Мистерия пионерских костров

red-odysseus.livejournal.com — Ритуалы и символы пионерской организации
Новости, Общество | Ed 16:06 29.10.2013
18 комментариев | 131 за, 1 против |
#1 | 17:25 29.10.2013 | Кому: Всем
Эх, детство пионерское. :))))
Пламя завораживает! И не только в пионерских лагерях. Даже просто в турпоходах, когда несколько семей собираются вокруг костра, атмосфера хорошая получается. Взрослые тихо переговариваются, детишки рядом заворожённые сидят... Что-то в этом есть.
#2 | 18:04 29.10.2013 | Кому: Всем
Любая подлинно сплоченная организация имеет свои ритуалы и каждое поколение членов организации проходит через них.
#3 | 21:52 29.10.2013 | Кому: Всем
Нести огонь - в этом же символическая функция пионерского значка - одна из важнейших функций в истории человечества.
#4 | 22:49 29.10.2013 | Кому: Всем
Десятками лет ранее пионерскую символику воспринимал, как саму собой разумеющуюся. Да, не раз слышал рассказы, объяснения. И только сейчас остро чувствую: "Огонь". Создатели символики вкладывали в "автоматическое восприятие" символы Огня. Читая, за последние пару лет, многое, связанное с этим символом - более внимательно вглядываюсь в фотографии тех лет, пионерскую атрибутику... Спрашиваю: сохранился огонь, искры? Если "да", сколько? Хватит ли? Ведь, считаю, надо, чтобы хватило... Даже искра такого огня "по щелчку" не загорается. К этому надо идти. Самому. Без подталкивания.

P.S. Если принял решение выбрать подобный путь - всяческие злобные комментаторы не смогут повлиять на твой решение
#5 | 22:52 29.10.2013 | Кому: Евгений51
> Любая подлинно сплоченная организация имеет свои ритуалы и каждое поколение членов организации проходит через них.
Согласен.

Ритуалы - вроде штука не обязательная. Ведь нет рациональной объяснения вечному огню, минуте молчания, возложение цветов к памятникам и пр. С другой стороны, именно в таких необязательных на первый взгляд вещах хранится дух народа, его история. Символическое значение у таких вещей огромное. Во всяком случае, пока ритуал проводится от чистого сердца, а не превращается в рутину (т.е. в форму без содержания).

Удивительно красиво получилось у наших ребят год назад у наших ребят в Новосибирске:
[censored]
Возложение цветов, чтение стихов. Строго, искренне, немного трогательно. Настоящая красная мистерия.
VK »
#6 | 01:29 30.10.2013 | Кому: Всем
Ну у каждого свое детство...
Я готов с автором спорить по "сути и времени", поскольку мое пришлось на девяностые. В моем детстве СССР перестал существовать, и я был только октябренком, в советской идеологии воспитания, но посчастливилось побывать и в ОРЮР.
"С чего же все начиналось? 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр."-не совсем правильно.

Расскажу откровенно, что узнал уже в ОРЮР. Что изначально еще в Российской Империи, О.И. Пантюхов - русский офицер, озаботившись воспитанием молодежи, и переняв опыт автора методики... (сами найдете).
Сменив идеологическую часть воспитания на прорусскую, занялся им вплотную. "Разведчик" по-английски "Скаут". В России движение возникло раньше чем в Америке и имело крайне мощное распространение, в десятки тысяч участников, при условии что тогда и телеграф был не везде. Дальше потрудитесь - найдете при желании.
"Давно еще в павловском парке", "Республика ШКИД"+"бей скаутов", Крупская.

А уж дальше про костры и все остальное и много что еще. Включая возрождение "Скаутизма" в России и его нынешнее дробление и состояние.

А после развала Российской Империи, как и после развала СССР, находились люди которые в новой или наоборот исторически наследуемой идеологии занимались воспитанием детей, но тем же придуманным B.P. методам.

Не хотите искать много
[censored]
например
VK »
#7 | 01:43 30.10.2013 | Кому: Sergeyt81
> Ведь нет рациональной объяснения вечному огню, минуте молчания, возложение цветов к памятникам и пр. С другой стороны, именно в таких необязательных на первый взгляд вещах хранится дух народа, его история.

Да вы что. Это воспитательный процесс, для новых поколений. Касающийся памяти предков и ее уважения. А так же мотивация на подвиги во имя идеи!

Если так рассуждать то у нас и В.И.Ульянов в мавзолее на площади всего лишь символ, и а не в дополнение к символизму колоссальный медико-научный эксперимент по изучению свойств человеческих тканей, для консервации и как следствие продления жизни.
VK »
#8 | 01:57 30.10.2013 | Кому: Cogito
> Десятками лет ранее пионерскую символику воспринимал, как саму собой разумеющуюся.

Забыли про газету "искра","огонь революции" "пожар войны" и вообще религиогное отношение человека к тому что он не может из себя "извлечь" -свет, магнетизм, огонь и тд.
VK »
#9 | 02:05 30.10.2013 | Кому: Red Egregoress
> Что-то в этом есть.

Что-то...Это мистерия.. Ночь сокральна, у нее свои секреты. Костер играет тенями на лицах, кто-то ближе к огню и виднее , кто-то дальше и слушает молча. Виден он из далека и привлекает внимание друзей и защищает отпугивая хищников. Греет. Потрескивая заглушает ночные звуки леса, которые не так пугают. Готовит пищу. А как звучит голос или струны в тишине, у костра при повышающейся влажности воздуха и понижающейся температуре?
#10 | 06:26 30.10.2013 | Кому: VK
Сходил на сайт ОРЮР - вроде все хорошо, но чувствуется, что они там красных тихо ненавидят. Ошибаюсь?

Про "С чего все началось". Пионерские костры начались с 1922 года, ОРЮР-ские - с 1909, про костры Тома Сойера писал Марк Твен, а вообще они были с зарождения цивилизации. Пионерские костры направляли энергию огня на построение царства свободы, этим отличались от предыдущих.
#11 | 07:06 30.10.2013 | Кому: VK
> Это воспитательный процесс, для новых поколений. Касающийся памяти предков и ее уважения. А так же мотивация на подвиги во имя идеи!

Конечно. Я же об этом и горю про то, что в этих символических действиях сберегается наша историческая идентичность.

> Если так рассуждать то у нас и В.И.Ульянов в мавзолее на площади всего лишь символ, и а не в дополнение к символизму колоссальный медико-научный эксперимент по изучению свойств человеческих тканей, для консервации и как следствие продления жизни.


Надо отделять главное от второстепенного. Люди, которые ехали проститься с Лениным в последнюю очередь думали о научных экспериментах.
#12 | 11:07 30.10.2013 | Кому: VK
>Да вы что. Это воспитательный процесс, для новых поколений. Касающийся памяти предков и ее уважения.
>А так же мотивация на подвиги во имя идеи!

Вы изначальный посыл про рацио не поняли. Или поняли не правильно. Автор не отрицал сказанное вами выше.
VK »
#13 | 12:14 30.10.2013 | Кому: Sergeyt81
> в последнюю очередь думали о научных экспериментах.
Именно так. Но сохранение тела вождя как крайне важная задача для государства, "не постижимым образом" дало толчок развитию химии, фармакологии и как следствие медицине. Такого современного опыта на данный момент нет ни одной страны в мире.
#14 | 15:17 30.10.2013 | Кому: Всем
А я так пионером и не побывал. Только октябрёнком довелось.
#15 | 20:48 30.10.2013 | Кому: VK
> Забыли про...

Возможно, этот ответ - не попытка приписать собственные достоинства другим. Речь шла о восприятии пионерской символики вообще. Грубо, как привычного элемента окружения. Развязывать развесистую дискуссию по полному и точному перечислению пионерской символики, других символик, связанных с пионерскими - этого хочется? А с учётом:

> -свет, магнетизм, огонь


ещё физику перелопатить? Опасаюсь предполагать ход побудительных причин, вызвавших появление этого сообщения
VK »
#16 | 20:56 30.10.2013 | Кому: achepkunov
> что они там красных тихо ненавидят. Ошибаюсь?

Нет. Не ошибаешься, но перигибаешь. То из чего возраждался ОРЮР в 90е это - праволславие, поиск корней исторических, а сохранены они по сути в белоэмигрантской среде. Плюс памятные гонения со стороны красных в те тяжелые времена. История гонения болезненна, но православный человек, определенным оброзом относится к "заблудшим", так что я бы не стал говорить именно о ненависти.
VK »
#17 | 20:59 30.10.2013 | Кому: Cogito
> Возможно, этот ответ - не попытка приписать собственные достоинства другим.

Так и я не про то. Костры, "Будь готов! Всегда готов!", звеневая система, несколько отдельных структур октябренок-пионер-комсомолец, галстуки, торжественное принятие в члены организации перед строем, давая обещание перед знаменем и тд и тд. и тд. имеет корни гораздо глубже чем пишет автор и мне показалось важным это озвучить.
#18 | 21:40 30.10.2013 | Кому: VK
Возможно, корни у пионерских традиций - гораздо глубже. Полагаю, в принципе строить традицию, не опираясь на предыдущее развитие - возводить замок на песке. Вновь огрублённо: впихивать самураю шотландскую юбку - тоскливое занятие. Хотя, на примере "боди-арта с африканскими корнями" в Северной Пальмире - что-то может и получиться (пример абстрактный, но если попыхтеть, можно и что-то похожее найти).

Обсуждаемая статья, на мой взгляд, вполне достаточно охватила материал на уровне одного из атрибутов: пионерского костра. Сам формат статью не претендовал на глубокое исследование всех корней и первооснов. А предлагать связки со скаутами - как-то странно. Или это - желание развернуть рассуждения о "пионерах для богатых", "пионерах для средних", "пионерах для бедных"?

Да, и ещё:

> А как звучит голос или струны в тишине, у костра при повышающейся влажности воздуха и понижающейся температуре?


Не могу вспомнить, сколько сотен, или тысяч раз этим занимался. Но ни разу не задумывался о градиентах влажности и температуры. В тех условиях речь шла о совсем другом. А не об упомянутой физике или корнях возникновения привычки кормить комаров у костра, отмахиваясь музыкальным инструментом.

P.S. Намеренно выбран стиль рассуждений, в частности, о костре, как о предмете, знакомом по чужим ощущениям и ни разу не испытанном лично? Эрзацы костров - вроде "на стриженой лужайке", "изготовление шашлыка перед пьянкой" и др. в счёт не принимать.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.