Опрос: "Был ли в СССР 70-80-х годов товарный дефицит?"

vott.ru — Камрады, кто застал в разумном и относительно разумном возрасте СССР 70-х и 80-х годов, прошу для разрешения спора с оппонентом ответить на вопрос: "Имел ли место в позднем СССР товарный и продуктовый дефицит товаров первой необходимости?". По возможности, отпишите свои воспоминания в комментариях с указанием географии проживания и товарно-продуктовых групп.
Новости, Общество | AndroidSav1 12:58 22.11.2015
1029 комментариев | 28 за, 15 против |
#101 | 16:31 22.11.2015 | Кому: Yep
> в СССР к нетрудовым доходам подтягивали многое. могли даже шабашку подтянуть.

Если стройматериалы спиженные.
#102 | 16:31 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Нетрудовые доходы - доходы, полученные не трудом.

Ну, учитывая возраст, тебе простительно не знать, что под идиотское понятие "нетрудовые доходы", с лёгкостью подтягивалось всё вышеперечисленное.
Malganus
надзор »
#103 | 16:32 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Дефицит, блат, очереди, плохое распределение, спецраспределители и т.п. - всё это было и до Горбачёва.

В отношении продуктов и непродовольственных товаров первой необходимости - такого не помню, извини.
#104 | 16:32 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Если стройматериалы спиженные.

Ну хорош пиздеть то. Особенно, в присутствии тех, кто в обсуждаемые времена уже не держался за мамин подол.
#105 | 16:32 22.11.2015 | Кому: Otger
>В самом Мурманске, надо полагать, было полегче. А вот поюжнее...

Где конкретно-то? Сдается мне камрад, что ты хреново знаешь реалии Мурманской области тех лет. Может оттого, что в конце 80-х тебе 10 лет было?
#106 | 16:34 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Нетрудовые доходы - доходы, полученные не трудом.

«Нетрудовы́е дохо́ды» в узком понимании — индивидуальные доходы, не связанные с личным трудом. Однако в СССР и некоторых других социалистических странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству.

В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал, торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе.
#107 | 16:34 22.11.2015 | Кому: zampolit
> Ща нам расскажут, что это все коварные враги придумали.

Нет, адепты неподтёртых жоп будут кривляться как всегда, вместо нормальной беседы.
#108 | 16:36 22.11.2015 | Кому: Yep
> > Нетрудовые доходы - доходы, полученные не трудом.
>
> «Нетрудовы́е дохо́ды» в узком понимании — индивидуальные доходы, не связанные с личным трудом.

Именно так.

> Однако в СССР и некоторых других социалистических странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству.


Может, конструктивнее будет соответствующую статью УК процитировать.
#109 | 16:37 22.11.2015 | Кому: Дед Пихто
> Финский сервелат и американские джинсы это не товары первой необходимости.

Сам то как? Питаешься одной перловкой и ходишь в штанах фабрики "Большевичка"? Почему советские граждане, те самые, что победили фашизм и человека в космос запустили, в конце 70-х как папуасы на стеклянные кидались на элементарные вещи типа "американских" джинсов индийского производства?
#110 | 16:37 22.11.2015 | Кому: maksim1968
>
> Ну, учитывая возраст, тебе простительно не знать, что под идиотское понятие "нетрудовые доходы", с лёгкостью подтягивалось всё вышеперечисленное.

Примеры имеются?
mik16
интеллектуал »
#111 | 16:38 22.11.2015 | Кому: Всем
На товары первой необходимости дефицита не было. С голоду помереть было невозможно. Без работы и жилья остаться тоже было нереально. Дефицит был в основном на импортные, модные вещи и более высокий (по сравнению с общесоветским) уровень комфорта. И, безусловно, спекуляция, всякие виды блата и доставальчества, ты мне - я тебе, это всё было. Но в то же время и без доставаний можно было жить более-менее спокойно. Без джинс, например, или без машины, или без французской косметики. Да, очереди, да, не всегда можно было купить, то что хотелось бы. Но это было не смертельно. И жить было весело. И гораздо безопаснее, чем сейчас.
#112 | 16:39 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Если стройматериалы спиженные.

шабашка - это не только стройка. это пусконаладочные работы, например. там все материалы заказчика. тем не менее за это могли притянуть к статье за нетрудовые доходы.
mik16
интеллектуал »
#113 | 16:41 22.11.2015 | Кому: mik16
Пардон, вставилось не то.
Насчёт
> "Длинная, зеленая, колбасой пахнет. Что это?
>Ответ: Электричка из Москвы"(с)
>Народное творчество тех лет.

Таки это не народное, это сатирики так шютили.
#114 | 16:42 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Примеры имеются?

С синими печатями? Извини, начальник, не припас. Тебе выше уже приводили, что подтягивали под понятие "нетрудовые доходы", но похоже, это бесполезно. У тебя в голове есть сусальная картинка.
#115 | 16:42 22.11.2015 | Кому: zampolit
> Сам то как? Питаешься одной перловкой и ходишь в штанах фабрики "Большевичка"?

Мой рацион практически не изменился: щи да каша - пища наша. И я не понимаю, чем джинсы лучше штанов фабрики "Большевичка".

> Почему советские граждане, те самые, что победили фашизм...


Кто - ветераны с медалями?
#116 | 16:43 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Лакмусовый такой комментарий. )))

Т.е. ты готов со своих честно заработанных отстёгивать всем желающим получать ничего не делая?
#117 | 16:43 22.11.2015 | Кому: Зри в корень
Апатиты. Реалии тех лет и тех мест знаю отлично. Покупка всех продуктов на семью лежала на мне. Знал, что когда занимать, чтобы вовремя купить.
#118 | 16:43 22.11.2015 | Кому: Ястреб
Тогда советский ширпотреб ругали.
#119 | 16:44 22.11.2015 | Кому: Дед Пихто
> щи да каша - пища наша

Представляешь, не всем подходит. Не все готовы жрать годами перловку и носить бурки.

> И я не понимаю, чем джинсы лучше штанов фабрики "Большевичка".


А они у тебя были?
#120 | 16:45 22.11.2015 | Кому: pavelat
> Т.е. ты готов со своих честно заработанных отстёгивать всем желающим получать ничего не делая?

Разверни
#121 | 16:45 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> "Наиболее выгодно" - это то, что можно быстро продать, т.е. то, что пользуется спросом у покупателей? Или что-то другое?

То, что можно продать с максимальной прибылью. Например, колбасу, на 60% состоящую из сои, или эрзац-сыр из пальмового масла.

> Что значит "наиболее необходимо"? Кому необходимо?


Таки людям. Ту-же колбасу из мяса, или сыр из молока.
#122 | 16:46 22.11.2015 | Кому: pavelat
Кстати, я тебе невольно солгал, сказав, что дистрибутив с OSХ, можно купить в AppStore. Теперь нельзя, теперь, можно официально бесплатно скачать. Чёт я не отследил, когда Мак ось стала бесплатной. Звиняй, я не спецом.
#123 | 16:48 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Не все готовы жрать годами перловку и носить бурки.

Почему перловку? Щи, борщ, котлеты, пельмени, фрукты-овощи. Ты-то чем питаешься - лобстерами?

> А они у тебя были?


Нет.
#124 | 16:48 22.11.2015 | Кому: pavelat
> Т.е. ты готов со своих честно заработанных отстёгивать всем желающим получать ничего не делая?

Если я починил телевизор и взял за это деньги, это значит, я залез в карман к честным труженикам? Я не навязывался, можно было отвезти в дом быта и подождать месяцок. В чём проблема?
mik16
интеллектуал »
#125 | 16:49 22.11.2015 | Кому: zampolit
Все-ли советские граждане кидались на элементарные вещи типа "американских" джинсов индийского производства? И мне почему-то кажется, что это были не совсем те самые, что победили фашизм и человека в космос запустили...
А вообще, рекомендую почитать С. Г. Кара-Мурзу. Он популярно объясняет этот "феномен".
#126 | 16:51 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Примеры имеются?

самый анекдотичный(если бы не было так грустно) пример - когда за "нетрудовые" доходы сажали тренеров по карате:

[censored]

Это и стало основной статьей обвинения. Итог – 5 лет лишения свободы.
#127 | 16:51 22.11.2015 | Кому: Дед Пихто
> Ты-то чем питаешься - лобстерами?

Лобстеров, последний раз жрал в забугорьях. У нас чёт такого не купить. Много рыбы жру. Много овощей, зелени, фрукты.

> Нет.


Ну тогда как тебе объяснить? Они хорошо сидели, когда разносишь. Носились очень долго. Смотрелись прилично, если у тебя жопа не метр на метр. Удобная одёжа.
Malganus
надзор »
#128 | 16:52 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Если я починил телевизор и взял за это деньги, это значит, я залез в карман к честным труженикам?

Если взял патент, официально зарегистрировался, ведешь соответствующую отчетность - то не залез. Работай на здоровье.

Если ведешь подпольную хозяйственную деятельность, извлекая прибыль - то да, залез в карман государства.
#129 | 16:52 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Разверни

Что именно развернуть? Ну попробую. Раз ты за получение нетрудовых доходов, следовательно должен быть готов эти самые нетрудовые доходы обеспечить своим трудом. Ты готов?
#130 | 16:53 22.11.2015 | Кому: Malganus
> Если взял патент, официально зарегистрировался, ведешь соответствующую отчетность - то не залез. Работай на здоровье.

Так можно было, да??!
#131 | 16:55 22.11.2015 | Кому: mik16
> Он популярно объясняет этот "феномен"

я могу популярно объяснить этот "феномен": вещи производства советской лёгкой промышленности, были унылым говном.
#132 | 16:55 22.11.2015 | Кому: Malganus
> ГМО кукуруза, пальмовое масло, усилители вкуса. Не бережешь ты себя, камрадесса!

Обижаешь! Исключительно натур-продукт!
#133 | 16:55 22.11.2015 | Кому: Malganus
> Если ведешь подпольную хозяйственную деятельность, извлекая прибыль - то да, залез в карман государства.

Починка телевизора или постройка дачного дома для отдельно взятого гражданина, это залезание в карман государства, да? Ну вот, озверев от такой логики, граждане проводили СССР плевками. Стоило оно того?
#134 | 16:56 22.11.2015 | Кому: pavelat
> Ну попробую.

Уже не надо, спасибо. Просто почитай комменты - всё уже схавали и высрали.
Malganus
надзор »
#135 | 16:56 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Так можно было, да??!

Да, так можно было. Были частники, ремонтировавшие бытовую технику, ателье индпошива, кооперативы, артели и прочее.
#136 | 16:57 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Кстати, я тебе невольно солгал, сказав, что дистрибутив с OSХ, можно купить в AppStore. Теперь нельзя, теперь, можно официально бесплатно скачать. Чёт я не отследил, когда Мак ось стала бесплатной.

Можно. Через макось. Она идёт как бесплатное приложение к маку. И только к маку.

> Звиняй, я не спецом.


Тащемта, я админю с 1999, меня тут сложно в заблуждение ввести.
#137 | 16:58 22.11.2015 | Кому: Malganus
> Да, так можно было. Были частники, ремонтировавшие бытовую технику, ателье индпошива, кооперативы, артели и прочее.


Между Сталиным и Горбачёвым? Правда, правда? Ссылочкой какой не поделишься ли?
#138 | 16:59 22.11.2015 | Кому: irvago
> на горчичном масле готовить пробовали?
> За отсутствием любых других альтернатив..

У нас подсолнечное вроде бы не переводилось до середины 80-х. Проблемой было найти бутылку, в которой осадка меньше трети бутылки. А потом оно внезапно исчезло и масло только соевое (все ж соевая столица, ёпта!), а поскольку рафинировать его толком еще не научились, запашина при готовке была адовая и вкус, прямо скажем, специфический.

> ну и дальше по списку по всем продуктам можно пройтись коме хлеба и рыбы.


В Благе из рыбы - мороженые минтай, навага и камбала. Нерку и кижуча видела только на картинках в учебнике зоологии.

> сосиски на столе - это значит родители из командировки в Москву вернулись.


А вот про сосиски почему-то не отложилось в памяти. Зато помню, что за мясом в соседний гастроном мама всегда ходила с самого утра (если получалось, конечно), потому что ближе к обеду оставались только кости. Ну и змеевидная очередь к кассе - это святое.
#139 | 16:59 22.11.2015 | Кому: Yep
> я могу популярно объяснить этот "феномен": вещи производства советской лёгкой промышленности, были унылым говном.

Два с лимоном! +1
#140 | 17:00 22.11.2015 | Кому: Yep
> самый анекдотичный(если бы не было так грустно) пример - когда за "нетрудовые" доходы сажали тренеров по карате:
>
> Осужденный тренер брал в месяц за уроки 7 рублей 53 копейки
>
> Это и стало основной статьей обвинения. Итог – 5 лет лишения свободы.

Не показательно. Статья касалась конкретно карате.

10 ноября 1981 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения карате» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР (статья 219. «Незаконное обучение карате»).Согласно указу, нельзя было даже в частном порядке обучать карате, скажем, своего друга.
#141 | 17:00 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Так можно было, да??!

До 1953-го - точно да.
#142 | 17:00 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Много рыбы жру.

Кстати, насчет рыбы. Треска в СССР лежала в магазинах, стоила копейки и считалась едой советских нищебродов. Мои соседи-алкоголики только ею и питались, с картошкой. До сих пор помню рыбные консервы - налим жареный в масле, производство нашего консервного завода (закрыли и разворовали в 90-х). Красная рыба была дефицитом, это да.

В джинсах хожу на работу.
Malganus
надзор »
#143 | 17:00 22.11.2015 | Кому: maksim1968
>
> Починка телевизора или постройка дачного дома для отдельно взятого гражданина, это залезание в карман государства, да?

Нет. Подпольная починка, постройка и т.д., без регистрации, отчетности и уплаты налогов - это залезание в карман. То же, совершенное на условия, предлагаемых государством - это законная трудовая деятельность.

>Ну вот, озверев от такой логики, граждане проводили СССР плевками.


Работать на свой частный карман, забив болт на государство - этого ни одно государство не простит.

>Стоило оно того?


Граждане, расхерачившие свое государство ради лишних ста рублей, получили ровно то, чего добивались. Остальных жалко.
#144 | 17:03 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Уже не надо, спасибо.

И всё же. Готов отстёгивать?
#145 | 17:03 22.11.2015 | Кому: Otger
>Хлеб - нужно занимать очередь в 6 утра, чтобы гарантированно хватило две буханки после открытия магазина в 8 утра. Выдавали по две в руки.
>Молоко - по две бутылки, только в обмен на пустую тару. Разбил или потерял - твои проблемы.
>Мясо, рыба, мука, крупа, мыло, стиральный порошок, сахар, соль, школьные тетради, алкоголь, колбаса, чай, сыр, масло, яйца - всё по талонам.

Камрад, мне-то не втирай, я сам мурманчанин, на двадцать лет тебя старше, по области в том числе и на Апатитскую ТЭЦ в командировки ездил и очень хорошо знаю тогдашние реалии. В Мурманской области веде было одинаково, хлеб, свободно сколько хочешь, молоко хочешь в бутылках хочешь в пакетах, с мясом и мясопродуктами проблеммы, но цыплята-бройлеры без проблем, морской мороженой рыбы традиционно для Мурманской обл. было навалом поскольку рыбацкие флоты в Мурманске базировались.
То, что ты там про мыло-соль написал, так слава богу не про спички-керосин.:-) Смешной ты, ей богу.
Malganus
надзор »
#146 | 17:03 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Между Сталиным и Горбачёвым? Правда, правда? Ссылочкой какой не поделишься ли?

У папаши моего нога нестандартная, при Союзе обувь шил на заказ только у частников. В легальных мастерских. Какую тебе ссылочку? Извини, чеки с 80-х не сохранились.
#147 | 17:04 22.11.2015 | Кому: Soloqub
> Родители рассказывали мне эпопею, как мне детскую кроватку покупали. 1979-й год, никакого Горбачёва ещё не было.

У нас коляска была переходящая. После меня в ней все мои двоюродные братья катались. Не от бережливости, а потому что хрен найдешь.
#148 | 17:04 22.11.2015 | Кому: Malganus
> Граждане, расхерачившие свое государство ради лишних ста рублей, получили ровно то, чего добивались. Остальных жалко.

Отлично сформулировано. У меня на это несколько тредов ушло.
#149 | 17:05 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Не показательно.

вот тебе показательно:

А вот повару из Ростовской области уж совсем не повезло. Вот как о его «нетрудовой» деятельности говорилось в письме замминистра общественного порядка России в ЦК: «Гр-н Лысенко Т.Г., житель гор. Белая Калитва Ростовской области, периодически работая поваром, держал в своем хозяйстве до 13–15 свиней, имел 4 дома и автомашину «Москвич». Решением народного суда гор. Белая Калитва три дома и автомашина «Москвич» у Лысенко конфискованы. Кроме того, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года он выслан в отдаленные районы страны сроком на 5 лет как тунеядец». Видно, гражданин Лысенко кому-то уж очень сильно насолил, если к нему применили все три указа – о конфискации домов, машин и борьбе с тунеядством!

Смотрите оригинал материала на сайте "Совершенно секретно" :[censored]
#150 | 17:07 22.11.2015 | Кому: Yep
> работая поваром, держал в своем хозяйстве до 13–15 свиней,

То есть, пиздил с работы еду для свиней?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.