Нартский эпос

ironau.ru — Нартский эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Термин «нарт» служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество. В генезисе Н. э. не всё ещё ясно. Несомненно, что ядром послужил древний аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе 7—4 вв. до н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счёт местного фольклора.
Новости, Культура | Heimdall 16:56 21.11.2022
31 комментарий | 37 за, 1 против |
#1 | 16:56 21.11.2022 | Кому: Всем
Прекрасно сохранившийся образчик махрового языческого эпоса. К стыду своему только недавно с ним познакомился.
#2 | 17:11 21.11.2022 | Кому: Всем
Теперь понятно название команды КВН "Нарты из Абхазии".
#3 | 17:14 21.11.2022 | Кому: Heimdall
> Прекрасно сохранившийся образчик махрового языческого эпоса. К стыду своему только недавно с ним познакомился.

Если окажешься в Нальчике, то там есть "Тропа нартов" -отличная прогулка и вид на Кавказский хребет обеспечены.

[censored]

А на пути вниз можно подойти к ресторану Сосруко (в честь одного из героев нартского эпоса). Говорят, сам ресторан дорогой (не проверяла, террасы хватило), а вот на террасе вид, а также бар и мороженое с кофе по вполне доступным ценам. Так что можно совершить отличную тематическую прогулку, а ты сможешь еще и сопровождать её рассказами эпическими.

[censored]

Вид на город оттуда.

[censored]
#4 | 17:16 21.11.2022 | Кому: Всем
Вот совсем не надо неосознанно участвовать в национальных перетягиваниях одеяла. "Несомненная" принадлежность к аланским истокам жестко противоречит как археологии, так и абхазским, адыгским и другим источникам. Просто так сложилось, что осетинская культура стала исследоваться раньше, ну еще в советское время целый Дюмезиль тоже осетинским эпосом занимался. А новые данные пошли позднее. Но главное - пояс из Мцхеты, триалетский кубок - со сценами из нартского эпоса, все датируются вплоть до 3 тыс. до н.э. С учетом перемещений, смешений и прочего, однозначно оценить этнические истоки почти невозможно. Там много противоречий, неожиданных веток сказаний, пересечения имен, постепенного перетекания "хороших" к "плохим" по мере географических перещений... И да, интересно. Но к осетинским источникам истины, как и к другим сугубо национальным, я бы отнесся более чем настороженно.
#5 | 17:19 21.11.2022 | Кому: Всем
[censored] где-то дома есть. В детстве до дыр зачитал.
#6 | 17:23 21.11.2022 | Кому: Всем
— Что ж это делаем мы? Ведь сами мы дали согласие Богу: чем бесславная жизнь, лучше гибель со славой. — Тут каждый из них вырыл себе могилу и бросился в нее.

Так пришел конец прославленным нартам.



слили концовку!!!
#7 | 18:36 21.11.2022 | Кому: Всем
"Сказания о нартах" в школьные годы в школьной же библиотеке до дыр зачитал, дико от этого сборника пёрся.
#8 | 18:57 21.11.2022 | Кому: LP_Beria
У меня был сборник абхазских сказок. Навсегда запомнил оттуда бравого батыра Сасрыкву.
#9 | 19:13 21.11.2022 | Кому: Всем
В детстве был (и до сих пор стоит на полке) сборник "Проделки хитрецов".

Читал там в числе всех прочих о проделках Сырдона. Увидел по ссылке знакомое имя, перечитал и вдруг понял, что данный персонаж мне сильно напоминает другого знаменитого хитреца и проказника из суровой Скандинавии. Конечно, это Локи.

Буду признателен, если подкованные камрады помогут это объяснить (или развеять мое заблуждение).
#10 | 19:23 21.11.2022 | Кому: Всем
У меня в детстве была книжка - "Сказания о нартах". Помню, главный там был Сослан, потом Батрадз... Сырдон, зло нартов - местная разновидность Локи.
#11 | 19:41 21.11.2022 | Кому: volkman
Осторожно надо относиться к любым источникам. Но дело в том, что осетинам "достался" язык иранской группы, на котором говорили и те самые аланы, по крайней мере средневековые. И это не осетинская выдумка и желание национально выпендриться, хотя там такого навалом и даже ещё больше.
Но непонятно, что там так жёстко чему противоречит?
Тут на мой взгляд всё давно уже решено специалистами, тем же Дюмезилем, Васо Абаевым и др.
Осетин потому и начали изучать раньше, что обнаружили у них иранский язык.
И этнические истоки уже давно оценены и объяснены. Нартское общество имеет стандартную для индо-иранских народов трёхуровневую структуру, состоящую из трёх родов: Алагата, Ахсартагката и Бората. Бората были богаты скотом и всем прочим, Алагата были сильны умом и рассудительностью, они хранители таких священных вещей, как волшебная чаша Грааля Уацамонга, Ахсартагката отличались храбростью и были сильны людьми, совершали разные подвиги и всё такое. Т.е. это условно говоря торговцы, жрецы и воины (кшатрии).
А то, что со временем в эпосе наросло много чего всякого, так это само собой и должно произойти за долгое время его бытования и распространения среди Северокавказских народов.
И да, кроме осетинских источников истины полным полно иностранных источников, которые в общем говорят о том же, без ноток нац. исключительности.
#12 | 19:47 21.11.2022 | Кому: Strider
> вдруг понял, что данный персонаж мне сильно напоминает другого знаменитого хитреца и проказника из суровой Скандинавии. Конечно, это Локи

Архетипичный герой. Сейчас его модно называть трикстером (шут, джокер и т.п.).
#13 | 19:47 21.11.2022 | Кому: Всем
А мне в пацанском возрасте больше всего нравился нарт Хамыц, у которого был волшебный зуб. И когда он улыбался, показывая этот зуб какой-нибудь приглянувшейся ему красотке, то она была готова тут же ему отдаться...
#14 | 19:57 21.11.2022 | Кому: Strider
Очень рекомендую почитать на эту тему Ж. Дюмезиля "Нартский эпос и мифология". Он этих героев сравнивает и очень подробно. И безусловно они родственны, поскольку их корни в общем индо-европейском мифотворчестве. В Нартском эпосе вообще очень много параллелей и общих моментов с европейскими мифами. Взять хотя бы тему меча в камне, меча короля Артура и меча нарта Батрадза. Оба эти меча нашли свой конец в воде.
#15 | 20:06 21.11.2022 | Кому: Всем
Во времена моей юности (да и сейчас вроде), городские нартами деревенских звали, которые русского не знали или знали плохо. В детстве то я про нартов читать оч любил и как то меня это всегда несколько коробило
#16 | 20:40 21.11.2022 | Кому: mik16
> В Нартском эпосе вообще очень много параллелей и общих моментов с европейскими мифами.

Сослан - это Бальдр! Вот это поворот©

Спасибо большущее за наводку, камрад. Попутно нашел еще "Верховные боги индоевропейцев". Чую, впереди интересные открытия.
#17 | 20:48 21.11.2022 | Кому: Strider
Читай на здоровье! Даже завидую тебе)))
Вот кстати ещё одну параллель вспомнил - священный Грааль и волшебная чаша нартов Уацамонга. А ещё у Уастырджи был волшебный конь о ...трёх ногах. У Одина тоже был конь Слейпнир, только у него было 8 ног)))
#18 | 20:58 21.11.2022 | Кому: mik16
пока конь Одина своими восьмью ногами: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Волшебный конь Уастырджи: раз, два, три раз, два, три раз, два, три!
#19 | 01:42 22.11.2022 | Кому: mik16
Ну очень не хочется устраивать тут еще и научный срач. По неисповедимым научным путям пришлось в свое время изучить практически весь нартский и около того эпос и вот пришел к такому выводу с учетом чисто археологических данных. Сугубо филологические методы, к сожалению, по моему опыту, в истории обычно приводят лишь к красивым тупикам...
#20 | 05:20 22.11.2022 | Кому: volkman
Так не надо срача. Если этот вывод просто у тебя в голове, то спорить и что-то доказывать сложно. А если выводы оформлены в виде статьи, то давай их сюда, почитаем, подумаем, может это новое слово в Науке на эту тему. Интересно же!
#21 | 05:30 22.11.2022 | Кому: Мышка
О, а я там был. Там ещё канатная дорога над водоёмом идёт и к этому ресторану как раз привозит.
Гора, конечно, малюсенькая, но вид на город красивый.
#22 | 06:02 22.11.2022 | Кому: mik16
Ты все-таки провоцируешь срач, а здесь я его проводить не буду. Я просто в первом посте намекнул, что археология позволяет некоторые эпизоды датировать 2-3 тыс. до н.э. (т.е. это совсем не средневековье). Статьи есть, и не только мои, как и более объемные работы. Но тут не место. В популярном виде нет пока ничего. В дополнение ко всему сейчас вылезает археогенетика, в которой я не силен. Но первые результаты (тоже совершенно непопулярные) вообще подвергают сомнению многие прижившиеся представления о роли иранских истоков и влиянии на европейские народы. Результаты пока приводят к фундаментальному пересмотру способов распространения всей мифологии и проторелигиозных обычаев. Они не устоялись, потому как никто толком не знает, что с этим делать. Например, есть генетически абсолютно идентичный народ (археологическая культура)... И вдруг выясняется, что соседние, совсем другие, СОВСЕМ - тоже абсолютно идентичны. А потом все вдруг меняется - обычаи, орнамент, погребальные комплексы... Раньше думали - однозначно миграция, завоевание. А оказывается - нет. Опять - абсолютно те же люди. Все это должно устояться, данные накопиться, их надо попытаться оспорить - но это все археология. Это все миграционные карты теперь проверять? Дело к тому придет, полагаю. А филология не имеет столь качественных критериев истинности, она традиционно более идеалистична по подходу. Хотя и более наглядна для простого народа. Там возможная революция припозднится.
Но да, срача со статьями, монографиями, фамилиями не буду кидать. Хотя бы потому, что и мое мнение, мои выводы (опубликованные) могут улететь в тартарары очень скоро. Так что просто будьте немного осторожнее в этих "национальных" "очевидных" "давно доказанных" дебрях истоков.
#23 | 07:16 22.11.2022 | Кому: volkman
Как-то всё мутно. И почему ты считаешь, что мне нужен срач? Непонятно. Опять же, если есть что почитать на тему, почему не кинуть ссылки, не озвучить фамилии, тех кто этим занимается, пишет статьи, проводит изучение археологии?
Я вотт могу предложить на аланскую тему Дмитрия Коробова. Он и сам археолог и генетикой занимается.
[censored]
#24 | 08:11 22.11.2022 | Кому: mik16
А жизнь, она вообще такая... неоднозначная ;) Если когда бывал на передовой науки, поймешь.
#25 | 11:11 22.11.2022 | Кому: MoeMoney
> О, а я там был. Там ещё канатная дорога над водоёмом идёт и к этому ресторану как раз привозит.
> Гора, конечно, малюсенькая, но вид на город красивый.

Ну, если пешком гулять, то не малюсенькая, сам-то ресторан не на самом верху. Я этим летом была 1,5 дня, здорово прогулялись. Я открытых канаток боюсь, так что спускались тоже пешком, упёрлись в речку, нашли белый гриб, нашли тайный мост из ниоткуда в никуда. В итоге гуляли с утра и до ночи. А начинали подъем по терренкуру "1000 ступеней", потом на "Тропу нартов", а потом уже на обратном пути Сосруко, и вниз в город.

Путь "туда" вот тут хорошо виден на карте, вдруг кто-то пойдет.

[censored]
#26 | 12:44 22.11.2022 | Кому: Мышка
> Если окажешься в Нальчике, то там есть "Тропа нартов" -отличная прогулка и вид на Кавказский хребет обеспечены.
>

Спасибо. Я в детстве там проездом неоднократно бывал, но уже ничего не помню.
#27 | 04:22 23.11.2022 | Кому: Мышка
Очень красивая тропа, конечно. Сохраню себе, спасибо. В следующий раз обязательно пройдём. В прошлый раз мы больше сам город смотрели. Но гора все равно относительно маленькая)) как в Кисловодске примерно в километр. По таким горам лазить хорошо: и цель достигаешь, и горняшки нет, и в итоге не умираешь, а получаешь удовольствие от прогулки.
#28 | 11:27 23.11.2022 | Кому: MoeMoney
> Очень красивая тропа, конечно. Сохраню себе, спасибо. В следующий раз обязательно пройдём. В прошлый раз мы больше сам город смотрели. Но гора все равно относительно маленькая)) как в Кисловодске примерно в километр. По таким горам лазить хорошо: и цель достигаешь, и горняшки нет, и в итоге не умираешь, а получаешь удовольствие от прогулки.

Это да, там даже собственно лазить не надо, там просто тропинка, в одном месте только немного крутая, но не опасная совсем, в крайнем случае съедешь по земле, как с горки, метров 5, а потом снова поднимешься. Ни обрывов, ни острых камней, просто красивая прогулка. А терренкур в начале вообще прямо дорожка со ступеньками и площадками для отдыха (останки от прошлой цивилизации), по ней спортсмены бегали до спортивной площадки наверху.

В общем, горячо рекомендую, у нас это прямо было лучшее впечатление от города (ну, еще их невероятная шаверма: дешево, вкусно, и размер с нетолстое полено).
#29 | 04:22 24.11.2022 | Кому: Мышка
Спасибо большое!
#30 | 15:55 24.11.2022 | Кому: MoeMoney
Кстати, вот еще напишу, вдруг пригодится. Летом авиабилеты в Сочи от нас были на нужные даты только по 35 (туда/обратно на рыльце), причём за полтора месяца покупали, а в Нальчик по 6 с копейками. Из Нальчика через день ходит поезд: вечером сел, утром в Адлере. То есть дорога вышла дешевле просто категорически: 13 на авиа на двоих и 8 с чем-то на поезд, это туда-обратно (но обратно поехали в Пятигорск -там погуляли день и в Кисловодске день, а в аэропорт Нальчика на такси поехали, но есть куча автобусов по 200р примерно, просто меня укачивает, а так добраться вообще не проблема). 21 или 70, ответ очевиден.

А из Адлера в Абхазию: маршрутка (150р)или такси до границы (500р) 30минут, и потом такси (хотят 3, но поехал мужик за 1,5 до дверей, сказал, что ему всё равно возвращаться), или маршрутка (300р-человек, мы ехали чуть дальше Пицунды, там тише и народа меньше, и жилье дешевле). Море чистое и прозрачное, дельфины приплывали, воздух, есть, что посмотреть. В общем, с кошмарными Сочами и не сравнить (провели там день на обратном пути, после Абхазии были поражены тем, как море может на таком крошечном расстоянии так отличаться видом в худшую сторону, входить не пытались).
#31 | 22:31 24.11.2022 | Кому: Всем
В Нальчик и из него летать дешевле, да. Это мы с женой заценили, когда гоняли вдвоём в Кисловодск и Приэльбрусье. Брали билет сначала только туда (в Пятигорск), а улетели потом в итоге из Нальчика примерно в 1,5-2 раза дешевле. Аэропорт там конечно совсем микро))
А вот на счёт автобусов большой вопрос. Мы хотели тогда из Пятигорска уехать в Терскол, но не смогли. Какой то якобы маршрут есть, но автобусов нет. Очень странно. Такая же история с маршрутом Нальчик - Ткрскол. Может быть между Пятигорском и Нальчиком нормально все ходит, это не проверял.
В итоге мы взяли экскурсию до Эльбруса, доехали дешевле, чем на такси. Плюс послушали по пути всякое интересное. Мы вместе с группой добрались до Чегета, где расстались. Мы потом там ещё 2 дня гуляли, добрались до отметки 4,6 км. Хотели три дня там потусить, но зарядил ливень, мы выехали из гостиницы и погнали в Нальчик гулять.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.