Разбор и критика книги «Технофеодализм» Яниса Варуфакиса
habr.com Если коротко, о чем книга? Об осмыслении сегодняшнего мира. О том, что, оказывается, мы все живем сейчас не при капитализме, а при совершенно новой общественно-экономической формации. И название ей – технофеодализм.
И в ее рамках существуют облачные капиталы, облачные феодалы (технофеодалы), облачные крепостные и облачные пролетарии. А главные технофеодалы сегодня – это Илон Маск, Джеф Безос и иже с ними. Технофеодализм автор не одобряет, а старый добрый капитализм ему милее.
Попробуем вместе разобраться, насколько эта теория научно состоятельна.
Об авторе и о том, чем могла бы быть эта книга
Янис Варуфакис - бывший министр финансов Греции (он сам упоминает об этом в своей книге, например, на стр.31). Но почему-то в русскоязычном переводе, напечатанном издательством Ад Маргинем Пресс, на самой первой странице автор величается министром экономики. Возможно, в греческом языке или в греческом правительстве «экономика» и «финансы» - одно и то же. В общем, книга начинается с путаницы. Показательно. Но важно не это.
Важно то, что человек, занимающий высокую должность в правительстве любой немаленькой страны, имеет доступ к статистическим данным или инсайдам, намного бОльший, чем среднестатистический человек, или даже профильный ученый. И от такого посвященного автора читатель вправе ждать серьезного научного труда, обогащенного ссылками, цифрами, выкладками. Что мы видим из этого в представленной книге? Ничего. Янис Варуфакис ссылается только на пару своих ранних книг, одна из которых – книга для детей (он сам об этом говорит), которая называется «Беседы с дочерью об экономике». Конкретных цифр за всю книгу о технофеодализме наберется меньше дюжины, ссылок на источник этих цифр – ровно ноль.
…
Какие вообще аналоги в мировой научной литературе может иметь книга с названием «Технофеодализм»? Ну, например, книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». Эта книга, написанная в 1896-1899 годах, статистически доказывала, что в Российской Империи конца 19 века вовсю бурно цветет капитализм, и в связи с отменой крепостного права в 1861 году, на смену феодализму экономически уверенно пришел капитализм (а политически еще не успел). Этот простой и, казалось бы, самоочевидный тезис был ясен в конце 19 века далеко не всем современникам Владимира Ильича, вот и пришлось Ленину писать тяжелый научный труд на эту тему. Количество цифр и ссылок в книге зашкаливает.
Можно вспомнить еще одну работу того же автора – «Империализм, как высшая стадия капитализма». Тоже много цифр и ссылок, научно подтверждающих доказываемый тезис – капитализм количественно и качественно перешел на новую свою стадию, которую можно назвать специальным термином – империализм.
Янис Варуфакис – грек, а в Греции, как считается, сильны левые настроения в обществе, да и периодически члены правительства называют себя социалистами. Памятуя об этом, я ожидал чего-то вот такого… Но не судьба. Что же автор предлагает вместо?
…
Какие же черты отличия от капитализма приводит Варуфакис?
1. Свободного рынка при технофеодализме нет (а при капитализме, якобы, есть). Свободный рынок, по Варуфакису, обладает единственным свойством – покупатель и продавец сами друг друга находят и сами решают, встретиться или нет. При технофеодализме они могут друг друга не увидеть никогда, ибо это решает цифровая платформа посредством своих алгоритмов подсказки и продвижения. Вместо рынка при капитализме облачный феод.
2. Прибыль при технофеодализме не является движущим фактором системы и вообще чем-то важным. На место прибыли приходит облачная рента, то есть то, что безусловно и безальтернативно платят многие за доступ к облачному феоду. (Собственно, эта черта – еще одна причина появления названия технофеодализм: раз в средние века, при феодализме крестьяне платили обязательную земельную ренту, а сейчас распространена «облачная» рента, то в названии точно должен присутствовать какой-нибудь «феодализм»).
3. Новый правящий класс – облачные капиталисты. Они подавили, обычных, необлачных капиталистов. Ведь раньше было как? «У кого нет миллиарда, могут идти в ж…» (автор фразы – российский миллиардер Полонский). Теперь – «в ж… идут те, у кого нет больших цифровых платформ».
4. Наемные рабочие все чаще превращаются в облачных пролетариев.
5. Почти каждый житель Земли добровольно исполняет роль облачного крепостного.
6. Облачный капитал наделен так называемой «облачной» властью, которая заключается в изменении поведения тех, кто не владеет облачным капиталом, что сводится к их, владельцев облачного капитала, собственной выгоде.
7. Накопление капитала при технофеодализме происходит не так, как принято в традиционных капиталистических предприятиях. Как принято? Произвел и продал товара больше на 10% - увеличил прибыль на 10%, и в следующем году вырос на 10% или около того. Ну или взял большой кредит, и тогда с десяток лет находишься в специальном режиме ультра-аккуратной экономии и рачительства. А как при технофеодализме? Облачный капитал, не прилагая особых к этому усилий, пополняется гигантскими потоками денег, поступающих практически напрямую от основных центральных банков Запада, через систему финансовых (спекулятивных) институтов. О прибыли и эффективности бизнеса заботиться не надо, ибо финансисты все равно купят твои акции, да еще и взвинтят их цену. Таким образом, прибыль перестает быть двигателем экономики.
8. Склонность системы технофеодализма к более глубоким и частым кризисам, по сравнению с капитализмом. Это свойство, как утверждает Варуфакис – следствие из других приведенных черт и свойств.
…
Выводы
Итак, из 8 ключевых тезисов Яниса Варуфакиса, описывающих технофеодализм, оказались ошибочными два (тезисы № 2, 3), несущественными – 1 (№ 5), а 5 тезисов и вовсе оказались описывающими капитализм и его черты, в том виде, в котором мы давно их знаем (тезисы № 1, 4, 6, 7, 8). Таким образом, говорить о технофеодализме как о новой общественно-экономической формации не приходится.
Вообще, чтобы говорить об общественно-экономических формациях, надо для начала знать их определения и разбираться в законах развития общества. Удивительно, но греческий министр финансов, Янис Варуфакис, отец которого был коммунистом и уголовно преследовался за свои взгляды капиталистическим правительством Греции, в этом так и не разобрался к своим 60 годам. А для тех, кто разобрался, понятно следующее (и это база).
До тех пор, пока остается деление общества на собственников средств производства и наемных рабочих, капитализм жив. Просто по определению. И все его формы – это именно ЕГО формы. Вплоть до фашизма.
Но вообще рекомендую прочесть целиком по ссылке. Минут на 15 чтения.