Россия приостановила разработку лунной сверхтяжелой ракеты

kommersant.ru — Новости величия
Новости, Общество | starina 05:52 15.09.2021
7 комментариев | 98 за, 3 против |
Vascosoft
интеллектуал »
#1 | 07:13 15.09.2021 | Кому: Всем
Никогда не понимал этих увлечений сверхтяжелым и сверхмогучим. Вернее, во времена Королева это, наверное, еще было оправдано, там надо было заявить "Мы можем!", причем здесь и сейчас. В современных условиях это уже давно не актуально, кто сейчас мешает разбить все это на несколько этапов: построить на орбите станцию, подтаскивать туда грузовиками компоненты лунного корабля, собрать его у станции силами двух человек, привезти теми же Прогрессами топливо, причем их баки использовать как емкости и, возможно, как баки лунного корабля. Запустить этот лунный корабль на орбиту Луны, начать развертывание на этой орбите лунной станции, подтаскивать туда в автоматическом режиме топливо, компоненты для развертывания обитаемой станции. Причем лунный корабль при этом может мотаться от лунной станции к околоземной и обратно, ему только топливо доливать придется. Потом засылаем на окололунную станцию космонавтов, они обживают ее и начинают сборку посадочного модуля (автоматического для начала). Садимся на Луну, начинаем завозить туда топливо, продукты и компоненты для лунной базы. И так далее.
Да, это будет в разы дольше. Возможно, по затратам это будет значительно дороже. Но это единственный, на мой диванный взгляд, шанс не просто скататься сделать селфи на фоне лунных холмов, а сделать полноценный шаг вперед в освоении других планет.
Vascosoft
интеллектуал »
#2 | 08:29 15.09.2021 | Кому: speaktr
> Дешевле запустить три-четыре тяжелых ракеты, чем два десятка маленьких. Falcon 9 тоже не просто так разрабатывался, все понимают, что лучше заслать одну фуру, чем пять газелей.

А вопрос тут не в тяжести ракеты как таковой. Вопрос в порочности самой концепции полета на другие планеты по одноракетной схеме. С межланетным модулем, модулем посадки, взлета, спускаемого аппарата. Да, еще банкетного стола - отметить успешное возвращение.
А насчет фуры и газелей: чтобы перевезти 200 тонн груза никто не строит автомонстра и выделенную бетонную полосу для него, засылают 10 фур. Ран или поздно наступает предел, после которого дальнейшее увеличение размеров системы не приводит к кратному увеличению полезной нагрузки, система начинает работать сама на себя.
Vascosoft
интеллектуал »
#3 | 11:35 15.09.2021 | Кому: Choristoceras
> ПМСМ, там даже станцию не надо строить. Просто весь лунный модуль впихивался в одну ракету (что Сатурн, что Н-1) только потому, что тогда орбитальная стыковка была чем-то вроде чуда. А сейчас можно вполне запустить 2-3 ракеты поменьше, все состыковать на орбите и полететь.

Станция - это прежде всего база. Если в процессе сборки что-то пошло не так (ключ на 17 забыли, не хватило болтов 12х120 или еще там чего), то пошли на базу спирт глушить другими делами заниматься, а следующим грузовиком недостающее забросят. Опять же, всегда должна быть подстраховка, на каждом этапе: один корабль летит к Луне, второй пристыкован к базе, где дежурная смена, если что, срывается и в ускоренном режиме идет на помощь (если, конечно, траектория позволит). Если в двух ключевых точках (круговая орбита у Земли, такая же - у Луны) будут обитаемые орбитальные базы, риск фатальных проблем можно резко снизить.
Самый страшный вопрос по полетам американцев на Луну это не "почему у вас флаг колышется?" или "почему тени на фото в разные стороны?". Самый страшный вопрос, на который они точно не найдут ответа, это "Какова вероятность успешного полета на Луну?". Не так давно попалась толковая статья (не помню автора, к сожалению), там дядька разложил все этапы полета на Луну от подготовки к пуску и до вылезания из спускаемого аппарата на Земле. Каждому этапу (их 22 вроде получилось) присвоил численное значение успешного завершения от 0.0 до 1.0, причем не с потолка, а основываясь на статистике подобных этапов в полетах тех лет, как американских, так и советских. Если статистики не хватало, ставил единицу. Все безбожно округлялось в большую сторону.
По итогу все цифры перемножил, поскольку авария на каждом ключевом этапе автоматически делала продолжение полета невозможной. Получилось число порядка 0.015 (то есть 1.5%). Это на один полет. Соответственно, несколько полетов подряд давали шанс успеха, близкий к нулевому. Аполлон-13 там тоже был учтен. Так вот, чтобы не приходилось подобные цифры перемножать, и надо в систему ввести промежуточные точки (чекпойнты, если хотите), которые позволят хотя бы спасти жазни космонавтов, если даже при этом прервется выполнение их миссии.
Vascosoft
интеллектуал »
#4 | 14:05 15.09.2021 | Кому: coba555
> Справедливости ради. Давным-давно, когда деревья были большими, препод по одной из многочисленных технических дисциплин касался теории надёжности. Просто слегка знакомил. И я запомнил одно: принципы из теории вероятности (перемножение вероятности отказов всех необходимых систем) - неприменимы для адекватной оценки надёжности сложных систем, ибо никакой велосипед, не говоря уже о самолёте, по этому принципу не будет обладать достаточной теоретической надёжностью. И для оценки применяются другие подходы.

За велосипед не скажу, а в самолете все значимые системы неоднократно дублируются. Это раз. А второе - далеко не все отказы в системах самолета ведут к фатальным последствиям. Здесь же (в статье) были отобраны именно фатальные происшествия, вроде пожара в первом Аполлоне (подготовка к полету), или катастрофы Челленджера (взлет) и Коламбии (приземление). То есть те происшествия, которые сделали невозможным успешное завершение миссии.
Vascosoft
интеллектуал »
#5 | 14:08 15.09.2021 | Кому: Настоящий Индеец
> Сейчас Маск как раз резвится на эту тему со своим старшипом. Корабль возвращается, первая ступень тоже. Бензинчику внизу плеснул - и снова пожалте на старт. Вотт смотрим чё получится

Это он отрабатывает подъем и спуск с околоземной орбиты. Вопрос в другом немного: зачем тащить к Луне аппарат для спуска на Землю? Или, например, зачем каждый раз поднимать на орбиту корабль для полета к Луне, если его можно поднять один раз к базовой орбитальной станции (вернее, собрать там), а в дальнейшем просто доставлять на эту базу топливо для него, и использовать его как челнок по маршруту "земная орбитальная база - лунная орбитальная база". Причем он должен работать как буксир: надо - подцепили цистерну с топливом, а надо - жилой модуль с космонавтами.
Vascosoft
интеллектуал »
#6 | 14:45 15.09.2021 | Кому: coba555
> Очень разумная статья, скорее всего автор Максон, сайт malchish.org. Зачитывался в своё время.

спасибо, нашел, Аркадий Велюров "Пепелацы летят на Луну", очень толковый ряд статей, он их вроде до состояния книги довел, есть на Озоне в электрическом виде за 40р., либо на всяких литресах.
Vascosoft
интеллектуал »
#7 | 10:44 16.09.2021 | Кому: Choristoceras
> Просто если очень надо, то лунный модуль размерами с АЛМ теперь необязательно посылать на орбиту одним носителем.

А сверхтяжелая ракета для чего? Как я понимаю, они снова хотели одним бортом забросить ВСЕ, включая концертный рояль для банкета по приземлении. И именно это меня и бесит.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.