Умственный и ручной труд

1957anti.ru — Глава из книги Петра Алексеевича Кропоткина "Поля, фабрики и мастерские (Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд - с ручным)". Будучи по убеждением анархо-коммунистом и имея с марксистами значительные расхождения во взглядах на пути построения коммунизма, он, тем не менее, гениально и точно подошел к решению одной из важнейших задач, поставленных перед собой большевиками - реформе системы образования // Много букв, но текст просто атомный - см. первый коммент
Новости, Политика | AndroidSav1 10:21 15.12.2019
73 комментария | 53 за, 1 против |
#1 | 13:02 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> пятичасовой работы в день вполне достаточно для предоставления каждому члену цивилизованной нации того комфорта

Ну, вобщем-то и Сталин определял (в 51-м? лень рыться) 4-5 часовой рабочий день как вполне достаточный с учётом роста производительности труда.

> разделение труда выработало систему


Не "разделение труда выработало систему", а научно-технический прогресс сделал необходимым разделение труда.

> общество, основанное на принципах общего труда


Это что, извините, за "общий труд"?
Чтобы все, независимо от квалификации пиздовали точить гайки, а потом ремонтировать канализацию? Чтобы все делали всё?
Гражданин вообще в своём уме?

Все граждане по полчаса/дню/ неделе работают сантехниками, токарями, астрономами, хирургами, физиками - ядерщиками?
Охеренные я скажу, будут результаты.

Из прочитанного (сорри, весь текст пока не понимаю зачем читать, может, позже) вижу полное непонимание сущности НТР в социалистическом (да, в прочем, и в любом другом) государстве.

> большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу.

> принимать непосредственное участие в ручном труде

Полное непонимание целей и сущности прогресса. НТП как раз имеет целью полное устранение утомительной однообразной работы и ручного труда.

> В обществе этом не будет нищеты, а будет только общее благосостояние


Ага, плять, Когда тебе операцию на мозге сделает сантехник, благосостояние твоё вырастет до небес.

> общество это унесется в высшие сферы прогресса, свойственного человеческой природе.


Прямо в рай, ёпть.

текст просто атомный


Ага. Аффтар жжот!
#2 | 13:37 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> "Туманность Андромеды" читал?

Да. Но, насколько помню, фамилия автора - Ефремов, а не Кропоткин.
А спрашиваю я про Кропоткина.
#3 | 13:37 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Не. Он умер.

"Какая жаль" (с)

> Столько ваших тут перебывало...


"Наших" это каких?
#4 | 13:57 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> > Да.
>
> Там ответы на твои вопросы.
>
> Попытка смоделировать, как оно там может быть при "общем труде".
>

Насколько я помню "Туманность Андромеды" (могу что-то забыть, но ты ведь меня поправишь?), под Общим Трудом там понимается всеобщий труд всего человечества, а вовсе не "каждый делает всё", что видно из приведённого отрывка.

> мужчина или женщина,— достигнув известного возраста (скажем, сорока лет), может быть освобожден от нравственного обязательства принимать непосредственное участие в ручном труде


Совершенно чётко из данной фразы следует, что до определённого возраста "(скажем, сорока лет)" все должны заниматься "ручным трудом".

То есть, нейрохирург вместо совершенствования своего мастерства должен идти подметать улицу/разгружать вагоны/ремонтировать канализацию?
А уж после 40 может полноценно заняться своей хернёй.
> посвятить себя всецело излюбленной отрасли науки и искусства.

Охеренно эффективная модель общества. Крайне перспективно.
#5 | 14:16 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Бля, да откуда ты это взял?

Из текста.

1.
> Так называемое разделение труда выработало систему, благодаря которой большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу.

Т.е. причиной утомительной однообразной работы большинства автор считает разделение труда.

2.
> каждый член его — мужчина или женщина,— достигнув известного возраста (скажем, сорока лет), может быть освобожден от нравственного обязательства принимать непосредственное участие в ручном труде и иметь будет возможность посвятить себя всецело излюбленной отрасли науки и искусства.

Т.е. все до определённого возраста должны заниматься "ручным трудом". Ну, прямым текстом же сказано.
И только после этого заняться наукой (или любым другим умственным трудом), искусством и т.п.

Я ничего не придумал. Что написано, то и обсуждаю.
#6 | 14:26 15.12.2019 | Кому: Alex_DRUMMER
> Судя по написанному, ты поддерживаешь очень узкую специализацию отдельно взятого человека.

Вообще не имеет значения, что я поддерживаю, а что нет.
Научно-технический прогресс (а не я) предъявляет требования к большому объёму знаний и умений для каждой работы.

Даже средний технический/медицинский и т.п. персонал вынужден специализироваться.
Специализация не нужна лишть в крайне примитивном в техническом отношении обществе, где работы ограничиваются уровнем "ударить камнем по камню".
И то! Даже в первобытном обществе одни ходили на охоту, а другие выделывали шкуры.
Эффективность труда напрямую зависит от специализации. Если её нет, то все одинаково ничего не знают и не умеют.

полтора очень квалифицированных в своей области идиота не смогут поставить укол димедрола, чтобы купировать симптомы и спасти аллергика

А они должны? Я не хочу, камрад, чтобы сантехник ставил мне укол. Я хочу, чтобы укол мне делал специально обученный этому человек.
Ещё раз, камрад, если все пытаются делать всё, это означает, что никто не умеет нихуя.
#7 | 14:34 15.12.2019 | Кому: Alex_DRUMMER
> Опять же - я не про профессию говорил, а про дополнительные навыки, не свойственные той или иной профессии

А речь именно о профессиях. А не о том, чем ты можешь заниматься дополнительно.

У меня все дети имеют кучу дополнительных навыков. Они могут остановить кровотечение, пользоваться пожарным оборудованием и оружием.
Но это не значит, что они способны заменить собой врачей, пожарных, военных.

И учиться на программиста/нейрохирурга/биолога (да хоть на кого) после 40 лет "слегка" поздно.

> разносторонне развитый человек - это хорошо, классный спец в свой области - это хорошо. Но сильно узкоспециализированный спец без широкого кругозора и навыков - это плохо.


Никакого возражения данный тезис не вызывает. Я нигде и не говорил, что человек не должен иметь широкого кругозора и круга интересов.
#8 | 14:42 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> Чем занимался Дар Ветер в начале романа?

Вообще-то ты говоришь о художественном произведении. Утопическом.
Я уже в 14 читал "Туманность" с некоторым скепсисом (она уже тогда устарела) , понимая, что многое, описанное в ней очень далеко от реальности.
Это фантазия автора.

Ты "Туманность" принимаешь за реальную модель общества?!
Ну, ок, молодец. Что я ещё могу сказать?
#9 | 14:47 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> Что тебе в этой фразе:
> > Попытка смоделировать, как оно там может быть при "общем труде".
>
> не понятно?

Всё понятно. За исключением того, какое отношение эта художественная попытка имеет к реальности.
#10 | 15:03 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Псевдообъективистов антисоветчиков.

Я свою Советскую Родину защищал с оружием в руках когда ты ещё читать учился.

Это не значит, что я должен ссать кипятком в потолок от всякой безграмотной идеалистической хуйни.
#11 | 15:07 15.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> Так и запишем.

Можешь хоть татуировку себе на жопе сделать. Не возражаю.

> Вотт - торт!


При чём здесь вотт? Я про твой пост говорю. Или "Вотт это ты"?
#12 | 15:28 15.12.2019 | Кому: Alex_DRUMMER
> А дополнительное образование - не профессия?

Нет. Совершенно разный объём знаний и умений. Недостаточный для действительно профессиональной работы.

Говорю тебе, как педагог дополнительного образования.

Для получения каждой из имеющихся у меня специальностей мне приходилось учиться и получать практику (не абы какую, а по данной специальности) ёптвоюмат сколько.

> Или для профессии надо спецучреждение и корочку?


Нет, вопрос не в корочке.
Но если ты хочешь, чтобы тебя лечил врач, учившийся в свободное от работы время, это твоё дело.
#13 | 16:20 15.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Я не знаю как все это происходит ИРЛ, но в одном сериале я видел, что главный врач больницы занимает ссвой пост только пока оперирует.

Ключевое слово здесь "в сериале". В реальности главврач это не врачебная, а административная должность.
У него обязательно должен быть опыт работы (раньше), т.к. одной из его обязанностей является контроль за действиями врачей. Он профессионал высокого уровня, но уже не занимающийся врачебной практикой.
В исключительных случаях (нехватка врачей) может и совмещать. Но это косяк косячный. Означающий, что лечебное учреждение находится на грани пиздеца.

> Нейрохирург на своем рабочем месте уже работает руками.


А если не руками, а с помощью робота? Куча специальностей, где вообще только головой работают.
Кроме того, нейрохирург до этого дохера учился. Никак свою учёбу не совмещая с работой (как правило).

В тексте совершенно однозначно идёт речь о монотонном ручном труде (неквалифицированной работе)

> большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу.


И причиной этого называется специализация. Что и является бредом.

> Сейчас мы работаем на своей горячо любимой работе по 8 часов в день и больше.


Причина этого исключительно в том, что капитализму это выгодно.
Совершенно никакой проблемы сегодня нет в том, чтобы люди работали 2-3 часа в день.
Но нужно их чем-то занять.

Я лично (если интересно) работаю работу 8-15 часов в неделю. Всё остальное время у меня уходит на общественно-полезную (с моей точки зрения) деятельность.

В Сирии я наблюдал крестьян, работающих по 2-3 часа в день. И то, назвать это работой в нашем понимании сложно.
Нормальные механизированные и автоматизированные с/х комплексы.
И производительность ипать какая.
Аж завидно.

Поэтому в некоторых сирийских деревнях одной из самых востребованных является специальность инженера. ГИ деревни вообще никуя руками не делает. Его задача - придумывать всякие хуйни.

А что если на своей горячо любимой работе работать пять часов, а пару часов, условно говоря, гайки крутить?

Получится полная херня.
"Ни чёрту кочерга, ни богу - свечка" (с)

Лучше всего автоматизировать кручение гаек и вообще не заниматься этой хернёй никому.
Но если уж крутить гайки, то делать это профессионально, а не заставлять это делать ботаника.
Точно так же, как я не хотел бы лечиться у доктора-сантехника, я не доверил бы и унитазу, который мне поставил сантехник-астроном.

> Ты не хотел бы, скажем, на заводе поработать


Я предпочитаю всегда делать то, что я хорошо умею.
#14 | 17:08 15.12.2019 | Кому: Alex_DRUMMER
> > Эффективность труда напрямую зависит от специализации. Если её нет, то все одинаково ничего не знают и не умеют.
>
> Нет. Эффективность зависит от личных качеств индивидуума.

Интересный тезис. Но, на мой (специалиста) взгляд, весьма сомнительный.

Личные качества (целеустремлённость и т.п.) могут помочь специализации. Но не заменить её.
У меня во всех моих дипломах обязательно есть строчка: Специальность. А в одном есть "Специальность", да ещё и "Специализация".
И в любой из этих специальностей я (независимо от моих личных качеств) намного эффективнее, чем человек без таковой (но имеющий охеренные личные качества).

Ты, камрад, можешь быть окуенным перцем с невъебенными личными качествами, но если, к примеру, ты не специализирован как снайпер, то стреляю я (независимо от моих ЛК) по-любасу намного лучше тебя.

> Бредядина полная.


Как скажешь, камрад.
Имеешь полное право попытаться заменить профессионализм/специализацию личными качествами.
Только не приходи, плз, меня лечить :)
#15 | 19:06 15.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Вообще эта идея не для того, чтобы поломать или хотя бы усложнить жизнь людям, а для того, чтобы общество поимело больше профита.

Я этот тезис типа понял. Но он бредовый.
Автор критикует специализацию/разделение труда. Считая её причиной
> Так называемое разделение труда выработало систему, благодаря которой большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу.

Это бред сивой кобылы. После этого ничего дальше читать не имеет смысла.
Специализация и даёт максимальный профит.
Когда сапожник делает сапоги, а кондитер - пряники. А не "все делают всё"

> А ты никак не проговорил то, что ценники тащемта нужны, это раз, но ты бы сам не хотел их собирать, это два.


Я не хотел бы их собирать потому, что я в этом не специалист. Потому что это я буду делать хуже, чем специалист, усмеющий собирать ценники (что бы это ни означало).
Если ценники собирать не хочет никто, значит, это работа, которую нужно модернизировать. Вот и всё.

Если крестьянин в Сирии не хочет мотыжить мотыгой или носить воду для полива в лейке, он не ищет кто бы это сделал за него или как бы эту работу раскидать на всех.
Он использует комбайн и автоматическую систему полива.
В этом суть прогресса.

> Ну т.е. нам нужно общество, которые хотело бы проводить на пенсию главврача, но если он сам не хочет, не смотря на желание общества, то пусть общество обламывается?


Извини, камрад, вообще нихера не понял, как это связано с моими словами.
Если главврач компетентнее всех претендентов на эту должность, он и должен на ней работать. Всё.
Станет компетентнее другой - заменит его.
Это называется эффективность.

> Идея в том, чтобы все так жили.


Нигде я такой идеи в тексте не увидел. Можешь процитировать? Совершенно обратная идея высказана.
Сирийские крестьяне (далеко не все, кстати) так живут именно благодаря специализации. Только потому, что инженер занимается разработками, а не возделыванием грядки.
Если бы они "все занимались всем", то до сих пор бы ходили с мотыгами, плять, и носили урожай в корзинах. Работая в 10 раз больше.

> описывается жизнь, с помощью которой можно заработать пенсию в условные 40 лет.


Я увидел в ней совершенно другое. И в приведённом тексте и в заголовке чётко прослеживается мысль: Все должны заниматься ручным трудом. А наука всякая это в свободное время после сорока (на пенсии).
Могу опять подтвердить цитатами, если нужно.
И это абсолютно безграмотная хуета, вызванная непониманием автором того, что такое технический прогресс. И что любое повышение эффективности требует повышения специализации.
#16 | 19:08 15.12.2019 | Кому: kirillkor
> До тебя даже не дошло, что речь про заставлять вообще не идёт. А строго наоборот.

Вообще никакого значения не имеет, заставили ботаника крутить гайки или он это делает добровольно.
Это нахер не нужно в любом случае.

Ботанику нужно заниматься пестиками-тычинками (он в них разбирается), а не унитазами.
#17 | 19:09 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> А в гантелочном турнире ты какое место занял?

2738-е из 1500.
#18 | 19:15 15.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Нет, речь идет не о монотонном труде:

Как "нет", камрад?

Чёрным по-белому написано:
> Так называемое разделение труда выработало систему, благодаря которой большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу.
#19 | 19:17 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> А гидрогеологу можно стать милиционером?

А он что, должен у кого-то спрашивать разрешения?

Количество специальностей - личное дело каждого. Кто-то хочет всю жизнь крутить гайки (знаю таких людей). Он это хорошо умеет и ему это нравится. Другой меняет профессии (получая дополнительные специальности) каждые несколько лет.
Каждому - своё. В зависимости от личных потребностей.
#20 | 19:25 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Если ты топишь за разделение труда

Я не топлю ни за что.
Я лишь говорю, что разделение труда это следствие НТП. И одновременно необходимое его условие.

Вся наука и техника двигается профессионалами (специалистами), а не "в свободное от работы время от нехуй делать" или "ну, займись этим после 40".

Поэтому если ты топишь против разделения труда, значит ты топишь за непрофессионализм и отсутствие прогресса/деградацию.
Потому что любой профессионализм требует специализации. Без специализации можно осуществлять только самые примитивные действия.
Даже банальная стрельба требует специализации.

Стрельба из танка совершенно отличается от стрельбы из винтовки.
И тому и другому нужно учиться. Совершенно по-разному.

Не существует и не может существовать "профессионал во всём".

И с ростом научно-технического уровня общества специализация (разделение труда) эта необходимость всё увеличивается.

Даже у относительно простых специальностей (например, медсестра) куча специализаций. И медсестра одного типа не может работать вместо сестры с другой специализацией. Ей приходится переучиваться.
Потому что нужны совершенно иные знания и навыки. Дохуя знаний и навыков, соответствующих данной специализации.
#21 | 21:05 15.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Вот давай отсюда и начнем

Давай.

> Неправильно. Эту работу нужно сразу модернизировать, чтобы от нас не требовалось идти на эту работу и собирать электронные ценники.


Что "неправильно"? Я именно это и говорю.
> Если ценники собирать не хочет никто, значит, это работа, которую нужно модернизировать.

Эта задача/работа де-факто есть. Она - не интересное никому говно. Значит, от неё нужно избавиться. Что не так?

> И для этого мы должны по факту не руками что-то делать, а двигать прогресс.


Совершенно верно. Для этого нужна специализация. Профессионалы. В любом деле.

> для автора статьи прогресс двигали люди, которые занимались ручным трудом.


Это когда? Даже хз сколько тысяч лет назад прогресс достигался не стучанием камня по гвоздю, а изобретением молотка. Умственной деятельностью.

Я могу сколько угодно охуенно стрелять из танка или уметь ремонтировать его, но я понимаю, что прогресс будет достигнут не в результате этого. А теми, кто профессионально работает головой в этом направлении.

> создать такое общество, которое бы производило бы специалистов, которые бы подвинули бы прогресс


Да.

> А то ты про сирийских крестьян рассказываешь, но не рассказываешь о том, что нам нужно сделать, чтобы работать не больше сирийских крестьян.


Это огромная тема. Я не собирался давать рецепты.
Я лишь привёл пример, что специализация (каждый занимается своим делом) - единственный способ достичь прогресса.
Это не крестьянин разработал и внедрил автоматику на своём поле. Если бы он этим занимался, то до сих пор хуячил бы мотыгой. Тот же самый результат был бы, если бы инженер вместо умственного труда занимался прополкой грядок.

> Каким образом можно заменить главврача, если он не хочет уходить?


Давай уж лучше есть слона. :)
Я не готов вот так сходу переключиться на вопросы кадровой политики. Я вообще пока об этом ничего не говорил.

> Давай есть слона по кусочкам.


У меня аж слюнки потекли.

> Первые два тезиса: Эта статья про обучение детей. И эта статья про со­единении научного образования с физическим трудом (для детей).


В приведённом ТС абзаце речь совсем о другом.

Причём, ТС выдаёт совершенно однозначную рекомендацию:
> Для того, чтобы решить, стоит ли читать (непременно стоит) далее привожу последний абзац текста. Если понравился - читайте смело - не пожалеете.

Прочитал абзац - полное говно. Высказанный тезис о том, что специализация является причиной монотонного труда - ложен (я объяснил, почему, уже раза 3).
В соответствии с рекомендацией ТС читать дальше смысла не увидел.
#22 | 22:02 15.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Забыл.

Кто я такой - вообще похуй.
Как для меня не имеет никакого значения кто ты (я тебя не видел никогда, и не увижу), так и тебе кто я - абсолютно неважно.

> Но это не отменяет того, как он раскрывается на вотте.


И как же я раскрываюсь?

Если я вижу, что текст (Совершенно конкретный тезис о том, что разделение труда - причина монотонного труда.) - хуйня (по моему мнению, естессно), я так и говорю: хуйня. И объясняю (по-моему, вполне внятно), почему.

Ты же вместо высказывания аргументов, опровергающих данную точку зрения, начинаешь фантазировать по поводу моей личности.

На мой взгляд, это свидетельствует о том, что я прав. Т.к. если у человека единственный аргумент это "ты - мудак/антисоветчик", значит аргументов нет.
Вотт и всё раскрытие меня.

человечек Серый, к примеру, высказывает в ответ на мои тезисы совершенно конкретные свои. Я ему объясняю своё понимание, он мне - своё. И не приходится в результате никакого срача разводить.
"Всё чинно, бла-ародно" (с)
#23 | 22:08 15.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Первые два тезиса: Эта статья про обучение детей. И эта статья про со­единении научного образования с физическим трудом (для детей).

Если бы в приведённом абзаце (трактуемом автором, как заключительный, т.е. содержащий выводы) было об этом хоть слово, я бы однозначно пошёл читать статью.

> общество, которое бы производило бы специалистов, которые бы подвинули бы прогресс


Ключевое (в рамках обсуждаемого тезиса) слово - специалистов.
#24 | 10:24 16.12.2019 | Кому: человечек Серый
> "Статью не читал, но осуждаю"

Я ничего о статье не говорил. Я говорю про конкретную фразу.

> Труд не монотонный, а утомительный однообразный в статье.


Это синонимы.

> Если бы ты сейчас увидел как люди работают на оборудовании 1910 года, то бы не сказал, что сюда, условно говоря, должны придти изобретатели и ручками поработать?


Ёпть! Должны, конечно.. Но не разделение труда делает труд утомительным однообразным (что утверждает автор)! А наоборот! Разделение труда позволяет кому-то заняться изобретательством. Без разделения труда прогресс невозможен.
Вот о чём я говорю.

> В статье


Камрад, я не говорю ничего о статье. Я по рекомендации ТС оцениваю статью по приведённому им абзацу.
Возможно, абзац был выбран охеренно неудачный. Но это, вобщем-то, вопрос не ко мне.
Ты меня заинтересовал и статью я всё-таки прочитаю :)

> разделение ручного и умственного труда. Причем в плане обучения детей.


Какое, нах разделение труда в плане обучения? Термин "разделение труда" к обучению не имеет никакого отношения. Обучение бывает теоретическое и практическое. "Разделение труда" это про производство.

Автор высказывает совершенно конкретный тезис: "разделение труда выработало систему, благодаря которой большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу."

Да не разделение труда выработало эту систему. А капитализм.
Вотт, сейчас при обучении нет никакого разделения труда. Все учатся одинаково. И что?
Похуй мороз.
Все равно, большинство людей обречено на утомительную однообразную работу.
Значит, причина вовсе не в разделении труда.

> несмотря на то что руками не собирался в жизни работать - на уроках труда как и все мастерил всякое.


Та же фигня. Но это не разделение труда, а трудовое обучение.
Я кажется уже понял о чём там в статье. Давай, я прочитаю и отвечу тебе дальше.
Может, ты прав и статья охуенная, просто этот абзац - говно.

> были, по верному выражению Смайльса, „настоящими творцами современной цивилизации“, тогда как профессиональные ученые, имевшие под руками всевозможные способы для произведения опытов и приобретения знаний, изобрели очень мало из того громадного количества орудий, машин и двигателей


Это ты из статьи привёл цитату?
Пля. Опять "охеренно удачная". Дичь полная.
Я по неграмотности не знаю кто такой Смайлс, но он - дебил. Двигатель внутреннего сгорания изобрёл Этьен Ленуар. Профессиональный изобретатель (инженер по нашей классификации).
Я не знаю про какого там Уатта говорит Смайлс, но изобретатель Джон Уатт был инженером, а не слесарем. И занимался изобретательством профессионально.
Если бы он хуячил на производстве слесарем, хрен бы что он изобрёл.

А учёные занимаются не изобретательством, а разработкой теории, которая позволяет изобретать. Поичском знаний.
И хуй бы что изобрели изобретатели, если бы учёные не создавали (благодаря разделению труда!!!) теорию. Не объясмняли бы устройство мира.
Хер ты придумаешь лампочку если не знаешь, что такое электричество.

Это то, о чём я говорю: Абсолютное непонимание процесса НТП. Кардинальной необходимости для этого прогресса разделения труда.
Одни создают теорию, другие воплощают теорию в практику, благодаря этому третьи избавляются от утомительного однообразного труда.

Все фичи, облегчающие труд, были созданы благодаря именно разделению труда.
#25 | 10:40 16.12.2019 | Кому: Ерш
> Трижды )

Вобщем-то четырежды (было ещё oper.ru/video/view.php?t=2713, но это не про Сирию, а "за жисть") , но это не важно.

Как я уже сказал, кто я, и что я делал на тупичке - параллельно.
Меня интересуют претензии к моему тексту здесь.

Ну, допустим, я вообще впервые в сети. Я в этом случае не имею права иметь своё мнение и высказывать его?
#26 | 10:45 16.12.2019 | Кому: Ерш
> если уж зашёл такой разговор со срывом покровов, то что это была за публичная ложь, карающаяся баном?

Я не обсуждаю действия модераторов, поэтому скажу так:
"Мне самому этот вопрос был очень интересен"
#27 | 11:12 16.12.2019 | Кому: Tegucigalpa
> Так что я с аспавом больше не отсвечиваю.

Камрад, чего так? Клади на авторитеты (как это делаю я) :)))
Громи к ебеням мои тексты (буду только благодарен).
Я - не какой-то там невъипенный перец, который всегда прав и которого нельзя повозить мордой по столу.

Просто, переход на личности, когда ты не жрал с человеком из одного котелка застывшую кашу - не самая конструктивная идея.
Ну, я таг думаю.
#28 | 11:40 16.12.2019 | Кому: Ерш
> а совсем наоборот - что ты неоднократно отключенный тролль, который в очередной раз забежал поглумиться.

Понятно.

Просто, мне уже всё это объясняли в самом первом топике, где я начал высказываться (мои высказывания очень часто несколько провокационны :) ).
Но всё вроде бы разъяснилось и я думал, что вопрос закрыт.
Видимо, камрад Tegucigalpa не участвовал в "избиении понабежавшего тролля" :)))
#29 | 13:36 16.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Статью не читал

Ок, камрад.
Прочитал.
По-прежнему, все рассуждения о том, как происходит прогресс - безграмотная фигня человека, к науке и технике не имеющего никакого отношения. Рассуждения дилетанта. Сегодня в инете таких дохера. Оказывается, и тогда были, учащие других тому, в чём не разбираются абсолютно.

Знаю, что ученые ответят на мой упрек следующими словами: „Мы открываем законы природы; предоставим же другим применять их,— в этом заключается простое разделение труда“. Оправдание это совершенно неверно.


Оно абсолютно верно это утверждение.
ВСЕ изобретения последовательны. И производятся в большинстве своём специалистами в данной отрасли. На основе знаний.

Приводимые примеры типа
Динамическая теория тепла явилась не раньше парового двигателя, а после него.


недостоверны.

Паровой двигатель вобщем-то тоже изобрёл не извозчик, а учёный - физик.
Термодинамика явилась развитием и привела к дальнейшим изобретениям.

Да, есть мысли и очень толковые.
Например:
Мы вполне признаем необходимость специализации знания, но утверждаем, что специализироваться следует после получения общего образования, и что это общее образование должно быть одновременно и научно и практично.


Так мы и пришли к советскому образованию.
Для 1910 года это действительно была охеренная идея.
Но что сегодня "атомного" в этом тексте?
За понимание необходимости качественного общего образования автору 5+.
За техническую безграмотность и абсолютно некорректное обоснование - 2.
Общая оценка - 3+ (4-)
#30 | 13:43 16.12.2019 | Кому: человечек Серый
> В статье описан подобный взгляд.

Да, я прочитал.
В этом вопросе мы с автором статьи расходимся кардинально.

> речь идет о том, что (молодой) человек должен уметь работать руками при этом.


да. По этому пункту никаких возражений нет.

> Иными словами обучение должно быть теоретическим и практическим, чтобы не было разделения труда на ручной и умственный.


Да, прочитав статью, я вижу, что этот момент в ней отражён правильно. Действительно, следовало прочитать сначала.
Тогда я понял бы о чём ты говоришь.
Но неверности некоторых тезисов это не отменяет.

> Однако, у будущего ученого-теоретика должно быть такое образование, которое запустит работу мозга, а не превратит его в ходячую энциклопедию.


Согласен однозначно. В том, каким должно быть образование, с Кропоткиным согласен полностью.
Это в принципе, описание советской системы. То, благодаря чему оно стало лучшим в мире.
#31 | 14:08 16.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Ты просто каждый раз пропускаешь слово "система".

Никак нет. Т.к. я сам - системщик (одна из специализаций), я слово "система" подразумеваю (даже если не произношу) всегда.

> Можно прочитать слова так: "разделение труда выработало (создало) капитализм, благодаря которому большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу."


Именно этот тезис я и критикую.
Совершенно неправильная причинно-следственная связь. Не разделение труда (оно было, есть и будет всегда) создало капитализм.
Капитализм привёл к тому, что разделение труда приняло такие уродливые формы.
Само по себе разделение труда - прогрессивно.
Капитализм его изговнякивает полностью. А не наоборот.

Поэтому я и говорю с самого начала: тезис о том, что причиной "этого горького катаклизма, который мы тут наблюдаем" (с) является разделение труда - ложен.

Несмотря на всю охеренность тезисов про образование.
К которым нет никаких претензий.
#32 | 20:06 16.12.2019 | Кому: Alex_DRUMMER
> А я про замену и не говорил.

Тогда твоё "нет" - некорректно. Правильнее "не только". Тогда у меня не было бы никаких возражений. Да, не только от профессионализма.

> специалист высокой квалификации, делающий свою работу ровно на зарплату (или на отъебись), и человек с меньшим багажом знаний и навыков, но с "шилом в жопе". Я считаю, что последний уделает по итогу первого.


Скажу тебе честно, шило в жопе (в хорошем смысле) - плохая замена профессионализму. Это самое шило - лишь стимул, позволяющий стать профессионалом. Не более. Без знаний и умений оно не стоит ничего.
Мне встречались талпайопы с шилом в жопе.
Это печальное зрелище. Таких лучше давить до того как они нахерачат говна, которое потом не разгребёшь лопатой.

Поэтому извини, никак не могу согласиться, что шило лучше, чем профессионализм.
Профессионализм + шило, да лучше, чем без шила. Но шило без профессионализма... Ну его нах, такой фестиваль.

> Вариант: я как сапёр лучше тебя


Совершенно верно. Рулит специализация. Любая. Ч.т.д.

> Пятиборье (олимпимйский вид спорта). Спецы в пяти (!) различных дисциплинах (верховая езда, фехтование, стрельба, плавание, бег).


Это тоже своеобразная специализация. Есть специальности, являющиеся смежными (одна из моих таковой является, например).
И я тебе банально на своём примере расскажу насчёт многоборья.
В своё время я был КМСом по военно-спортивному многоборью. И по сравнению со специалистом (даже с перворазрядником) по каждому из видов я был ламером.
Бегун на длинные бежал быстрее меня, бегун на короткие тоже, стрелок стрелял лучше меня, пловец плыл быстрее меня и т.д.

Но в смежной дисциплине я был круче них. Потому что такой у меня был вид специализации.
И чем выше спектр дисциплин, тем ниже результат в каждой из них. Это однозначно.
Чем больше видов деятельности, тем хуже результат в каждом.
Человек же, пытающийся делать вообще всё, не может вообще ничего.

Да, необходимость совмещения специальностей есть. Но это просто отдельная специальность.

Специалистов "во всём" нет и быть не может.
#33 | 20:59 16.12.2019 | Кому: человечек Серый
"Читал пейджер, много думал" (с)

Знаешь, камрад, я вотт всё пытался поставить себя на место этого Кропоткина. Чтобы понять как могут совмещаться в голове правильные (на тот момент наверное, гениальные) мысли. Ведь текст, если выкинуть из него херню (процентов 70), неплохой.

Я сделал скидку на время написания (не было ни теории научной организации труда, ни теории систем), сделал скидку на военное :))) образование и род деятельности.

И вот как это было скорее всего (могу ошибаться с большой вероятностью):
Интуитивно он пришёл к хорошим мыслям о том, каким должно быть образование. Что такое - хорошее образование, а что такое - плохое.
А вот обосновать...
И он идёт обратным путём - за уши притягивает то, что на поверхности (специализацию). То, что реально видно и вроде бы понятно. Тем более, что в притягиваемом не понимает (не будучи сам технарём или учёным) нихера.

В итоге получаем охеренный пример, когда неверные исходные данные приводят к верным выводам.
Действительно "атомный текст", если рассматривать в таком аспекте.
Неверные посылки, ошибочная логика, результат - отличный.
#34 | 21:00 16.12.2019 | Кому: kirillkor
> А чо, Сталина ещё не цитировали?

Все молча, про себя повторяют. Оставляя на сладкое, когда аргументы закончатся :)
#35 | 21:45 16.12.2019 | Кому: kirillkor
> ты уже договорился до того, что капитализм выработал разделение труда?

Процитируй, плз.
Нигде такого не говорил.

> Кстати, у тебя там выше есть, что монотонный однообразный труд появился благодаря капитализму.


Где? Это тебе показалось.
Я сказал, что капитализм обрекает множество граждан на монотонный труд, а не то, что он его создал.

Перевирать мои слова и вкладывать в них несуществующий смысл (свои фантазии) - куйовая идея.

> Тут тебе крестьяне из царской России передают привет, между прочим.


Скажи им, пусть лучше продуктами.

> Не мог бы ты пояснить, это что получается, при социализме комплектовщикам всяким клоунов вызывали чтобы им не скучно было?


Нет, камрад, не мог бы. Тебе эта херня интересна, ты и поясняй.
Я в толкователи твоих мыслей не записывался.
#36 | 21:57 16.12.2019 | Кому: kirillkor
> Кто же это написал...
>

То есть, названное тобой "монотонный труд появился благодаря капитализму"
и "капитализм выработал систему, благодаря которой большинство людей обречено на всю жизнь на утомительную однообразную работу" для тебя одно и то же?

Сочувствую.
Больше комментов нет на эту тему.
Перечитай три (ну, или сколько там тебе надо?) раза, может быть, поймёшь разницу.
#37 | 21:58 16.12.2019 | Кому: kirillkor
> ты несёшь лютую хуйню, про то, что монотонный и однообразный труд придумали при капитализме.

Ещё раз: Не нужно свои идиотские фантазии приписывать мне.
#38 | 22:25 16.12.2019 | Кому: kirillkor
Я тебя понял

> Так что увы, буду .... общаться....


Я стараюсь общаюсь исключительно с адекватными людьми.
Поэтому
Мне абсолютно похуй, что ты там увы будешь. Неинтересно. Ипи себе мосх сам. В одно рыло.

[ignore "on"]
#39 | 09:25 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Ты сейчас смешиваешь ученых и изобретателей, кмк.

Нет. Я же говорю: последовательно. Знания - изобретение.
Причём, знания есть теоретические/фундаментальные (часть учёных действительно, молотка в руках никогда не держала), а есть практические/прикладные (учёный-изобретатель), которые требуют ещё и умений. Ничего плохого в этом нет.
Я с учёными слегонца общаюсь, среди них есть очень разные по части умений. Важны и те, и другие. И теоретики и прикладники.
Одни без других - никуда.

> Как можно улучшить идею Кропоткина?


Не знаю. Я же говорю: В том месте, где он пишет про образование, идея очень чёткая. Она, собственно, и была реализована в нашем образовании. Не думаю, что нуждается в улучшении.

> Давай перейдем на аналогии. Нужно ли нам выращивать специальных генералов


Генерал это не специальность. специальность у него - военный. А генерал это уровень.
Да, нужно выращивать. Постоянно специализируя. Военное училище - академия - Ак.ГШ. Причём, каждый раз специализация уточняется.
Всё более и более специализируемся. От общего к частному.
Но я не очень понял про что пример.
Против принципа образования, описанного Кропоткиным (от общего к специальному) я ничего против не имею. Он очень хорош.
И, повторюсь, уже был успешно реализован.
#40 | 09:37 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> И что с того, что паровой двигатель изобрел ученый-физик?

Ничего, кроме того, что опровергает тезис Кропоткина (он как раз на паровой двигатель ссылается):
"Рабочие-ремесленники (а не ученые и не инженеры) изобрели и усовершенствовали все те машины, которые произвели переворот в машинном производстве за последние 100 лет,"

Именно учёные (прикладники) все существенные изобретения сделали. Причём, они нихера бы не сделали, если бы не использовали фкндаментальные научные знания, полученные учёными-теоретиками. Именно инженеры делают усовершенствования.
Я затрудняюсь назвать изобретение, сделанное чистым "рабочим-ремесленником".

Что может изобрести рабочий, который проводит целую жизнь в том, что быстро связывает оборванные концы ниток, делая на них узлы?

Да это и не его задача. Для того, чтобы начать изобретать, рабочему нужно переспециализироваться в инженера.
Иначе он будет и херовым рабочим и никаким изобретателем.

Совершенствовать коробку передач танка - не задача мехвода. Ему нужно перестать быть мехводом, чтобы этим заниматься. Идти, учиться на инженера.

Люди науки презирают ручной труд.

Ничего подобного. А кто же тогда сделал все изобретения? Рабочие, как думает Кропоткин? Нихрена. Учёные и инженеры.
И люди науки не презирают ручной труд. Просто, есть фундаменталисты, а есть прикладники. Для первых ручной труд вреден. Он будет их отвлекать. Для вторых естественнен.

Я знаю детей, у которых руки из жопы растут и они (даже если их заставлять) не смогут гайку на болт навернуть. Но наверняка будут (могут стать) охуенными учёными-теоретиками.
Уже лет в 14 это видно.
#41 | 09:54 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Нужно ли нам выращивать специальных генералов, которые бы двигали военную науку вперед, а не готовились к прошлым войнам?

Да, нужно. Нужна именно такая специализация. К сожалению, её нет. Военный "общего назначения" делает заключения на основе своего опыта (прошлых войн). Это хреново.

Именно поэтому я активно занимаюсь изучением не прошлых войн, а сегодняшних и думаю о том, в каком направлении они будут развиваться. Но я - не генерал. Поэтому иду нахуй со своими мыслями.
#42 | 10:10 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Нуждается. Достаточно выглянуть в окно - ситуация за окном далеко не идеальная.

Потому что система образования херится. Но проблема вобщем-то не в ней. Её состояние - результат целенаправленного изменения системы.

Точно так же, как система, описанная Кропоткиным при капитализме (1910) не нуждалась в образованных массово людях, так и сейчас не нуждается.

Все изменения системы образования происходят не вследствие того, что специализация хороша или плоха, а вследствие того, что системе нужны безграмотные талпайопы или системе нужны грамотные люди.
#43 | 10:32 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Просто нет ученого-генерала-теоретика. Он сначала курсантом ходит, потом лейтенантом и все такое.
> А я показываю как нелепо будет выглядеть военный ученый теоретик, который, условно говоря, молоток в руках не держал.

Ипать, ты сложные вопросы задаёшь. Я тебе не чёртов гений. Я не знаю, на каком этапе нужно специализировать военного в теоретика. Но нужно.

Потому что практик может заниматься прикладухой, но не способен разрабатывать теорию. Это реальная проблема.
Генерал-практик слишком сильно занят решением прикладных задач. Я смотрю (извини, что про себя, на своём примере проще) на то, какие "офигенный знания" привозят из Сирии некоторые генералы, " Ебать и плакать".
Не потому, что они - тупые. Там дофига умных людей. Просто, они загружены практикой "заняты забиванием гвоздей" . Мне было проще, я не был занят управлением войсками. Мог анализировать происходящее в целом, находясь над ним. Поэтому могу корчить из себя умного перца. Но это никого ниипёт :) Потому что я - не генерал.
#44 | 15:09 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Наверно у генерала-теоретика и генерала-практика должна быть какая-то общая основа, т.е., условно говоря, до какого-то момента они учились и служили плечом к плечу.
>

Да, конечно. До какого-то момента должно быть общее образование, потом специализированное (но общее в рамках специальности, т.е. в данном случае военное), потом практика (военный теоретик без практики это вобщем-то тоже жалкое зрелище), потом специализация уточняется. Так всё и делается.
К сожалению, чисто теоретических должностей военных-исследователей в войсках нет. А они должны быть именно в войсках. Потому что если это какой-то кабинетный военный, который никогда не был на войне, тоже херня получается.

Это всё очень серьёзный масштабный вопрос.

> Т.е. мы как общество можем поставить условный паровоз на научные рельсы.

> А сейчас ты чего хочешь предложить? Уже все создано и давайте на этом остановимся?

Видишь ли, камрад. Я чётко осознаю границы своих знаний. Поэтому что-то предлагать в данном конкретном случае мне - что в лужу пукать.
В вопросе педагогики я вовсе не учёный - теоретик. Я всего лишь практик-ремесленник.
Так как имею некоторый опыт на оперативном (средне-верхнем) уровне, могу попробовать какие-то модернизации мелкие предложить.
Но разработать лучшую чем сейчас систему образования я увы, не могу. Не хватает знаний.

> Сам Кропоткин проделать бы такую работу не смог - поэтому он сделал как только мог.



Нисколько не возражаю и не преумаляю его заслуг в этом. Я уже говорил: в выводах о том, каким должно быть образование он сделал максимум. Даже с учётом того, что я живу на 100 лет позже, у меня мозгов не хватает на модернизацию описанного им.
#45 | 15:11 17.12.2019 | Кому: dse
> Различия в том, что в первом комментарии маниловщина и растворение воздусей

Да. Плюс, совершенно неверные причинно-следственные связи.

Именно это (а не статью Кропоткина в целом и не самого Кропоткина) я и критиковал.
#46 | 15:20 17.12.2019 | Кому: человечек Серый
> Уникумы есть всегда, например Сриниваса Рамануджан Айенгор. Система нужна для обычных людей, не для уникумов.

Именно. Я и говорю об обычных. В реальности практик нижнего уровня или хорошо делает свою работу или занимается изобретательством. Ну, не всем это дано - изобретать. Кто-то охеренно вертит гайки. И в этом его никакой изобретатель не переплюнет.

Кто-то невъебенно стреляет из танка. Если он начнёт заниматься изобретательством, он будет ни то, ни сё.
Прогресс обуславливает необходимость специализации.
#47 | 15:23 17.12.2019 | Кому: dse
> Чем больше ты связан цепями опыта, тем меньше ты чего-то делаешь вообще. Некоторые называют это выгоранием.

Да, есть такой баг. Чем глубже погружён в практику, тем меньше возможностей (в т.ч. и внутренних) заниматься теорией.
Вотт, абсолютно честно. Хоть как-то анализировать войну в Сирии я смог только потому, что не являлся её непосредственным участником (хотя и находился внутри). Было бы у меня там подразделение, ведущее б.д., хрен бы я чё намыслил.

Да и вообще, опыт это основная база для осмысления человеком происходящего. Но с другой стороны, он действительно несколько затрудняет движение к новому.
#48 | 15:33 17.12.2019 | Кому: AndroidSav1
> Надеюсь, оппонент aspav выполнит это сравнение в первую очередь :)

Я попробую...

Попробовал. Из общего вижу 5-часовой рабочий день и желание повышения благосостояния и возможностей для развития.
О том, что причиной монотонного труда является специализация, у Сталина ни слова.
Именно этот тезис Кропоткина и вызывает моё неприятие.

Ещё раз: Специализация необходима. Она - обязательное условие прогресса (а не причина монотонного труда). То, что желательно иметь возможность данную специализацию менять, несомненно.

Да я и сам тому лучший пример. У меня 5 (пять) совершенно различных специальностей только официальных (с дипломами) и ещё парочка, в которых дипломов нет, однако, я стал специалистом (уровень обсуждать не будем, какого смог достичь, такой и есть) самостоятельно.

Я полностью за расширение возможностей специализации. Собственно, они у меня есть благодаря системе образования СССР.
Но считать специализацию причиной проблем труда - абсурд на мой взгляд.
#49 | 15:35 17.12.2019 | Кому: dse
> такое сокращение является необходимым условием для получения всестороннего образования, которое позволит затем свободно выбирать приглянувшуюся профессию.

Именно так. О вреде разделения труда, т.е. специализации (т.е. профессионализма) там ни слова.
#50 | 15:37 17.12.2019 | Кому: Всем
А ничо так, камрады, вроде интересная дискуссия образовалась?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.