Фиаско. Здесь был человек

youtu.be — [RocketMan] Станислав Лем посвятил теме первого контакта с инопланетной цивилизацией целую серию романов. В своих произведениях он описал не только разнообразных существ и природу других миров, но и показал, что инопланетный разум может быть настолько чужд человеческому, что установить контакт будет практически невозможно. Роман "Фиаско", о котором и пойдёт речь в этом ролике, произведение, ставящее жирную точку в размышлениях писателя о взаимоотношениях с инопланетной цивилизацией.
Видео, Культура | Иисусе{4K} 19:10 31.03.2022
42 комментария | 84 за, 2 против |
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#1 | 19:10 31.03.2022 | Кому: Всем
[censored]
#2 | 19:13 31.03.2022 | Кому: Всем
Книга - отличная вещь! Неистово плюсую!
#3 | 19:13 31.03.2022 | Кому: Всем
>инопланетный разум может быть настолько чужд человеческому, что установить контакт будет практически невозможно

Особенно если в экспедицию посылать инфантильных долбоёбов. И Солярис о том же.
#4 | 19:17 31.03.2022 | Кому: Всем
РокетМэна завсегда в пену.
#5 | 19:18 31.03.2022 | Кому: Всем
С.Лема читал по юности, трёхтомник кажись, перечитывать желания нет. В отличие например от котоугодной книги Хайнлайна.
#6 | 19:21 31.03.2022 | Кому: konstruktor
"Дверь в лето" и "Зелёные холмы Земли" - лучшее у Хайнлайна.
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#7 | 19:26 31.03.2022 | Кому: loisop
> "Дверь в лето" и "Зелёные холмы Земли" - лучшее у Хайнлайна.

"Чужак в чужой стране" в переводе Питчер.
#8 | 19:36 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Особенно если в экспедицию посылать инфантильных долбоёбов. И Солярис о том же.

Почему это "Солярис" о том же?
#9 | 19:43 31.03.2022 | Кому: Dyton
> Почему это "Солярис" о том же?

Потому что группа белок-истеричек делают вид, что налаживают контакт с внеземным разумом. А на самом деле не могут наладить контакт даже с собственной головой.
#10 | 19:56 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> группа белок-истеричек

Нет там никаких белок-истеричек.
Что значит "контакт с собственной головой"?
olezhe
надзор »
#11 | 19:59 31.03.2022 | Кому: Всем
РокетМен прекрасен. Ещё ни одного неудачного ролика. Даже про неинтересные мне книжки рассказывает увлекательно. Пойду, послушаю этот ролик.
#12 | 20:10 31.03.2022 | Кому: Всем
Станислава охота читать и перечитывать, в отличии от того же Хайнлайна. Ну тут уж кому как. Лэм просто неисчерпаем. Более всего нравится про пилота Пиркса, жаль про него мало рассказов.
#13 | 20:12 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Потому что группа белок-истеричек делают вид, что налаживают контакт с внеземным разумом. А на самом деле не могут наладить контакт даже с собственной головой.

Книга вообще-то о том, что мелкий человеческий разум, просто не готов к встрече с космическим разумом. Тут любой не будет готов. У него все книжки такие, я вотт с ним полностью согласен.

Dyton
>Что значит "контакт с собственной головой"?

Не спорь. Есть два взгляда на книги Лэма: "это ж какие герои мудаки, не то что я!" и "мдя, какие же мы все дураки и неплохо бы для начала вырасти, а то ведь будет неудобно перед пришельцами". Оба правильные, что характерно.
#14 | 20:14 31.03.2022 | Кому: Srg_Alex
> Книга вообще-то о том, что мелкий человеческий разум, просто не готов к встрече с космическим разумом

Нет, книга о великовозрастных идиотах, которых не то что в космос, в зоопарк без мамы отпускать нельзя.
#15 | 20:15 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> нет, книга о великовозрастных идиотах, которых не то что в космос, в зоопарк без мамы отпускать нельзя.

Ну ты бы на их месте был бы не таким, само-собой. Не сарказм.
Вот только книга всё равно не о том.
#16 | 20:16 31.03.2022 | Кому: Dyton
> Нет там никаких белок-истеричек.

там нет, а здесь есть!!!11 26 штук!!!
#17 | 20:18 31.03.2022 | Кому: Srg_Alex
> Ну ты бы на их месте был бы не таким, само-собой

Не был бы. Я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы представлять Человечество в контакте с внеземным разумом. Но уверен, что на многомиллиардной Земле можно было бы отыскать кого-нибудь более вменяемого, чем представленные герои обоих шЫдевров.

Как минимум, если ко мне придёт моя школьная любовь, я не буду бегать в ужОсе по всей базе, запихивать её в ракету и выстреливать в космос. И не буду с криком: "Хули вы со мной ни разговариваете! Я к вам стопицот лет летел!! Вотт вам пидарасы за это!!!" - шмалять орбитальным лазером по инопланетному городу.
Сова
надзор »
#18 | 20:27 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Особенно если в экспедицию посылать инфантильных долбоёбов.

Ага, надо Эрнанов кортесов посылать. Эти контакт установят.
#19 | 20:35 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы представлять Человечество в контакте с внеземным разумом. Но уверен, что на многомиллиардной Земле можно было бы отыскать кого-нибудь более вменяемого, чем представленные герои

Они вполне компетентны, в своей области. Конечно, удивляет психолог Крис с его самоубившейся женой (что сразу ставит вопрос о его компетентности), но всё таки.. У меня была подружка в 16 лет, так вот она, того, - под машину попала насмерть, т.ч. частично я могу понять и его. Вот у него жена с собой покончила, а тут его на Солярис позвали, потому что там что-то странное. А там на утро, проснувшийся Крис, обнаруживает мёртвую жену у себя в кровати, только совсем живую. Кто она? Живая? Ходячий труп? Откуда взялась? Как к ней относится? Как бы выясняется, что Солярис - сверразум, ну а далее - догадки и сомнения. Судя по видению на планете в виде большого ребёнка, Солярис - фактически Бог, но бог молодой, играющий. Вероятно, он хотел подружиться с учёными. А учёные эти - типичные люди с их человеческими мозгами. А может это в наказании им всё происходящее и это их личный ад? Или попытка создать им рай? Надо понимать, что Солярис, скорее всего, воспроизводил их сокровенные желания. Вот и явил Крису подружку. Но являл он объекты исключительно по памяти субъекта, т.е. жена Криса явилась не такой, какой была, а какой он её помнит. И если он помнит у неё родинку на левом полужопии, то она там будет, а если не видел цвета крови своей жены, то даже анализ оной взять будет проблематично. Человечишко - слаб, подобные явления для него чужды и воспринимает он их соответственно: страх, неприятие, а потом и непринятие, отчаяние. А что делать с объектом? Жить с ним половой жизнью? Игнорировать? Убить и закопать? А домой увезти можно или нет? Не позавидуешь, какое решение не принимай.
От первой "новой жены" Крис избавляется выбросив её в космос, появляется вторая. И та и другая обладают сознанием, вполне чувствуют и думают, что ещё более осложняет существование.
Лэм заставляет своих героев заглянуть поглубже в себя и чаще смотреть в зеркало. Это всегда подкупало в нём.

>Как минимум, если ко мне придёт моя школьная любовь, я не буду бегать в ужОсе по всей базе, запихивать её в ракету и выстреливать в космос.


А с чего ты уверен, что она человек, а не робАт, с целью вас всех убить явилась?
iafem
надзор »
#20 | 20:39 31.03.2022 | Кому: Srg_Alex
> Станислава охота читать и перечитывать, в отличии от того же Хайнлайна.

Хайнлайн замечательный подростковый писатель. А Лем - наоборот, взрослый.
#21 | 20:44 31.03.2022 | Кому: Srg_Alex
> Кто она? Живая? Ходячий труп?

В первую очередь она - коммуникационный интерфейс. А только во вторую - жена, не важно живая или мёртвая.

То есть герой не только с думающей лужей контакт наладить не способен, но и с собственной женой, точнее с её образом взятым из его собственной головы.
#22 | 20:49 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> В первую очередь она - коммуникационный интерфейс.

Да с чего? Нормальный субъект, вполне мыслящий и независимый. Она не интерфейс Соляриса, а отдельная личность.

>А только во вторую - жена, не важно живая или мёртвая.


Ну так и что с того? Что с ней делать-то?
#23 | 20:54 31.03.2022 | Кому: Srg_Alex
> Она не интерфейс Соляриса, а отдельная личность.

И эту отдельную личность надо зверски замочить, выстрелив ракетой в космос? Поступок не мальчика, но мужа...
#24 | 21:05 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> И эту отдельную личность надо зверски замочить, выстрелив ракетой в космос? Поступок не мальчика, но мужа...

Ок, ты так и не ответил - что надо было сделать. Видимо уже не дождусь.

P.S. эта личность могла быть хоть ядрёной бомбой, хоть людоедом. Крис же понимал, что она не может быть его женой, что нечто прикидывается его женой и от неё можно ожидать всякого.
Вообще-то я тебе хотел дать понять, что там нет правильного выбора в принципе. Стал бы с ней как с бабой жить - тоже поступок далёкий от думающего; выкинул в космос - тоже так себе вариант.
#25 | 21:16 31.03.2022 | Кому: SCAR
> РокетМэна завсегда в пену.

Это да.

Хоть он и высказался на тему "Нет войне".
#26 | 21:24 31.03.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Нет, книга о великовозрастных идиотах, которых не то что в космос, в зоопарк без мамы отпускать нельзя.

Книга не об этом.
Ты вообще книгу читал? Или тебе её Рабинович пересказал?
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#27 | 21:41 31.03.2022 | Кому: Nord
> Хоть он и высказался на тему "Нет войне".

Что ты ожидал от блогера с тонкой душевной организацией???

Ролики хорошо делает и на том спасибо.
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#28 | 21:53 31.03.2022 | Кому: Всем
Эту книгу любит Арестович. Вот как бывает, советский человек, правильные книжки в детстве читал, а окрасил себя в те цвета, в которые окрасил по заветам Цицерона киевского.

[censored]
#29 | 21:57 31.03.2022 | Кому: Всем
Лем прекрасен - каждый раз тянет перечитывать. Пиркс и Фиаско - лучшее.
Фиаско вообще меня поразило, просто как доской по башке, когда первый раз читала.
Очень крут, очень люблю, просто фанат (ка) Лема.
#30 | 22:09 31.03.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> Что ты ожидал от блогера с тонкой душевной организацией???

Да я и от Лема немногого ожидаю: после великих романов и трактатов он жидко обделался в краковском "Всеобщем еженедельнике" (Тыгоднике повшехнем), когда оправдывал чеченских террористов в Будённовске.

Или когда он запретил переводить на японский "Астронавтов" и "Магелланово облако", потому что считал, что если хоть один японец, прочитав это, склонится к коммунизму, гореть Лему за это вечно в аду.

А тем не менее - великий автор, земля ему пухом.
#31 | 22:18 31.03.2022 | Кому: Nord
> он жидко обделался

Он в своём инфополе жил. Обманули старичка.
#32 | 23:33 31.03.2022 | Кому: Всем
По Пирксу, вообще бы отличный сериал вышел. "Условный рефлекс," "Терминус," "Охота на сэтавра".. Шикарные сюжеты для серий..
Иисусе{4K}
виртуаловод »
#33 | 23:48 31.03.2022 | Кому: Nord
> Да я и от Лема немногого ожидаю: после великих романов и трактатов он жидко обделался в краковском "Всеобщем еженедельнике" (Тыгоднике повшехнем), когда оправдывал чеченских террористов в Будённовске

Бля! Не знал ничего про это. Вот по этому я не люблю ничего читать и смотреть про любимых авторов и музыкантов.
#34 | 02:23 01.04.2022 | Кому: Danika
> Лем прекрасен - каждый раз тянет перечитывать. Пиркс и Фиаско - лучшее.
> Фиаско вообще меня поразило, просто как доской по башке, когда первый раз читала.
> Очень крут, очень люблю, просто фанат (ка) Лема.

"Мир на Земле"
#35 | 02:42 01.04.2022 | Кому: максимум 20 символов
> не буду с криком: "Хули вы со мной ни разговариваете! Я к вам стопицот лет летел!! Вотт вам пидарасы за это!!!" - шмалять орбитальным лазером по инопланетному городу.

том городу помнится оставалось совсем немного. и спасти всеаврно всех бы не вышло. инопланетяне могли просто не осознават ьприсуствие землян, учитывая кем они оказались.
#36 | 03:32 01.04.2022 | Кому: Иисусе{4K}
> Бля! Не знал ничего про это. Вот по этому я не люблю ничего читать и смотреть про любимых авторов и музыкантов.

А еще он был родом из Львова, и его нелюбовь к русским (стандартное для польского интеллегента "Если бы Россия была основана Анной Ахматовой, если бы законодателем был Мандельштам", как пишет Адам Загаевский) меркнет по сравнению с тем, что он испытывал по отношению к западным украинцам.
#37 | 03:37 01.04.2022 | Кому: максимум 20 символов
> Как минимум, если ко мне придёт моя школьная любовь, я не буду бегать в ужОсе по всей базе, запихивать её в ракету и выстреливать в космос. И не буду с криком: "Хули вы со мной ни разговариваете! Я к вам стопицот лет летел!! Вотт вам пидарасы за это!!!" - шмалять орбитальным лазером по инопланетному городу.

Ты рассказ Альфреда ван Вогта "Чудовище" читал?

Про контакт доминирующего в галактике вида с последним представителем вымершей высокоразвитой цивилизации.

Там экспедиция этого доминирующего вида ведет себя как ватага тупых подростков, а последний (ими воскрешенный) - как взрослый. Он их, так сказать, разводит как чай в стакане.
#38 | 03:40 01.04.2022 | Кому: Srg_Alex
По описанию напомнило фильм "Сфера". Тоже инопланетный разум который воплощал мысли учёных.
#39 | 06:07 01.04.2022 | Кому: Тузян
> По описанию напомнило фильм "Сфера". Тоже инопланетный разум который воплощал мысли учёных.

Солярис много где плагиатили в том или ином виде.
#40 | 06:14 01.04.2022 | Кому: Всем
Почти все НФ-книги учитывают технический прогресс, но не учитывают социальный. А социальный прогресс определяет мотивы исследования космоса и соответственно определяет возможность контакта как такового.
#41 | 07:29 01.04.2022 | Кому: Всем
Прекрасный роман, где прекрасно показано, как научная экспедиция с капиталистической Земли в процессе попытки установления контакта с инопланетянами уничтожает их. Причем стоит заметить, что оружия, как такового на борту звездолета нет. Разве что антикварный пистолет. Однако же всё заканчивается очень печально для обитателей планеты. Мне думается что иначе при капитализме и быть не может. Тут и со своими-то однопланетниками не лучше получается.
#42 | 08:10 01.04.2022 | Кому: Всем
Кстати, и лемовский "Солярис", и "Пикиник на обочине" АБС изгадил своими богоискательскими киновысерами Тарковский, если бы не прекрасные актёры которых он зазывал на съёмки своих кхм... "шедевров", то это невозможно было бы смотреть. А Лем прекрасен своим энциклопедизмом, фантазией, юмором в не зависимости его личных предпочтений.

Romeo »
>Почти все НФ-книги учитывают технический прогресс, но не учитывают социальный.

Это, да. Чаще всего на этой основе рождается алогичное УГ (большинство голливудской говнофантастики, особенно последних двух десятилетий), но иногда и "парадоксальная фантастика", назовём её так - вполне годная. Почему-то от фантастики требуют только исторических предсказаний и прогнозов, но в первую очередь фантастика это попытка воплощения ответа на вопрос "что было-бы, если бы?", а вот здесь уже требуется логичность и консистентость сюжета.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.