Телескоп «Джеймс Уэбб» необратимо поврежден микрометеоритом

ixbt.com — Путин, небось, виноват!!! Или russians did it. А вообще, жаль штуковину. Надеюсь, что ещё поработает даже с повреждениями.
Новости, Наука | Пальтоконь 16:08 18.07.2022
68 комментариев | 104 за, 1 против |
#1 | 16:09 18.07.2022 | Кому: Всем
NASA сообщило, что небольшой метеорит повредил основное зеркало телескопа «Джеймс Уэбб» сильнее, чем ожидалось ранее.

Удар произошел в период с 22 по 24 мая 2022 года. Судя по всему, речь о метеорите, удар которого пришелся в сегмент С3. Тогда в NASA заявили лишь о незначительном эффекте, который возник после столкновения. Сейчас же говорится о необратимом повреждении. Ученым пришлось постараться и настроить зеркало так, чтобы компенсировать большинство негативных последствий.

В отличие от космического телескопа Hubble, основное зеркало которого спрятано в цилиндрический корпус, зеркало James Webb диаметром 6,5 метра открыто. По оценкам ученых, «Джеймс Уэбб» может сталкиваться с потенциально опасными микрометеоритами примерно раз в месяц.
#2 | 16:10 18.07.2022 | Кому: Всем
Жаль, если фатально.
duke
дурачок »
#3 | 16:12 18.07.2022 | Кому: Всем
То есть это был проект "до первого метеорита"? Офигенно!
#4 | 16:13 18.07.2022 | Кому: duke
> То есть это был проект "до первого метеорита"?

Ну, строго говоря, любой спутник в космосе -- он до первой достаточно большой каменюки.
#5 | 16:14 18.07.2022 | Кому: Всем
Да что ж такое. Снова в этой стране власти скрывают. 2 месяца прошло от незначительного повреждения до необратимых последствий!!! И так всегда.
igrov
очень сильно горяч »
#6 | 16:14 18.07.2022 | Кому: Всем
> Жаль, если фатально.

фатально скоро будет усем, шо там джемсуебы.
#7 | 16:14 18.07.2022 | Кому: duke
> То есть это был проект "до первого метеорита"? Офигенно!

Это был проект "запихать большое зеркало в маленькую ракету". Хаббл-то своё зеркало в трубе держит, ему пох, а тут защиту хрен приткнёшь.

Статистики по плотности микрометеоритов в точке Лагранжа заранее нагуглить не получилось, а расчётные данные не совпали, наверное.
duke
дурачок »
#8 | 16:15 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> Ну, строго говоря, любой спутник в космосе -- он до первой достаточно большой каменюки.

Ну открытое зеркало - тут даже песчинки хватит - и нет зеркала.
#9 | 16:18 18.07.2022 | Кому: Пальтоконь
> Сейчас же говорится о необратимом повреждении.

царапина осталась?
#10 | 16:22 18.07.2022 | Кому: bazuka_joe
> царапина осталась?

ХЗ, фоток девайса не выкладывали. Умеет ли Уэбб в селфи – вопрос. Мне кажется, о повреждениях зеркал судят просто по фоткам неба: где "пиксель выгорел" – там микрометеорит постарался.
#11 | 16:23 18.07.2022 | Кому: duke
> Ну открытое зеркало - тут даже песчинки хватит - и нет зеркала

Нет, конечно же. Оно ж не стеклянное и не на осколки бьётся. В ём от микрометеорита образуется дырка.

Ну и тут такой тонкий момент. Фольгой зеркало не закроешь, нужны достаточно здоровые и тяжёлые противометеоритные экраны как на той же МКС. А при диаметре зеркала Вебба -- это прямо нетривиальная задача уже. Они посчитали вероятности и решили -- ну нафиг, на время работы и так сойдёт.

Кажется, малость оптимистичненько посчитали. Посмотрим, чего дальше будет.
#12 | 16:28 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> Нет, конечно же. Оно ж не стеклянное и не на осколки бьётся

[censored]
#13 | 16:28 18.07.2022 | Кому: Пальтоконь
> По оценкам ученых, «Джеймс Уэбб» может сталкиваться с потенциально опасными микрометеоритами примерно раз в месяц.

Это вредительство какое-то. Выкинуть беззащитную конструкцию за мегатонны денег в точку Лагранжа, и даже не предположить на этапе проектирования, как быстро она придёт в негодность от всяких микрометеоритов.
#14 | 16:28 18.07.2022 | Кому: Всем
Блин эта штука должна искать экзопланеты и определять есть ли там жизнь по линиям воды и кислорода.
Будет очень обидно если он вот так бесславно будет убит метеоритами.
Другой такой полетит через 20...
#15 | 16:39 18.07.2022 | Кому: Джо
> Жаль, если фатально.

Была одна прогрессивная программа, которая чинила телескопы на орбите, называлась Спейс-Шаттл, но её закрыли, ибо дорогая. Военные расходы по 700 лярдов каждый год, это нормально. Теперь только ждать пока гениальный Маск не запостит на орбиту очередную "Теслу" с ремонтной бригадой из пленных мексиканцев.
#16 | 16:44 18.07.2022 | Кому: Korsar
> Была одна прогрессивная программа, которая чинила телескопы на орбите

В точку Лагранжа шаттл никак долететь не мог бы. Вообще, в принципе, ни при каких условиях.

> Теперь только ждать пока гениальный Маск не запостит


И у Маска до точки Лагранжа, в теории, мог бы долететь только этот его здоровенный как бы марсианский Старшип. Который пока ещё только в виде массо-габаритного макета существует.

В теории, из того, что сейчас есть или почти есть, туда мог бы долететь разве что лунный корабль программы Артемида, который в этом году испытывать планируют.

Но "мог бы" -- не значит, что кто-то на этот полёт деньги выделит. Особенно с учётом какой-то просто инфернально-запредельной стоимости "морковной" ракеты по программе Артемида.
#17 | 16:49 18.07.2022 | Кому: Всем
[censored]
#18 | 16:55 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> > Была одна прогрессивная программа, которая чинила телескопы на орбите
>
> В точку Лагранжа шаттл никак долететь не мог бы. Вообще, в принципе, ни при каких условиях.

Ну почему же, долететь смог бы, но потом пролетел бы её и улетёл нахуй в космос! )
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#19 | 16:56 18.07.2022 | Кому: Всем
И осталась на память лишь обоина на рабочий стол...

[censored]
#20 | 16:59 18.07.2022 | Кому: Всем
Это очень печальная новость...
#21 | 16:59 18.07.2022 | Кому: Всем
Необратимо поврежден - это про сегмент или про весь рабочий агрегат? Без сегмента сможет как-нибудь рабатать-то, надеюсь.
#22 | 16:59 18.07.2022 | Кому: глюкер
> Ну почему же, долететь смог бы

Нет, конечно. В "морковном" баке топлива только до низкой орбиты было впритык. Самая высокая орбита, на которую его выводили, ЕМНИП, была что-то около 600 км. При этом у самого шаттла возможности орбитального маневрирования были очень ограниченными.
#23 | 17:02 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> В точку Лагранжа шаттл никак долететь не мог бы. Вообще, в принципе, ни при каких условиях.

Я в принципе о прогрессе.

"Он говорит, что стоимость одного запуска Space Launch System и Orion в рамках программы обойдется НАСА в $4,1 млрд. Однако, по словам Мартина, эта стоимость остается неустойчивой. В данные расходы входят создание одной ракеты SLS — $2,2 млрд, наземных систем — $568 млн, космического корабля Orion — $1 млрд, сервисного модуля Orion — $300 млн. За разработку последнего ответственно Европейское космическое агентство."

[censored]

На фоне ежегодных запредельных военных расходов. Ну и понятно того самого воровства, сколько там, 800 миллионов исчезли на подготовке шестерых сирийских боевиков? Один сервисный модуль + наземные системы.
#24 | 17:06 18.07.2022 | Кому: Korsar
> стоимость одного запуска Space Launch System и Orion в рамках программы обойдется НАСА в $4,1 млрд

Ну, я про это и пишу: вся программа JWST стоит как две ремонтных миссии Ориона. При таких раскладах проще забить.
#25 | 17:08 18.07.2022 | Кому: Всем
Короче, человековым надо делать самовосстанавливающиеся зеркала в вакууме.
#26 | 17:13 18.07.2022 | Кому: Всем
>необратимо поврежден микрометеоритом

Прочитал как "микрометром". Долго соображал.
#27 | 17:16 18.07.2022 | Кому: Пальтоконь
> Короче, человековым надо делать самовосстанавливающиеся зеркала в вакууме.

Надо Майку звать

[censored]
#28 | 18:01 18.07.2022 | Кому: Всем
Поврежден, не значит выведен из строя. Будут на фоточках "артефакты". Это еще не катастрофа.
Logen Logenov
интеллектуал »
#29 | 18:11 18.07.2022 | Кому: Всем
Запоздалый Рогозин - метеорит
#30 | 18:17 18.07.2022 | Кому: Koocher
> Надо Майку звать

Забавно, с детства физиономия её в память врезалась, а как пацаны выглядели - ни в малейшей степени не помню.

p.s. "Приключения в каникулы". Пересматривать не советую, слишком наивно и вообще рука-лицо. Не возвращайся туда, где был счастлив.
#31 | 18:25 18.07.2022 | Кому: Srg_Alex
Я даже название вспомнить не мог. Начал набирать в Яндексе "чешский фильм", а дальше Яндекс сам дорисовал "про девочку инопланетянку майку". Видимо, это самый известный чешский фильм :)
#32 | 18:29 18.07.2022 | Кому: Всем
> Блин эта штука должна искать экзопланеты и определять есть ли там жизнь по линиям воды и кислорода.
> Будет очень обидно если он вот так бесславно будет убит метеоритами.
> Другой такой полетит через 20...

Ну, это уж как Матрица разрешит. Ибо нех...
#33 | 18:32 18.07.2022 | Кому: Koocher
> Я даже название вспомнить не мог.

"4 танкиста и собака" - туда же. При пересмотре сначала будет тоска по растворившейся дружбе народов (в одном танке чех Янек, грузин, поляк Франтишек Печка, собака и ещё кто-то), потом придёт понимание, что 99% содержимого - пустая вода (филлеры), что фильм для детей до 10 лет и вся ностальгия уляжется в заглавную песню.
Но, всё таки, знаковый сериал для своего времени.
#34 | 18:39 18.07.2022 | Кому: Всем
> Забавно, с детства физиономия её в память врезалась, а как пацаны выглядели - ни в малейшей степени не помню.

Это потому, что на Жанну Д'Арк похожа...
[censored]
#35 | 18:52 18.07.2022 | Кому: speaktr
> Поврежден, не значит выведен из строя. Будут на фоточках "артефакты". Это еще не катастрофа.

Потом этот же телескоп нафоткает рабочими частями пропавшее, а ИИ дорисует полную картину.
di_ego99
идиот »
#36 | 19:07 18.07.2022 | Кому: Пальтоконь
> Умеет ли Уэбб в селфи – вопрос

Может. Есть специальная камера для проверки причёски.
#37 | 20:07 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> В точку Лагранжа шаттл никак долететь не мог бы. Вообще, в принципе, ни при каких условиях.

А как туда тогда Уэбб то долетел?
Послать без экипажа но с манипуляторами и роботами
#38 | 20:08 18.07.2022 | Кому: Пальтоконь
> Статистики по плотности микрометеоритов в точке Лагранжа заранее нагуглить не получилось, а расчётные данные не совпали, наверное.

Что мешало туда послать примитивный спутник с надувным каким шаром и подержать его там лет 5 для оценки количества прилетов метеоритов?
di_ego99
идиот »
#39 | 20:14 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> Что мешало туда послать примитивный спутник с надувным каким шаром и подержать его там лет 5 для оценки количества прилетов метеоритов?

В точке L2 системы Земля-Солнце уже давно находятся аппараты.
На гало-орбитах вокруг этой точки на 2021 год располагались аппараты Gaia и Спектр-РГ. Ранее там действовали такие телескопы как «Планк» и «Гершель». С 2022 года это место расположения крупнейшего космического телескопа в истории Джеймс Уэбб.
#40 | 20:30 18.07.2022 | Кому: Всем
Вы так бе лучше об Рогозином переживали.
Который десятилетиями бился про наш роскосмос.
В результате уважаемого дядьку поперли низачто
А у него идей было миллион.

А в результате неприбитый, бедный страдает.
#41 | 20:50 18.07.2022 | Кому: ГДГ
> десятилетиями

Ну, не стоит преувеличивать, десятилетие назад он в Правительстве бился, а ещё десятилетие назад в Думе зиговал.

> бился про наш роскосмос


Песни опять же писал про дирижабль. Талантливый во всём человек, чисто наш Леонарда.

[censored]
#42 | 20:58 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> А как туда тогда Уэбб то долетел?

Даже не знаю, может, долетел потому, что JWST -- не шаттл и изначально проектировался не для полёта только на низкую орбиту, а для полёта в точку L2?

> Послать без экипажа но с манипуляторами и роботами


Тут, как обычно, главный вопрос будет в том, что дешевле: разработать и запустить робота-ремонтника или сразу запустить новый телескоп.
#43 | 21:01 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> изначально проектировался не для полёта только на низкую орбиту

Что мешает запулить такой шатл без экипажа с роботами на борту хоть на окраину солнечной системы? Даже если он изначально предназначен для низкой орбиты. Маск же теслу не предназначенную для полетов в космосе запулил к марсу
#44 | 21:10 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> Что мешает запулить такой шатл без экипажа с роботами на борту хоть на окраину солнечной системы?

Сразу два момента: во-первых, они по авиационно-космическим музеям стоят.

Во-вторых, спейс шаттл в отличие от нашего бурана -- не полезная нагрузка, а часть системы. Он не "ставится на ракету", он сам вторая ступень ракеты. Со вполне определёнными параметрами и ограничениями.

Т.е., чтобы его запустить туда, куда ты хочешь -- это надо, по сути, большой кусок системы перепроектировать и делать заново.

И остаётся главный вопрос: а нафига? Ну серьёзно, почему не запустить сразу робота (которого, кстати, нет), зачем ему в нагрузку давать ещё и почти сто тонн совершенно лишнего веса орбитального самолёта (который, кстати, из L2 ещё и вернуться не сможет, ну, по крайней мере, одним куском)? :)
di_ego99
идиот »
#45 | 21:21 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> Что мешает запулить такой шатл без экипажа с роботами на борту хоть на окраину солнечной системы?

Может быть, формула Циолковского?
di_ego99
идиот »
#46 | 21:24 18.07.2022 | Кому: Shnyrik
> Он не "ставится на ракету", он сам вторая ступень ракеты

По-моему, не вторая. По-моему, не ракеты. По-моему, это полноценный космический корабль с баком топлива и двумя простыми пороховыми твердотопливными ускорителями. Поэтому у них и СпейсДжамп - на пороховых ускорителях выпрыгнули повыше, а там своим ходом с бочкой топлива на пузе.
#47 | 21:56 18.07.2022 | Кому: di_ego99
Я не ракетчик, что там в этой формуле?
#48 | 22:07 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> Маск же теслу не предназначенную для полетов в космосе запулил к марсу

И как? Попал теслой в марс, или она по орбите вокруг земли летает?
#49 | 22:37 18.07.2022 | Кому: Srg_Alex
> p.s. "Приключения в каникулы". Пересматривать не советую, слишком наивно и вообще рука-лицо. Не возвращайся туда, где был счастлив.

Давеча сидел в домашних тапочках, один, всгрустнулось, захотел пересмотреть что-нибудь вечное доброе бесконечное и вспомнил "гостью из будущего". Подорвался, побежал в интернеты, оперативно отыскал, скачал, схоронил в спецархивах и сел за просмотр. Все 5 серий залпом, хорошо дома никого не было, а то бы долго мне печень пальцем тыкали при каждом удобном случае. ...на следующий день, включаю телевидение, наше, российское и на тебе - 1 серия, ток титры идут... эх...не дали второй раз глянуть, увели на кухню, картошку чистить...
К чему это я... не все моменты детства, где был счастлив - неповторимы)
di_ego99
идиот »
#50 | 22:41 18.07.2022 | Кому: Indrikis
> Я не ракетчик, что там в этой формуле?

Если сказать простым языком, она позволяет легко вычислить количество топлива, необходимого для того, чтобы разогнать какую-то массу до какой-то скорости. Проблема в том, что чем больше топлива берёшь, тем больше становится твоя масса. Есть предел, после которого увеличение количества топлива даёт недостаточный прирост скорости. Это означает, что нельзя полететь куда захочется просто увеличивая количество топлива на борту.
Проблема решается либо снижением массы, либо изобретением более тяговитых двигателей, либо многоступенчатостью.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.