А. С. Макаренко про потребительство в СССР

jorigami.ru — Перечитываю сейчас фрагменты из его "Книги для родителей". Помимо того, что написал в заголовке обратил внимание на два примера, которые могут служить одной из причин, приведших к развалу СССР. Полный текст книги по ссылке, отрывки в первых комментах.
Новости, Общество | Division_Bell 09:47 15.06.2016
146 комментариев | 120 за, 0 против |
#1 | 09:48 15.06.2016 | Кому: Всем
В нашем этическом каталоге навсегда вычеркнута организованная жадность, составляющая мотивационную основу всего капиталистического общества. От потребительской жадности, которая логически допустима и у нас, она отличается очень сложной картиной психологических и перспективных деталей, ибо заключает в себе и стремление к власти, и честолюбие, и гонор, и любовь к раболепству, и ту сложнейшую цепь зависимостей, которая необходимо приходит вместе с широкой властью над множеством людей и множеством предметов.

Эта организованная жадность вычеркнута впервые в истории мира Октябрьской революцией, и это коротко отмечено в статье шестой Конституции:

«Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием».

Эта статья, несмотря на всю её простую скромность, является основанием новой морали человечества.

Но в нашей Конституции есть десятая статья, в которой сказано:

«Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом».

В этой статье закреплены права граждан на предметы потребления. Это те права, которые составляют настоящий объект великой борьбы человечества и которые всегда нарушались эксплуатацией человека человеком.

У нас эти права не ограничены законом. Они ограничиваются фактическим состоянием нашего народного богатства, а так как оно растёт с каждым днём, то, следовательно, с каждым днём расширяются и потребительские возможности отдельного человека. Наше государство ставит перед собой открытую и ясную цель всеобщего богатства, таким образом и перед каждой семьёй у нас широкая цепь возможностей материальных.

Советский семейный коллектив на основании статьи десятой Конституции является полным хозяином своего семейного имущества, которое имеет исключительно трудовое происхождение. Эта хозяйственная арена семейного коллектива становится в значительной мере и ареной педагогической.

Наше общество открыто и сознательно идёт к коммунистическому обществу.

У нас моральные требования к человеку должны быть выше среднего уровня человеческого поступка. Мораль требует общего равнения на поведение самое совершенное. Наша мораль уже в настоящее время должна быть моралью коммунистической. Наш моральный кодекс должен идти впереди и нашего хозяйственного уклада и нашего права, отражённого в Конституции, он должен видеть впереди ещё более высокие формы общества. В борьбе за коммунизм мы уже сейчас должны воспитывать в себе качества члена коммунистического общества. Только в этом случае мы сохраним ту моральную высоту, которая сейчас так сильно отличает наше общество от всякого другого.

Великий закон коммунизма: «от каждого по способности, каждому по потребности» для многих ещё представляется практически неуловимым, многие ещё не способны представить такой высокий принцип распределения, предполагающий ещё невиданные формы честности, справедливости, точности, разума, доверия, чистоты человеческой нравственной личности.

Глубочайший смысл воспитательной работы и в особенности работы семейного коллектива заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование.

Нравственно оправданная потребность — это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом.

Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ.
#2 | 09:51 15.06.2016 | Кому: Всем
Пришёл ко мне пацан. Лет ему, вероятно, двенадцать, а может, и меньше. Уселся против меня в кресле, потирает ручонкой бортик стола, собирается говорить и волнуется. Голова у него круглая, стриженая, щёчки пухленькие, а большие глаза укрыты такой обыкновенной, стандартной слезой. Я вижу белоснежно-чистый воротничок нижней сорочки.

Пацан этот — актёр, я таких много видел. На его физиономии хорошо сделано горе, сделано из взятых напрокат, вероятно, в кино, стариковских мимических материалов: брови сдвинуты, нежные мускулы лба сложены в слабосильную складку. Я посмотрел на него внимательно и предложил:

— Ну, что же? Говори, что тебе нужно. Как зовут? Пацан шикарно вздохнул, ещё раз потянул ладошкой по столу, нарочно отвернул в сторону лицо и нарочно замогильным голосом сказал:

— Коля. А что говорить? Жить нечем. И кушать нечего.

— Отца нет?

Коля прибавил слёзы в глазах и молча повертел головой.

— А мать?

Он заложил сложенные руки между колен, наклонился немного вперёд, поднял глаза к окну и великолепно сыграл:

— Ах, мать! Нечего и говорить! Чего вы хотите, если она служит… на вешалке… в клубе!

Пацан так расстроился, что уже не меняет позы, всё смотрит в окно. В глазах перекатывается всё та же слеза.

— Та-ак, — сказал я. — Так что тебе нужно?

Он взглядывает на меня и пожимает плечами.

— Что-нибудь нужно сделать. В колонию отправьте.

— В колонию? Нет, ты не подходишь. В колонии тебе будет трудно.

Он подпирает голову горестной рукой и задумчиво говорит:

— Как же я буду жить? Что я буду кушать?

— Как это? Ты же у матери?

— Разве можно жить на пять рублей? И одеться же нужно?

Я решил, что пора перейти в наступление:

— Ты другое скажи: почему ты школу бросил?

Я ожидал, что Коля не выдержит моей стремительной атаки, заплачет и растеряется. Ничего подобного. Коля повернул ко мне лицо и деловито удивился:

— Какая может быть школа, если мне кушать нечего?

— Разве ты сегодня не завтракал?

Коля встал с кресла и обнажил шпагу. Он наконец понял, что и горестная поза, и неистощимая слеза в глазах не производят на меня должного впечатления. Против таких скептиков, как я, нужно действовать решительно. Коля выпрямился и сказал:

— Чего вы меня допрашиваете? Вы не хотите мне помочь, я пойду в другое место. И нечего про завтрак. Завтракал, завтракал!

— Ах, вот ты какой? — сказал я. — Ты боевой!

— Конечно, боевой, — шепнул Коля, но глаза опустил.

— Ты нахал, — сказал я медленно, — ты настоящий нахал.

Коля оживился. В его голосе прорвались, наконец, хорошие мальчишеские нотки. И слёзы вдруг как не бывало.

— Вы не верите? Вы не верите? Да? Ну, прямо скажите, что не верите!

— А что же ты думаешь: и скажу. Не верю, и всё ты наврал. И есть нечего, и надевать нечего! Совсем умираешь, бедный! С голоду!

— Ну, и не верьте, — небрежно сказал Коля, направляясь к выходу.

— Нет, постой, — остановил я его. — Ты тут сидел, врал, сколько времени пропало! Теперь поедем!

— Куда поедем? — испугался Коля.

— К тебе поедем, к матери.

— Вот! Смотри ты! Никуда я не поеду! Чего я поеду?

— Как чего? Домой поедешь.

— Мне совсем не нужно домой. Мало ли чего вам захочется.

Я рассердился на пацана:

— Довольно болтать! Говори адрес! Молчишь? Хорошо: садись и ожидай!

Коля не сказал адреса, но уселся в кресле и затих. Через пять минут он залез в машину и покорно сказал, куда ехать.

Через просторный двор нового рабочего клуба он прошёл впереди меня, подавленный и расстроенный, но это уже было детское горе, и поэтому в нём активное участие принимали и нос, и щёки, и рукава чёрной курточки, и другие приспособления для налаживания нервов.

В небольшой, чистенькой комнате, в которой были и занавески, и цветы, и украинский пёстрый коврик у белой кровати, Коля с места в карьер сел на стул, положил голову на кровать и заревел, что-то приговаривал невнятное и на кого-то обижался, но кепку крепко держал в руке. Мать, молодая, тоже большеглазая и тоже с пухленькими щёчками, взяла кепку из его руки и повесила на гвоздик, потом улыбнулась мне:

— Чего он там наделал такого? Вы его привели? Коля на секунду прекратил рыдания для того, чтобы предупредить возможные с моей стороны каверзы:

— Никто меня не приводил! Я сам его привёл! Пристал и пристал: едем и едем! Ну, и говорите, пожалуйста…

Он опять ринулся в мягкую постель, но плакал теперь как-то одной стороной, а другой слушал, о чём мы говорили с матерью.

Мать не волновалась:

— Не знаю, что мне с ним делать. Он не был такой, а как пожил у брата — брат у меня директор совхоза в Черниговской области, — так с ним и сделалось. И вы не думайте: он сам не знает, что ему нужно. А научился: ходит и ходит! Научился просить разное… и школу бросил, а ведь в четвёртом классе. Учился бы, а он по начальникам ходит, беспокоит. А спросите его, чего ему не хватает? И одет, и обут, и постель хорошая, и кушанье у нас, не скажу, какие разносолы, а никогда голодным не был. У нас можно из клубной столовой брать, да и дома когда на примусе. А, конечно, у директора лучше: деревня всё-таки и совхоз в то же время — хозяйство.

Коля перестал плакать, но лежал головой на кровати, а под стулом водил ногой, видно, о чём-то своём думал, переживал возражения на скромные сентенции матери.

Мать удивила меня своим замечательным оптимизмом. Из её рассказа было ясно, что жить ей с сыном трудно, но у неё всё хорошо, и всем она довольна.

— Раньше хуже было: девяносто рублей, подумайте! А сейчас сто двадцать, и утро у меня свободное, я то тем, то сем заработаю. И учусь. Через три месяца перехожу в библиотеку, буду получать сто восемьдесят.

Она улыбалась с уверенным покоем в глазах. В ней не было даже маленького напряжения, чего-либо такого, что говорило бы о лихорадочной приподнятости, о неполной уверенности в себе. Это была оптимистка до самых далёких глубин души. На фоне её светлого характера очень диким показался мне бестолковый и неискренний бунт её сына. Но и в этом бунте мать ничего особенного не находила:

— Пусть побесится! Это ему полезно будет! Я ему так и сказала: не нравится у меня, ищи лучшего. Школу хочешь бросить, — бросай, пожалуйста. Только смотри, вот здесь, в комнате, я никаких разговоров не хочу слушать. Ищи других, которые с тобой, с дураком, разговаривать захотят. Это его у дяди испортили. Там кино каждый день бесплатное! А я где возьму кино? Сядь, книжку почитай! Ничего, перебесится! Теперь в колонию ему захотелось. Приятели там у него, как же!

Коля уже сидел спокойно на стуле и внимательным тёплым взглядом следил за оживлённо-улыбчивой мимикой матери. Она заметила его внимание и с притворно-ласковой укоризной кивнула:

— Ишь, сидит, барчук! У матери ему плохо! Ничего не скажу, ищи лучше, попрошайничай там…

Коля откинул голову на спинку стула и повёл в сторону лукавым глазом.

— И зачем ты, мама, такое говоришь? Я не попрошайничаю вовсе, а при Советской власти я могу требовать.

— Чего? — спросила мать, улыбаясь.

— Что мне нужно, — ещё лукавее ответил он.

Не будем судить, кто виноват в этом конфликте. Суд — трудное дело, когда неизвестны все данные. Мне и сын и мать одинаково понравились. Я большой поклонник оптимизма и очень люблю пацанов, которые настолько доверяют Советской власти, что уже и себя не помнят, и не хотят доверять даже родной матери. Такие пацаны много делают глупостей и много огорчений причиняют нам, старикам, но они всегда прелестны! Они приветливо улыбаются матери, а нам, бюрократам, показывают полную пригоршню потребностей и вякают:

— Отправьте меня в колонию.

— Отправьте меня в лётную школу, я хочу быть лётчиком!

— Честное слово, я буду работать и учиться!

И всё-таки… Всё-таки нехорошо вышло и у Коли и у его матери. Как-то так получилось, что потребности сына вырастали по особой кривой, ничего общего не имеющей ни с материнской борьбой, ни с её успехами и надеждами. Кто в этом виноват? Конечно, не дядя директор. Пребывание у дяди только толкнуло вперёд бесформенный клубок плохо воспитанных претензий Коли.

И лётная школа, и колония, и даже кино, и хорошая пища — прекрасные вещи. Естественно, к ним может стремиться каждый пацан.

Но совершенно понятно, что мы не имеем права считать потребностью каждую группу свободно возникающих желаний. Это значило бы создать простор для каких угодно индивидуальных припадков, и в таком просторе возможна только индивидуальная борьба со всеми последствиями, печально из неё вытекающими. Главное из этих последствий — уродование личностей и гибель их надежд. Это старая история мира, ибо капризы потребностей — это капризы насильников.

Поведение Коли на первый взгляд может показаться поведением советского мальчика, настолько захваченного движением истории, что бег семейной колесницы для него уже скучен. Общий колорит этого случая настолько симпатичен, что невольно хочется оказать Коле помощь и удовлетворить его неясные желания. Многие так и делают. Я много видел таких облагодетельствованных мальчиков. Из этих мальчиков редко получается какой-нибудь толк. Такие, как Коля, прежде всего насильники, пусть в самой малой дозе. Они подавляют своими требованиями сначала отца или мать, потом приступают с ножом к горлу к представителям государственного учреждения и здесь настойчиво ведут свою линию, подкрепляя её всем, что попадётся под руку: жалобой, слезой, игрой и нахальством.

И за советской физиономией Коли и за его детским притворством скрывается нравственная пустота, отсутствие какого бы то ни было коллективного опыта, который в двенадцать лет должен быть у любого ребёнка. Такая пустота образуется всегда, если с раннего детства в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных реакциях. В таких случаях у ребёнка потребность набухает в уединённой игре воображения без всякой связи с потребностями других людей. Только в коллективном опыте может вырасти потребность нравственно ценная. Конечно, в двенадцать лет она никогда не будет оформлена в виде яркого желания, потому что корни её покоятся не в водянистой игре чистой фантазии, а в сложнейшей почве ещё неясного коллективного опыта, в сплетении многих образов близких и менее близких людей, в ощущении человеческой помощи и человеческой нужды, в чувствах зависимости, связанности, ответственности и многих других.

Вот почему так важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив. У Коли этого коллектива не было, было только соседство с матерью. И каким бы хорошим человеком ни была мать, простое соседство с нею ничего не могло дать положительного. Скорее наоборот: ничего нет опаснее пассивного соседства хорошего человека, ибо это наилучшая среда для развития эгоизма. В таком случае как раз и разводят руками многие хорошие люди и вопрошают:

— В кого он уродился?
#3 | 09:53 15.06.2016 | Кому: Всем
Алёше четырнадцать лет. Он покраснел, надулся:

— Как, вы достали мягкий? Я не поеду в мягком!

Мать смотрит на него со строгим удивлением:

— Почему ты не поедешь в мягком?

— А почему в прошлом году было в международном? А почему теперь в мягком?

— В прошлом году было больше денег…

— Какие там деньги? — говорит Алёша презрительно — Деньги? Я знаю, в чём тут дело. Просто потому, что это я еду. Меня можно в чём угодно возить!

Мать говорит холодно:

— Думай, как хочешь. Если не нравится в мягком, можно и совсем не ехать.

— Вот видишь? Вот видишь? — обрадовался Алёша. — Могу и совсем не ехать! Все рады будете! Конечно! И даже билет можно продать. Деньги всё-таки!

Мать пожимает плечами и уходит. Она должна ещё подумать, что дальше делать с такими проклятыми вопросами?

Но Надя, старшая сестра Алёши, не так спокойна и ничего не откладывает. Надя помнит тревогу гражданской войны, теплушки эвакуационных маршрутов, случайные квартиры прифронтовых городов, помнит стиснутые зубы и горячую страсть борьбы, терпкую неуверенность в завтрашнем дне и воодушевлённую веру в победу.

Надя с насмешкой смотрит на брата, и Алёша читает в её прикушенной губе ещё и осуждение. Он знает, что через минуту сестра обрушится на него со страшной силой девичьего невыносимого презрения. Алёша встаёт со стула и даже напевает песенку, — так он спокоен. Но всё напрасно; песенку обрывает короткая оглушительная «очередь».

— Нет, ты мне объясни, молокосос, когда ты успел привыкнуть к международным?

Алёша оглядывается и находит мальчишеский увёртливый ответ:

— Разве я говорил, что я привык? Я просто интересуюсь. Каждому интересно, понимаешь…

— А жёстким вагоном ты не интересуешься?

— Жёстким тоже интересуюсь, но только… это потом… в следующий раз… И потом… какое, собственно говоря, твоё дело?

— Моё, — говорит сестра серьёзно, — моё дело. Во-первых, ты не имеешь права ехать на курорт. Никакого права! Ты здоровый мальчишка и ничем не заслужил, ничем, понимаешь, абсолютно! С какой стати разводить таких? С какой стати, говори?

Алёша начинает скептически:

— Вон куда поехала! По-твоему, так я и обедать не имею права, тоже не заслужил…

Но он понимает, что стратегическое отступление необходимо. Что будет к вечеру, даже предположить невозможно. Надька способна на всякую гадость, и перспектива курорта может отодвинуться в далёкие эпохи, называемые «взрослыми». Чем кончится сегодняшняя кампания? Хорошо, если только местным пионерским лагерем! Через пятнадцать минут Алёша шутя подымает руки:

— Сдаюсь! Готов ехать в товарном вагоне! Пожалуйста!

Потребность Алёши в международном вагоне не родилась в игре воображения, она выросла в опыте, и тем не менее все понимают, что эта потребность в той или иной мере безнравственна. Понимает это и мать, но она не в силах изменить положение.

Не всякий опыт в нашей стране есть опыт нравственный. Наша семья не является замкнутым коллективом, как семья буржуазная. Она составляет органическую часть советского общества, и всякая её попытка построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приводит к диспропорции, которая звучит, как тревожный сигнал опасности.

Диспропорция в семье Алёши заключается в том, что потребности отца или матери механически становятся потребностями детей. У отца они вытекают из большого ответственного и напряжённого труда, из его трудового значения в советском государстве. А у Алёши они не оправданы никаким коллективным трудовым опытом, а даны в отцовской щедрости; эти потребности у него — отцовская подачка. Принципиально такая семья есть самая старая, старая отцовская монархия, нечто подобное просвещённому абсолютизму.

У нас приходится, в виде исключения, наблюдать такие семьи. У них словесная советская идеология мирно уживается с опытом старого типа. Дети в такой семье регулярно упражняются в неоправданном удовлетворении. Трагическое будущее таких детей очевидно.
Впереди у них тяжёлая дилемма: либо пройти стадию естественного роста потребностей сначала в состоянии взрослого, либо подарить обществу такой большой и такой квалифицированный труд, чтобы заслужить санкцию общества на большие и сложные потребности. Последнее возможно только в исключительных случаях.

Мне приходилось по этому поводу говорить с отдельными товарищами. Некоторые из них рассуждают панически:

— Что же делать? Если я с семьёй еду на курорт, как, по-вашему, я должен ехать в одном вагоне, а семья в другом?

Такая паника удостоверяет только одно: нежелание видеть сущность вопроса, отказ от активной мысли, создающей новое. Международный вагон не дороже судьбы детей, но дело не в вагоне. Никакие фокусы не поправят положения, если в семье нет настоящего тона, постоянного правильного опыта.

Проехать с отцом в каком угодно вагоне в отдельном случае нисколько не вредно, если очевидно, что это только приятный случай, вытекающий не из права детей на излишний комфорт, а из их желания быть вместе с отцом. В советском семейном коллективе много найдётся других случаев, когда потребности детей не будут связаны с заслугами отца, тогда и у Алёши будет действовать другая логика.

Всё это вовсе не значит, что в такой семье к детям нужно применять какую-то особенную дрессировку. Вопрос решается в стиле всей семьи. И если сам отец, как гражданин, имеет право на дополнительный комфорт, то как член семейного коллектива он тоже должен себя ограничивать. Какие-то нормы скромности обязательны и для него, тем более, что в биографиях наших великих людей скромность всегда присутствует:

«Поднимаемся по лестнице. На окнах белые полотняные занавески. Это три окна квартиры Сталина. В крохотной передней бросается в глаза длинная солдатская шинель, над ней висит фуражка. Три комнаты и столовая. Обставлены просто, как в приличной, но скромной гостинице. Столовая имеет овальную форму; сюда подаётся обед — из кремлёвской кухни или домашний, приготовленный кухаркой. В капиталистической стране ни такой квартирой, ни таким меню не удовлетворился бы средний служащий. Тут же играет маленький мальчик. Старший сын Яша спит в столовой, — ему стелют на диване; младший в крохотной комнатке, вроде ниши».

(Анри Барбюс)

Нравственная глубина и единство семейного коллективного опыта — совершенно необходимое условие советского воспитания. Это относится одинаково и к семьям с достатком и к семьям с недостатком.

В нашей стране только тот человек будет полноценным, потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста. Наша семья представляет собой благодарный институт для воспитания такого коллективизма.
pyth2000
не фашист »
#4 | 10:02 15.06.2016 | Кому: Всем
[в ожидании адептов потреблядства]

[censored]
#5 | 10:04 15.06.2016 | Кому: Всем
Макаренко, что ни говори - гениален.
#6 | 10:12 15.06.2016 | Кому: Всем
Если еще кто-то Педагогическую Поэму не читал - весьма стоит прочитать.
#7 | 10:13 15.06.2016 | Кому: Division_Bell
> Нравственно оправданная потребность — это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом.

Абсолютно правильно всё написано. Вот этот-то "маленький нюанс" адепты потребительства замечать и не желают. Не вписывается он в их стройную картину мира.
ratamahata
шутник »
#8 | 10:17 15.06.2016 | Кому: Всем
Спасибо!
#9 | 10:18 15.06.2016 | Кому: Всем
В своем советском детстве каждый год катался то на море, то к бабушке в деревню под Москву. Было похрен на чем. На самолете, поезде (плацкарт или купе - всё равно). Вообще не задумывался. Один год могли сесть в такси и в аэропорт поехать. А могли и в обычную маршрутку, типа рафик. А на море и в санатории жили, и дикарями, снимая комнату или несколько раз в палатке 10 дней в Пицунде. Считаю, что всё зависит от воспитания в семье. А улица, сверстники всякие, это всё вторично и особой роли на характере не сказываются. Главное, это семья.

Могло бы быть, что у моих родителей не было бы денег на отдых или еще на что-то. Поверьте было бы также неважно, что кто-то из знакомых мне людей может себе позволить поездки или покупки, а мои не могут.
#10 | 10:18 15.06.2016 | Кому: Всем
> Нравственно оправданная потребность — это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом.

[AndroidSav mode on]
Покажите мне список нравственно оправданных потребностей!!!
Макаренко - троцкист!!!
[AndroidSav mode off]
#11 | 10:22 15.06.2016 | Кому: Sinnercold
> Покажите мне список нравственно оправданных потребностей!!!
>
> Макаренко - троцкист!!!

[censored]
#12 | 10:25 15.06.2016 | Кому: Макар
Он хотел потреблять больше и лучше, но глупая и неэффективная система зарубила всё на корню. Жизнь - боль!
#13 | 10:28 15.06.2016 | Кому: Всем
Кстати есть и ответ на любимый тезис некоторых граждан о том, что СССР развалили люди, воспитанные на социалистических принципах.

> Родители поступают так, как поступают все бракоделы: плоды сдаются обществу как готовая продукция.


> Таким именно путём общество получает известную порцию шкурников, портачей, мошенников, болтунов, вралей, прогульщиков, хамов, лакеев, пошляков, самодуров, снобов и воров. Они живут в теле нашего общества, едят и пьют, часто даже жиреют, портят нервы окружающим, женятся и размножаются и даже… воспитывают детей.
#14 | 10:28 15.06.2016 | Кому: Sinnercold
> Жизнь - боль!

туристом на Марс!

[censored]
#15 | 10:29 15.06.2016 | Кому: Всем
> Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ.

Вотт!!!, что надо высекать в граните,а не "ну вы держитесь там"
#16 | 10:30 15.06.2016 | Кому: Макар
> туристом на Марс!

Обрати внимание: никто не хочет на Марс поднимать целину, разрабатывать атмосферогенные установки, строить инфраструктуру. Все, блять, туристами хотят, на готовенькое!
#17 | 10:38 15.06.2016 | Кому: askad
> А улица, сверстники всякие, это всё вторично и особой роли на характере не сказываются. Главное, это семья.

Верно. В первой главе Макаренко об этом и пишет кстати, позволю себе ещё одну портянку, раз уж открыл эту тему :)


Ничто меня так не возмущает, как панический и отвратительный вопль:

— Уличные мальчики!!

— Вы понимаете, всё было хорошо, а потом Серёжа подружился с разными мальчиками на нашем дворе…

Эти «разные мальчики» разлагают Серёжу. Серёжа «шляется» неизвестно где. Серёжа из шкафа взял отрез на брюки и продал. Серёжа пришёл под утро, и от него пахло водкой. Серёжа оскорбил мать.

Только самый безнадёжный простак может поверить, что всё это сделали «разные мальчики», «уличные мальчики».

Серёжа — вовсе не новая марка. Это обычный, достаточно надоевший стандарт, и выделывается он отнюдь не уличными мальчиками и не «мальчиками на нашем дворе», а ленивыми и бессовестными родителями, выделывается вовсе не молниеносно, а настойчиво и терпеливо, начиная с того времени, когда Серёже было полтора года. Выделывается при помощи очень многих безобразнейших приспособлений: бездумной лени, привольного фантазирования и самодурства, а самое главное, — при помощи непростительной безответственности и ничтожного состояния чувства долга.

Серёжа и есть в первую очередь «уличный мальчик», но таковым он сделался только в семейном производстве. На вашем дворе, может быть, он действительно встретит таких же, как он, неудачников, они вместе составят обычную стайку ребят, одинаково деморализованных и одинаково «уличных». Но на том же дворе вы найдёте десятки детей, для которых семейный коллектив и семейный корректив создали какие-то установки, какие-то традиции, помогающие им осилить влияние уличных мальчиков, не чуждаясь их и не отгораживаясь от жизни семейными стенами.

В успехе семейного воспитания решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями их гражданского долга перед советским обществом. Там, где этот долг реально переживается родителями, где он составляет основу ежедневного их самочувствия, там он необходимо направляет и воспитательную работу семьи, и там невозможны никакие провалы и никакие катастрофы.

Но есть, к сожалению, категория родителей, довольно многочисленная, у которых этот закон не действует. Эти люди как будто хорошие граждане, но они страдают либо непоследовательностью мысли, либо слабостью ориентировки, либо малым объёмом внимания. И только поэтому чувство долга не включается у них в сферу семейных отношений и, стало быть, в сферу воспитания детей. И только поэтому их постигают более или менее тяжкие неудачи, и только поэтому они сдают обществу сомнительную человеческую продукцию.
#18 | 10:40 15.06.2016 | Кому: Sinnercold
> Обрати внимание: никто не хочет на Марс поднимать целину, разрабатывать атмосферогенные установки, строить инфраструктуру.

У тебя выборка непрезентативная, значит :)
Среди учёных, инженеров и т.д. такие люди есть, я уверен.
#19 | 10:42 15.06.2016 | Кому: Division_Bell
> У тебя выборка непрезентативная, значит

[Пожимает плечами] Так я на обратное и не претендую.
#20 | 10:45 15.06.2016 | Кому: Всем
Макаренко был невероятно мудр.
#21 | 10:46 15.06.2016 | Кому: armorfox
> > Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ.
>
> Вотт!!!, что надо высекать в граните,а не "ну вы держитесь там"

"Что еще требуется для того, чтобы сомкнуть эти условия и обеспечить всей массе потребителей получение необходимых товаров и продуктов?

Некоторые товарищи думают, что достаточно наличия этих условий, чтобы экономическая жизнь страны забила ключом. Это глубокое заблуждение.

Можно представить, что имеются все эти условия, но если товар не доходит до потребителя, экономическая жизнь не только не может забить ключом, а, наоборот, – будет расстроена и дезорганизована до основания. Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления.

У нас бывали случаи, когда товаров и продуктов было не мало, но они не только не доходили до потребителя, а продолжали годами гулять в бюрократических закоулках так называемой товаропроводящей сети – в стороне от потребителя. Понятно, что при этих условиях промышленность и сельское хозяйство теряли всякий стимул к расширению производства, товаропроводящая сеть затоваривалась, а рабочие и крестьяне оставались без товаров и продуктов. В результате – расстройство экономической жизни страны, несмотря на наличие товаров и продуктов. Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом, а промышленность [c.340] и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь еще одно условие, а именно, – развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства.

Необходимо, чтобы страна была покрыта богатой сетью торговых баз, магазинов, лавок. Необходимо, чтобы по каналам этих баз, магазинов, лавок безостановочно циркулировали товары от мест производства к потребителю. Необходимо, чтобы в это дело были вовлечены и государственная торговая сеть, и кооперативная торговая сеть, и местная промышленность, и колхозы, и единоличные крестьяне."


Сталин И.В.
Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)
26 января 1934 г.

«Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и темпов развития промышленности. Это очень хорошо. Но этого мало. Нужно перегнать их также в экономическом отношении. Мы это можем сделать, и мы это должны сделать. Только в том случае, если перегоним экономически главные капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе».

Сталин И.В.
Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)
10 марта 1939 года

"Существует ли экономический закон социализма? Да, существует. В чем состоят существенные черты и требования этого закона? Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники."

И.В. Сталин
"Экономические проблемы социализма в СССР"
1952 год
#22 | 10:49 15.06.2016 | Кому: Division_Bell
> Но на том же дворе вы найдёте десятки детей, для которых семейный коллектив и семейный корректив создали какие-то установки, какие-то традиции, помогающие им осилить влияние уличных мальчиков, не чуждаясь их и не отгораживаясь от жизни семейными стенами.

Вот. Вот за это я родителям (бате в особенности) благодарен по гроб жизни. Если учесть, что беззаботное детство-отрочество пришлось на 90-е, то если бы не родители - хуй знает, что бы из меня тогда выросло.
#23 | 10:51 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
Вот положим настал коммунизм. А у меня появилась потребность в том, чтобы мне выдали в личное пользование межзвездный крейсер. Или предположим я хочу участок земли и чтобы вокруг на 5000км не было людей. Вот такие мои потребности. Сможет ли удовлетворить ее коммунистическое общество в твоей личной потребительской трактовке?

Ну и до кучи

> Всестороннее и необычайно высокое развитие новейшей техники, автоматизация и механизация всех процессов производства приведут к устранению старого разделения труда. Люди будут трудиться в различ­ных отраслях производства, науки и техники, выполнять тот или иной род деятельности, к которому чувствуют наибольшее призвание и в ко­тором смогут принести наибольшую пользу обществу.


Как же так? Это что же, при коммунизме придется трудится??? А как же удовлетворение потребностей?
#24 | 10:58 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Вот положим настал коммунизм. А у меня появилась потребность в том, чтобы мне выдали в личное пользование межзвездный крейсер.

Кажется Стругацкие о чем-то подобном писали в "Обитаемом острове".

> Или предположим я хочу участок земли и чтобы вокруг на 5000км не было людей.


Высадят тебя на какую-нибудь безлюдную планету - колонизируй на здоровье.

> Вот такие мои потребности. Сможет ли удовлетворить ее коммунистическое общество в твоей личной потребительской трактовке?


Потребности у тебя конечно дурацкие, но почему бы и нет.

> Как же так? Это что же, при коммунизме придется трудится??? А как же удовлетворение потребностей?


Чудак ты-человек.

Ты не путай работу и труд.

Работа - необходимость.
Труд - потребность души, хобби.

При коммунизме будет не работа, а труд.

Потребление - процесс удовлетворения потребностей.

Например, С.П.Королев был потребителем в своей наивысшей стадии.

У него была потребность - обеспечить выход человека в космос.

Для удовлетворения этой своей потребности он трудился и работал, потребляя результаты труда и работы сотен советских заводов и НИИ.
#25 | 11:06 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Кажется Стругацкие о чем-то подобном писали в "Обитаемом острове".

А Сталин то что писал?

> Потребление - процесс удовлетворения потребностей.


Вот у многих людей есть потребность в отдыхе, роскоши и чаде кутежа. В их сферу интересов не вписывает ни работа, ни труд.

> Например, С.П.Королев был потребителем в своей наивысшей стадии. У него была потребность - обеспечить выход человека в космос. Для удовлетворения этой своей потребности от трудился и работал, потребляя результаты труда и работы сотен советских заводов и НИИ.


Хер там. Эта потребность была не только его, но и миллионов других людей. Когда Королев удовлетворял свои личные потребности в создании крылатых ракет, не обращая внимания на задачи поставленные обществом, Королева посадили.
#26 | 11:07 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
На всякий случай, поясню, что минусим не товарища Сталина, а товарища Андроида, который слушал товарища Сталина, да ничего не понял.
#27 | 11:12 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Высадят тебя на какую-нибудь безлюдную планету - колонизируй на здоровье.

А если я захочу чтобы на 30 световых лет никого не было, тоже удовлетворят потребность? Ну или если мне машина времени потребуется?

Невозможно удовлетворить все потребности. Чисто математически не возможно.
#28 | 11:13 15.06.2016 | Кому: Котовод
> А если я захочу чтобы на 30 световых лет никого не было, тоже удовлетворят потребность? Ну или если мне машина времени потребуется?

Если будут соответствующие технологии и возможности - почему бы и нет.
#29 | 11:15 15.06.2016 | Кому: stormlord
> На всякий случай, поясню, что минусим не товарища Сталина, а товарища Андроида, который слушал товарища Сталина, да ничего не понял.

Как раз всё наоборот :)

Не понял ты и твои единомышленники :)
Хотя товарищ Сталин разжевал всё предельно доступно.
#30 | 11:16 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Как же так? Это что же, при коммунизме придется трудится??? А как же удовлетворение потребностей?

Не ломай хрупкую эльфийскую мечту!!!
#31 | 11:17 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Если будут соответствующие технологии и возможности - почему бы и нет.

А если не будут, это будет означать что коммунизм не наступил? А то потребность есть, а удовлетворения нет.
И кстати "удовлетворение потребностей" не равно "потреблению".
#32 | 11:18 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Кажется Стругацкие о чем-то подобном писали

кстати!

"Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают и ежели, значить, дать человеку всё — хлебца, значить, отрубей пареных, — то и будет не человек, а ангел. Нехитрую эту идею он пробивал всячески, размахивая томами классиков, из которых с неописуемым простодушием выдирал с кровью цитаты, нещадно опуская и вымарывая всё, что ему не подходило."
#33 | 11:18 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Вот положим настал коммунизм. А у меня появилась потребность в том, чтобы мне выдали в личное пользование межзвездный крейсер. Или предположим я хочу участок земли и чтобы вокруг на 5000км не было людей. Вот такие мои потребности. Сможет ли удовлетворить ее коммунистическое общество в твоей личной потребительской трактовке?

По-настоящему коммунистическое общество выделит тебе хоть даже звезду с планетами - лети, осваивай. (см. Обитаемый остров, а именно - профессию Максима Камерера)
Но ты до такого не доживёшь.

>Как же так? Это что же, при коммунизме придется трудится??? А как же удовлетворение потребностей?


Коммунизм предполагает такое состояние общества, на сегодняшний день справедливо полагаемое утопичным, когда весь, я подчёркиваю - весь труд в жизни человека станет не обязанностью, а потребностью. Т.е. не чем-то, что ты делаешь из-под палки, а чем-то, что ты делаешь, потому что душа просит. Образно говоря - никто не хочет убирать мусор - это делают киберы, "высокая техника". Все работы, которые человеку делать не хочется - за него делает "высокая техника". А человек - только те, которые хочется. Вот встал ты, пожрал, потребность удовлетворил (кстати, в с/х горбатится тяжело - тоже техника), и пошёл работать по вкусу - на звёзды в телескоп глазеть, или симфонию писать. А если лично у тебя лежит душа к с/х - да пожалуйста, мож ты всю жизнь мечтал какое-нибудь, прости господи, крафтовое пиво варить.
#34 | 11:20 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Не понял ты

Ты во первых не знаешь определения понятия "потребления". Во вторых не понимаешь, что потребности одних людей всегда будут ограничиваться потребностями других людей, независимо от технического уровня. В третьих по прошлым темам ты сводишь совершенно разные потребности к простейшим типа "старец сидит в пустыне чтобы доминировать".
Но так то да, никто ничего не понял, только ты знаешь правду.
#35 | 11:21 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Вот у многих людей есть потребность в отдыхе, роскоши и чаде кутежа. В их сферу интересов не вписывает ни работа, ни труд.

Я тебя уверяю, если тебя в порядке эксперимента заставить год сидеть по кабакам, выдав, для чистоты эксперимента, бесконечный лопатник, тебе через пару месяцев надоест чад кутежа, захочется чего-нибудь другого.

А если человек столь интеллектуально неразвит, что ему от жизни ничего кроме алкоголя не надо - что ж, коммунизм даст ему алкоголь. Человек сопьётся, а коммунизм переживёт такую потерю. Коммунизм - он для людей.
#36 | 11:22 15.06.2016 | Кому: Котовод
> А если не будут, это будет означать что коммунизм не наступил? А то потребность есть, а удовлетворения нет.

Вообще-то да.

Коммунизм - он наступает поэтапно. По мере того, как наступает изобилие определенных товаров, продуктов и услуг эти товары, продукты и услуги переходят от распределения по труду к распределению по потребностям.

> И кстати "удовлетворение потребностей" не равно "потреблению".


Потребление - процесс удовлетворения потребностей.
#37 | 11:24 15.06.2016 | Кому: Макар
> размахивая томами классиков, из которых с неописуемым простодушием выдирал с кровью цитаты, нещадно опуская и вымарывая всё, что ему не подходило."

Нехорошо, товарищ Макар! Не по-коммунистически!!!
#38 | 11:25 15.06.2016 | Кому: stormlord
> Я тебя уверяю, если тебя в порядке эксперимента заставить год сидеть по кабакам, выдав, для чистоты эксперимента, бесконечный лопатник, тебе через пару месяцев надоест чад кутежа, захочется чего-нибудь другого.
>
> А если человек столь интеллектуально неразвит, что ему от жизни ничего кроме алкоголя не надо - что ж, коммунизм даст ему алкоголь. Человек сопьётся, а коммунизм переживёт такую потерю. Коммунизм - он для людей.

Так точно.
Оппоненты не разумеют какие-то абсолютно простые моменты.
В трактовке оппонентов потребности ограничиваются жрать и бухать, что многое может сказать о самих оппонентах :)

Сталин строил самое настоящее социалистическое общество потребления, направленное на обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и [культурных] потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
#39 | 11:26 15.06.2016 | Кому: stormlord
> По-настоящему коммунистическое общество выделит тебе хоть даже звезду с планетами - лети, осваивай.

Никакое общество не сможет удовлетворить все пожелания индивидуумов, если они не будут свои желания ограничивать. Чистая математика.

> Т.е. не чем-то, что ты делаешь из-под палки, а чем-то, что ты делаешь, потому что душа просит.


Я знаю людей, у которых в вашей трактовке уже коммунизм.

> Я тебя уверяю, если тебя в порядке эксперимента заставить год сидеть по кабакам, выдав, для чистоты эксперимента, бесконечный лопатник, тебе через пару месяцев надоест чад кутежа, захочется чего-нибудь другого.

> А если человек столь интеллектуально неразвит, что ему от жизни ничего кроме алкоголя не надо - что ж, коммунизм даст ему алкоголь. Человек сопьётся, а коммунизм переживёт такую потерю. Коммунизм - он для людей.

Коммунизм такой только в вашей, ограниченной потреблядством трактовке.
#40 | 11:31 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Вообще-то да.

В такой трактовке коммунизм не осуществим. Достаточно двух индивидуумов с взаимоисключающими потребностями.

> Потребление - процесс удовлетворения потребностей.


Нет. Открой словарь.
#41 | 11:33 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Никакое общество не сможет удовлетворить все пожелания индивидуумов, если они не будут свои желания ограничивать.

Для этого и существует такая штука, как государство. Чтобы граждане друг-другу глотки не перегрызли. В очереди за потреблением.
#42 | 11:37 15.06.2016 | Кому: Котовод
> В такой трактовке коммунизм не осуществим. Достаточно двух индивидуумов с взаимоисключающими потребностями.

Это просто ты простые вещи не способен разуметь.

> Нет. Открой словарь.


Открыл:

ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.

[censored]

ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей.

[censored]
sa
интеллектуал »
#43 | 11:39 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Как же так? Это что же, при коммунизме придется трудится??? А как же удовлетворение потребностей?

Почитай "Приключения Незнайки". Там описано именно коммунистическое общество.
#44 | 11:53 15.06.2016 | Кому: AndroidSav1
> Это просто ты простые вещи не способен разуметь.

Ну так объясни, как удовлетворить потребности двух людей, если они к примеру друг друга не любят настолько, что испытывают потребность замочить друг друга, а самому остаться в живых.

> ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.


А теперь сравни с тем, что ты написал в ответ на вопрос.
#45 | 11:55 15.06.2016 | Кому: sa
> Там описано именно коммунистическое общество.

Коммунистическое общество это сочетание технических возможностей и нравственных ценностей. Сводить только к одному и ничего не получится. В СССР перекос пошел сразу по двум направлениям - несбалансированная экономика, плюс вырождение идеологии, благодаря чему собственно страна и развалилась.
CrazyAlex
гнилой »
#46 | 12:11 15.06.2016 | Кому: stormlord
> что ж, коммунизм даст ему алкоголь

ага,
а у кого-то при коммунизме будет потребность убирать его блевотину,
отмывать его бомжатское немытое обосранное тело и лечить его

просто чудо
#47 | 12:12 15.06.2016 | Кому: Котовод
> Никакое общество не сможет удовлетворить все пожелания индивидуумов, если они не будут свои желания ограничивать. Чистая математика.

Ракета никогда не достигнет Луны, т.к. Луна находится столь невообразимо далеко, что космонавты в ракете успеют помереть от старости. Чистая математика.

Потребности человека естественно ограничиваются только двумя естественными барьерами - 1) потребностями другого человека и 2) общим развитием науки и техники.

Поясню на примере.

1) Потребности другого человека. Допустим я хочу гарем нек-рабынь. Никакой коммунизм мне такую потребность не удовлетворит. И это нормально. Разве что, "на основе высшей техники"

[censored]

2) Уровень техники. Совсем недавно, каких-то 500 лет назад даже самые могущественные и влиятельные люди мира - короли, да что там, сам Папа - не могли удовлетворить своё желание попасть в Америку. Ну вот никак. Вообще. А сейчас любой клерк средней руки может купить билет на самолёт.
Сейчас я не могу мечтать даже об участке 6 соток на Марсе. И только самые богатые люди мира могут позволить себе добраться до орбиты - а на Луну не могут и они.
Но когда-нибудь наступит такой момент, когда для человека Галактика станет - как камешек на пляже - пустячок, засунул в карман, и он уже твой, и никто и не заметит - их на пляже ещё миллион.
#48 | 12:13 15.06.2016 | Кому: Division_Bell
> У тебя выборка непрезентативная, значит :)

не репрезентативная..
#49 | 12:14 15.06.2016 | Кому: Всем
Макаренко отличный диагност, но решений практических, которые можно тиражировать - я у него не наблюдаю, кроме мифического "правильного тона" (нигде не раскрывается, что это).
#50 | 12:14 15.06.2016 | Кому: CrazyAlex
> ага,
> а у кого-то при коммунизме будет потребность убирать его блевотину,
> отмывать его бомжатское немытое обосранное тело и лечить его

Сомневаюсь, что кто-то захочет таким заниматься даже при коммунизме.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.