Почему в 20 веке писали жуткую музыку?

youtu.be — Куда делись Рахманинов и Чайковский?! Почему все Моцарты, Бетховены и Чайковские поумирали, но никто не пришел им на смену? Как так вышло, что люди писали красивую музыку, а потом стали писать некрасивую? Как слушать некрасивую музыку и искать в ней красоту? лекции про музыку 20 века. Лекция Георгия Федорова о классической музыкие 20 века.
Видео, Культура | Славянин 25 дней назад
54 комментария | 16 за, 5 против |
#1 | 25 дней назад | Кому: Всем
[censored]
[censored]

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

00:00:00 - В этом видео
00:00:35 - Предисловие
00:01:31 - Что случилось?
00:05:30 - Зарождение модерна
00:12:03 - Конструктивизм
00:19:01 - Импрессионизм
00:23:08 - Неоромантизм
00:30:00 - Новая венская школа
00:35:13 - Неоклассицизм
00:39:15 - Расширенная тональность
00:42:19 - Учение Хиндемита
00:47:11 - Модернизм СССР
00:52:11 - Микрохроматика
00:55:42 - Техника Мессиана
01:01:24 - Алеаторика
01:03:05 - Концептуализм
01:04:49 - Стохастическая музыка
01:07:34 - Спектральная музыка
01:10:23 - Конкретная музыка
01:13:01 - Минимализм
01:16:47 - Заключение
#2 | 25 дней назад | Кому: Всем
> Почему все Моцарты, Бетховены и Чайковские поумирали

Жалкие смертные потому что! :-)
[пожирает молодильное яблочко в качестве молодильной закуски к молодильному рому]
#3 | 25 дней назад | Кому: Всем
Лекцию послушаю, конечно. Но с основным тезисом не согласен - ведь есть Шостакович и Рыбников, это так, навскидку. А если подумать, добрый десяток фамилий назвать можно.
#4 | 25 дней назад | Кому: Всем
Некоторые саундтреки из кино и опенинги из аниме тоже красивые. Вон ютуб забит роликами, как симфонический оркестр каких-нибудь Пиратов Карибского Моря исполняет.
#5 | 25 дней назад | Кому: максимум 20 символов
> Вон ютуб забит роликами, как симфонический оркестр каких-нибудь Пиратов Карибского Моря исполняет.

А уж когда треки из "Звездных войн" делают... :)
#6 | 25 дней назад | Кому: Всем
Как же Пол Ромеро?
#7 | 25 дней назад | Кому: Baltijalv.lv
Даже ДжоДжо играют.
#8 | 25 дней назад | Кому: максимум 20 символов
> Вон ютуб забит роликами, как симфонический оркестр каких-нибудь Пиратов Карибского Моря исполняет.

Или "Сектор газа"
#9 | 25 дней назад | Кому: Baltijalv.lv
> ведь есть Шостакович

Ага, особенно какой-нить Квартет №8 :-).
[censored]
#10 | 25 дней назад | Кому: Славянин
> Ага, особенно какой-нить Квартет №8 :-).

У Моцарта тоже далеко не всё вошло в тот золотой запас, что мы сейчас слушаем. А уж некоторые вещи Баха... :)

Композиторов той поры были тысячи. Остались единицы. Так и в 20 веке - писали все, кому не лень выучить нотную грамоту. Останутся единицы. Это процесс... :)
#11 | 25 дней назад | Кому: Baltijalv.lv
> У Моцарта тоже далеко не всё вошло в тот золотой запас, что мы сейчас слушаем. А уж некоторые вещи Баха... :)
>

Вообще-то Квартет №8 это самый что ни есть настоящий золотой запас Шостаковича и одно из лучших его произведений (да и мировой классической музыки).
#12 | 25 дней назад | Кому: Всем
Лекция однобокая. Выстраивает путь музыки XX века как магистраль авангарда, но это сильно упрощает реальную картину, которая больше похожа на огромное ветвистое дерево. Ведь одновременно с экспериментами Шёнберга и Кейджа продолжали творить поздние романтики вроде Рахманинова, развивали неоклассицизм Прокофьев и Хиндемит, создавал свой уникальный трагический синтез Шостакович, а национальные школы Бартока и Сибелиуса шли своим путём. Рядом росла мощнейшая ветвь прикладной музыки - от Рыбникова до Морриконе, - которая в итоге оказалась едва ли не самой живой. Этот процесс синтеза, а не разрыва, продолжается и сегодня в лице того же Джо Хисаиши, который гениально соединяет приемы минимализма с романтической мелодикой. Поэтому история авангарда, при всей её важности, - это лишь одна из многих глав, но никак не вся книга музыки XX века. А лет через триста этот же естественный отбор оставит нам только настоящих "классиков" уже нашего времени, и далеко не факт, что ими окажутся самые радикальные экспериментаторы
#13 | 25 дней назад | Кому: Всем
Лекция интересна, но проблема надумана. Как и все остальное человечество, музыка развивается в разных направлениях. "Красивое - не красивое" - суть субъективщина. Для меня "Carry on Jon" Черномора не менее прекрасна произведений Моцарта, Генделя и прочих. И душу трогает сильнее, как и "And The Waltz Goes On" Энтони Хопкинса
#14 | 25 дней назад | Кому: Comrade9444
> Лекция однобокая. Выстраивает путь музыки XX века как магистраль авангарда, но это сильно упрощает реальную картину, которая больше похожа на огромное ветвистое дерево. Ведь одновременно с экспериментами Шёнберга и Кейджа продолжали творить поздние романтики вроде Рахманинова, развивали неоклассицизм Прокофьев и Хиндемит, создавал свой уникальный трагический синтез Шостакович, а национальные школы Бартока и Сибелиуса шли своим путём. Рядом росла мощнейшая ветвь прикладной музыки - от Рыбникова до Морриконе, - которая в итоге оказалась едва ли не самой живой. Этот процесс синтеза, а не разрыва, продолжается и сегодня в лице того же Джо Хисаиши, который гениально соединяет приемы минимализма с романтической мелодикой. Поэтому история авангарда, при всей её важности, - это лишь одна из многих глав, но никак не вся книга музыки XX века. А лет через триста этот же естественный отбор оставит нам только настоящих "классиков" уже нашего времени, и далеко не факт, что ими окажутся самые радикальные экспериментаторы

А ты смотел лекцию то ? Там даже по таймкоду видно, что автор рассматривает историю и особенности развития Конструктивизма
Импрессионизма, Неоромантизма, Новой венской школы, Неоклассицизма, Модернизма СССР, Концептуализма, Стохастической музыки, Минимализма и т.п.
#15 | 25 дней назад | Кому: Славянин
> особенности развития Конструктивизма
> Импрессионизма, Неоромантизма, Новой венской школы, Неоклассицизма, Модернизма СССР, Концептуализма, Стохастической музыки, Минимализма и т.п.

А Боржом Болеро?!
Сначала подумай, потом говори!!!
#16 | 25 дней назад | Кому: Всем
Интересно, а есть что-то, что не деградирует?..
#17 | 25 дней назад | Кому: бывший
> Интересно, а есть что-то, что не деградирует?..
>

Краеугольный вопрос современного музыковедения, ответ на который ищут даже на старничках научных журналов, таких как Nature

[censored]

[censored]

[censored]

[censored]


Ролики в тему

[censored]

[censored]
#18 | 25 дней назад | Кому: Славянин
P.S. последняя ссылка должны была быть такой
[censored]
#19 | 25 дней назад | Кому: Baltijalv.lv
> ведь есть Шостакович и Рыбников, это так, навскидку.

Геннадий Гладков и Эдуард Артемьев ещё как минимум, тоже навскидку.
#20 | 25 дней назад | Кому: Всем
> Куда делись Рахманинов и Чайковский?! Почему все Моцарты, Бетховены и Чайковские поумирали, но никто не пришел им на смену?

Почему не пришли? Пришли. Отличная музыка и её полно от классической до попсовой.

Рахманинов, Чайковский и компания - жили во времена, когда музыка была элитарным явлением. Где каждый концерт был событием. Сейчас популярные певцы и группы собирают аудиторию и охват, которые просто даже не снились исполнителям прошлого, а музыка у каждого в кармане 24/7.

Времена изменились, но качественная музыка и великие исполнители остались.
#21 | 25 дней назад | Кому: бывший
> Интересно, а есть что-то, что не деградирует?..

самогоноварение.
#22 | 25 дней назад | Кому: Всем
Прокофьев, Хачатурян, Свиридов, Шостакович, Таривердиев, Хренников, Дунаевский (первый), Рыбников тот же и т.д. Они тоже писали жуткую музыку? Или "не пришли на смену"? И это только советские и только часть.
Нам тут подсовывают очередное убложесто с хайпожорским заголовком? Фу таким быть.
#23 | 25 дней назад | Кому: Totalcmd
Grass Theme forever!
#24 | 25 дней назад | Кому: Всем
Какой то разводняк на хайп, а не тема.
#25 | 25 дней назад | Кому: Славянин
Спасибо, большая часть инфы знакома. Ну и вот еще интересно: что придет на смену формату тик-тока?
#26 | 25 дней назад | Кому: Maks_77
> Нам тут подсовывают очередное убложесто с хайпожорским заголовком? Фу таким быть.

да, поэтому в топку
#27 | 25 дней назад | Кому: Maks_77
Из всех перечисленных разве что Прокофьев и Шостакович (как и Стравинский, Шнитке, кстати) писали в стиле классической музыки 20 века (неоклассицизм, модернизм).

Хачатурян, Свиридов, Таривердиев, Хренников, Дунаевский, Рыбников - это, скорее, про советский реализм/прикладную музыку/романтизм, который, скорее, можно отнести к классике конца 19 века.

Справедливости ради так же надо отметить, что советский реализм/романтизм и неоклассицизм/модернизм весьма враждебно соотносились друг с другом (точнее, неоклассицизм/модернизм в Союзе не то чтоб очень жаловали, раз ты клонишь тему в сторону истории развития советской классикой музыки).
#28 | 25 дней назад | Кому: бывший
> Спасибо, большая часть инфы знакома.


Не верю (с) !!!
#29 | 25 дней назад | Кому: Славянин
Справедливости ради надо отметить, что если по ссылке лекция про эволюцию стилей в музыке от (...) до (...), то неплохо бы об этом так и написать в названии, и раскрыть краткое содержание в описании.
А заголовки и описания типа как тут приведены идут строго в топку, вместе с "....смотреть до конца", "...ШОК! Херовая херня херачит хером!", "...запрещенный к показу скандальный ролик!" и "...10 секретных чего-то там о чем-то".
#30 | 25 дней назад | Кому: Славянин
> А ты смотел лекцию то ? Там даже по таймкоду видно, что автор рассматривает историю и особенности развития Конструктивизма
> Импрессионизма, Неоромантизма, Новой венской школы, Неоклассицизма, Модернизма СССР, Концептуализма, Стохастической музыки, Минимализма и т.п.

Конечно. И я согласен, автор охватил огромное количество течений, за что ему большое спасибо. Однако вопрос не в перечислении "-измов", а в том нарративе (повествовательной линии), которую он создает.
Лектор выстраивает историю музыки XX века как историю разрыва и эксперимента. Неоклассицизм, например, в этой логике рассматривается как реакция на авангард или как способ его "приручить". То есть все вертится вокруг центральной оси авангарда.
Я же говорю о том, что существовали мощные, совершенно самостоятельные линии развития, которые не были просто "реакцией" на что-то. Творчество Сибелиуса, вся гигантская традиция Бродвея или музыка великих кинокомпозиторов - это не просто примечания на полях истории авангарда, это самостоятельные и невероятно влиятельные миры, которые в этой логике выглядят как второстепенные ответвления, хотя по своему влиянию и жизнеспособности они оказались не менее важны. Лекция, при всей ее информативности, посвящена именно истории авангарда, а не всей музыке XX века во всем ее многообразии. Где в этой схеме полноценное место для Рахманинова, который творил одновременно с Шёнбергом, или для Эннио Морриконе, которого при жизни слушало больше людей, чем всех сериалистов вместе взятых? Моя мысль проста: то, о чем говорит лектор - это не вся история музыки XX века.
#31 | 24 дня назад | Кому: Славянин
> Из всех перечисленных разве что Прокофьев и Шостакович (как и Стравинский, Шнитке, кстати) писали в стиле классической музыки 20 века (неоклассицизм, модернизм).

Музыка Шостаковича это целая вселенная, полная трагедии, сарказма, гротеска и глубочайшей философии. Она сложна, но не вписывается в рамки западного авангарда. Она не "жуткая", она трагическая.
Прокофьев - гений, который сочетал модернистские гармонии с классической ясностью и невероятной мелодичностью ("Ромео и Джульетта", "Петя и волк").

>

> Хачатурян, Свиридов, Таривердиев, Хренников, Дунаевский, Рыбников - это, скорее, про советский реализм/прикладную музыку/романтизм, который, скорее, можно отнести к классике конца 19 века.
Таривердиев — мастер интимной, психологической лирики, чьи мелодии стали частью культурного кода.
"Танец с саблями" Хачатуряна - мировой хит, основанный на яркой, почти первобытной энергии фольклора. Музыка Свиридова ("Время, вперёд!", романсы) - это мощный сплав русской песенности и эпического размаха.

Дунаевский и Рыбников создали то, что можно назвать "саундтреком эпохи". Их музыка была не просто популярной - она была необходимой, она формировала сознание миллионов. И это была музыка высочайшего профессионального уровня.
Даже творчество функционера Хренникова, которое часто критикуют, было мелодичным и опиралось на традиции XIX века, а не на авангардные эксперименты.
История музыки XX века, рассказанная через призму Парижа, Вены и Нью-Йорка, упускает из виду целые "музыкальные континенты", такие как СССР, Латинская Америка, Скандинавия, где шли свои, не менее важные процессы.

Про всех вышеуказанных нельзя сказать, что они не важны, и нельзя вписать их в простую схему "от Чайковского к Кейджу
#32 | 24 дня назад | Кому: Baltijalv.lv
> Шостакович и Рыбников

Рыбников вроде не классическая музыка.

А Шостакович в лекции упоминается.
#33 | 24 дня назад | Кому: Всем
Лекцию пока не прослушал, прослушаю обязательно. А пока - навскидку:

> Как слушать некрасивую музыку и искать в ней красоту?


Пгостите, а таки зачем слушать некрасивую музыку и искать в ней красоту? Здесь ИМХО как раз другой "нерв эпохи", и не только в музыке, а в искусстве вообще - а) искусство как предмет статусного потребления ("вы все тупые и слушаете попсу, а я - не такой!"), б) претензия на некую сакральность творчества. Скажу как банальное быдло (с дипломом в области "управление в культуре"): я не обязан рвать жопу на британский флаг, чтобы понять некие глубокие смыслы, которыми аффтар хочет облагодетельствовать человечество. Если он хотел что-то сказать мне, то это его проблема - выбрать понятную адресату форму подачи. Расшифровывать многозначительное загадочное мычание мне недосугъ. и в 90% случаем за таковым будет скрываться лишь творческая импотенция.

P.S.[censored]
#34 | 24 дня назад | Кому: бывший
> Интересно, а есть что-то, что не деградирует?..

Человеческая глупость.
Здесь идёт строго обратный процесс.
#35 | 24 дня назад | Кому: sobersober
> > Шостакович и Рыбников
>
> Рыбников вроде не классическая музыка.
>
> А Шостакович в лекции упоминается.

У Рыбникова есть вполне себе классические произведения.
#36 | 24 дня назад | Кому: sobersober
> Рыбников вроде не классическая музыка.

что классика, а что нет еще рановато говорить. Пройдет лет 200-300 там увидят
#37 | 24 дня назад | Кому: Dmitrij
> ... я не обязан рвать жопу на британский флаг, чтобы понять некие глубокие смыслы...
>Если он хотел что-то сказать мне, то это его проблема - выбрать понятную адресату форму подачи.

Точно так же ты не обязан рвать жЁпу чтобы постичь, к примеру, многие научные дисциплины, сложность постижения которых вовсе не делает их недееспособными. Смысл многих научных теорий точно так же не очевиден, как и смысл сложного, абстрактного искусства. К примеру, поди ты и пойми в чем смысл какой-нибудь теории групп, которая, тем не менее, например в физике твердого имеет важнейшее значение (да и не только там).

Если тебе недосугЪ погружаться, в сложное абстрактное искусство, ты всегда вправе выбрать то, что лично тебе доступно, понятно, приятно. Логика "если я чего-то не понимаю, следовательно то есть творческая импотенция" является искажённой и ложной.
#38 | 24 дня назад | Кому: Maks_77
> Справедливости ради надо отметить, что если по ссылке лекция про эволюцию стилей в музыке от (...) до (...), то неплохо бы об этом так и написать в названии, и раскрыть краткое содержание в описании.

Автор ролика решил выбрать название таким, каким посчитал нужным. Ему и претензии (название ролика явно набрасывает на вентилятор, поэтому в первом комментарии я оставил тайм код, чтобы каждый сам для себя решил стоит ли ему это смотреть или нет).
#39 | 24 дня назад | Кому: Comrade9444
Вижу, любишь поговорить о музыке. Делай свой канал и повествуй широким массам о высоком :-).
#40 | 24 дня назад | Кому: Славянин
> Вижу, любишь поговорить о музыке. Делай свой канал и повествуй широким массам о высоком :-).

Да не, я просто сам учился и дочь сейчас учится в музыкальной школе. Отголоски старого увлечения. Больше слушать или играть люблю чем спорить. На самом деле музыка дело глубоко субъективное и смотреть на нее можно с разных позиций.
#41 | 23 дня назад | Кому: Славянин
> Точно так же ты не обязан рвать жЁпу чтобы постичь, к примеру, многие научные дисциплины, сложность постижения которых вовсе не делает их недееспособными.

Это ты сравнил палец с детородным органом. Научные дисциплины имеют дело с объективными законами окружающего мира. Там критерий "работает/не работает". И всё может быть проверено независимым экспериментом, иначе это не наука. Искусство - это коммуникация тараканов в головах творца и потребителя.
#42 | 23 дня назад | Кому: Comrade9444
> что классика, а что нет еще рановато говорить

Лекция про музыку являющуюся классикой уже на текущий момент.
#43 | 23 дня назад | Кому: sobersober
> Лекция про музыку являющуюся классикой уже на текущий момент.

Ее можно назвать академической, или классической в плане жанровом, но без испытания временем лет в 200 это еще не вполне классика. Да «Весна священная» Стравинского или Седьмая симфония Шостаковича уже настолько прочно вошли в репертуар и повлияли на всю последующую музыку, что они де-факто уже прошли проверку временем и вошли в канон, но взгляд наш еще мелковат. Возможно пройдет еще лет сто и Арнольд Шёнберг или Карл Орф будут забыты и не нужны, а Рыбников будет выдающимся классиком. Кто знает...
#44 | 23 дня назад | Кому: Comrade9444
> Кто знает...

Согласен.

Но на текущий момент перечисленные в лекции композиторы считаются таки классикой.
#45 | 23 дня назад | Кому: Dmitrij
> Там критерий "работает/не работает". И всё может быть проверено независимым экспериментом, иначе это не наука.


Так-то, на минуточку, ты только что всю математику записал в ненауку. Математика не проверяется экспериментально. Она оперирует абстрактными структурами и строится на аксиомах, и в экспериментальной проверке не нуждается. Что, тем не менее, не мешает ей составлять основу всех естественных наук. Подавляющая часть населения математику за абстрактность и не любит, ибо абстрактность математики тяжело укладывается в голове рядового обывателя, ровно как и абстрактное искусство (реакция на которое примерно такая же, как и на математику - "нафиг оно мне в жизни надо !!!").
#46 | 23 дня назад | Кому: Славянин
> Так-то, на минуточку, ты только что всю математику записал в ненауку.

Математика - инструмент науки. Наука вообще, если мы стоим на материалистических позициях, это метод познания окружающей объективной действительности. И математические методы в приложении к прикладным задачам объективно работают. А искусство должно воздействовать на человека. И если искусство не работает без прилагаемого к нему талмуда искусствоведческих комментариев, то это хреновое искусство. Заметь, я не говорил, что искусство должно быть простым. Оно может быть очень сложным. Это уже проблемы автора, насколько навороченные приёмы он использует, чтобы достучаться до адресата. Это внутренняя кухня.
#47 | 23 дня назад | Кому: Dmitrij
>Математика - инструмент науки. Наука вообще, если мы стоим на материалистических позициях, это метод познания окружающей объективной действительности.

Вотт так новости философии науки. Математика - это самостоятельна формально-научная дисциплина, не зависящая от эмпирических методов, поэтому не являющаяся инструментом познания "окружающей объективной действительности" (что бы ты не понимал под этим термином).

>И математические методы в приложении к прикладным задачам объективно работают.


История развития математики знает более чем дохуя примеров, когда развитые в рамках математики методы вообще не имели, и не имеют, никакого отношения к прикладными науками. То есть, согласно твоим "материалистическим" представлениям о познании "объективной окружающей действительности", многие математические методы не являются научными.

>И если искусство не работает без прилагаемого к нему талмуда искусствоведческих комментариев, то это хреновое искусство.


Либо материальное наполнение твоей черепной коробки не способно его принять. Что более вероятно.

>Заметь, я не говорил, что искусство должно быть простым.


Именно это ты и говорил

>...я не обязан рвать жопу на британский флаг, чтобы понять некие глубокие смыслы...



>Это уже проблемы автора, насколько навороченные приёмы он использует, чтобы достучаться до адресата.


Любой автор скажет, что это исключительно проблемы наполнения твоей черепной коробки.
#48 | 22 дня назад | Кому: Dmitrij
У каждого свой уровень.

Кто-то умнее, кто-то глупее. Кто-то начитаннее, а кто-то совсем не читал книги. Кто-то закончил музыкальную школу, кто-то художественную, а кто-то в это время строил кордовые модели или занимался спортом. Это не плохо и не хорошо. Это просто есть.

Поэтому если ты чего-то не понимаешь, в то время как другие понимают, то это как раз твои проблемы, а не автора.

Да, ты не обязан понимать. Но и автор не обязан всё тебе разжевать и засунуть в клювик.

Собственно эта лекция для тех, кто не понимает, но желает понять.

Если ты хочешь развиваться, ты должен прилагать к этому усилия.

Да, ты должен, а не тебе.
#49 | 22 дня назад | Кому: sobersober
> Поэтому если ты чего-то не понимаешь, в то время как другие понимают, то это как раз твои проблемы, а не автора.

НО. Если понимает только автор и ещё несколько человек, а остальные нет - это таки проблема автора. Его просто не будут слушать.
Если автор конечно хотел что-то донести до людей, да.

Ну и графомания - она ить и в музыке бывает.
#50 | 22 дня назад | Кому: pavelat
> НО. Если понимает только автор и ещё несколько человек, а остальные нет - это таки проблема автора.

В этом случае да.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.