Ортега-и-Гассет, "Восстание масс" (1929)

skmrf.ru — Эссе написано почти сто лет назад, но нисколько не утратило актуальности, а совсем наоборот. Интересно мнение философского эскадрона Вотта по сабжу, особенно в свете разворачивающихся событий. Просьба поддержать впением, ибо не текучкой единой. #читальня #осмысление
Новости, Культура | tsoka 05:08 15.06.2014
53 комментария | 37 за, 0 против |
#1 | 05:16 15.06.2014 | Кому: Всем
например, древним укропитекам полезно было бы понять, что "если вы хотите пользоваться благами цивилизации, но не позаботитесь о ней, вы жестоко ошибетесь, мигом окажетесь без всякой цивилизации. Один промах - и все исчезнет, как дым, словно сдернули завесу, скрывавшую нагую природу, и она появилась снова, девственная, как лес".
#2 | 05:18 15.06.2014 | Кому: Всем
"Дело не в недостатке средств, дело в недостатке голов".
#3 | 05:19 15.06.2014 | Кому: Всем
Каждая вторая фраза - афоризм, блин

"<человек> не в состоянии идти в ногу со своей собственной цивилизацией. Жутко становится, когда слышишь, как сравнительно образованные люди рассуждают на повседневные темы. Словно крестьяне, которые заскорузлыми пальцами пытаются взять со стола иголку, они подходят к политическим и социальным вопросам сегодняшнего дня с тем самым запасом идей и методов, какие применялись 200 лет назад для решения вопросов, в 200 раз более простых."
#4 | 05:24 15.06.2014 | Кому: Всем
"Вопрос не в том, быть или не быть коммунистом и большевиком. Я не обсуждаю веры, я просто не понимаю, считаю анахронизмом, что коммунист 1917 года производит революцию, тождественную тем, какие уже бывали, ни в малой мере не улучшая их, не исправляя ошибок".

Написано в 1929 году, напоминаю.

Как мы знаем - исправили, но не до конца...
#5 | 05:26 15.06.2014 | Кому: Всем
"Все было бы очень просто, если бы коротким "нет" мы могли похоронить прошлое".
Пупкин
малолетний »
#6 | 05:28 15.06.2014 | Кому: Всем
> Быть может, мы лучше всего уясним себе это историческое явление, если начнем с одного внешнего факта нашей эпохи, который просто бросается в глаза. Его легко опознать, но не так-то легко в нем разобраться, и я назову его "скоплением" или "скученностью". Города переполнены людьми, дома - жильцами, отели - приезжими, поезда - пассажирами, кафе - посетителями, улицы - прохожими, приемные знаменитых врачей - пациентами, курорты - купальщиками, театры - зрителями (если спектакль не слишком старомоден).

Так было в Латвии до 1991 года. Потом рост "скученности" прекратился, а сейчас наоборот - запустение. Просто-напросто мало людей на улице.
#7 | 05:28 15.06.2014 | Кому: Всем
"Итак, мы констатируем новый социальный факт: европейская история впервые оказывается в руках заурядного человека как такового и зависит от его решений. Или в действительном залоге: заурядный человек, до сих пор всегда руководимый другими, решил сам управлять миром. Выйти на социальную авансцену он решил автоматически, как только созрел тип "нового человека", который он представляет. Изучая психическую структуру этого нового "человека массы" с точки зрения социальной, мы находим в нем следующее:

(1) врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; поэтому заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;

(2) ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому

(3) он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть, - следуя принципу "прямого действия".
#8 | 05:30 15.06.2014 | Кому: Всем
"Моя книга - первый вызов триумфатору нашего века и предупреждение о том, что в Европе найдутся люди, готовые решительно сопротивляться его попыткам тирании. Сейчас это лишь стычка на аванпостах. Атака на главном фронте последует скоро, быть может, очень скоро и совсем в иной форме. Она произойдет так, что человек массы не сможет предупредить ее; он будет видеть ее, не подозревая, что это и есть главный удар."

Так всё и случилось. И люди нашлись, и дали отпор, и победили.
Пупкин
малолетний »
#9 | 05:33 15.06.2014 | Кому: Всем
> Мы видим толпу, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. Но рассудок немедленно нас успокаивает: что ж тут такого? Разве это не прекрасно? Ведь театр на то и построен, чтобы места были заполнены. То же самое - с домами, отелями, железной дорогой. Да, конечно. Но раньше все они не были переполнены, а сейчас в них просто не войти.

Не войти, потому что разобраны линии железной дороги, а двери и окна домов заколочены досками.
Вокзал в Йыхви:

[censored]

И раньше не был переполнен, а сейчас в него просто не войти.
#10 | 05:38 15.06.2014 | Кому: Всем
Наверное, это говорит о том, что Латвия, как и любое государство - неестественное образование. И погружённая в "природные условия", предоставленная сама себе, без осознания ценности того, что было до 91 года, она закономерно приходит к такому состоянию. Упадок настиг Латвию быстрее потому, что она меньше размером, и сильнее зависит от внешних условий, но рано или поздно эта же судьба ждёт и все государства - если не предпринимать специальных усилий.

В статье эта мысль разворачивается подробнее и гораздо ярче.
#11 | 05:40 15.06.2014 | Кому: Всем
херачит беспощадно, из всех орудий

"Каждая жизнь - это борьба за то, чтобы стать самим собой. Препятствия, на которые мы при этой борьбе натыкаемся, и пробуждают, развивают нашу активность и наши способности. Если бы наше тело ничего не весило, мы не могли бы ходить. Если бы воздух не давил на нас, мы ощущали бы свое тело как что-то пустое, губчатое, призрачное. Так и наследственный аристократ - недостаток усилий и напряжения расслабляет всю его личность. Результатом этого и становится тот особый идиотизм старых дворянских родов, который не имеет подобий".
#12 | 06:00 15.06.2014 | Кому: Всем
"В тот день, когда в Европе вновь восторжествует подлинная философия - единственное, что может спасти Европу, - человечество снова поймет, что человек - хочет он этого или нет - самой природой своей призван искать высший авторитет. Если он находит его сам, он - избранный; если нет, он - человек массы и нуждается в руководстве".
#13 | 06:08 15.06.2014 | Кому: Всем
государственникам (в том числе и мне) на заметку

"Ясен ли нам теперь парадоксальный и трагический процесс этатизма? Чтобы лучше организовать свою жизнь, общество создает государственный аппарат, появляется "государство". Затем "государство" оказывается наверху, а общество отныне должно жить для государства [Вспомним последние слова Септимия Севера наследникам: "Будьте едины, платите солдатам и не заботьтесь об остальном". - Прим. автора]. Но все же государство состоит еще из тех же членов общества. Однако вскоре этих членов уже не хватает для поддержания государства и приходится брать иностранцев - сперва далматов, потом германцев. Постепенно иностранцы становятся господами, а коренное население обращается в горючее для питания государственной машины. Костяк государства пожирает живое тело нации. Мертвая конструкция становится владельцем и хозяином жилого дома".
Пупкин
малолетний »
#14 | 06:13 15.06.2014 | Кому: Всем
> Удивление, изумление - первый шаг к пониманию. Здесь - сфера интеллектуала, его спорт, его утеха. Ему свойственно смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Все в мире странно и чудесно для широко раскрытых глаз. Способность удивляться не дана футболисту, интеллектуал же - всегда в экстазе и видениях, его отличительный признак - удивленные глаза. Потому-то древние и представляли себе Минерву совой.

[censored]
#15 | 06:14 15.06.2014 | Кому: Всем
Исходная посылка совершенно завиральная. Каким вдруг боком власть в Европе перешла к "массам"? Даже в СССР реальность была весьма далека от этого утверждения, а про остальных и говорить смешно
Пупкин
малолетний »
#16 | 06:17 15.06.2014 | Кому: Всем
> Скученности, переполнения раньше почти не бывало. Почему же теперь оно стало обычным?

[censored]
Революционные события 1905-1907 годов (1906 год - Дундага lv.wikipedia.org/wiki/1905._gada_revolūcija_Latvijā )

Вокзал в Шяуляе

[censored]
Пупкин
малолетний »
#17 | 06:19 15.06.2014 | Кому: Всем
> Оно возникло не случайно. Пятнадцать лет тому назад общая численность населения была почти та же, что и сейчас.

[censored]
#18 | 06:19 15.06.2014 | Кому: Всем
дьябл, откуда, откуда он всё знал???

"Современный мир ведет себя по-ребячески. В школе, когда учитель выйдет на минуту из класса, мальчишки срываются с цепи. Каждый спешит сбросить гнет, вызванный присутствием учителя, освободиться от ярма предписаний встать на голову ощутить себя хозяином своей судьбы. Но когда предписания, регулирующие занятия и обязанности, отменены, оказывается, что юной ватаге нечего делать: у нее нет ни серьезной работы, ни осмысленной задачи, постоянной цели; предоставленный самому себе, мальчишка может только одно - скакать козлом".
#19 | 06:22 15.06.2014 | Кому: Всем
Гражданин осмысленный, последовательный либерал, певец "новой элитарности" буржуа и сопутствующих классов в противовес уходящей аристократии. Массы он презирает. Через это отношение к нему - весьма настороженное. Но ряд наблюдений, без сомнения - крайне интересен. Особенно запомнилось про экстраполяцию своей компетентности в другие области знания.
#20 | 06:23 15.06.2014 | Кому: боцман
> Исходная посылка совершенно завиральная. Каким вдруг боком власть в Европе перешла к "массам"? Даже в СССР реальность была весьма далека от этого утверждения, а про остальных и говорить смешно

Наиболее верный ответ на твой вопрос, если это был вопрос - внимательно перечитай его определение "человека массы".

И сделай поправку на то, что статья написана а) в 1929 году, б) в Испании.
#21 | 06:24 15.06.2014 | Кому: irreality
> последовательный либерал,

атас...
Пупкин
малолетний »
#22 | 06:25 15.06.2014 | Кому: tsoka
> И сделай поправку на то, что статья написана а) в 1929 году, б) в Испании.

А мы живём а) в 2014 году, б) в СССР.
#23 | 06:25 15.06.2014 | Кому: Пупкин
Депопуляция Латвии в результата развала СССР здесь практически ни при чём.

Автор рассматривает более глубинные процессы и явления.

Политические события - лишь их внешнее проявление.
#24 | 06:26 15.06.2014 | Кому: Пупкин
> > И сделай поправку на то, что статья написана а) в 1929 году, б) в Испании.
>
> А мы живём а) в 2014 году, б) в СССР.

Круто вам, чо.
Пупкин
малолетний »
#25 | 06:29 15.06.2014 | Кому: tsoka
> Круто вам, чо.

Не то, что Ортеге-и-Гассету, отказывавшему футболистам в праве на удивление.

[censored]
#26 | 06:30 15.06.2014 | Кому: Всем
"Я ожидаю появления книги, которая переведет сталинский марксизм на язык русской истории. Ведь то, что составляет его силу, кроется не в коммунизме, но в русской истории. Кто его знает, что из этого выйдет!"
#27 | 06:32 15.06.2014 | Кому: Пупкин
> Не то, что Ортеге-и-Гассету, отказывавшему футболистам в праве на удивление.

да вообще капец - даже с населением Латвии после 91-го года не угадал, лох чилийский испанский
Пупкин
малолетний »
#28 | 06:37 15.06.2014 | Кому: tsoka
> да вообще капец - даже с населением Латвии после 91-го года не угадал

Получается, что мы живём в условиях, которые радикально отличаются от описанных в сабжевом тексте.

[censored]
[censored]
#29 | 06:39 15.06.2014 | Кому: Пупкин
Ну, получается, так. Вы живёте в отличающихся условиях, а кто-то в именно таких же.
#30 | 06:40 15.06.2014 | Кому: Всем
"Я всегда утверждал, что американцы - народ первобытный, закамуфлированный новейшими изобретениями; и боялся, что преувеличиваю. Но Уолдо Франк в "Новом открытии Америки" откровенно говорит то же самое. Америка еще не страдала, и было бы иллюзией считать, что она еще обладает добродетелями властителя."
Пупкин
малолетний »
#31 | 06:40 15.06.2014 | Кому: tsoka
> а кто-то в именно таких же.

а) в 1929 году; б) в Испании.
#32 | 06:41 15.06.2014 | Кому: Всем
Я немного упустил, а теперь обязательно каждую свою мысль сопровождать картинкой?

Мысль действительно от этого становится оригинальнее, вернее, истиннее, глубже?
Пупкин
малолетний »
#33 | 06:42 15.06.2014 | Кому: tsoka
> Мысль действительно от этого становится оригинальнее, вернее, истиннее, глубже?

Доступнее.
#34 | 06:43 15.06.2014 | Кому: Пупкин
Камрад, лучшей иллюстрации к этой статье, чем ты и твои комментарии, я и пожелать не мог.

Теперь, когда ты победил, может, всё же попытаться прочитать и понять, что написал Ортега-и-Гассет?
#35 | 06:44 15.06.2014 | Кому: Пупкин
> > Мысль действительно от этого становится оригинальнее, вернее, истиннее, глубже?
>
> Доступнее.

Некоторым мыслям доступность только вредит.
#36 | 06:50 15.06.2014 | Кому: Всем
"Путешественникам очень нравится, что, если спросишь испанца, где такая-то улица или площадь, он часто идет с вами до самого места. Но я все думаю: шел ли он вообще куда-нибудь? Не гуляет ли мой соотечественник лишь затем, чтобы встретить и проводить иностранца?"
Пупкин
малолетний »
#37 | 06:52 15.06.2014 | Кому: tsoka
> Теперь, когда ты победил, может, всё же попытаться прочитать и понять, что написал Ортега-и-Гассет?

Ортега-и-Гассет пишет, что...

> Новое государство может возникнуть лишь тогда, когда каким-то народам удастся освободиться от традиционной общественной структуры и взамен изобрести новую, до сих пор неизвестную. Это - творчество в подлинном смысле этого слова. Создание нового государства начинается со свободной игры воображения. Фантазия - освобождающая сила, дарованная человеку. Народ может стать государством постольку, поскольку он способен его вообразить. Отсюда следует, что всем народам положены границы в их государственном развитии, те границы, которые природа положила их воображению.


Чем напрочь херит тезисы тех, кто утверждает, что Украина - государство.
#38 | 06:58 15.06.2014 | Кому: Всем
Да, государство - это прежде всего идея (комплекс идей). Великие государства получались, поэтически выражаясь, из великой мечты. Ни одну из мечт современной Украины (евровассализм, русофобия, нацизм) великой назвать нельзя даже с мощнейшей натяжкой - это мечты ограниченного хомяка, мечтающего о тёплой норке и свободе от всякой ответственности.
Пупкин
малолетний »
#39 | 06:59 15.06.2014 | Кому: Всем
> В каждом историческом камуфляже два слоя: глубинный - подлинный, основной; и поверхностный - мнимый, случайный. Москва прикрывается тонкой пленкой европейских идей - марксизмом, созданным в Европе применительно к европейским делам и проблемам. Под этой пленкой - народ, который отличается от Европы не только этнически, но, что еще важнее, по возрасту; народ еще не перебродивший, молодой. Если бы марксизм победил в России, где нет никакой индустрии, это было бы величайшим парадоксом, какой только может случиться с марксизмом. Но этого парадокса нет, так как нет победы. Россия настолько же марксистская, насколько германцы Священной Римской империи были римлянами.

(1929 год)
Очень верное замечание. Именно отсутствие марксизма и обеспечило выживание на несколько десятков лет.
Пупкин
малолетний »
#40 | 07:02 15.06.2014 | Кому: Всем
Это о событиях 1991-2014 годов:

Так поступают многие; прежде всего народы, целые народы.

Современный мир ведет себя по-ребячески. В школе, когда учитель выйдет на минуту из класса, мальчишки срываются с цепи. Каждый спешит сбросить гнет, вызванный присутствием учителя, освободиться от ярма предписаний встать на голову ощутить себя хозяином своей судьбы. Но когда предписания, регулирующие занятия и обязанности, отменены, оказывается, что юной ватаге нечего делать: у нее нет ни серьезной работы, ни осмысленной задачи, постоянной цели; предоставленный самому себе, мальчишка может только одно - скакать козлом.

Именно такую безутешную картину представляют собою теперь небольшие нации. Раз уж наступает "закат Европы" и править Европа не будет, народы и народники скачут козлами, кривляются, паясничают или надуваются, пыжатся, притворяясь взрослыми, которые сами правят своей судьбой. Отсюда и "национализмы", которые возникают повсюду.


Только вместо "заката Европы" - прекращение функционирования государственной машины СССР.
#41 | 07:06 15.06.2014 | Кому: Пупкин
СССР, начиная со Сталина - это в каком-то смысле резервная копия классической Европы. У нас получилось противостоять "человеку массы" на почти полвека дольше, да ещё и избавить мир от угрозы его тирании. Но он в конце концов победил.
#42 | 07:12 15.06.2014 | Кому: Всем
"Те, что говорят о "новой морали", просто хотят сделать что-нибудь безнравственное и подыскивают, как бы поудобней протащить контрабанду".
#43 | 08:02 15.06.2014 | Кому: tsoka
>атас...

[пожимает плечами]

Через всю книгу проходят завывании о об элитарности, о новой элите, которая противопоставит себя "человеку массы". Практически дельфинэ и анчоусэ.

для сравнения

«Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности… Социализм не создается по указам сверху. Ему чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс».
#44 | 08:56 15.06.2014 | Кому: irreality
> Через всю книгу проходят завывании о об элитарности, о новой элите, которая противопоставит себя "человеку массы". Практически дельфинэ и анчоусэ.

Ты не понял, о чем он пишет.
Regal
злостный антипрививочник »
#45 | 11:11 15.06.2014 | Кому: Всем
> Чем дольше человек живет, тем яснее ему становится, что громадное большинство людей способно на усилие только в том случае, когда надо реагировать на какую-то внешнюю силу. И потому-то одиноко стоящие исключения, которые способны на спонтанное, собственной волей рожденное усилие, запечатлеваются в нашей памяти навсегда. Это - избранники, элита, благородные люди, активные, а не только пассивные; для них жизнь - вечное напряжение, непрерывная тренировка.

Типичное социальное высокомерие. Здравые мысли есть (в частности, что отчужденность от истории вызывает декультурацию масс), но все тонет в этой примитивной иррациональной злобе.
Пупкин
малолетний »
#46 | 11:28 15.06.2014 | Кому: tsoka
> Ты не понял, о чем он пишет.

Анчоусэ же!
#47 | 11:30 15.06.2014 | Кому: Regal
Если честно, не вижу никакого высокомерия, тем более социального. Он ясно пишет, что и "элита", и "массы" есть в любой социальной группе, то есть это не социально обусловленное различие, а личный каждодневный выбор каждого человека.
#48 | 11:33 15.06.2014 | Кому: Всем
Боюсь, что загоняют, но осмелюсь заметить, что этот тезис подтверждается и моими личными жизненными наблюдениями, и проходит экспериментальную проверку как в сторону верификации (то есть подтверждения), так и в сторону фальсификации (опровержения): именно громадное большинство, именно и пальцем не шевельнут, именно пока не грянет какая-нибудь жопа, и исключения лишь подтверждают наличие правила своей немногочисленностью и яркостью.
Regal
злостный антипрививочник »
#49 | 11:57 15.06.2014 | Кому: Всем
> именно громадное большинство, именно и пальцем не шевельнут, именно пока не грянет какая-нибудь жопа

Для того, чтобы привести в движение массы, необходимы идеология и организация. Можно условно назвать такую организацию "элитарным меньшинством", но это самое меньшинство совершенно бессильно без неэлитарного большинства. Поэтому противопоставлять большинство и меньшинство будет только жулик, который захочет поиметь на этом гешефт.

> Правда, в бурные и тяжелые времена, стоящие перед нашим поколением, может случиться, что под суровыми ударами бедствий массы внезапно пойдут на уступки и подчинятся квалифицированной элите. Но это будет попыткой с негодными средствами, ибо основные черты психики масс - это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость; массы от природы лишены способности постигать то, что находится вне их узкого круга - и людей, и события. Они захотят иметь вождя - и не смогут идти за ним; они захотят слушать, и убедятся, что глухи.


Очевидно, речь идет о буржуазных массах, тех самых мелких лавочниках, которые привели к власти Гитлера. В этом отношении прогноз не сбылся. Стремление к смыслам - неотъемлемая часть человека, а не только "элитария". Даже если эти смыслы носят откровенно людоедский характер.
Regal
злостный антипрививочник »
#50 | 12:51 15.06.2014 | Кому: Всем
> Поэтому большевизм и фашизм - две новые политические попытки, возникшие в Европе и на ее окраинах, - представляют собою два ярких примера существенного регресса - не столько по содержанию их теорий, которые сами по себе, конечно, содержат часть истины (где на свете нет крупицы истины?), сколько по антиисторизму, анахронизму, с которыми они к этой истине относятся. Эти движения, типичные для человека массы, управляются, как всегда, людьми посредственными, несовременными, с короткой памятью, без исторического чутья, которые с самого начала ведут себя так, словно уже стали прошлым, влились в первобытную фауну.

В общем, все, по-моему, ясно с Хуаном.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.