Немецкие "Леопарды" горят как спички
rg.ru Участвующий в спецоперации российский артиллерист Сергей Лазаренко первым же снарядом уничтожил танк Leopard 2, который украинским военным передала Германия. Боец признался, что немецкая техника очень хорошо горит.
Вообще-то принципиальная. Можно почитать мемуары ветеранов - даже в Великую Отечественную войну мало было подбить - надо поджечь танк. Подбитый танк можно вытащить (этим занимаются эвакуационные команды), отремонтировать в полевых условиях или в ремонтных мастерских. А при пожаре сгорает проводка, шланги, пластиковые бачки, смазка в узлах, механизмы, прицелы, рации, краска, детонирует боезапас - танк становится просто кучей железа, его уже не отремонтировать, не разобрать на запчасти для других поврежденных танков - или в переплавку, или обратно на завод с разборкой, зачисткой и т.д., а значит танк считай выбыл на длительный срок или навсегда.
Конкретные сведения имеются по СТЗ.
«Сталинградский тракторный выпускал и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса №5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года:
"С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом №5 проделана следующая работа:
- выпуск новых танков - 68 штук,
- отремонтировано танков – 23» [13].
То есть на три вновь выпущенных приходится один отремонтированный.
Процент танков, отправленных для восстановления на танковые заводы неизвестен. В Германии, судя по приведенным данным, он небольшой. Но, во-первых, у немцев была лучше организованная полевая ремонтно-восстановительная служба, во-вторых, танковые заводы Германии были далеко и везти на них танки из под Москвы или Сталинграда было весьма проблематично. У нас танковые заводы (Ленинград, Харьков, Сталинград, Горький, Москва) были вблизи фронта, и часто было проще отправить танк на завод, чем ремонтировать своими силами или на рембазе.
Что же до наших ремонтников, то благодаря относительно хорошо продуманной конструкции танков Т-34 ремонт их часто шёл методом "перестановочного конструктора". Безнадёжно убитые машины становились "донорами органов" для машин, пригодных к восстановлению. Из пяти повреждённых танков в среднем собирали три. Но от двух оставались одни лишь остовы.