Пейсатель спокойно катается по заграницам, рискуя привести домой очередной штамм заразы, а дома - его ждет бестолковое и безответственное быдло, которое ему надо учить, пописывая в уйютненьком бложике.
> Это, в частности, ставит крест на практической демократии.
Тут оно как:
При Ленине и раньше "кухарка еще не была способна управлять государством" - из-за огромного числа малограмотного и просто безграмотного населения, чтобы эта демократия работала не в виде диктатуры меньшинства "демократов".
А вот сейчас, мы имеем практически те же яйца, но уже сбоку: когда большинство населения насколько узко квалифицированно в неких вопросах, как правило - в своей непосредственной области добычи денег, что практически полностью безграмотно во всем остальном. Уже добровольно: ибо нет времени/желания/наоборот - есть желание отдохнуть/вписать нужное.
Именно поэтому надо сокращать количество рабочих часов в день (а не рабочих дней в неделю!) - чтобы физически было время на образование и самообразование.
> не значит ли сие, что граждан придется обучать насильно?
Значит.
Чтобы задаться вопросом "как" ответь сперва сам: давно ли ты занимался сексом с ближайшими родственницами или животными, жрал человечину и делал прочие "прикольные" штуки, которые кое-где еще несколько сотен лет назад заходили за "норму".
Воспитание в обществе членов общества - разговор отдельный. И о том, о чем писал я выше - нельзя сделать, если для начала членов этого общества не прекратить дрессировать как цирковых медведей: делать ровно одну им понятную задачу, чтобы они не подохли с голоду.
> с ростом производительных сил повышается требования к квалификации работника.
[важно кивает] Чем лучше гномик ловко в нужный момент жмет на нужную кнопку - тем лучше!
Все этого процесса он может вообще нихуя не понимать: быть одновременно антипрививочником, поклонником Фоменки и плоскоземельцем, с раздутым ЧСВ от его высокой квалификации в нажимании кнопки и временами выходить в Астрал при помощи наркотических веществ.
> И польза, приносимая обществу (или капиталисту) работником в зависимости от квалификации нелинейно зависима.
Смотря как считать эту пользу. Превращение члена общества в такого вот вышеописанного гномика - польза?
Ну, разве что как донат какого-нибудь мафиозо в местную церковь, с бабла от проданной тонны кокаина.
> Что делать с этой проблемой?
Эта проблема - проблема исключительно текущей капиталистического способа организации труда. Ну, как и перманентная безработица, например.
Текущие требования к эффективности отдельного работника (ебашить по 12-14 часов) - совершенно оторваны от общей производительности, зачастую - даже того предприятия, на котором этот работник трудится.
Виной тому является комплекс причин. Начиная от банальной жадности хозяев средств производства и заканчивая отсутствием планирования в распределении производимой продукции и ее анархическое распределение, а значит и производство, посредством рыночных механизмов.
> ок, считаешь ли ты, что любого гражданина (желающего обучаться и обучающегося по принуждению) за условные 20 лет можно научить тому, что в данный момент требуется обществу?
Примерно, да. Ну, как тебя общество, начиная с твоих родителей - принуждало учиться не условные, а безусловные 10 и более лет.
Это проблема в оценке эффективности в рамках капиталистической парадигмы эффективности.
С точки зрения средневекового цеха: рабочие с конвейера того же Генри Форда - тупые и никчемные долбоебы, а их организация труда просто бессмысленна.
И если ты возьмешь и сравнишь индивидуально работу какого-нибудь средневекового мастера по металлу и чувака умеющего только быстро и ловко закрутить нужные гайки в нужный момент - это будет именно так.
Пейсатель спокойно катается по заграницам, рискуя привести домой очередной штамм заразы, а дома - его ждет бестолковое и безответственное быдло, которое ему надо учить, пописывая в уйютненьком бложике.