studizba.com Для таскателей песенки Летова. Цитата из диссертации Асташова Александра Борисовича "Фронтовая повседневность российских солдат, август 1914 – февраль 1917 г". В первом. Ссылка на диссертацию в заголовке.
В целом за годы войны церкви не удалось приспособить свою христианскую доктрину для военной агитации, сделать из солдат «христовых воинов». Не помогли здесь идеи и программы, сформулированные командой Шавельского. Сама церковь в годы войны подвергалась общественной критике за недостаточный вклад в дело обороны. Несмотря на усилия многих священников на фронте, военному духовенству не удалось поддерживать достаточно долго высокий морально-боевой дух войск, успешно противостоять массовому дезертирству и антивоенным настроениям солдат. Неудача военно-духовной работы в значительность степени объяснялась широким распространением антирелигиозных настроений, что отмечено в солдатской корреспонденции. Одни солдаты воспринимали боевую православную философию «позаоблака», другие критиковали священников как якобы стоящих на стороне Германии. Возмущение вызывало бездействие «духовных пастырей» перед лицом страданий солдат на фронте и их семей в тылу. Были и указания, что «попы» –лентяи и трусы, не желающие ехать на передовую позицию. Нарастали высказывания, свидетельствующие о разочаровании Богом, особенно перед лицом усиления жестокостей на войне. В годы войны заметно упала набожность, широко распространялись циничные взгляды на церковь, духовные символы и ценности, совершались богохульные действия, подвергались атаке нормы христианской морали, не соответствовавшие, с точки зрения солдат, реалиям нечеловеческой войны. Об упадке религиозных чувств говорит и статистика упоминаний подобных проявлений в письмах. Так, если в начале войны одной из важнейших тем была молитва родных за родственников, посланных на фронт, то через год, в 1915–16 г. упоминание о молитвах в письмах приводится в 5 раз меньше, а непосредственно перед революцией –уже в 10 раз меньше. Стремительно падает и количество упоминаний о Христе по сравнению с первым годом, в 2 раза, а перед революцией –больше почти 9 раз. «Царица небесная», бывшая в начале войны защитницей солдат на фронте, к концу 1916 –началу 1917 г. вообще перестала упоминаться в письмах фронтовиков. Так же меньше, в 2–3 раза по сравнению с началом войны, упоминаются перед революцией «Бог», «небесные силы», «благословение», «грехи». Именно со времени мировой войны произошел массовой отход от религии, характерный для времени революции и после нее.
Важнейшим мотивом, помогавшим солдатам переживать тяжелые фронтовые условия, показывать пример боевого упорства и даже героизма, представлялось терпение. Данный моральный ресурс представлялся национальной чертой русских, что отражено в десятках писем. Терпеть в надежде, что враг будет скоро разбит, призывали солдат родственники, что вызывало ответные призывы солдат к родственникам также терпеть, поскольку настало «такое тяжелое трудное время». Даже чаще всего упоминаемое слово на войне «мир» иногда трактовалось, как необходимость мириться с трудностями и лишениями. Терпение представлялось хоть и дорогой, но оправданной ценой победы, как философия послушания начальству, обеспечивающая успех по службе. Терпение солдата подкреплялось верой. В терпении солдат проскальзывали и мотивы безысходности, обреченности «вечно страдать и мучиться по Господней воле». Но в этом случае терпение рассматривалось как «послание Господа», чтобы «переносить все и терпеть до время». Терпение вместе с тем предполагало и определенный срок, до которого «надо переждать», и, следовательно, полагало предел этому ресурсу мотивации борьбы309.Цензура признаки и призывы к терпению рассматривала как проявление «бодрого духа». Терпение, выносливость считались важнейшей отличительной чертой русского воина, как, возможно, главный моральный запас, недоступный противнику, поскольку враг считался «народом более изнеженным». Такие представления укладывались в широко распространенные перед началом и в начале самой войны концепции, согласно которой в высокотехнологичной войне выиграют те страны и армии, где инфраструктура слабее, а дух, терпение выше.
> В целом за годы войны церкви не удалось приспособить свою христианскую доктрину для военной агитации, сделать из солдат «христовых воинов».
Ну почему же не получилось? Получилось. Только на 20 лет попозже и не у нас, а в Германии. "С нами бог" - у каждого на пряжке. Ну и благословения от всех христианских церквей, в т.ч. от РПЦ. Вполне натуральные христовы воины!
> Ну почему же не получилось? Получилось. Только на 20 лет попозже и не у нас, а в Германии. "С нами бог" - у каждого на пряжке. Ну и благословения от всех христианских церквей, в т.ч. от РПЦ!
"Немцы не жалѣютъ денегъ на оборудованiе армiи въ мирное время и не жалѣютъ людей въ военное время, требуя отъ нихъ максимума того, что они могутъ дать.
Но можетъ ли дать нѣмецкiй солдатъ то же, что даетъ нашъ русскiй? Повидимому нѣтъ: за всеми техническими усовершенствованiями и «устрашающими» боевыми прiемами въ германской армiи стоитъ человѣкъ, который далеко не имѣетъ тѣхъ высокихъ духовныхъ качествъ, кои присущи русскому.
А потому, познакомившись съ прiемами борьбы тевтоновъ и противопоставивъ имъ соответствующiе свои, не вправѣ ли мы твердо вѣрить, что у нашей армiи есть всѣ данныя сломить жестокаго врага, несмотря на его пресловутое первенство въ военномъ дѣлѣ? Надо лишь использовать духовныя богатства наши,..."
"Поученiя настоящей войны.", Военный сборник, 1914, №9, С.50
> Надо лишь использовать духовныя богатства наши,..."
> "Поученiя настоящей войны.", Военный сборник, 1914, №9, С.50
Дык, это ж хотелки начальства (как водится - инопланетного). А факты совсем иные, о чем #1 и #2
И немецкие пряжки с церковными благословениями и поддержкой - тоже факт.
Это значит - хотелки. Маниловщина. Вотт смотри:
> не вправѣ ли мы твердо вѣрить, что у нашей армiи есть всѣ данныя сломить жестокаго врага, несмотря на его пресловутое первенство въ военномъ дѣлѣ? Надо лишь использовать духовныя богатства наши,...
В переводе на нормальный человеческий язык: помолись и молитва поможет штыком германские танки протыкать. И люки (башни?) руками отрывать
'...Помню, однажды во время полевой обедни на позициях неприятельский аэроплан сбросил бомбу. Бомба угодила прямёхонько в походный алтарь, и от нашего фельдкурата остались окровавленные клочья. Газеты писали о нём, как о мученике, а тем временем наши аэропланы старались таким же способом прославить неприятельских священников.
Мы зло над этим шутили. На кресте, под которым было погребено то, что осталось от фельдкурата, на следующее утро появилась такая эпитафия:
- Что нас постичь могло, с тобой, увы, случилось:
- Судил ты небо нам, но было суждено,
- Чтоб благодать небес тебе на плешь свалилась,
- Оставив от тебя лишь мокрое пятно."
Чот и наши "нестяжатели" притихли, не слышно про их мобилизацию, да и про их добровольцев - молчок. Получается зря в "Патриоте" ступени из трофейного оружия для церкви лили? Или они по привычке-к победившим побегут???:))
Кстати. А зачем мобилизация, когда можно просто загрузить Кирюху в вертушку? В обнимку с самой, по его мнению, разволшебной иконой. Или парой-тройкой. Да хоть сотней. И пущай облетает позиции вражин, от чего вражинам сразу настанет карачун и тогосеньки. Ну, с его слов оно так работает.
> Получается зря в "Патриоте" ступени из трофейного оружия для церкви лили?
Конечно, зря! Переплавка ведь нарушает тонкую духовную организацию косной материи, ты, разве, не в курсе? И потому в ходе неё особая трофейность оружия покидает расплав, оставляя всего лишь косную сталь.
А в это время сам отец Паисий, желая угодить начальству, неистово чадил кадилом прямо в нос командиру и старшему офицеру, так что те не знали, куда деваться от едкого дыма ладана, отворачивавшись, морщились, иногда чихали.
В церкви было жарко.
Я слушал обедню и думал: кому и для чего нужна эта комедия? Офицеры, как образованные люди, не верили во всю эту чепуху. Мне известно было, что они сами в кают-компании издевались над священником. А теперь они стояли чинно перед алтарем и крестились только для того, чтобы показать пример команде.
Не могли и мы верить в то, что будто бы через этого грязного, вшивого, протухшего и глупого человека, наряженного в блестящую ризу, сходит на нас божья благодать. Нас загнали в церковь насильно, с битьем, с матерной руганью, как загоняют в хлев непослушный скот. А если уж нужно было заморочить голову команде и поддержать среди нее дух религиозности, то неужели высшая власть не могла придумать что-нибудь поумнее?
Обедня кончилась. Матросы гурьбой поднимались на верхнюю палубу. Церковь быстро опустела.
Сойдясь с боцманом Воеводиным, я спросил его:
- Ну, как тебе нравится наш батюшка?
Он шепнул на ухо:
- Не поп, а какая-то протоплазма.
Вечером те же матросы, собравшись на баке, будут с удовольствием слушать самые грязные анекдоты о попах, попадьях и поповых дочках.
-- Насколько нам известно, -- скучным официальным голосом продолжил генерал, -- из всего Лыцкого Митрополитбюро только три чудотворца обладают правом хождения по водам: сам Партиарх и двое протопарторгов: Африкан и Василий...
Крупное, рельефно вылепленное лицо Глеба Портнягина стало вдруг тревожным и задумчивым. Как бы в рассеянности первый колдун Баклужино коснулся пальцами лба, прикрыл веки... То ли медитировал, то ли соображал.
-- Партиарх Порфирий в данный момент, по нашим сведениям, находится в агитхраме имени Путяты Крестителя, -- докладывал тем временем генерал, -- где освящает обновлённый иконостас красного уголка. Местонахождение Африкана и Василия пока не установлено...
-- Неужели Африкан? -- негромко произнёс Президент, не открывая глаз, и такое впечатление, что с затаённым страхом.
-- Либо Африкан, либо Василий, -- кряхтя, уточнил Лютый. -- Они, Глеб Кондратьич, и внешне, кстати, похожи...
-- Да провались он, этот Василий!.. -- внезапно рявкнул Президент, жутко раскрывая глаза.
От прилившей крови лицо его из бронзового стало чугунным. Воздух в кабинете вдруг отяжелел, как перед грозой. По углам испуганно заклубились угланчики и прочая мелкая проглядь. Под пылающей люстрой треснул ветвистый разряд, а за всколыхнувшейся гардиной поднялась яростная толкотня. Глава Лиги Колдунов на несколько секунд полностью утратил контроль над собой и над своим аквариумом.
-- Успокаиваешь? -- загремел он, широко разевая львиную пасть опытного парламентария. -- Какой, к чертям, Василий? Что он, вообще, может, твой Василий? По воде пройтись -- до первой волны?
Далее Президент нечеловеческим усилием воли взял себя в руки -- и надолго умолк. Генерал Лютый сидел чуть ли не по стойке "смирно". Страшков его нигде видно не было. Надо полагать, удрали в ужасе сквозь закрытую дверь. А может, и вовсе распались.
-- Значит, так... -- тяжело дыша, проговорил Президент. -- Ищи Африкана. Василий меня, сам понимаешь, не интересует. И вот тебе ещё одна наводка: чудотворная икона в нашем краеведческом...
Генерал позволил себе слегка сдвинуть брови.
-- Предположительно: новая попытка похищения?
-- Не знаю! -- глухо отозвался Президент. На его высоком выпуклом лбу проступала испарина. -- Но икона почуяла, что Африкан собирается перейти границу. Ещё днём почуяла, учти! На Василия она бы так не реагировала...
-- А чем нам конкретно может сейчас навредить Африкан? -- прямо спросил генерал.
Президент через силу усмехнулся.
-- Если Африкан -- здесь, -- тихо и внятно выговорил он, глядя Лютому в глаза, -- это конец всему... В том числе и нашему вступлению в НАТО... Короче, иди работай.
Сов, ну не понял ты шутку - так и скажи. Не хрен занудствовать.
Ты же сам привёл пример из периода руководства страной ИВС, а подчинил церковь государству, вернее государю Пётр Великий. Получается тот начал, Иосиф Виссарионыч наиболле полезно использовал. После Виссарионыча у меня положительных для репутации церкви примеров нет.
> Наш то тоже кони двинет. Так патриархов не напасешся!
Ай, какой ты жестокий! Он же тогда, как мученик, принявший смерть во спасение тысяч душ - в рай без очереди! К Самому заходить - дверь с пинка открывать можно! А ты ему мешаешь! Неправославно это с твоей стороны. И не по-товарищески.. Фу таким быть!!!
> Он же тогда, как мученик, принявший смерть во спасение тысяч душ - в рай без очереди!
Во-первых, патриарх это оружие массового поражения и разменивать его на окопы нет смысла. Будем ебать патриархами по центрам принятия решений!
А во-вторых, зачем ему ещё один рай?
> А вдруг во вражьих окопах вражеский православный патриарх?! Они там армагеддон с чёрной дырой и аннигиляцией устроят!
Ну так и выделить им полигон на Новой Земле где-нибудь - пусть бьются до чьей-нибудь победы, а мы пока, соблюдая традиции, постоим и подождём кто из чудо-богатырей патриархов победит, а там - посмотрим как пойдёт. :))
> Ну почему же не получилось? Получилось. Только на 20 лет попозже и не у нас, а в Германии. "С нами бог" - у каждого на пряжке. Ну и благословения от всех христианских церквей, в т.ч. от РПЦ. Вполне натуральные христовы воины!
Ну так у РИ оно вполне себе на гербе было. И где потом стала эта РИ с таким гербом? Стало быть - не получилось. Или Gott оказался не той системы.
> зачем мобилизация, когда можно просто загрузить Кирюху в вертушку? В обнимку с самой, по его мнению, разволшебной иконой. Или парой-тройкой. Да хоть сотней. И пущай облетает позиции вражин, от чего вражинам сразу настанет карачун и тогосеньки. Ну, с его слов оно так работает.
В случае окончания СВО при разгроме укровермахта - ты сразу услышишь с экранов зомбоящиков о том как иконы непрерывно летали на вертолетах по всей зоне СВО и только благодаря их чудодейственной мощи и молитвам патриаха проклятые нацисты Зеленского полегли.