В Древней Руси грамотность была нормой

newsland.ru — Более 1000 берестяных грамот, найденных в окрестностях Новгорода, являются неоспоримыми свидетельствами того, что русы были грамотными тогда, когда «просвещённые» европейские монархи с большим трудом подписывались крестиком... Ничего, еще десяток лет народного образования под руководством Фурсенко и российские дети достигнут уровня средневековых монархов :-((
Новости, Общество | lettres pour 14:35 31.08.2011
80 комментариев | 73 за, 9 против |
#51 | 10:32 01.09.2011 | Кому: FMJ
>> По твоему Зализняк сродни Фоменко?
>
> ни в коем случае, только вот прошу обратить внимание на:
>> Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное
> выделю отдельно: 12в. (двенадцатый век).
>
Стоит замметить что до этого никаких коренных переломов с крещения Руси не было, нет, можно кончено предположить, что ТНБ махнул крылом и в 12 веке все стало совершенно иначе чем до этого, но как то маловероятно.

> Зализняк занимается изучением древнеславянского языка. Тот же самый Новгородский кодекс это 10-11 век. О чем вообще речь? Где грамотность до Кирилла? Где материальные источники?

> Прекратите скакать туда-сюда на "жалкие" несколько сотен лет.
>
>>Является ли Новгородская Русь, Русью?
>
> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.
>
Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.

>>Как в условиях средневековья, не прибегая к централизованному облучению, можно за столь коротки сроки добиться такого?

>
> столь короткие это в какие?
>
Кирилицу принесли в конце 9 века, считай за 1-2 века.

>>Не говорят ли эти факты о том, что грамотность на Руси была делом обычным, и при появлении кириллицы был сменен только алфавит, а все остальное осталось на том же уровне, а знающему грамоту перейти с одного алфавита на другой не так уж сложно?

>
> не говорят. домыслы и фантазии. даже не предположения.
>
То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?
Чего ж в поздние то века у нас так с грамотой плохо было?
И я после этого фантазер?

>>Из сказания черноризца Храбра «О письменах» известно, что славяне (в том числе, видимо и восточные) до кирилло-мефодиевской миссии «не имели письмен (вариант: книг), но читали (или: считали) и гадали» «чертами и резами», причём подчёркивается языческий характер этой практики. _Не известно_, идёт ли здесь речь о письменности в собственном смысле слова.
>

>
>>То есть считаешь, славяне вдруг воспылали сразу любовью к грамоте как только кирилицу завезли? при это можно предположить, что централизованно никто не учил народ писать на кирилице, иначе до нас бы дошли упоминания об организации общественных школ.
>
> достоверных источников нет, можно только фантазировать.
>
Как ты считаешь, откуда в 11 веке взялось большое количество грамотных людей? Кто они, новобучившиеся, или таки люди которые и так знали грамоту, и лишь переобучившиеся? Если первое, то какие проблемы возникли в более поздние века, если второе, то о чем мы спорим?

> и да, те же самые берестяные грамоты, самые ранние из них датируются 11 веком, где то, что было раньше? куда делось? зачем пропало?

>
Ты в курсе что береста вообще не особо долговечный источник, гниет. Даже сейчас этих грамот найдено не много, плюс то что на них написано, в принципе не имеет большой ценности, поэтому специально их никто не хранил.

> широкая же распространенность грамотности среди городских жителей и вовсе не удивительна, просто нужно понимать кто жил в городах, а особенно таком серьезном центре как Новгород.

>
Как было с грамотностью в городах во времена ну скажем Николая первого или даже второго?

> так все же, как быть с докирилической (включая глаголицу) широкой грамотностью и жутким павном западников у которых короли крестики ставили? )


Глаголица и кириллица они суть одно, принесены греками, на основании того что в 11 веке широкие слои населения были грамотны, а это следует из цитат Зализняка которые я привел, а также из сказания черноризца Храбра, вполне себе исторический документ, можно предположить, что и до кирилицы была какая то письменность, которая также охватывала широкие круги населения.
А насчет королей и крестиков, я вообще то ничего не говорил, не надо мне приписывать чужие мысли.
#52 | 10:36 01.09.2011 | Кому: FMJ
>>> Согласен, но если в 11-12 веке грамотность была обычным делом, можно предположить, что и до этого было также, потому как вытеснение, переобучение, это одно, а обучать неграмотное население с нуля это другое.
>>
>> Да я обеими руками тебя поддерживаю.
>> По одному только содержанию и количеству берестяных грамот можно уже сделать определённые выводы. Грамотное население по щучьему велению не получается. Это образ жизни, который складывается долго и меняется медленно.
>
> подумаешь, жалкие 200-300 лет с момента первого упоминания криллической азбуки )
>
Кто то намеренно население учил? Или оно само вдруг захотело? Если так то с чего вдруг, в более поздние века население у нас особой грамотностью не страдало, чего ж не обучались как в те времена? Или изменилось чего кардинально?

>> Кстати, меня интересует вопрос - все ли имеющиеся в распоряжении историков надписи расшифрованы?

>
> какие надписи?

Имеющиеся в распоряжении историков.

>какого периода?


Любого периода.

> найденные территориально где?


Найденные на территории проживания славян.
Ты действительно вопрос не понял, или корчишь из себя тролля?
Если второе, то нахуя?
#53 | 10:38 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>>> Не говорят ли эти факты о том, что грамотность на Руси была делом обычным, и при появлении кириллицы был сменен только алфавит, а все остальное осталось на том же уровне, а знающему грамоту перейти с одного алфавита на другой не так уж сложно?
>>>>
>>> Камрад, есть мнение, что кириллица вытесняла старое письмо постепенно. И в достаточно долгий период.
>>
>> Согласен, но если в 11-12 веке грамотность была обычным делом, можно предположить, что и до этого было также, потому как вытеснение, переобучение, это одно, а обучать неграмотное население с нуля это другое.
>
> Да я обеими руками тебя поддерживаю.
> По одному только содержанию и количеству берестяных грамот можно уже сделать определённые выводы. Грамотное население по щучьему велению не получается. Это образ жизни, который складывается долго и меняется медленно.
>
Не, принесли освященую кирилицу на языческие земли и все стали сразу грамотные, тут же явно видно руцу божию!!!
А потом продались татарам, и помыслили в будущем стать комуняками противными, и господь отнял разум и разучил всех читать и писать!!!

> Кстати, меня интересует вопрос - все ли имеющиеся в распоряжении историков надписи расшифрованы?


Я хз, всерьез не увлекался этим, языки меня волнуют только с точки зрения программирования!!!
#54 | 10:39 01.09.2011 | Кому: FMJ
>>> Согласен, но если в 11-12 веке грамотность была обычным делом, можно предположить, что и до этого было также, потому как вытеснение, переобучение, это одно, а обучать неграмотное население с нуля это другое.
>>
>> Да я обеими руками тебя поддерживаю.
>> По одному только содержанию и количеству берестяных грамот можно уже сделать определённые выводы. Грамотное население по щучьему велению не получается. Это образ жизни, который складывается долго и меняется медленно.
>
> подумаешь, жалкие 200-300 лет с момента первого упоминания криллической азбуки, это совершенно очевидно щучье веление )

Сравни скорость распространения других изобретений и ты поймёшь, что я имею в виду. Таки да, по тем временам - "щучье веление".
#55 | 10:45 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>> Да я обеими руками тебя поддерживаю.
>> По одному только содержанию и количеству берестяных грамот можно уже сделать определённые выводы. Грамотное население по щучьему велению не получается. Это образ жизни, который складывается долго и меняется медленно.
>>
> Не, принесли освященую кирилицу на языческие земли и все стали сразу грамотные, тут же явно видно руцу божию!!!
> А потом продались татарам, и помыслили в будущем стать комуняками противными, и господь отнял разум и разучил всех читать и писать!!!

Ну не надо здесь говорить как дипломированный историк!!!

>> Кстати, меня интересует вопрос - все ли имеющиеся в распоряжении историков надписи расшифрованы?

>
> Я хз, всерьез не увлекался этим, языки меня волнуют только с точки зрения программирования!!!

Попалась мне как-то в руки соответствующая книжка, но никаких "опознавательных знаков" за давностью лет вспомнить не могу. А тут вдруг специалист. Ну, думаю, дай спрошу, вдруг подскажет чего. А вот - нет тебе!!!
#56 | 10:46 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>>> Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное
>> выделю отдельно: 12в. (двенадцатый век).
>>
> Стоит замметить что до этого никаких коренных переломов с крещения Руси не было, нет, можно кончено предположить, что ТНБ махнул крылом и в 12 веке все стало совершенно иначе чем до этого, но как то маловероятно.

а что тут предполагать? крещение Руси 10 век, вроде как кириллица 9 век, после крещения требуется распространение христианства, требуется много людей в теме. на базе церкви и пишут и учат. все вполне логично.

>> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.

>>
> Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.

и? это разве противоречит тому, что это временно-территориальный период?

> То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?


достоверно известно, что церковь обучала грамоте (по понятным причинам) как своих так и мирских (знать так 100%). причем это достоверно известный факт.
а какое доказательство централизованного обучения не относящегося к церкви и обучавшего все слои общества имеется у вас?

> Чего ж в поздние то века у нас так с грамотой плохо было?


было среднестатистически. как у всех в общем-то. церковники и знать (включая торговцев) грамотны. крестьяне - нет.

> Как ты считаешь, откуда в 11 веке взялось большое количество грамотных людей? Кто они, новобучившиеся, или таки люди которые и так знали грамоту, и лишь переобучившиеся? Если первое, то какие проблемы возникли в более поздние века, если второе, то о чем мы спорим?


см. сословный состав жителей Новгорода в 11 веке. (я даже подскажу, что искать стоит про новгородскую республику)

> Ты в курсе что береста вообще не особо долговечный источник, гниет. Даже сейчас этих грамот найдено не много, плюс то что на них написано, в принципе не имеет большой ценности, поэтому специально их никто не хранил.


т.е. с 10-11 века почти тысячу лет пролежало и нормально, а вот тысячу триста уже ничего не осталось. найдено кириллических достаточно, более тысячи штук. это уже совсем не мало.

>> широкая же распространенность грамотности среди городских жителей и вовсе не удивительна, просто нужно понимать кто жил в городах, а особенно таком серьезном центре как Новгород.

>>
> Как было с грамотностью в городах во времена ну скажем Николая первого или даже второго?

в Санкт-Петербурге? В сравнении с уездными городами - прекрасно, про сельскую местность я вообще молчу.

>> так все же, как быть с докирилической (включая глаголицу) широкой грамотностью и жутким павном западников у которых короли крестики ставили? )

>
> Глаголица и кириллица они суть одно, принесены греками, на основании того что в 11 веке широкие слои населения были грамотны, а это следует из цитат Зализняка которые я привел, а также из сказания черноризца Храбра, вполне себе исторический документ, можно предположить, что и до кирилицы была какая то письменность, которая также охватывала широкие круги населения.

все конечно здорово, но кириллица датируется концом 9 началом 10 века.
так же в 10 веке крещение Руси, далее про распространение христианства и как с этим связана письменность я уже писал.
#57 | 10:50 01.09.2011 | Кому: Art Zin
> Кто то намеренно население учил? Или оно само вдруг захотело? Если так то с чего вдруг, в более поздние века население у нас особой грамотностью не страдало, чего ж не обучались как в те времена? Или изменилось чего кардинально?

Крещение Руси > церковь обучает грамоте (что бы могли распространять и читать писание, а не пересказывать отсебятину) церковников и мирскую знать.

> Ты действительно вопрос не понял, или корчишь из себя тролля?


я действительно не понял вопрос. потому что он для меня звучит как:
- парни, а есть в кого нь ть чертеж танка?
- какого танка?
- ну танка обычного!
- ну какого танка то? какого периода? чьего и тд и тп?
- вы что издеваетесь?! обычного танка 20 века!
#58 | 10:50 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
> Сравни скорость распространения других изобретений и ты поймёшь, что я имею в виду. Таки да, по тем временам - "щучье веление".

каких, блё, еще изобретений?
#59 | 11:04 01.09.2011 | Кому: FMJ
>>>> Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное
>>> выделю отдельно: 12в. (двенадцатый век).
>>>
>> Стоит замметить что до этого никаких коренных переломов с крещения Руси не было, нет, можно кончено предположить, что ТНБ махнул крылом и в 12 веке все стало совершенно иначе чем до этого, но как то маловероятно.
>
> а что тут предполагать? крещение Руси 10 век, вроде как кириллица 9 век, после крещения требуется распространение христианства, требуется много людей в теме. на базе церкви и пишут и учат. все вполне логично.

Хочешь ли ты сказать здесь, что "церковный язык", письменная речь и устная традиция были практически идиентичны?

>>> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.

>>>
>> Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.
>
> и? это разве противоречит тому, что это временно-территориальный период?

Почему-то иногда у меня складывается впечатление, что ты местами пытаешься спорить сам с собой.

>> То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?

>
> достоверно известно, что церковь обучала грамоте (по понятным причинам) как своих так и мирских (знать так 100%). причем это достоверно известный факт.
> а какое доказательство централизованного обучения не относящегося к церкви и обучавшего все слои общества имеется у вас?

Содержание найденных берестяных грамот, их количество и некоторые соображения со стороны здравого смысла.

>> Чего ж в поздние то века у нас так с грамотой плохо было?

>
> было среднестатистически. как у всех в общем-то. церковники и знать (включая торговцев) грамотны. крестьяне - нет.
>
>> Как ты считаешь, откуда в 11 веке взялось большое количество грамотных людей? Кто они, новобучившиеся, или таки люди которые и так знали грамоту, и лишь переобучившиеся? Если первое, то какие проблемы возникли в более поздние века, если второе, то о чем мы спорим?
>
> см. сословный состав жителей Новгорода в 11 веке. (я даже подскажу, что искать стоит про новгородскую республику)
>
>> Ты в курсе что береста вообще не особо долговечный источник, гниет. Даже сейчас этих грамот найдено не много, плюс то что на них написано, в принципе не имеет большой ценности, поэтому специально их никто не хранил.
>
> т.е. с 10-11 века почти тысячу лет пролежало и нормально, а вот тысячу триста уже ничего не осталось. найдено кириллических достаточно, более тысячи штук. это уже совсем не мало.
>
>>> широкая же распространенность грамотности среди городских жителей и вовсе не удивительна, просто нужно понимать кто жил в городах, а особенно таком серьезном центре как Новгород.
>>>
>> Как было с грамотностью в городах во времена ну скажем Николая первого или даже второго?
>
> в Санкт-Петербурге? В сравнении с уездными городами - прекрасно, про сельскую местность я вообще молчу.
>
>>> так все же, как быть с докирилической (включая глаголицу) широкой грамотностью и жутким павном западников у которых короли крестики ставили? )
>>
>> Глаголица и кириллица они суть одно, принесены греками, на основании того что в 11 веке широкие слои населения были грамотны, а это следует из цитат Зализняка которые я привел, а также из сказания черноризца Храбра, вполне себе исторический документ, можно предположить, что и до кирилицы была какая то письменность, которая также охватывала широкие круги населения.
>
> все конечно здорово, но кириллица датируется концом 9 началом 10 века.
> так же в 10 веке крещение Руси, далее про распространение христианства и как с этим связана письменность я уже писал.

Версия насквозь логичная, если читая книги отключать аналитический отдел мозга.
#60 | 11:06 01.09.2011 | Кому: FMJ
>> Ты действительно вопрос не понял, или корчишь из себя тролля?
>
> я действительно не понял вопрос. потому что он для меня звучит как:
> - парни, а есть в кого нь ть чертеж танка?
> - какого танка?
> - ну танка обычного!
> - ну какого танка то? какого периода? чьего и тд и тп?
> - вы что издеваетесь?! обычного танка 20 века!

Подозреваю, что камрад - реальный историк! Мало того - как минимум кандидат наук.
#61 | 11:07 01.09.2011 | Кому: FMJ
>> Сравни скорость распространения других изобретений и ты поймёшь, что я имею в виду. Таки да, по тем временам - "щучье веление".
>
> каких, блё, еще изобретений?

Шикарно!!!
#62 | 11:08 01.09.2011 | Кому: FMJ
>>>> Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное
>>> выделю отдельно: 12в. (двенадцатый век).
>>>
>> Стоит замметить что до этого никаких коренных переломов с крещения Руси не было, нет, можно кончено предположить, что ТНБ махнул крылом и в 12 веке все стало совершенно иначе чем до этого, но как то маловероятно.
>
> а что тут предполагать? крещение Руси 10 век, вроде как кириллица 9 век, после крещения требуется распространение христианства, требуется много людей в теме. на базе церкви и пишут и учат. все вполне логично.
>
Присылая священников из Византии.

>>> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.

>>>
>> Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.
>
> и? это разве противоречит тому, что это временно-территориальный период?
>
Нет, как и не говорит что культурные отличия были большими.

>> То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?

>
> достоверно известно, что церковь обучала грамоте (по понятным причинам) как своих так и мирских (знать так 100%). причем это достоверно известный факт.

Откуда известно?

> а какое доказательство централизованного обучения не относящегося к церкви и обучавшего все слои общества имеется у вас?

>
ТЫ про какие времена уточняй, а то я тебе и про ликбез могу сказать, и про систему, дошкольного и школьного образования.

>> Чего ж в поздние то века у нас так с грамотой плохо было?

>
> было среднестатистически. как у всех в общем-то. церковники и знать (включая торговцев) грамотны. крестьяне - нет.
>
А вот Зализняк говорит что в 11-12 веке было распространено среди широких кругов населения, наверное можно предположить, что под широкими кругами он не подразумевает узкий круг священников знати и торговцев.

> > Как ты считаешь, откуда в 11 веке взялось большое количество грамотных людей? Кто они, новобучившиеся, или таки люди которые и так знали грамоту, и лишь переобучившиеся? Если первое, то какие проблемы возникли в более поздние века, если второе, то о чем мы спорим?

>
> см. сословный состав жителей Новгорода в 11 веке. (я даже подскажу, что искать стоит про новгородскую республику)
>
Про то что там много торговцев я не сомневаюсь, но также могу сказать что крестьян там было не намного меньше чем в других местах.
Ну и объясни почему ты считаешь что Новгород был особым, а в других княжествах было иначе?

>> Ты в курсе что береста вообще не особо долговечный источник, гниет. Даже сейчас этих грамот найдено не много, плюс то что на них написано, в принципе не имеет большой ценности, поэтому специально их никто не хранил.

>
> т.е. с 10-11 века почти тысячу лет пролежало и нормально, а вот тысячу триста уже ничего не осталось. найдено кириллических достаточно, более тысячи штук. это уже совсем не мало.
>
Сколько из них относятся к 10 веку, сколько к 11, сколько к 12, сколько позднее?

>>> широкая же распространенность грамотности среди городских жителей и вовсе не удивительна, просто нужно понимать кто жил в городах, а особенно таком серьезном центре как Новгород.

>>>
>> Как было с грамотностью в городах во времена ну скажем Николая первого или даже второго?
>
> в Санкт-Петербурге? В сравнении с уездными городами - прекрасно, про сельскую местность я вообще молчу.
>
А чего ж тогда рабочие то читать не умели?

>>> так все же, как быть с докирилической (включая глаголицу) широкой грамотностью и жутким павном западников у которых короли крестики ставили? )

>>
>> Глаголица и кириллица они суть одно, принесены греками, на основании того что в 11 веке широкие слои населения были грамотны, а это следует из цитат Зализняка которые я привел, а также из сказания черноризца Храбра, вполне себе исторический документ, можно предположить, что и до кирилицы была какая то письменность, которая также охватывала широкие круги населения.
>
> все конечно здорово, но кириллица датируется концом 9 началом 10 века.
> так же в 10 веке крещение Руси, далее про распространение христианства и как с этим связана письменность я уже писал.
>Крещение Руси > церковь обучает грамоте (что бы могли распространять и читать писание, а не пересказывать отсебятину) церковников и мирскую знать.

Учили священников, причем очень многих священиков в крупные города присылали из Константинополя, учить крестьян и остальных смысла нет, библию им прочитают как надо, а для чего большего, нахера это церкви?
И таки оставляю вопрос открытым, по что тогда в более поздние века с грамотностью у населения стало худо, раз церковь так рьяно учила?
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.
В то же время я опять аппелирую к Зализняку, который говорил про грамотность в древней Руси. Откуда такое странное отличие?

>я действительно не понял вопрос. потому что он для меня звучит как:

> - парни, а есть в кого нь ть чертеж танка?
> - какого танка?
> - ну танка обычного!
> - ну какого танка то? какого периода? чьего и тд и тп?
> - вы что издеваетесь?! обычного танка 20 века!

Тут слово "кого нь ть" подразумевает любого.
#63 | 11:13 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
> Хочешь ли ты сказать здесь, что "церковный язык", письменная речь и устная традиция были практически идиентичны?
>
Видать именно это и хочет сказать.

>>>> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.

>>>>
>>> Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.
>>
>> и? это разве противоречит тому, что это временно-территориальный период?
>
> Почему-то иногда у меня складывается впечатление, что ты местами пытаешься спорить сам с собой.
>
А я думал, что я один так думаю!!!

>>> То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?

>>
>> достоверно известно, что церковь обучала грамоте (по понятным причинам) как своих так и мирских (знать так 100%). причем это достоверно известный факт.
>> а какое доказательство централизованного обучения не относящегося к церкви и обучавшего все слои общества имеется у вас?
>
> Содержание найденных берестяных грамот, их количество и некоторые соображения со стороны здравого смысла.
>
Да тут скорее не централизованное обучение, а традиция грамотности. Вон у евреев во все века народ почти поголовно грамотный был, но при этом централизованно их никто не обучал.

>> все конечно здорово, но кириллица датируется концом 9 началом 10 века.

>> так же в 10 веке крещение Руси, далее про распространение христианства и как с этим связана письменность я уже писал.
>
> Версия насквозь логичная, если читая книги отключать аналитический отдел мозга.

Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!
А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!
#64 | 11:23 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>> Хочешь ли ты сказать здесь, что "церковный язык", письменная речь и устная традиция были практически идиентичны?
>>
> Видать именно это и хочет сказать.

Взял школьный учебник и старательно вычеркнул Пушкина. А ну его, я его стихи и не любил никогда!!!

>>>>> для тех кто не понимает, что значит "Новгородская Русь", "Киевская Русь" и прочие "руси". Таким образом обозначается ни что иное, а временно-территориальный период. Чем отличается Русь Новгородская от Киевской можете ознакомиться самостоятельно.

>>>>>
>>>> Русь Новгородская существовала параллельно Киевской Руси.
>>>
>>> и? это разве противоречит тому, что это временно-территориальный период?
>>
>> Почему-то иногда у меня складывается впечатление, что ты местами пытаешься спорить сам с собой.
>>
> А я думал, что я один так думаю!!!
>
>>>> То есть, не прибегая к централизованному обучению, за 1-2 века в условиях средневековья, можно обучить большое количество народа грамоте?
>>>
>>> достоверно известно, что церковь обучала грамоте (по понятным причинам) как своих так и мирских (знать так 100%). причем это достоверно известный факт.
>>> а какое доказательство централизованного обучения не относящегося к церкви и обучавшего все слои общества имеется у вас?
>>
>> Содержание найденных берестяных грамот, их количество и некоторые соображения со стороны здравого смысла.
>>
> Да тут скорее не централизованное обучение, а традиция грамотности. Вон у евреев во все века народ почти поголовно грамотный был, но при этом централизованно их никто не обучал.
>
Про евреев не будем. Но в целом есть определённое зерно.

>>> все конечно здорово, но кириллица датируется концом 9 началом 10 века.

>>> так же в 10 веке крещение Руси, далее про распространение христианства и как с этим связана письменность я уже писал.
>>
>> Версия насквозь логичная, если читая книги отключать аналитический отдел мозга.
>
> Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!
> А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!

Как увязать распространение христианства бытовой грамотности - не понимаю. Повторяю вопрос - церковные книги и долговые расписки писали на одном языке???
#65 | 11:27 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>Взял школьный учебник и старательно вычеркнул Пушкина. А ну его, я его стихи и не любил никогда!!!

А то? еретик, не на церковно славянском писал!!!

> Про евреев не будем. Но в целом есть определённое зерно.


А нет ли в этом антисеммитизма???

>> Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!

>> А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!
>
> Как увязать распространение христианства бытовой грамотности - не понимаю. Повторяю вопрос - церковные книги и долговые расписки писали на одном языке???

А то, Иже е паки еси херувимы, злыдень поганый, пес смердячий, Ксашка попий сын, задолжал мне серебряный, аки Иуда поганый не вернул, Аминь!!!

А вообще ты вопрос не по адресу кидаешь!
#66 | 12:46 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>>Взял школьный учебник и старательно вычеркнул Пушкина. А ну его, я его стихи и не любил никогда!!!
>
> А то? еретик, не на церковно славянском писал!!!
>
Мне всегда говорили, что Пушкин великий поэт. И только недавно объяснили, почему!!!

>> Про евреев не будем. Но в целом есть определённое зерно.

>
> А нет ли в этом антисеммитизма???
>
Есть!!!

>>> Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!

>>> А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!
>>
>> Как увязать распространение христианства бытовой грамотности - не понимаю. Повторяю вопрос - церковные книги и долговые расписки писали на одном языке???
>
> А то, Иже е паки еси херувимы, злыдень поганый, пес смердячий, Ксашка попий сын, задолжал мне серебряный, аки Иуда поганый не вернул, Аминь!!!
>
> А вообще ты вопрос не по адресу кидаешь!

FMJ, как я понимаю, "цепной пёс кровавого режима" - уж очень у него позиция "официальная"!!! Так что мне больше и спросить не у кого!
#67 | 13:02 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>>Взял школьный учебник и старательно вычеркнул Пушкина. А ну его, я его стихи и не любил никогда!!!
>>
>> А то? еретик, не на церковно славянском писал!!!
>>
> Мне всегда говорили, что Пушкин великий поэт. И только недавно объяснили, почему!!!
>
Век живи, век учись, дураком помрешь.(с)

>>> Про евреев не будем. Но в целом есть определённое зерно.

>>
>> А нет ли в этом антисеммитизма???
>>
> Есть!!!
>
Платить и каяться!!!

>>>> Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!

>>>> А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!
>>>
>>> Как увязать распространение христианства бытовой грамотности - не понимаю. Повторяю вопрос - церковные книги и долговые расписки писали на одном языке???
>>
>> А то, Иже е паки еси херувимы, злыдень поганый, пес смердячий, Ксашка попий сын, задолжал мне серебряный, аки Иуда поганый не вернул, Аминь!!!
>>
>> А вообще ты вопрос не по адресу кидаешь!
>
> FMJ, как я понимаю, "цепной пёс кровавого режима" - уж очень у него позиция "официальная"!!! Так что мне больше и спросить не у кого!

По моему даже через чур цепной, местами странно, и на ум приходит фраза сказанная, если мне не изменяет память, Ильичом "Если слишком взять в лево, то можно оказаться справа.".
#68 | 13:16 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>>>> Про евреев не будем. Но в целом есть определённое зерно.
>>>
>>> А нет ли в этом антисеммитизма???
>>>
>> Есть!!!
>>
> Платить и каяться!!!
>
Я еврей!!!
[перекладывает деньги из правого кармана в левый]

>>>>> Я ж тебе говорил, что это святая матушка церковь помогла обучить неграмотных язычников!!!

>>>>> А потом прогневалась и отняла благодать грамотности, нечего немытому быдлу грамоту знать!!!
>>>>
>>>> Как увязать распространение христианства бытовой грамотности - не понимаю. Повторяю вопрос - церковные книги и долговые расписки писали на одном языке???
>>>
>>> А то, Иже е паки еси херувимы, злыдень поганый, пес смердячий, Ксашка попий сын, задолжал мне серебряный, аки Иуда поганый не вернул, Аминь!!!
>>>
>>> А вообще ты вопрос не по адресу кидаешь!
>>
>> FMJ, как я понимаю, "цепной пёс кровавого режима" - уж очень у него позиция "официальная"!!! Так что мне больше и спросить не у кого!
>
> По моему даже через чур цепной, местами странно, и на ум приходит фраза сказанная, если мне не изменяет память, Ильичом "Если слишком взять в лево, то можно оказаться справа.".

Я любому историку готов повторить - если ты не ответишь на вопросы народа (возможно даже глупые вопросы, но тогда объясни, почему они глупые) - то придёт Фоменко и ответит вместо тебя. Только зачем тогда ты в принципе нужен?
А показывать свою эрудированность на пустом месте - это как если бы я не смог чертёж "усреднённого танка" нарисовать!
#69 | 13:25 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>>> А нет ли в этом антисеммитизма???
>>>>
>>> Есть!!!
>>>
>> Платить и каяться!!!
>>
> Я еврей!!!
> [перекладывает деньги из правого кармана в левый]
>
ЭЭЭ, не, платить надо мне а каяться можешь кому угодно!!!

>> По моему даже через чур цепной, местами странно, и на ум приходит фраза сказанная, если мне не изменяет память, Ильичом "Если слишком взять в лево, то можно оказаться справа.".

>
> Я любому историку готов повторить - если ты не ответишь на вопросы народа (возможно даже глупые вопросы, но тогда объясни, почему они глупые) - то придёт Фоменко и ответит вместо тебя. Только зачем тогда ты в принципе нужен?

Да что ты, быдло, понимаешь в истории!!!

> А показывать свою эрудированность на пустом месте - это как если бы я не смог чертёж "усреднённого танка" нарисовать!


[смотрит уважительно]
Инженер?
#70 | 13:32 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>>>>> А нет ли в этом антисеммитизма???
>>>>>
>>>> Есть!!!
>>>>
>>> Платить и каяться!!!
>>>
>> Я еврей!!!
>> [перекладывает деньги из правого кармана в левый]
>>
> ЭЭЭ, не, платить надо мне а каяться можешь кому угодно!!!
>
Ты тоже еврей??? [смотрит подозрительно]

>>> По моему даже через чур цепной, местами странно, и на ум приходит фраза сказанная, если мне не изменяет память, Ильичом "Если слишком взять в лево, то можно оказаться справа.".

>>
>> Я любому историку готов повторить - если ты не ответишь на вопросы народа (возможно даже глупые вопросы, но тогда объясни, почему они глупые) - то придёт Фоменко и ответит вместо тебя. Только зачем тогда ты в принципе нужен?
>
> Да что ты, быдло, понимаешь в истории!!!
>
>> А показывать свою эрудированность на пустом месте - это как если бы я не смог чертёж "усреднённого танка" нарисовать!
>
> [смотрит уважительно]
> Инженер?

Быдлоинженер!!!
#71 | 13:40 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>> Я еврей!!!
>>> [перекладывает деньги из правого кармана в левый]
>>>
>> ЭЭЭ, не, платить надо мне а каяться можешь кому угодно!!!
>>
> Ты тоже еврей??? [смотрит подозрительно]
>
[смотрит с испугом]
А ви таки с какой целью интересуетесь??? Ви скинхед???

>>> А показывать свою эрудированность на пустом месте - это как если бы я не смог чертёж "усреднённого танка" нарисовать!

>>
>> [смотрит уважительно]
>> Инженер?
>
> Быдлоинженер!!!

Камрад!!!
[лезет обниматься]
#72 | 13:56 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>>>> Я еврей!!!
>>>> [перекладывает деньги из правого кармана в левый]
>>>>
>>> ЭЭЭ, не, платить надо мне а каяться можешь кому угодно!!!
>>>
>> Ты тоже еврей??? [смотрит подозрительно]
>>
> [смотрит с испугом]
> А ви таки с какой целью интересуетесь??? Ви скинхед???
>
[Разглаживает пейсы]Все мы немножко rусские скинхеды.

>>>> А показывать свою эрудированность на пустом месте - это как если бы я не смог чертёж "усреднённого танка" нарисовать!

>>>
>>> [смотрит уважительно]
>>> Инженер?
>>
>> Быдлоинженер!!!
>
> Камрад!!!
> [лезет обниматься]

"Брат Петя, узнал брата Колю!!!"(с)
#73 | 13:58 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>> Ты тоже еврей??? [смотрит подозрительно]
>>>
>> [смотрит с испугом]
>> А ви таки с какой целью интересуетесь??? Ви скинхед???
>>
> [Разглаживает пейсы]Все мы немножко rусские скинхеды.
>
Как я вас понимаю!!!
[поправляет кипу]

>>> Быдлоинженер!!!

>>
>> Камрад!!!
>> [лезет обниматься]
>
> "Брат Петя, узнал брата Колю!!!"(с)

Ну, где-то так!!!
#74 | 14:01 01.09.2011 | Кому: Всем
[удивлённо озирается]

Вот так два простых русских еврея инженера способны распугать общество любителей славянской письменности!!!
#75 | 14:02 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
> [удивлённо озирается]
>
> Вот так два простых русских еврея инженера способны распугать общество любителей славянской письменности!!!

А мы ведь еще боевые балалайки не достали, и гопака под 7-40 Калину-малинку не сплясали!!!
#76 | 14:33 01.09.2011 | Кому: Art Zin
>> [удивлённо озирается]
>>
>> Вот так два простых русских еврея инженера способны распугать общество любителей славянской письменности!!!
>
> А мы ведь еще боевые балалайки не достали, и гопака под 7-40 Калину-малинку не сплясали!!!

Слава нам.
[подумал]
Великим!!!
#77 | 15:57 01.09.2011 | Кому: ALoginOFF
>>> [удивлённо озирается]
>>>
>>> Вот так два простых русских еврея инженера способны распугать общество любителей славянской письменности!!!
>>
>> А мы ведь еще боевые балалайки не достали, и гопака под 7-40 Калину-малинку не сплясали!!!
>
> Слава нам.
> [подумал]
> Великим!!!

Как я тебя понимаю!!!
Severus
майдаун »
#78 | 16:15 01.09.2011 | Кому: Всем
А эксперт-то, FMJ, сливается, однако.

Ну и стоило так пальцы веером раскидывать в начале треда?

Надеялся, что получится хорошая познавательная дискуссия, тема-то очень интересная. Но увы, похоже, наличие диплома об историческом образовании ещё не означает, что человек умеет себя вести в приличном обществе.
#79 | 16:56 01.09.2011 | Кому: Severus
> А эксперт-то, FMJ, сливается, однако.
>
Скорее просто пытается доказать свою точку зрения, но не хочет искать подходящих доказательств. Но насчет эксперта ты загнул, просто местами пыталься тролить. Только не понятно зачем?

> Ну и стоило так пальцы веером раскидывать в начале треда?

>
А ток ак же, иначе авторитетом не признают!!!

> Надеялся, что получится хорошая познавательная дискуссия, тема-то очень интересная. Но увы, похоже, наличие диплома об историческом образовании ещё не означает, что человек умеет себя вести в приличном обществе.


Он про историческое образование ничего не говорил, есть подозрение что не историк он. Плюс высшее образование вообще не означает что человек умеет себя где то вести, но заметил интересный факт, люди с техничеким образованием, как то проще себя ведут, и дискуссию строят более менее логически, в отличии от гуманитариев, видать образ мышления отличается, у одних логика у других эмоции.
#80 | 07:53 02.09.2011 | Кому: Severus
> Надеялся, что получится хорошая познавательная дискуссия, тема-то очень интересная.

Очень тяжело найти серьёзного и "снисходительного" гуманитарного специалиста. Очень жаль. Тоже надеялся на познавательную дискуссию.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.