В. И. Ленин "Социализм и религия"

rkrp-rpk.ru — Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.
Новости, Общество | Полынь 20:36 25.09.2012
11 комментариев | 52 за, 9 против |
#1 | 20:52 25.09.2012 | Кому: Всем
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.

В. И. Ленин "Социализм и религия" Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 142-147. Впервые опубликовано в газете «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г".

Эх прямотаки представляю Ленина борющегося за религиозные ценности под душком "настоящего кургянизма" ))).
#2 | 21:36 25.09.2012 | Кому: Всем
Ну что Вы, а как же истинно православные ценности,(смирение и еще раз смирение), куда же без них в СССР 2.0. А вообще я еще раз хочу спросить у посетителей данного ресурса, православные "коммунисты" от куда Вы появились? Что Вы такое? Господа охранители Вы то же хотите жить в мире монастырей и регресса? Так Вы империю не построите.
#3 | 21:59 25.09.2012 | Кому: Всем
В нашей Советской стране, попавшей под иго "отечественного товаропроизводителя" и "матери - церкви", нарастает осознание того, что же мы 20 лет назад потеряли. Становятся модными ренессансные обшественные движения типа за СССР версии 2.0, потому что якобы наш родной CCCР версии 1.0 канул в историческую Лету окончательно и бесповоротно. "Накося-выкуси..!" - говорят Советские люди таким умникам, и их поддерживают друзья Советского народа за рубежом. Наиболее известен из них канадский русин Майкл Лукас, издающий журнал НордСтарКомпас. Теперь к этой когорте друзей Советского народа присоединилась американка Фиона Фэйрчайлд. Ей слово:

"Я выросла в 60-х и 70-х годов на американских военных базах. Мой отец был военным.

Ни от отца, ни от мамы я никогда не слышала ни одного отрицательного слова о коммунизме, социализме, Кубе, Китае, Вьетнаме, Северной Корее или Советском Союзе. Эти вещи дома просто никогда не обсуждалась. Мне никогда не говорили, что кто-то был нашим врагом, или что кто-то был "плохой". Но радио, ТВ и мир вокруг меня постоянно говорили мне о том, что за "железным занавесом" таится что-то недоброе!

Когда я включала радио, новостные программы там описывали Советский Союз как серое, угнетающее, мрачное место, где рядовые люди были превращены в автоматы. Я помню одну программу под названием "За железным занавесом". Я не понимала большую часть услышанного, но название это врезалось мне в память. Я представляла себе гигантскую плиссированную занавеску - плиссированную, как занавески в нашей гостиной, но эта была цвета серебристой нержавеющей стали, из твердого железа, от самой земли и уходящая примерно до полумили в небо. Я не знала, насколько велик был Советский Союз, поэтому она не распространялась на половину земного шара, но все-таки нельзя было увидеть, где этот занавес кончается.
Вот какая картина сложилась тогда в моем юном сознании из-за радиопрограмм, которые я слышала, из-за голливудских изображений советских граждан, которые я видела по телевидению и кино: ...Люди, которые жили в Советском Союзе, были похожи на рабочих муравьев в муравейнике. Никому не было позволено выбирать что-нибудь для себя. Профессия каждого определялась уже при рождении, каждому говорили, когда, как, где и даже зачем ему жить, за кого выходить замуж или на ком жениться, и сколько детей им будет разрешено иметь. Все люди были одеты в черную и серую, изъеденную молью, изношенную одежду, которой никогда не было достаточно для того, чтобы согреться при погоде с круглогодично минусовой температурой. Топливо было слишком дорого, и люди все время умирали от переохлаждения. Продукты питания были просроченными, несвежими и безвкусными, но, прежде всего, их было мало!

Ни у кого не было автомобилей. Не существовало ни поездов, ни автобусов, ни пассажирских самолетов. Люди сбивались в толпы, пытаясь согреть друг друга своими телами, стоя в длинных очередях, чтобы получить черствый кусок хлеба и кусок вонючей протухшей рыбы. Лета не было. Не существовали ни свежие фрукты, ни овощи и уж конечно никаких десертов или конфет. Детей вообще никогда не было видно. Ни у кого не было домашних животных. Детям в школе промывали мозги, чтобы они были послушными роботами. Женщины были невысокими, полными, с рыхлым чертами сероватых, бесформенных лиц, с немного грустными глазами, которые выглядели, как две одинокие изюминки на старом печенье. Мужчины выглядели высохшими и морщинистыми, изможденными и всегда серьезными. Они пили водку, чтобы уйти от реальности."

[censored]
#4 | 22:58 25.09.2012 | Кому: Всем
Я надеюсь, Вы понимаете, в каком именно контексте Ленин употреблял подобное определение. Ведь речь идёт именно об использовании религии (выражаясь современным языком) с целью воздействия на массы и манипуляции над ними. Т.е. церковь начала века равносильна (или даже превосходит) СМИ и интернет сегодня. Именно с этим инструментом пропаганды и велась борьба. Другое дело, что некоторые эту борьбу понимали по-своему.

Совсем другое дело - это религия, которая человека духовно, нравственно и морально поднимает. Т.е. религия восхождения к идеалу.
Если интересно, почитайте работу крупного марксиста Ильенкова, в которой разница между религией слепого поклонения ИДОЛУ и религией, которая приближает человека к ИДЕАЛУ, показана очень доступно.
Книга так и называется: "Об идолах и идеалах" (даже могу назвать главу:[censored] ).
Поверьте, тогда многое станет понятнее.

В вопросах отношения коммунистов с религией Кургинян прав на 100%. Но, чтобы это понять, нужно хотя бы немного расширить свой кругозор и хотя бы научиться различать форму и содержание в вопросах религиозного характера. Читать того же Ильенкова, который, будучи крупным исследователем и популяризатором марксисткой теории, был в немилости советской номенклатуры. Потому что он понимал, чем чреват вульгарный материализм, который после смерти Сталина всячески стал поощряться идеологами Партии (естественно, с определенной целью).

Ещё один отдельный и большой вопрос: это отношения тех или иных течений (даже в пределах одной конфессии) к вопросу развития, революции и прогресса. И здесь тоже надо понимать, в чем различия и чем они чреваты для коммунистов. Если совсем коротко, то есть реакционные течения, для которых развитие и революция есть зло (вчерашний день всегда лучше завтрашнего), но есть и течения прогрессивные, которые видят в изменениях добро и вполне их поддерживают.
von_herrman
надзор »
#5 | 23:13 25.09.2012 | Кому: SovietMan
> Совсем другое дело - это религия, которая человека духовно, нравственно и морально поднимает. Т.е. религия восхождения к идеалу.
> Если интересно, почитайте работу крупного марксиста Ильенкова

Достаточно почитать самого Ленина.
Ленин боролся с реакционным духовенством. И боролся самыми жесткими методами, ибо речь шла о выживании страны.

К вере Ленин призывал относится уважительно и в пропаганде атеизма ни в коем случае не ущемлять чувства верующих. Только просвещение, ничего более.
#6 | 23:16 25.09.2012 | Кому: Всем
И ещё в качестве предостережения вульгарным материалистам, для которых религия есть только "опиум и регресс":
точно так же, как от антисоветизма до фашизма всего один маленький шажок, подобные не до конца обдуманные (в виду поверхностного понимания предмета) суждения о религии могут совершенно непринужденно привести в стан поклонников "бешеных вагин" (со всеми вытекающими для личности негативными последствиями).
#7 | 23:21 25.09.2012 | Кому: Всем
И почему-то автор статьи не приводит полный текст Владимира Ильича. А дальше идёт следующее:

...Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы.

Полностью здесь:[censored]

Такие недобросовестные цитирования вообще часто используются в отношении трудов Ленина. Что удобно конкретному субъекту, то и цитируется.
#8 | 05:44 26.09.2012 | Кому: SovietMan
> И почему-то автор статьи не приводит полный текст Владимира Ильича. А дальше идёт следующее:
>
> ...Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы.

И почему я не удивлен? )

А по теме, время такое было. Теория Дарвина появилась, казалась всем очень свежой и убедительной. Развитие физики, биологии, химии. Всякие нигилисты, рассуждающие "где в теле человека душа". Вера в науку вместо веры в Бога.
#9 | 06:53 26.09.2012 | Кому: SovietMan
> И почему-то автор статьи не приводит полный текст Владимира Ильича. А дальше идёт следующее:
>
> ...Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы.
>
> Полностью здесь:[censored]
>
> Такие недобросовестные цитирования вообще часто используются в отношении трудов Ленина. Что удобно конкретному субъекту, то и цитируется.

Ты об чем? Кто то призывает валить верующих за их веру? Или вешать всех попов? Тут вроде мы намекают о том. что надо бы ограничить участие религии в делах государства, ну и по умерить аппетит религиозных организаций. А верить никто не стремится запретить. Хочешь верь, не хочешь не верь.
#10 | 07:03 26.09.2012 | Кому: Всем
Коммунизм является проектом безусловно религиозным. Мне очень не нравится употребляемое в данном контексте словечко the project, но, к сожалению, именно в нашем случае без него не обойтись, ибо речь идёт о государственном строительстве, а строительство требует и соответствующих терминов. Так вот, ныне пропагандой как государств победителей в Холодной Войне, так и государства побеждённого, то-есть России, дело изображается таким образом, что безбожный СССР боролся с религией и пропаганда эта ложится на хорошо удобренную почву, так как внешне (антирелигиозная пропаганда в СССР) это выглядело именно так, однако при более внимательном взгляде невозможно не увидеть очевидного, того, что скрывалось за стендами с дурацкими карикатурами на "попов" и "Ритмами зарубежной эстрады" на Пасху - СССР боролся не с религией, он боролся с Богом.

СССР это проект не антирелигиозный, а богоборческий. Коммунизм, как его традиционно понимали в России - это Иаков и его борьба с Богом, борьба, в которой Бог не мог одолеть и вынужден был просить: "Отпусти Меня, ибо взошла заря", на что Иаков отечал: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". И Бог уходит, оставляя на Иакове благословение, но это ещё не всё, в память о борьбе с Богом Иаков остаётся ещё и хромым - "и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним." Это увечье - вечное напоминание человеку о том, что получить благословение можно лишь ценой ущерба, наносимого Богом нашей человеческой оболочке, нашему земному естеству.

Истинно христианское государство и исповедуемая им идеология не может не использовать в той или иной степени коммунистических идей, а истинно коммунистическое государство не может не использовать в своей идеологии постулатов христианства, это две стороны одной и той же монеты, такое государство - это сбывающийся сон Иакова о лестнице в Небо, это сон, в котором человек видит лестницу, стоящую на земле, но верх которой касается Неба и "Ангелы Божии восходят и нисходят по ней."

Если уж говорить о проекте антирелигиозном, то это проект либеральный, либерализм это не преодоление себя, не борьба с Богом, а уход от этой борьбы под предлогом, что негоже человеку становиться хромым, и это действительно так, что ж хорошего в хромоте, но при этом внимание человеков лукаво уводится от сути - избавляясь от хромоты телесной, человечество отвергает и благословение Бога, либерализм - это отрицание Бога, либерализм это тоже лестница и тоже ступени, но это ступени вниз.


[censored]
#11 | 16:14 26.09.2012 | Кому: Art Zin
>> И почему-то автор статьи не приводит полный текст Владимира Ильича. А дальше идёт следующее:
>>
>> ...Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы.
>>
>> Полностью здесь:[censored]
>>
>> Такие недобросовестные цитирования вообще часто используются в отношении трудов Ленина. Что удобно конкретному субъекту, то и цитируется.
>
> Ты об чем? Кто то призывает валить верующих за их веру? Или вешать всех попов? Тут вроде мы намекают о том. что надо бы ограничить участие религии в делах государства, ну и по умерить аппетит религиозных организаций. А верить никто не стремится запретить. Хочешь верь, не хочешь не верь.

Это скорее обращение к автору поста (товарищу Полыни). Ведь он совершенно неслучайно выбрал один отдельный кусочек текста. И, опять же неслучайно, упомянул зачем-то Кургияна.
И получилась незатейливая конструкция: религия вроде как зло (см. цитату Ленина), а Кургинян пытается наладить диалог с религиозными людьми. Вывод: Кургинян не есть коммунист. Получите и распишитесь :)
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.