, этого не поймут.
#37 | 07:22 23.11.2015 | Кому: Soo
> Зато сейчас они процветают.

если кто-то думает, что пенсионеры процветали тогда - так я вас разочарую. моя бабушка, 1900 года рождения, до 1953 года работала в колхозе. пережила несколько периодов голода.
она получала колхозную пенсию 25(ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ). и зарабатывала на жизнь вязанием тн оренбургских шалей. которые продавала на рынке.
#38 | 07:36 23.11.2015 | Кому: akold42
> Хорошо, что такие лошары всё это гребли.

да, я после СССР был полным лошарой, это факт. вещи были среднего качества, но на фоне советского говна магазинах(хотя и сшитого из приличной гостовской ткани) смотрелись "круто".
но ты же, как и твой москвич, зарабатывали на этом, верно? и участвовали в ликвидации советского дефицита.
обращаю внимание собравшихся в этой теме:
весьма показательно, что те, кто наживался на советских "лошарах"(и с очевидным чувством собственного превосходства теперь сообщает мне об этом!), теперь изо всех сил хвалят советскую действительность.
забавное совпадение, не правда ли?
#39 | 07:42 23.11.2015 | Кому: CrazyAlex
> точную марку можете назвать?

[censored]

я покупаю у их дочернего подразделения - воткинского мясокомбината.
#40 | 07:43 23.11.2015 | Кому: CrazyAlex
> ну ты из богатой семьи - вот и хвалишь

да из какой там богатой - ничего подобного.
просто мне прислали немного денег, чтобы я мог одеться в Москве, потому что в Челнах ничего похожего ещё не было. вещи кстати были недорогие. например индийские джинсы стоили больше ста рублей в 1982-м, а тут я оделся с ног до головы на те же сто рублей.
#41 | 07:46 23.11.2015 | Кому: CrazyAlex
> может быть все-таки ей платили пенсию мужа по утере кормильца как моей?

нет, не платили - её муж пропал без вести на ленинградском, и за него ничего получать не удалось. в архив делали запрос в советское время.
я до сих пор не могу найти деда, по всем этим электронным базам.
#42 | 07:56 23.11.2015 | Кому: CrazyAlex
> спасибо, попытаюсь найти в продаже и попробовать. Надеюсь в Казани где-нибудь продается.

правда, та докторская стоит у нас уже 350р за килограмм, дороже свинины. но тут уж ничего не поделаешь. зато на шкурки от их ветчины у меня дома стаей сбегаются муравьи - этих не обманешь, они что попало не жрут.
#43 | 07:59 23.11.2015 | Кому: akold42
> Я не хотел именно тебя обидеть

да я и не обиделся - я на самом деле был лошарой, это медицинский факт.
#44 | 08:02 23.11.2015 | Кому: akold42
> какой-то умеренный совок чтоли)

так этого у нас у каждого не отнять - я считаю, что в СССР было много хорошего. очень много. туда бы добавить в тот момент не горбачёвской, а китайской "перестройки"...
#45 | 08:06 23.11.2015 | Кому: mik16
> при Союзе ещё и HDTV

ну, что-то похожее было - были аналоговые пластинки размером с винил, там было очень качественное видео, не чета вхс.

но ты ничего не понял, из мной написанного.
#46 | 08:15 23.11.2015 | Кому: Division_Bell
> А можно ссылку на документы, в которых были утверждены категории снабжения?

ссылки у меня нет. но поскольку в СССР ничего стихийно не происходило, а только по плану, очевидно что-то такое обязательно было. поскольку на практике оно было очевидно.
#47 | 08:21 23.11.2015 | Кому: mik16
> Уверен?

безусловно.
сейчас, что ни говори, намного лучше, чем в позднем СССР. социальной справедливости нет, но её и тогда не было - номенклатура жила на порядки лучше. моя бабушка получала 25 рублей, это факт. нищенская колхозная пенсия. и сейчас она не лучше. правда тогда ей в 84 года сделали бесплатную операцию на желчном, а сейчас даже скорая может не приехать. вот такая реальность - копитолизм.
но зато возможностей заработать сейчас намного больше.
#48 | 08:29 23.11.2015 | Кому: Soo
> Ну да. Я вот например ту же колбасу нарезаю тонюсенькими ломтиками на бутерброд. Потому что ее хуй укупишь нормальную. Молоко стаканами вообще не пью, ибо дорого выходит. Только добавляю в чай-кофе.

если ты инвалид, и живёшь на пенсию -то вполне возможно и такое.
но вот пенсии по инвалидности в СССР:

Статья 11. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:
инвалидам I группы в размере 110 процентов, инвалидам II группы - 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку;
инвалидам III группы в размерах, предусмотренных статьей 22 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 21.11.1973, от 22.05.1986)
Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности - 75 рублей; по II группе - 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 50 рублей; по III группе - 21 рубль в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 30 рублей в месяц.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 03.12.1987)
Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:
инвалидам I группы в размере 100 процентов, инвалидам II группы - 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку. При этом инвалидам II группы, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, пенсия по инвалидности назначается в размере пенсии по старости.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 21.11.1973)
Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности - 75 рублей; по II группе - 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 50 рублей в месяц.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 03.12.1987)
Максимальные размеры пенсий по инвалидности устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих.
Инвалидам I группы (независимо от причины инвалидности) к пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход за ними в размере и порядке, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих.
(абзац введен Законом СССР от 06.07.1978)
[censored]

многие инвалиды получали минималку
#49 | 08:36 23.11.2015 | Кому: Division_Bell
> СССР уже 25 лет нету, однако документов, подтверждающих разделение страны на зоны снабжения я нигде не видел. Мне это кажется очень странным.

мне не кажется, поскольку никаких подтверждающих документов мне не нужно. я начиная с 1988 года объездил почти весь СССР. например в Риге тогда было изобилие относительно Поволжья - там попадалось даже баночное! импортное! пиво! я его попробовал впервые именно там - это была ДИКОВИНКА! как если бы это был тюбик с космической едой.
#50 | 08:40 23.11.2015 | Кому: akold42
> нет, гораздо меньше. Все уже поделено и куплено. Просто с улицы ты не зайдешь.

это нам с тобой так кажется, потому что мы уже устаревшие долбоёбы.
я тут подвозил пиздюков лет 25 - они взяли и сняли несколько квартир помесячно тысяч за 15, и сдают их как гостиницы по полторы-две тысячи в сутки. и таких примеров я знаю сотни.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.