Дело о фальшивых швах в трубопроводе на АЭС

trv-science.ru — А. Александров, президент Академии наук в 1980-м году, рассказывал, что на одной из атомных электростанций — подопечных Курчатовского института, уже давно наблюдалось какое-то подозрительное «потение» заглушки трубопровода высокого давления.
Новости, Общество | Dliv227 11:29 24.05.2020
21 комментарий | 84 за, 0 против |
#1 | 11:50 24.05.2020 | Кому: Всем
Ответственным был мастер, а уволили всё равно сварщика.
#2 | 12:01 24.05.2020 | Кому: Jonny
> Ответственным был мастер, а уволили всё равно сварщика.

Сварщика уволили, а мастер ответил по всей строгости, не?
#3 | 12:04 24.05.2020 | Кому: Работник кабеля
> Сварщика уволили, а мастер ответил по всей строгости, не?

Про это в тексте не сказано. И исходя из "разгильдяйства эпохи «зрелого социализма»" сомневаюсь, что кому то было до этого дело. Потому что там мало того что мастера надо наказывать, там надо и всю его зону ответственности перепроверять и переделывать, а об этом опять же не было.
#4 | 12:31 24.05.2020 | Кому: Всем
Неужели были одинаковые расценки для всех швов?
#5 | 12:39 24.05.2020 | Кому: Всем
Ой можно подумать при капитализме по другому :) Тут тупо вопрос контроля, кто контролирует и как контролирует.
pocav
дурко »
#6 | 12:47 24.05.2020 | Кому: Всем
Такое возможно имело место. На АПЛ 1 и 2-го поколения постоянно были проблемы с дефектными швами 1-го контура. Итогом этого были множественные смерти плавсостава (по причине лучевой болезни). Одна из причин гибели «Комсомольца» тоже удешевление - замена прокладок в системе высокого давления с медных на поронит.
#7 | 13:24 24.05.2020 | Кому: Всем
правильно, надо еще и госты-хуёсты в строительстве отменить.
#8 | 13:33 24.05.2020 | Кому: pocav
> На АПЛ 1 и 2-го поколения постоянно были проблемы с дефектными швами 1-го контура. Итогом этого были множественные смерти плавсостава (по причине лучевой болезни).

Скажу больше- практически все аварии и катастрофы на советских атомных лодках были следствием этой порочной системы- выгнать лодку в море любой ценой, пусть даже неисправную.

> Одна из причин гибели «Комсомольца» тоже удешевление - замена прокладок в системе высокого давления с медных на поронит.


Эта причина была уже глубоким следствием общей картины. А основная причина- слабая подготовка личного состава, тем не менее.
#9 | 13:40 24.05.2020 | Кому: Alex Wolf
> госты-хуёсты

Снипы-хрипы! Соблюдай культур-мультур!!! :-)
#10 | 13:45 24.05.2020 | Кому: Всем
> культур-[ш]мультур

слыш, русске учи!!
#11 | 14:26 24.05.2020 | Кому: Всем
Я работаю на заводе где делают грейферы, вагонетки, карьерные ковши, кузова "Белаза" и т.д. - большинство швов с большой фаской или зазором сварщики (а они все "сдельщики") заваривают очень просто - берут проволоку с подходящим диаметром (в среднем от 6 до 12 мм), вкладывают её в зазор и заваривают на больших токах, надеясь что в процессе сварки будет расплавлена проволока и при этом получится хороший провар шва - так что такая практика имеет место быть повсеместно...
#12 | 14:37 24.05.2020 | Кому: Всем
Но кровавому диктатору, при котором за такие невинные шалости могли и путёвку в небесный санаторий выписать, всё равно нет прощения.
Don Rumata
рецидивист »
#13 | 15:05 24.05.2020 | Кому: Всем
Скажу сразу - дяди-академика у меня нет (и не было). :-))

Так что историю с дефектным швом я узнал из гораздо более прозаического источника.

В конце семидесятых попал я после окончания института в ЦЭМ - Государственный Союзный орденов Ленина и Трудового Красного Знамени монтажный трест Ценрэнергомонтаж - так он тогда назывался. Работал на монтаже Смоленской АЭС в Десногорском монтажном управлении ЦЭМа.
Надо сказать, в те годы информация о нарушениях-дефектах-авариях в СМИ оглашалась редко.
Но вот в организациях (был тогда в ходу термин "в системе") каждый месяц проводились т.н. "дни ТБ", где все происшествия, имевшие быть "в системе" до пресонала доводились.
Так вот, "в системе Минэнерго" в то время проходило сообщение о происшествии на Кольской (насколько помню) АЭС.
Там была обнаружени сквозная трещина на главном циркуляционном трубопроводе.
Трещина имела большую длину, поэтому было принято решение вырезать сварной шов полностью (на жаргоне монтажников - "катушку").
После из металла шва и околошовной зоны вырезали образцы (темплеты), их подвергли травлению раствором кислоты, и травление показало, что в металл шва (нержавейки 08Х18Н10Т) вплавлен арматурный пруток -"черняга" из Ст-20.
Такое сочетание под рабочим давлением не могло не треснуть - оно и треснуло.

"Мастерового" сварного вычислили на "раз-два": на все сварные швы ГЦТ (и не только ГЦТ) оформляется сварочная документация, где зафиксировано: кто, когда и чем варил стык и результаты контроля неразрушающими методами.
Фамилия "героя" в информационном сообщении называлась, но я её, увы, не помню. Осталось в памяти, что сварной был немолодой, заслуженный, чуть ли не орденоносец.
Да вот так глупо облажался.

Насчет того, что "все так варили" - пиздёж.
Говорю, как человек, три с лишним года отработавший в службе технологического контроля ЦЭМА.
Заниматься пришлоси именно контролем сварки.
#14 | 15:18 24.05.2020 | Кому: Всем
> Творцы ядерной энергетики жили в особом мире сверхвысокой ответственности, созданном свирепым ведомством Берии, и плохо представляли себе масштабы нарастающего разгильдяйства эпохи «зрелого социализма».

К разгильдяйству "зрелого социализма" и "застою" шли не один десяток лет, с XXII съезда КПСС - спасибо троцкисту и недоноску Хрущёву, который свирепого Берию, как известно, просто убил.
#15 | 16:56 24.05.2020 | Кому: Don Rumata
> … травление показало, что в металл шва (нержавейки 08Х18Н10Т) вплавлен арматурный пруток -"черняга" из Ст-20.

Чёрный металл — в нержавейку? [Нецензурно матерится]
#16 | 18:19 24.05.2020 | Кому: eric.romanoff
> Тут тупо вопрос контроля, кто контролирует и как контролирует.

Вотт! В описываемом случае явно рука руку мыла, ибо в архиве не было рентгеновского снимка шва
#17 | 19:26 24.05.2020 | Кому: Всем
Все же была разница между Средмашем и Атомной энергетикой. В Средмаше (министр Славский) все оставалось по Берии. А в энергетике было послабже с порядком. Дед Г.И. очень ценил и любил своих сварщиков в цеху. Там аргонщики высших разрядов работали. Аппараты-то все из нержавейки плюс работа в скафандрах. Там такого быть не могло. Расценки были хорошие. Об этом разговоров не было!

После 1957 катастроф в Средмаше не было, а на станции - пожалуйста!
#18 | 03:05 25.05.2020 | Кому: NikitaF81
А можно название предприятия? Буду обходить десятой дорогой.
#19 | 13:07 25.05.2020 | Кому: NikitaF81
> берут проволоку с подходящим диаметром (в среднем от 6 до 12 мм), вкладывают её в зазор и заваривают на больших токах

Ёбаный пиздец. Непровар и перегрев обеспечены. Отсюда напряжения и хрупкость. На кой вообще многопроходные швы придумали и порядок заполнения зазоров?!
#20 | 14:03 25.05.2020 | Кому: Alex_DRUMMER
Вотт были бы на окладе, а не на сделке так бы и делали (как положено), а так и мастер и начцеха в курсе этого бардака и никого это особо не волнует...
#21 | 14:52 25.05.2020 | Кому: NikitaF81
Тут во главу угла положены деньги (основа капитализма). Ну а где прибыль, там контроль покупается. Иногда и до начала работы. Если контролем прищемить всех бракоделов, вой до небес подымется: кошмарят бизнес! Но этого не будет, бабло пока побеждает.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.