жуткая вещь. Пока кололи курс, было стойкое желание сдохнуть, хотя ничего не болело и в целом физическое самочувствие было в норме. Впервые ощутил на себе, что чувствуют люди с депрессией. В какой то мере хуже даже, чем температура 39.
население в массе - "коллективный ребенок" (кое кто считает, что "коллективный идиот", но я не из них), со всеми вытекающими. Каждый отдельный человек - безусловно, компетентен в своей узкой области, есть даже небольшая часть "условно взрослых", но все вместе - вот так. И по каждому вопросу доля разбирающихся людей среди всего населения не превышает 5-10% (это оптимистично), остальные формируют свое мнение на основе мнений авторитетов (не обязательно входящих в эти 5-10%).
Из этой простой аксиомы очень много интересных следствий:
- ребенок смотрит на отца, который отпивает из горла пивко и говорит чаду: "сынок, бухать очень вредно, не бухай!", и думает: "какой же папка мудак, учит одному, а сам делает прямо обратное. Буду как папка!"
- мама говорит ребенку: "сынок, не ходи без шапки - заболеешь и умрешь!". Ребенок назло мамке пошел без шапки и, мало того, что не умер, так даже не заболел. Очевидно, что глупая мать ничего не понимает и слушать ее смысла никакого.
нехитрую аналогию (безусловно, ложную) можно продолжить.
Виноват ли ребенок, что ведет себя так? Нет, не виноват. Осуждать его контрпродуктивно.
Должен ли умный родитель учитывать особенности детской психики при воспитании? Конечно, должен.
Это, в частности, ставит крест на практической демократии.
> Именно поэтому надо сокращать количество рабочих часов в день (а не рабочих дней в неделю!) - чтобы физически было время на образование и самообразование.
звучит красиво и здОрово, только почему, например, солдат в армии при наличии свободного времени начинает не самообразованием заниматься, а совсем наоборот?
не значит ли сие, что граждан придется обучать насильно?
> Именно поэтому надо сокращать количество рабочих часов в день
тут есть еще одна малоочевидная вещь.
с ростом производительных сил повышается требования к квалификации работника. И польза, приносимая обществу (или капиталисту) работником в зависимости от квалификации нелинейно зависима.
Например, работник с условной квалификацией "100" принесет больше пользы, чем 10 работников с квалификацией "10".
Есть такая потенциальная проблема, что работник с низкой квалификацией рано или поздно будет приносить обществу меньше пользы, чем потребляет сам.
Начиная с какого то момента прямой вред от такой деятельности (недополученная польза) будет превышать объем потребляемых работником благ. Что в светлом социалистическом будущем предполагается делать с такими пролетариями? Платить им пособия, как современным инвалидам?
Рост требований к квалификации работника приведет к росту периода обучения. Но так как скорость обучения прямо зависима от уровня интеллекта, а наращивать интеллект нет возможностей, можно лишь отбирать подходящих кандидатов из популяции, то, начиная с определенного уровня интеллекта, время обучения превысит время общественно полезного труда (то есть общество затратит на обучение больше благ, чем гражданин принесет их обществу за всю свою жизнь) и эта ситуация с ростом НТП будет только усугубляться.
Что делать с этой проблемой? Не станет ли настоящий (а не воображаемый) социализм диктатурой 10% пролетариата, а остальные 90% будут прозябать на минимальный ББД? А самое главное - никакой эксплуатации.
ок, считаешь ли ты, что любого гражданина (желающего обучаться и обучающегося по принуждению) за условные 20 лет можно научить тому, что в данный момент требуется обществу?
> Что в приличном обществе делают с умственно отсталыми? Кормят, поят, одевают, содержат в местах, где они не могут навредить себе и другим, занимают посильным трудом.
я к тому, что тенденция такова, что доля "умственно отсталых" неумолимо растет и это серьезная проблема.
> Это проблема в оценке эффективности в рамках капиталистической парадигмы эффективности.
нет, есть объективные критерии эффективности.
Если 2 человека выпускают продукцию, содержащую 70% брака, а 1 человек - только 10%, то мало того, что первые переводят впустую ценные ресурсы, так еще для общества в целом лучше их кормить и содержать, но не допускать к производству.
> Тут неизвестно, может, эти самые «умственно отсталые» на самом деле вполне умственно полноценные, просто никто их воспитанием и образованием должным образом не занимался.
так как это неочевидно и всего лишь предположение, то требует серьезного практического обоснования.
мало того у этих "умственно отсталых" вполне могут быть гениальные дети, что усложняет проблему еще больше.
> Твоё предположение о росте числа «умственно отсталых» не менее неочевидно и тоже всего лишь, и точно также требует серьёзного практического обоснования.
а у меня есть пример.
на сегодняшний день в армию США не берут с IQ ниже 85 (от 10 до 15% популяции)
хотя раньше брали вплоть до IQ 50.
Надо ли пояснять почему?
что будет, когда для "простой" работы будут не годны люди с IQ 100 ?
жуткая вещь. Пока кололи курс, было стойкое желание сдохнуть, хотя ничего не болело и в целом физическое самочувствие было в норме. Впервые ощутил на себе, что чувствуют люди с депрессией. В какой то мере хуже даже, чем температура 39.