Нартский эпос

ironau.ru — Нартский эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Термин «нарт» служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество. В генезисе Н. э. не всё ещё ясно. Несомненно, что ядром послужил древний аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе 7—4 вв. до н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счёт местного фольклора.
Новости, Культура | Heimdall 16:56 21.11.2022
3 комментария | 37 за, 1 против |
#1 | 17:16 21.11.2022 | Кому: Всем
Вот совсем не надо неосознанно участвовать в национальных перетягиваниях одеяла. "Несомненная" принадлежность к аланским истокам жестко противоречит как археологии, так и абхазским, адыгским и другим источникам. Просто так сложилось, что осетинская культура стала исследоваться раньше, ну еще в советское время целый Дюмезиль тоже осетинским эпосом занимался. А новые данные пошли позднее. Но главное - пояс из Мцхеты, триалетский кубок - со сценами из нартского эпоса, все датируются вплоть до 3 тыс. до н.э. С учетом перемещений, смешений и прочего, однозначно оценить этнические истоки почти невозможно. Там много противоречий, неожиданных веток сказаний, пересечения имен, постепенного перетекания "хороших" к "плохим" по мере географических перещений... И да, интересно. Но к осетинским источникам истины, как и к другим сугубо национальным, я бы отнесся более чем настороженно.
#2 | 01:42 22.11.2022 | Кому: mik16
Ну очень не хочется устраивать тут еще и научный срач. По неисповедимым научным путям пришлось в свое время изучить практически весь нартский и около того эпос и вот пришел к такому выводу с учетом чисто археологических данных. Сугубо филологические методы, к сожалению, по моему опыту, в истории обычно приводят лишь к красивым тупикам...
#3 | 06:02 22.11.2022 | Кому: mik16
Ты все-таки провоцируешь срач, а здесь я его проводить не буду. Я просто в первом посте намекнул, что археология позволяет некоторые эпизоды датировать 2-3 тыс. до н.э. (т.е. это совсем не средневековье). Статьи есть, и не только мои, как и более объемные работы. Но тут не место. В популярном виде нет пока ничего. В дополнение ко всему сейчас вылезает археогенетика, в которой я не силен. Но первые результаты (тоже совершенно непопулярные) вообще подвергают сомнению многие прижившиеся представления о роли иранских истоков и влиянии на европейские народы. Результаты пока приводят к фундаментальному пересмотру способов распространения всей мифологии и проторелигиозных обычаев. Они не устоялись, потому как никто толком не знает, что с этим делать. Например, есть генетически абсолютно идентичный народ (археологическая культура)... И вдруг выясняется, что соседние, совсем другие, СОВСЕМ - тоже абсолютно идентичны. А потом все вдруг меняется - обычаи, орнамент, погребальные комплексы... Раньше думали - однозначно миграция, завоевание. А оказывается - нет. Опять - абсолютно те же люди. Все это должно устояться, данные накопиться, их надо попытаться оспорить - но это все археология. Это все миграционные карты теперь проверять? Дело к тому придет, полагаю. А филология не имеет столь качественных критериев истинности, она традиционно более идеалистична по подходу. Хотя и более наглядна для простого народа. Там возможная революция припозднится.
Но да, срача со статьями, монографиями, фамилиями не буду кидать. Хотя бы потому, что и мое мнение, мои выводы (опубликованные) могут улететь в тартарары очень скоро. Так что просто будьте немного осторожнее в этих "национальных" "очевидных" "давно доказанных" дебрях истоков.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.