Госдума приняла законопроект о защите русского языка

rg.ru — Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект о соблюдении норм литературного русского языка, который призван защитить его от засилья иностранных слов, аналоги которых есть в русском языке. Документ подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного в едином многонациональном государстве, пояснили в правительстве РФ.
Новости, Культура | Strider 08:47 14.12.2022
82 комментария | 43 за, 0 против |
#1 | 08:47 14.12.2022 | Кому: Всем
Поправки вносятся в закон "О государственном языке РФ". Документ предполагает "осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, гражданами РФ норм современного русского литературного языка". Если документ будет принят окончательно, чиновникам официально запретят использовать слова, заимствованные из иностранных языков, если для них существуют такие же по смыслу русскоязычные.

Ориентиром для лингвистической экспертизы будут нормативные словари и справочники, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного. Как объяснили в кабмине, законопроект предполагает "недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях".

Определять порядок формирования и требования к составлению нормативных словарей будет правительство России на основании предложений правительственной комиссии по русскому языку.

"Мы избавимся от кешбэков, билбордов, сейлов", - отметила глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. Она обратила внимание на то, что законопроект вводит запрет на написание кириллицей английских слов.

Благодаря новому закону органы власти будут следить за тем, чтобы русский язык не коверкался и не было заимствований из иностранных языков, высказался за принятие проекта лидер фракции "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов. "Наконец-то говорится о необходимости защищать чистоту и правильность русского языка. О том, что источниками правильности произношения будут являться словари, справочники, что естественно", - заявил он.

Ко второму чтению парламентарии собираются определить сферы с обязательным применением русского языка как государственного, где должно быть строгое соблюдением языковых норм.

Также ко второму чтению планируется урегулировать использование иностранных слов и выражений в коммерческом обозначении и в иной предназначенной для потребителей информации.
#2 | 08:47 14.12.2022 | Кому: Всем
Комментарий от Евгена:

Как известно, язык нужно защищать аки бога по закону о чувствах верующих, но тут важный вопрос: а кто язык до этого состояния довёл? Не те ли, которые теперь его спешно защищают? В том числе и невероятным сокращением количества носителей русского языка. Или всё это ФЕЙК? Или этот КЕЙС не про вас? Наверное про всяких, которые на МИТИНГИ ходят, а не про тех, которые заседают в ПАРЛАМЕНТЕ. Ведь по данным ЭКЗИТПОЛОВ, во всех ПРАЙМЕРИЗ побеждают патриоты, которые на БРИФИНГАХ и ИНАГУРАЦИЯХ заявляют о любви к русскому языку и ни в коем случае не допустят его ДЕФОЛТА и ЭСКАЛАЦИИ с другими языками. Пусть русские слова станут КИЛЛЕРОМ для англицизмов и не потеряют свой ИМИДЖ. Вдарят русские слова СНАЙПЕРСКИМ огнём по забугорным.

И что интересно: а вот если запретить нищету, нищие исчезнут? Или если запретить зарубежное кино, то отечественное восстанет? А может защита, развитие, обогащение несколько иначе работают?

Очередной законопроект из разряда “ну ща заживём” и ни в коем случае не имитация бурной деятельности.

[censored]
#3 | 08:51 14.12.2022 | Кому: Всем
Всем чиновникам придется перечитать классиков, чтобы свой словарный запас улучшить, а то привыкли наверное к басурманщине.
#4 | 08:52 14.12.2022 | Кому: Всем
Теперь всякие конторы типа саксесс и иже с ними, будут переименовываться?))))
DmitryX86
идиот »
#5 | 08:54 14.12.2022 | Кому: spanjokus
саксесс индастриз лимитед юнайтид корпорейшн
#6 | 08:55 14.12.2022 | Кому: Strider
> но тут важный вопрос: а кто язык до этого состояния довёл? Не те ли, которые теперь его спешно защищают?

Следует ли из этого, что надо продолжать уродовать язык далее?
skiminator
1 комментарий в день »
#7 | 08:57 14.12.2022 | Кому: spanjokus
> перечитать классиков

[вспоминает начало романа "Война и мир"]
ratamahata
шутник »
#8 | 08:57 14.12.2022 | Кому: Всем
Прежде всего, я бы, по простому, вывел из обращения этот ужасный американизм - «президент» и вернулся бы к исконно русскому слову «царь».
Надеюсь, кто-нибудь догадается Терешковой написать, чтоб Конституцию подправили?
И, кстати, «конституцию» - тоже! Есть же замечательное русское слово «домострой»!
itak
дурко »
#9 | 08:58 14.12.2022 | Кому: Всем
Только из-за этого:
не в Украине, а на Украине. На все другие случаи законопроект не распространяется !!!
#10 | 09:00 14.12.2022 | Кому: ratamahata
> вывел из обращения этот американизм «президент» и вернулся бы к исконно русскому слову «царь».

Царь - цэ буржуинский Кесарь. Предлагаю посконное Вождь.
#11 | 09:01 14.12.2022 | Кому: Всем
Начинать надо с журналистов. Это самые ярые любители иностранных слов.
#12 | 09:02 14.12.2022 | Кому: Всем
Архиважный законопроект. Главное - своевременный. Почему-то всегда всплывает в памяти фраза "разгон Государственной Думы". Приятная такая фраза.
А с засильем иностранщины - да, надо бороться неустанно. Вот слова-кандидаты на запрет: президент, конституция, федерация, губернатор, мэр, министр, секретарь и пресс-секретарь, директор, парламент, партия, фракция. А ещё капитализм, коммунизм и вообще всё на "-изм". И всё на "-ция". Можно в качестве экзотики акацию оставить в покое. А ещё весь космос, весь спорт, всё военное дело. Работы - конь не валялся.
#13 | 09:03 14.12.2022 | Кому: ratamahata
> вернулся бы к исконно русскому слову «царь».

СамодержецЪ!!!
ratamahata
шутник »
#14 | 09:03 14.12.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Царь - цэ буржуинский Кесарь. Предлагаю посконное Вождь.

А оно точно не иностранного происхождения? Я филолог, конечно, кресленный, но все равно сомневаюсь что-то.
Предлагаю тогда уж - «староста»!
Вот, отличное же слово!
Староста и совет старейшин!
#15 | 09:04 14.12.2022 | Кому: spanjokus
Не удивлюсь если в Вашей фразе слова: чиновник, классик, басурманщина, читать - иностранного происхождения
#16 | 09:04 14.12.2022 | Кому: ratamahata
>этот ужасный американизм - «президент» и вернулся бы к исконно русскому слову «царь».
Вообще-то:
Президе́нт - от лат. praesidens, род. п praesidentis — сидящий впереди, во главе; по-русски председатель.
#17 | 09:04 14.12.2022 | Кому: Yuriks
> "разгон Государственной Думы"

Интересно, до скольки ГГц её можно разогнать?
!!!
ratamahata
шутник »
#18 | 09:06 14.12.2022 | Кому: Borzoev
> Вообще-то:
> Президе́нт - от лат. praesidens, род. п praesidentis — сидящий впереди, во главе; по-русски председатель.

Ну, это, прям, колхозами какими-то потянуло, от которых мы с таким трудом ушли в девяностых. Солженицына на вас нет, борщевики!
#19 | 09:06 14.12.2022 | Кому: Yuriks
[лениво зевает]
Например лапту.
#20 | 09:06 14.12.2022 | Кому: pavelat
Лучше в тротиловом эквиваленте.
#21 | 09:06 14.12.2022 | Кому: Всем
Как говорил Главный, Украина - это наше зеркало. Вот, потихоньку мову изобретать начали.
#22 | 09:10 14.12.2022 | Кому: Всем
Можно было бы обязать все отечественные компании с латинизированными ̶б̶р̶е̶н̶д̶а̶м̶и̶ торговыми марками использовать на территории России только кириллистические торговые марки, а так же использовать только кириллицу в вывесках, если страна торговой марки Россия. То есть защищать не язык, а общественное пространство и носителей языка. А вообще, есть дела и поважнее, в самом деле.
#23 | 09:15 14.12.2022 | Кому: McLeod
> Следует ли из этого, что надо продолжать уродовать язык далее?

Его больше 30 лет уродовали. Безусловно, нужно навести порядок, но не поздновато ли спохватились? А коли спохватились, так пусть начнут с себя, с журналистов и СМИ, как совершенно справедливо отмечено, с бизнеса, наконец. Количество вывесок на собачьем в наших городах превышает все разумные границы.

А вот в том, что это очередная "архиважная" и "своевременная" инициатива, я с Евгеном полностью согласен.
#24 | 09:23 14.12.2022 | Кому: Noospheronaft
> А вообще, есть дела и поважнее, в самом деле.

Дело не в том, что есть дела поважнее. Вопрос в том, что опять принято что-то, во-первых, совершенно далекими от вопроса людьми, а во-вторых, непонятно как это исполнять. Как рядовой работник, готовя официальный документ, должен догадаться какое заимствование он может использовать, а какое нет? Ну пришла вам в голову дурь, ну так исполните нормально - издайте список запрещенных слов, как сделали, примером, на Матч-ТВ в недавнем прошлом. Просто и понятно. Глупо - но хотя бы, повторюсь, понятно.
#25 | 09:25 14.12.2022 | Кому: Strider
> > Следует ли из этого, что надо продолжать уродовать язык далее?
>
> Его больше 30 лет уродовали. Безусловно, нужно навести порядок, но не поздновато ли спохватились?

Лучше поздно, чем никогда.

>А коли спохватились, так пусть начнут с себя, с журналистов и СМИ, как


Так с них, скорее всего и начнут.
Ибо мало кому известно, какие слова употребляет слесарь Вася на кухне или мерчендайзер Эдуард в коливинге.

>на собачьем в наших городах превышает все разумные границы.


Именно. Да хорошо бы ещё на настоящем английском, а то ить русскими буквами английские слова. В пять раз сложнее читать, русские буквы придумывали (адаптировали) под русский язык.

> А вот в том, что это очередная "архиважная" и "своевременная" инициатива, я с Евгеном полностью согласен.


Евген шоумен, ему надо высказаться в очередной раз, повод есть, вот он и высказался.
#26 | 09:26 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> Как говорил Главный, Украина - это наше зеркало. Вот, потихоньку мову изобретать начали.

Ни малейшей связи.
#27 | 09:31 14.12.2022 | Кому: Всем
А вот как быть с техническим языком, у нас до 90% документации на комплектующие на буржуинском.
Мы тут всем отделом пытались на наш посконный перевести Negative Output Integrated Charge Pump LDO.
Смеялись сильно.
#28 | 09:31 14.12.2022 | Кому: Всем
>"Мы избавимся от кешбэков, билбордов, сейлов", - отметила глава комитета Госдумы по культуре

Тут то мы и заживем!
#29 | 09:31 14.12.2022 | Кому: McLeod
> Ни малейшей связи.

Дайте срок. Поскольку запретили только слова, а не явления и предметы, которые они описывают - в скором времени должна вылупиться комиссия по выработке синонимов. Имею мнение - порж0м на все деньги.
#30 | 09:37 14.12.2022 | Кому: Strider
> Как известно, язык нужно защищать аки бога по закону о чувствах верующих, но тут важный вопрос: а кто язык до этого состояния довёл? Не те ли, которые теперь его спешно защищают? В том числе и невероятным сокращением количества носителей русского языка. Или всё это ФЕЙК? Или этот КЕЙС не про вас? Наверное про всяких, которые на МИТИНГИ ходят, а не про тех, которые заседают в ПАРЛАМЕНТЕ. Ведь по данным ЭКЗИТПОЛОВ, во всех ПРАЙМЕРИЗ побеждают патриоты, которые на БРИФИНГАХ и ИНАГУРАЦИЯХ заявляют о любви к русскому языку и ни в коем случае не допустят его ДЕФОЛТА и ЭСКАЛАЦИИ с другими языками. Пусть русские слова станут КИЛЛЕРОМ для англицизмов и не потеряют свой ИМИДЖ. Вдарят русские слова СНАЙПЕРСКИМ огнём по забугорным.
>
> И что интересно: а вот если запретить нищету, нищие исчезнут? Или если запретить зарубежное кино, то отечественное восстанет? А может защита, развитие, обогащение несколько иначе работают?
>
> Очередной законопроект из разряда “ну ща заживём” и ни в коем случае не имитация бурной деятельности.

Самое смешное, что этот закон не затронет "ДОРОЖНУЮ КАРТУ" - ёбаную[censored] из англоязычных учебников по управлению проектами, заменившую некогда привычный "план мероприятий".
#31 | 09:39 14.12.2022 | Кому: Всем
Язык вообще не нуждается в "защите". Он своей жизнью живет. Удобно использовать англицизмы, значит будут их использовать.
Алекс
надзор »
#32 | 09:46 14.12.2022 | Кому: Scrambler_chip
Встроенный(интегрированный-альтернативно) генератор подкачки заряда отрицательного напряжения?
abdab
дурко »
#33 | 09:47 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> Как рядовой работник, готовя официальный документ, должен догадаться какое заимствование он может использовать, а какое нет?

В этом и смысл. Чтобы у каждого была виновность хоть в чем-то. Чтобы чисто по теории вероятности ты хотя бы раз в неделю или русский язык портил, или верующих ущемлял, или фейки иноагентов распространял. Под статьей со временем будут все, незамазанных не останется.
#34 | 09:51 14.12.2022 | Кому: yoldaş
> Язык вообще не нуждается в "защите". Он своей жизнью живет. Удобно использовать англицизмы, значит будут их использовать.

В принципе согласен, но в жизни мне встречались ещё и ебланы, использующие англицизмы по поводу и без повода, тупо чтобы показать как хорошо они знают английский (на самом деле - нет) и поглубже подлизнуть иностранных боссов. У таких совещание превращается в "митинг", его повестка - в "агенду" и т.д. и т.п.
#35 | 09:51 14.12.2022 | Кому: Всем
меня, как сиволапого мужика, изрядно напрягает изобилие тупорылого использования латиницы. Вот что стоит запретить однозначно.
Скажем, "Glavrak" на задрипанной харчевне в центре Сочи. Так и вижу, идет англичанин, глядь! Glavrak!!! Хуясе, это же по английски "Главный рак"!!!
Или вставление в русские слова латинских букв, типа еще одной забегаловки "ДереWня"

Ты, млять, для кого вывески пишешь? Для наших людей? Они на русском говорят. Для англоговорящих? Да ты им с своей вывеской нахер не вперся, не ходят они там, где ты свои нищий бизнес строишь

извиняюсь, накипело
#36 | 09:56 14.12.2022 | Кому: Алекс
> генератор подкачки заряда

по хорошему: это схема контроля заряда/разряда конденсатора (накопителя). Заряжаем от источника, разряжаем нагрузкой.
Как правило используется для "инверсии" входного питания. А вот написать красиво ('техницки' грамотно) в КД (или в сертификацию) - проблема. Причем проблема скорее во мне, английский термин ближе/понятнее/привычнее.
#37 | 09:57 14.12.2022 | Кому: ratamahata
Почему сразу колхозами? Мне Председатель напоминает:
[censored]
#38 | 09:58 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> > Ни малейшей связи.
>
> Дайте срок. Поскольку запретили только слова, а не явления и предметы, которые они описывают - в скором времени должна вылупиться комиссия

А какие предметы и явления надо запрещать?
Продавцов, руководителей?


>по выработке синонимов. Имею мнение - порж0м на все деньги.


В русском языке достаточно слов для обозначения мерчендайзеров и менеджеров.
#39 | 09:59 14.12.2022 | Кому: McLeod
> А какие предметы и явления надо запрещать?
> Продавцов, руководителей?

Понятия не имею.

> В русском языке достаточно слов для обозначения мерчендайзеров и менеджеров.


Давай начнем с особо отмеченного в статье понятия "кешбек"
#40 | 10:01 14.12.2022 | Кому: Scrambler_chip
> Причем проблема скорее во мне, английский термин ближе/понятнее/привычнее.

Есть устоявшиеся технические термины.
Есть импортные явления, не имеющее аналогов в России, ибо изобретены недавно и не у нас. Тамагочи, например.
А есть, например, древнерусское слово "лада", которое перестали склонять в рекламе. Вот за это надо иметь по всей строгости.
#41 | 10:02 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> > А какие предметы и явления надо запрещать?
> > Продавцов, руководителей?
>
> Понятия не имею.

Твой посыл. Запрещают слова, а не явления.
#42 | 10:03 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> > В русском языке достаточно слов для обозначения мерчендайзеров и менеджеров.
>
> Давай начнем с особо отмеченного в статье понятия "кешбек"

Возврат монет. На каждом автомате в СССР было написано.
#43 | 10:05 14.12.2022 | Кому: McLeod
>Евген шоумен.
Не шоумен, а скоморох. Не засоряйте язык.
#44 | 10:07 14.12.2022 | Кому: ratamahata
> > Вообще-то:
> > Президе́нт - от лат. praesidens, род. п praesidentis — сидящий впереди, во главе; по-русски председатель.
>
> Ну, это, прям, колхозами какими-то потянуло, от которых мы с таким трудом ушли в девяностых. Солженицына на вас нет, борщевики!

Тогда предводитель!
#45 | 10:08 14.12.2022 | Кому: McLeod
> Твой посыл. Запрещают слова, а не явления.

Это не посыл, это костатация (*потенциально запрещенное в РФ слово) факта (*потенциально запрещенное в РФ слово). Если есть предмет или явление, необходимо его как-то называть. Если нельзя называть словом, с которым этот предмет или это явление в нашей культуре (*потенциально запрещенное в РФ слово) появились, значит надо это слово либо подобрать из словаря (возможно придется использовать лексикон (*потенциально запрещенное в РФ слово) наших далеких предков), либо изобрести заново.
#46 | 10:10 14.12.2022 | Кому: McLeod
> Возврат монет. На каждом автомате в СССР было написано.

А с купюрами как? Или безналичными платежами?

Ну это если опустить тот факт, что кешбек это вообще не про то про что писали на автоматах в СССР.
#47 | 10:14 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> Как рядовой работник, готовя официальный документ, должен догадаться какое заимствование он может использовать, а какое нет?

Я думаю, следует выделить 10, не, 20 миллиардов на создание государственной информационной системы "Реестр разрешенных к употреблению в официальных документах слов".
#48 | 10:14 14.12.2022 | Кому: Всем
Избыток англицизмов есть симптом убогости тезауруса, помноженной на комплекс неполноценности, отягощенный претенциозностью плана выражения.
#49 | 10:17 14.12.2022 | Кому: Вован_1977
> А с купюрами как? Или безналичными платежами?
>
> Ну это если опустить тот факт, что кешбек это вообще не про то про что писали на автоматах в СССР.

Откат же.
#50 | 10:17 14.12.2022 | Кому: abdab
Учитывая количество всяческих законов, подзаконных актов и прочих указов это уже давно именно так. В одном из недавних видео Переслегин упомянул число в двадцать тысяч всей этой казуистики, а значит, вероятнее всего и ты и я нарушаем что то прямо сейчас.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.