Про уровень жизни рационализаторов и инженеров при Сталине

p-balaev.livejournal.com — Инженеры сидели на окладах, равных средней зарплате рабочих. А вот «уровень жизни» был несопоставим. Советские инженеры, вписавшиеся в производство, в своих домах имели прислугу! Из деревень ехали женщины в города устраивать прислугой! И не только к инженерам! К врачам! Ученым! Откуда бралась такая разница в уровне жизни рабочих и инженеров, если оклад инженера был равен среднему заработку рабочего? Из прогрессивки. Ему оплачивалась премия сверх оклада за экономический эффект его внедрений.
Новости, Общество | AndroidSav1 12:50 27.03.2016
14 комментариев | 63 за, 0 против |
#1 | 12:51 27.03.2016 | Кому: Всем
Начало здесь:
[censored]

Как мог, я показал, что на самом деле капиталистическому производству потребитель абсолютно не интересен . Ему интересен только покупатель. Рынок же!

А что было в СССР, где как раз потребитель и являлся главным действующим лицом в экономике? А там был дурдом на лыжах.

Начнем с того, что Ленин и Сталин башку себе борьбой с потреблядством не забивали. Когда читаешь «Краткую биографию И.В.Сталина», то мозги нормально так на место становятся. Руководитель советского государства жил одной проблемой – сделать людей зажиточными. Не в Бухаринском, естественно, смысле. У Бухарина там просто … Колей-балаболкиным его не зря обозвали.

И понимая, что Маркс просто предсказал, как будет развиваться общество посткапиталистическое, Ленин и Сталин поняли главную идею: включить как можно большее число людей в активную экономическую жизнь.

Они были оба людьми умными по определению, т.е. людьми, которые идеи проверяли практикой. Более того, они были просто настолько умными, что у них хватало фантазии представить, как что-то будет работать на практике еще до того, как это будет опробовано. Потому что реальность представляли реальностью, а не тем, что в книжках прочитали.

Владимир Ильич успел не особенно много . Но он заложил фундамент под сталинскую экономику. И даже в области теории, только его статьи о социалистическом соревновании чего стоят.

И Сталин продолжил… Только говорить об одном Сталине неправильно. Не Сталин продолжил, а сторонники Ленина, сгруппировавшиеся вокруг Сталина. Выпятили одного Иосифа Виссарионовича с целью ликвидировать все наработки сталинской команды. Так было проще. Но это отдельная тема.

Будем говорить о сталинской команде, это правильней.

Сталинцы точно определили методы превращения всех работников в экономически активных единиц. Рабочие были переведены на сдельщину. Технический персонал – на оклады плюс премии-прогрессивку.

Жахнуло почти сразу! Стахановское движение – это не выдумка, не фигура пропаганды. Объяснять, что оно оказало одну из решающих ролей в индустриализации – даже нужным не считаю. Не верите мне – Гитлеру поверьте. Он говорил об этом.

Было это движение очень разноплановым. Суть самого рекорда Стаханова была в изменении технологии, а результат – повышение производительности труда. Там были еще и машинисты паровозов, которые выжимали все, что можно из техники, и трактористки, которые время на перекуры не тратили… И рационализаторы – изобретатели… Там всё было. Главное – производительность труда.

Причем, все это достигалось не за счет сверхэксплуатации. Рабочий день для установления стахановского рекорда никто не увеличивал. Хочешь рекорд установить за смену – так тебе смену на пару часов никто не продлит. Делай это за обычные 8 часов. Рекорд установил? 17 норм сделал? Так иди в кассу и получи зарплату за 17 норм. И потом норма выработки повышалась очень аккуратно, пока новая технология не становилась привычной. И был стимул снова технологию совершенствовать – никто вечно тебе не будет платить за 17 норм.

Осталась в тени оплата инженеров. Там нужно сегодня начинать копаться. Это главное, что хрущевцы-брежневцы зарыли. Только факты просто выпирают «изумительные». Инженера сидели на окладах, равных средней зарплате рабочих. А вот «уровень жизни» был несопоставим. Советские инженеры, вписавшиеся в производство, в своих домах имели прислугу! Из деревень ехали женщины в города устраивать прислугой! И не только к инженерам! К врачам! Ученым!

Откуда бралась такая разница в уровне жизни рабочих и инженеров, если оклад инженера был равен среднему заработку рабочего? Да из прогрессивки. На инженера учился человек не для того, что бы следить за своевременной смазкой механизмов станка, а для того, чтобы производство развивать. Естественно, он мог рационализаторских предложений выдать больше, чем вся бригада токарей. И ему здесь же оплачивалась премия сверх оклада за экономический эффект его внедрений.

Можно было этому помешать. Можно . Только не долго. Начальник шахты Стаханову пробовал помешать. Переквалифицировался сам в шахтеры. На Колыме.

И сам этот механизм был настолько действенным, что он сохранил инерцию даже в условиях карточной системы во время Великой Отечественной войны. Себестоимость продукции ВПК всю войну падала и падала, а вал рос и рос. У немцев себестоимость только росла, даже труд рабов не помогал.

А после войны начался новый взрыв. Причем во всех отраслях экономики. Если восстановление экономики после гражданской войны заняло примерно 5 лет, то после ВОВ, которая по ушербу была сопоставимой – 2 года!

И как только была отменена карточная система, то дрожжевое тесто сталинской экономики начало вываливаться из бочки. Капиталисты это бы назвали перепроизводством.

Только дело в том, что советских людей правительство не рассматривало при Сталине в качестве покупателей. Люди были потребителями. Поэтому перепроизводства – затоваривания продукцией не получилось ни фига. Продукцию отдавали потребителям, снижая на нее цены.

И был еще один эффект. Потребитель всегда требует товарного разнообразия. А если потребитель является сам и производителем, да еще и владельцем средств производства, то он товарное разнообразие будет производить почти рефлекторно.

И сталинские магазины заполнились массой сортов колбасы, а номеклатура одних хлебо-булочных изделий даже в небольших городках переваливала за сотню.

А в конгрессе США была паника. Там башками об трибуну бились с воплями, что СССР с такими темпами по основным экономическим показателям к 70-м годам будет превосходить Америку в 3-4 раза. Назревала катастрофа. Потому что не производство танков, естественно, американцев пугало, а рост уровня жизни советских граждан при таких темпах. Индейцы бы восстали.

Но у сталинской экономики было одно уязвимое место. Она была полу-товарной. И в это место нанесла удар хрущевско-брежневская мафия…
#2 | 13:11 27.03.2016 | Кому: Всем
>Не верите мне – Гитлеру поверьте.

А чё, сразу Гитлер? (!!!)
#3 | 13:27 27.03.2016 | Кому: Всем
...Тоже самое с потреблением. Как его нарастить? Конечно, только ростом производства. А куда потом продукцию девать? Покупателю?

А вот если продукцию продавать покупателю, то невозможен рост производства, пока продукция не будет реализована. Емкость рынка. Вот с этим столкнулся Форд. И он нашел решение – продавать своим рабочим автомобили и дешевле, и в рассрочку. Т.е., он сам начал формировать себе рынок из полупотребителей-полупокупателей. И у него получилось темпы роста производства сохранять.

А сталинская команда полностью отказалась от покупателя. Такой фактор, как емкость рынка, она выбросила на помойку. Не хватает у людей денег на приобретение продукции производства? Да не проблема – снизить цену до уровня, когда станет хватать. Вот именно это и лежало в основе политики послевоенного снижения цен.

А если емкость рынка выбрасывается из факторов, определяющих рост промышленного производства, то тогда только технологические возможности сдерживают этот рост. А технологические возможности, при материальной заинтересованности практически всех участников экономического процесса, начинают рост в бесконечность.

Как вы думаете, почему сегодня каждый житель планеты Земля не имеет в своем пользовании личный автомобиль? Думаете, ресурсов не хватает? Автомобильные концерны не в состоянии производить такое количество товара? Да фиг там! Просто не все жители Земли имеют средства на покупку автомобиля!

Главный тормоз промышленности при товарном производстве - емкость рынка!

А капиталист от рынка никогда не откажется. Потому что в отсутствии товарного производства не может присутствовать прибавочная стоимость. И само товарное производство становится тормозом промышленного роста. Поэтому главное в экономической политике капиталистов – не проблемы с технологией, а проблемы с рынком. И за рынки они бьются всеми методами.

А что сделали у нас после переворота 1953 года?

СССР был интересен тем, что, как я ранее писал, экономика его была полутоварной. На одном контуре находились и общенародная собственность, и коллективная (кооперативная, колхозная, артельная). Наличие двух собственников (народ и коллективы) определяло ситуацию, когда внутри одного контура был нетоварный оборот (между предприятиями общенародными-государственными), а внутри другого и между ними – товарный.

И здесь тоже было применено максимально простое решение: значительную часть продукции предприятий коллективной собственности вывели из товарного оборота посредством обязательных государственных закупок. И закупочные цены держали фиксированными, т.е. не рыночными.

И со временем, когда производство нетоварной продукции стало бы переполнять рынок и вытеснять рыночную (базарную) продукцию, то исчезли бы и предприятия коллективной собственности. А дальше ушли бы в прошлое и личные хозяйства крестьян.

И первый шаг, который сделали хрущевцы – резко подняли закупочные цены на продукцию колхозов! Прикрылись заботой о несчастном труженике села…


[censored]

Резкий рост закупочных цен на продукцию колхозов сразу начал убивать заинтересованность в наращивании выпуска этой продукции… Но этого мало. Били комплексно. У колхозов сразу же изъяли и средства для наращивания производства: ликвидировали МТС и заставили колхозы в рассрочку выкупить их технику и базы. Просто вогнали в долги.

Теперь уже не только заинтересованности у основных сельхозпроизводителей не было, у них и средств для развития производства не стало.

Одновременно лупанули и по промышленности. Жестко привязали оплату к производительности. Стахановцев стали на предприятиях просто ловить в темных переулках и лупить, потому что повышение выработки сразу влекло понижение расценок. И прогрессивка была похерена тоже таким же образом. Рост производительности труда замер.


[censored]
#4 | 13:34 27.03.2016 | Кому: Всем
Прадед был главным инженером на одном из военных заводов.
Кухарка была.
#5 | 13:48 27.03.2016 | Кому: AndroidSav1
> ликвидировали МТС и заставили колхозы в рассрочку выкупить их технику и базы. Просто вогнали в долги.

До этого аналогично были долги за услуги МТС. Одним из первых шагов по реформе колхозов (кроме повышения цен) было как раз списание долгов по налогам и услугам МТС.
#6 | 14:20 27.03.2016 | Кому: Всем
Петюню совсем понесло. Почитал его жж - рыдал.
#7 | 14:31 27.03.2016 | Кому: alextexx
> Почитал его жж - рыдал.

Из-за чего рыдал?
#8 | 14:43 27.03.2016 | Кому: AndroidSav1
> Из-за чего рыдал?

Почитай его последние опусы про студенческую жизнь.
#9 | 16:06 27.03.2016 | Кому: БэкИнБлэк
> Кухарка была.

В квартирах жилых корпусов МГУ предусмотрены комнаты для домработниц (рядом с кухней). У некоторых были постоянные домработницы, которые там жили.
#10 | 16:25 27.03.2016 | Кому: AndroidSav1
> Начнем с того, что Ленин и Сталин башку себе борьбой с потреблядством не забивали.

Тогда это называлось мещанством.
#11 | 17:28 27.03.2016 | Кому: vadkov
>
> До этого аналогично были долги за услуги МТС.

Это разные вещи. МТС при этом оставались государственными и принцип их деятельности не менялся. А с ликвидацией МТС и передачей техники в колхозы, обслуживание, ремонт, обновление парка повесили на колхозы. Но возможности у колхозов разные. Очень разные.
#12 | 17:51 27.03.2016 | Кому: drHans
> А с ликвидацией МТС и передачей техники в колхозы, обслуживание, ремонт, обновление парка повесили на колхозы. Но возможности у колхозов разные. Очень разные.

это был экономически обоснованный шаг - парк сельхозмашин вырос кратно, поэтому выгоднее было размещать его ближе к потребителю...особенно с учетом качества сельских дорог
#13 | 06:34 28.03.2016 | Кому: vadkov
>.... выгоднее было размещать его ближе к потребителю...

Картина маслом - в одно прекрасное утро к тебе заявляется парикмахер, вручает тебе расческу, ножницы, машинку, бритву, помазок... "Мы передвигаем услугу ближе к потребителю!!! А поскольку нашу парикмахерскую, как и МТС, разгоняют к ебеням, бриться-стричься будешь сам! Щас ребятки кресло затащат. И зеркало. И раковину. Что значит, раз в неделю?! Что значит, в остальное время стоит, ржавеет?! Сказано, МТС неэффективна, - и ниипет!"
#14 | 07:02 28.03.2016 | Кому: drHans
> Картина маслом - в одно прекрасное утро к тебе заявляется парикмахер, вручает тебе расческу, ножницы, машинку, бритву, помазок... "Мы передвигаем услугу ближе к потребителю!!!

Картина маслом - в одно прекрасное утро ты идешь к парикмахеру - а тебе говорят, что парикмахер только в райцентре, приедет тогда когда подсохнут дороги, за прогон машины с парикмахером надо доплатить.

ПС это при том что к парикмахеру ты ходишь раз в 1-2 месяца, а сельхозтехника нужна постоянно практически круглый год.

> Сказано, МТС неэффективна, - и ниипет!"


поменялись условия хозяйствования - появилось много техники, она стала специализированной и энергонасыщенной, выросла техническая и общая культура колхозников

> Что значит, в остальное время стоит, ржавеет?!


у меня как бы оба деда - механизаторы на селе, ни разу не видел чтобы их трактора "стояли и ржавели", или грузовики колхозные...разве что комбайны и навесное оборудование стояло, но ни разу не ржавело а хранилось на мехдворах.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.