Юрий Норштейн: Сколько можно стоять за подаянием?!

odnako.org — Интервью с создателем "Ёжика в тумане" " Если какому-нибудь идиоту придет в голову сделать из «Ежика» 3D изображение, я из могилы встану и откручу ему голову." " Современная система тендеров — ложная в своей основе. Она низводит искусство до уровня технической документации. Мне могут возразить, что фильмы ложились на полку. Да, было и такое — фильмы сделаны, но их не выпускают. А сегодня не выпускают, потому что не сделаны. И не будут сделаны никогда, пока правят денежные невежды.
Новости, Общество | Хваткин 22:23 19.07.2011
75 комментариев | 91 за, 0 против |
#51 | 00:12 20.07.2011 | Кому: nico22
> Даже и рисовальщиков-то мало. Сейчас дофига людей, которые поставили себе фотошоп и думают, что они уже дизайнеры/художники. А действительно талантливые люди скатываются на дешевую потоковую халтуру, т.к. вынуждены зарабатывать хлеб семье.

Недавно шёл по Арбату. Подходит портретист лет 60-ти:

- Мужчина, портрет столько-то.
- Да я сам художник.
- Ааа. Ну и как? Ты-то до такого ещё не опустился?
- А что, рисуешь на Арбате - считаешься за опущенного?
- Дык. Самое дно. Ниже уже некуда.
- Ну, я-то вообще на компутере...
- Не, ну на компутере-то это ещё ничего, а вот здесь - самый край.
#52 | 00:17 20.07.2011 | Кому: nico22
> У меня семья имеет отношение. Могу совершенно однозначно сказать, что люди, которые серьезно занимаются живописью - относятся к ее цифровой эмитации весьма прохладно. Картинка из пейнта не является альтернативой холста. В денежном факторе - особенно.

Ну, это кто как. Сейчас, вон - уже не первое поколение цифровиков растёт - замечательные мастера. В денежном факторе - холст можно продать один раз, а принты фотошопного рисунка - бесконечное количество. Некоторые, говорят, даже умудряются что-то заработать!!!
#53 | 00:29 20.07.2011 | Кому: Всем
Вотт ещё интересное в контексте обсуждаемого[censored]
#54 | 00:32 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
>> У меня семья имеет отношение. Могу совершенно однозначно сказать, что люди, которые серьезно занимаются живописью - относятся к ее цифровой эмитации весьма прохладно. Картинка из пейнта не является альтернативой холста. В денежном факторе - особенно.
>
> Ну, это кто как. Сейчас, вон - уже не первое поколение цифровиков растёт - замечательные мастера. В денежном факторе - холст можно продать один раз, а принты фотошопного рисунка - бесконечное количество. Некоторые, говорят, даже умудряются что-то заработать!!!

Принты никому не интересны, это ж репродукции по сути. Всегда интересны оригиналы, а тут с этим делом проблемы. Там ещё проблемы с цветопередачей распечатка - они все всегда будут разные. С холстом (картоном, пастелью - не важно) всё ясно - это оригинал. Он такой один, этим и ценен. Настоящая живопись это всегда перфекционизм.

Компьютерная же графика на настоящий момент - это исключительно прикладная штука, как я уже сказал - полиграфия, реклама, тв и проч. Звезд с неба не схватишь в большинстве случаев, а сделаешь быстро. Заниматься же живописью - это как раз про звезды.

К тому же кто мешает сфоткать холст и продавать фотографии? :)
#55 | 00:34 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
> - Не, ну на компутере-то это ещё ничего, а вот здесь - самый край.

занимались переподготовкой художников. Парень лет 10 занимался тем что делал репродукции картин. Нужна толстопузу картина известная размером 2 на 3 метра. Он и рисовал. Но вот чё то у него с заказами туго было. А тут мы как раз взялись для героев 5 модельки и текстуры делать. Он после спец курса по фотошопу. на текстуре 512х512 так рисовал всякие штуки кистями, без всяких выебонов. Смотришь на артефакт, например, золотая кольчуга и думаешь что она отрендерена. Все блики на ура. И золото как золото выглядит.
#56 | 00:39 20.07.2011 | Кому: nico22
>Настоящая живопись это всегда перфекционизм.

У меня Норштейн, уже давно ассоциируется с новеллой упоминаемого им же Бальзака "Неведомый шедевр".
#57 | 00:40 20.07.2011 | Кому: nico22
> Принты никому не интересны, это ж репродукции по сути.

Поправочка - у нас. В Европах же расхватывают на ура, посмотреть хотя бы на тот же Девиантарт. Кружки, магнитики, собственно принты для повесить на стенку - недорого, а главное - не жалко денег, потому как дёшево. И делается значительно быстрее и в бОльших объёмах. Культуру - в массы.

> Компьютерная же графика на настоящий момент - это исключительно прикладная штука, как я уже сказал - полиграфия, реклама, тв и проч. Звезд с неба не схватишь в большинстве случаев, а сделаешь быстро. Заниматься же живописью - это как раз про звезды.


Ну в общем-то да. Но факт - компутерная выжопись подарила миру массу адских мастеров, не желающих возвращаться к классике. И их сложно в этом упрекнуть, вобщем-то.
#58 | 00:58 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
>> Принты никому не интересны, это ж репродукции по сути.
>
> Поправочка - у нас. В Европах же расхватывают на ура, посмотреть хотя бы на тот же Девиантарт. Кружки, магнитики, собственно принты для повесить на стенку - недорого, а главное - не жалко денег, потому как дёшево. И делается значительно быстрее и в бОльших объёмах. Культуру - в массы.

>> Компьютерная же графика на настоящий момент - это исключительно прикладная штука, как я уже сказал - полиграфия, реклама, тв и проч. Звезд с неба не схватишь в большинстве случаев, а сделаешь быстро. Заниматься же живописью - это как раз про звезды.

>
> Ну в общем-то да. Но факт - компутерная выжопись подарила миру массу адских мастеров, не желающих возвращаться к классике. И их сложно в этом упрекнуть, вобщем-то.

Но планшет, даже Cintiq, все-таки пока не дает полного контроля над процессом - там твердое перо и всё, а в живописи важно тонко чувствовать сам процесс, например, колонковая кисть пишет совершенно иначе, чем из белки, по нажиму, по всему. Это как играть на скрипке или на синтезаторе с имитацией скрипки. На синтезаторе никогда не отработаешь так нюансы.

А в плане коммерческого и прикладного - компьютерная живопись (я бы всё же называл ее просто компьютерной графикой, так вернее) на ура, естественно. То, что занимаются ей, нашли себя в этом деле - тоже молодцы, несомненно. Кто ж их упрекать-то будет. Думаю, в развитии комп. графики будущее, но пока ещё ее средства далеки от совершенства (главным образом - в плане взаимодействия с пользователем, инструмент должен быть его как бы продолжением).
#59 | 01:33 20.07.2011 | Кому: jf-3k
>>Настоящая живопись это всегда перфекционизм.
>
> У меня Норштейн, уже давно ассоциируется с новеллой упоминаемого им же Бальзака "Неведомый шедевр".

А почему такая ассоциация?
#60 | 01:53 20.07.2011 | Кому: nico22
> Но планшет, даже Cintiq, все-таки пока не дает полного контроля над процессом - там твердое перо и всё, а в живописи важно тонко чувствовать сам процесс, например, колонковая кисть пишет совершенно иначе, чем из белки, по нажиму, по всему. Это как играть на скрипке или на синтезаторе с имитацией скрипки. На синтезаторе никогда не отработаешь так нюансы.

Ну как бы даже сейчас, с таким инструментом, достигаются эффекты, практически не доступные в классической живописи. Причём опять же - гораздо легче и быстрее.

Тем страннее заявления Норштейна. Это как этот, как его, который Мастера и Маргариту снимал - гордился тем, что кот у него не бездуховный компьютерный, а из цыгейки пошитый. В итоге-то смотрелось как минимум глупо. Так что современные технологии в определённых областях таки рулят. Мазки принтер на холсте не напечатает - оно понятно, но когда речь о мультфильме - непонятно вообще зачем пыхтеть 40 лет, когда можно ровно то же самое сделать за два месяца.
#61 | 01:56 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
>> Даже и рисовальщиков-то мало. Сейчас дофига людей, которые поставили себе фотошоп и думают, что они уже дизайнеры/художники. А действительно талантливые люди скатываются на дешевую потоковую халтуру, т.к. вынуждены зарабатывать хлеб семье.
>
> Недавно шёл по Арбату. Подходит портретист лет 60-ти:
>
> - Мужчина, портрет столько-то.
> - Да я сам художник.
> - Ааа. Ну и как? Ты-то до такого ещё не опустился?
> - А что, рисуешь на Арбате - считаешься за опущенного?
> - Дык. Самое дно. Ниже уже некуда.
> - Ну, я-то вообще на компутере...
> - Не, ну на компутере-то это ещё ничего, а вот здесь - самый край.

Мда, на Арбате - это действительно край. Хуже - сложно.
#62 | 02:22 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
>> Но планшет, даже Cintiq, все-таки пока не дает полного контроля над процессом - там твердое перо и всё, а в живописи важно тонко чувствовать сам процесс, например, колонковая кисть пишет совершенно иначе, чем из белки, по нажиму, по всему. Это как играть на скрипке или на синтезаторе с имитацией скрипки. На синтезаторе никогда не отработаешь так нюансы.
>
> Ну как бы даже сейчас, с таким инструментом, достигаются эффекты, практически не доступные в классической живописи. Причём опять же - гораздо легче и быстрее.

Эффекты из области имитации живописи или чего-то другого? Из области живописи - сомневаюсь. Ведь это имитация.
>
> Тем страннее заявления Норштейна. Это как этот, как его, который Мастера и Маргариту снимал - гордился тем, что кот у него не бездуховный компьютерный, а из цыгейки пошитый. В итоге-то смотрелось как минимум глупо. Так что современные технологии в определённых областях таки рулят. Мазки принтер на холсте не напечатает - оно понятно, но когда речь о мультфильме - непонятно вообще зачем пыхтеть 40 лет, когда можно ровно то же самое сделать за два месяца.

Ну может у него деньги на компьютерного кота украли, время-то какое, вот и изворачивался, шубу у жены на костюм порезал, или у спонсора бзик - хотел кота сам сыграть. Смотрелся действительно жутко. Кстати рендеринг такого кота совсем не копейки бы стоил для того времени.

А по Норштейну - это ж он его, этот мульт, не прямо так 40 лет рисовал. Может думал он на этим мультом полжизни, мысль вот такая у него была, мечта.

Вон, Александр Андреевич Иванов свое "Явление Христа народу" 20 лет писал и чего?

Это как с Тицианом, когда заказчик Тициана в изумлении после озвученной суммы за только что написанный портрет спросил "почему, мэтр, Вы так дорого берете, ведь Вы писали мой портрет всего 2 часа?!" - Тициан ответил - "я писал этот портрет всю свою жизнь + эти два часа". Так, я думаю, и тут :)

У Норштейна довольно большой список известных мультфильмов -[censored]
#63 | 02:52 20.07.2011 | Кому: nico22
> Эффекты из области имитации живописи или чего-то другого? Из области живописи - сомневаюсь. Ведь это имитация.

Нет, конечно. Имеется в виду что-то вроде вот такого:[censored]

Можно, конечно, и маслом добиться подобного, но опять же - сколько времени и сил уйдёт, по сравнению с фотошопом.

> Ну может у него деньги на компьютерного кота украли, время-то какое, вот и изворачивался, шубу у жены на костюм порезал, или у спонсора бзик - хотел кота сам сыграть. Смотрелся действительно жутко. Кстати рендеринг такого кота совсем не копейки бы стоил для того времени.


Так речь там не про деньги шла, а про Духовность. Компутерный город, на фоне которого летала Маргарита, кстати, смотрелся ещё жутче, чем кот.

> А по Норштейну - это ж он его, этот мульт, не прямо так 40 лет рисовал. Может думал он на этим мультом полжизни, мысль вот такая у него была, мечта.


И тем не менее, так нельзя. Как нельзя 40 лет снимать Трудно быть богом со стареющим на год в каждом новом кадре Ярмольником.

> Вон, Александр Андреевич Иванов свое "Явление Христа народу" 20 лет писал и чего?


Кстати, его тут где-то выложили чуть ли не в реальном разрешении - так я аж от монитора отпрыгнул, увеличив. Детали по нынешним временам - откровенное говно. Нет, шедевр, я не спорю, но по сравнению с современными фотошопными работами - смотрится сильно страшно и непривычно.
#64 | 06:02 20.07.2011 | Кому: Пончик
> Норштейн лунатик, творец. Любой дебил за 40 лет нарисует нормальный мультик

Щас 750 тыщ "мультипликаторов" выпустят на свободу - мультиков насмотримсяяяя...
#65 | 06:35 20.07.2011 | Кому: Всем
Зато у Норштейна есть СвободаЪ! А это лучше чем несвобода.
#66 | 06:49 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
> Рисовать по полмультфильма за 40 лет и жаловаться, что никто не даёт денег - это прекрасно.

Многие за свою жизнь не делают ничего эпохального.
Тот, кто сделал - достоин войти в историю и остаться в народной памяти.
#67 | 07:31 20.07.2011 | Кому: кара-бин
> Зато у Норштейна есть СвободаЪ! А это лучше чем несвобода.

Свободы у него тоже оказывается нет.
#68 | 07:55 20.07.2011 | Кому: Всем
Мне этот Норштейн напоминает чем-то Михалкова.
Все эти разговоры про духовность, и Смешарики-то не очень, и Пиксар плох.
Государство решило выделить денег на мультипликацию - эти деньги на Шинель пойдут что-ли?
Пусть бы лучше новых трех богатырей снимали.
#69 | 08:05 20.07.2011 | Кому: Всем
Любителей "трёх богатырей" откровенно не понимаю.
В сравнении с этим - земля и небо:
[censored]

Что по сценарию, что по анимации, что по озвучке.
#70 | 08:46 20.07.2011 | Кому: Всем
> Культура открывает в человеке способность мыслить и чувствовать так, как он никогда не мыслил и не чувствовал до момента встречи с каким-то культурным феноменом. Вдруг открыть для себя малую частицу живого пространства. Например, лицо рядом живущего человека. Искусство в том числе истончает перегородку, отделяющую одного человека от другого.

> Фильмы студии Pixar имеют бешеный, непререкаемый успех. Они сделаны действительно блестяще, но в своем жанре, занимают свою нишу. Хотя эта ниша, к сожалению, если появляется в человеческой душе, то уже не впускает ничего другого. Зритель считает, что вот это — край. Фильмы не становятся частью культуры, местом, куда ты можешь возвращаться, размышлять, думать.


Безусловно фильмы Pixar - это шедевры анимации. Но в плане духовности и культурного обогащения эрителя они не особо сильны, даже если и пытаются воспитывать и в лучших традициях морали.
Но я думаю, что Норштейн чрезвычайно завышает эту планку культурного просвещения посредством анимации. Сложно себе представить, когда на фоне откровенного будничного безобразия, обычный человек будет готов разглядеть за "серой обложкой" мультфильма нечто будоражущее фибры души. Только когда человек изо дня в день тянется к культуре, он будет иметь соответствующие "мускулы", чтобы смело выражаться по поводу бездушной, но яркой анимации.
#71 | 09:54 20.07.2011 | Кому: Всем
Интересное интервью. Не понимаю, почему некоторые пытаются увидеть в нём какие-то жалобы и т.д. Норштейн трезво оценивает нынешнюю ситуацию, он понимает, что сейчас популярно, почему оно популярно, почему сейчас деньги зарабатываются именно так, а не иначе, почему сейчас используются компьютерные технологии и т.д. Он сравнивает положение дел при СССР и сейчас, и делает вывод о преимуществах социализма. За слова про капитализм - вообще жирный плюс. Заметьте он нигде не поливает грязью СССР, как многие из нынешних Тварцоф. Заметьте, он как раз не стоит за подаянием, а зарабатывает деньги, в отличие от многих других. Пусть и не такие, какие мог бы, если бы делал по мультику в год например.
У него своё "возвышенное" понимание того, как нужно делать мультфильмы. Он не говорит, что мультики Пиксара - говно, он признаёт их сильные стороны, техническое совершенство. Он не говорит, что все должны делать мультики, как он, по многу лет и без компьютера. Он рассказывает про свой взгляд и никому его не навязывает. Я думаю, главное, что он пытается сказать - техника не поможет сделать выдающегося творения (в мультипликации, кино, музыке, живописи и т.д.), если в голове у творца нет Идеи, нет того скелета, на котором можно нарастить "мясо" всех этих технических прибамбасов. Если автор просто пытается угодить толпе, а не пытается сказать что-то своё. Капитализм как раз и пытается навязать людям этот потребительский взгляд. Зачем делать познавательные передачи по телевидению? Давайте сделаем Дом-2, его больше народу будет смотреть. Зачем нам своё сельское хозяйство поднимать? Проще купить продукты за бугром. Зачем нам грамотные журналисты, интересные статьи в газетах? Давайте картинок нарисуем, побольше жареных фактов, слухов и грязного белья - пипл схавает и т.д. Мне кажется Норштейн против этого дисбаланса - когда идёт перекос именно в сторону потребительства.
Если кому интересно моё мнение, то безусловно творец должен понимать, что интересно массовому зрителю, но он не должен потакать ему. Т.е. использовать эти приёмы, понятные простому человеку, не обязательно даже для того, чтобы заставить его задуматься, а для того, чтобы подсознательно вбить какую-то ценную информацию, какие-то принципы, например, патриотизм, самопожертвование, список можно продолжить. Кино, о котором говорит и которое создаёт Норштейн, безусловно тоже должно быть, оно не будет массовым в силу своей природы, но вполне может родить шедевр, который в свою очередь каким-то образом может послужить и массовому кино например. Но творцов такого кино нужно держать в ежовых рукавицах. Сам Норштейн ведь признаёт, что любое ограничение заставляет мозг работать активнее, придумывать нестандартные ходы, т.е. цензура исключительно полезна.
Тут высказывались по поводу технического прогресса и квадратных колёс. Не соглашусь, искусство - не промышленность, у него другое предназначение. Прекрасные картины рисовали и тысячи лет назад на фресках, и пятьсот лет назад на холсте маслом, и сейчас с помощью компьютера и фотошопа. Это же справедливо и для музыки например. Каждое из таких творений прекрасно по-своему. У каждого из способов создания картины есть свои плюсы и минусы, но это не значит, что какой-то из них во всём лучше, а какой-то во всём хуже. Понимаю, что выступаю щас в роли КО, но, читая каменты, создаётся впечатление, что некоторые забывают об этих прописных истинах.
#72 | 11:16 20.07.2011 | Кому: ArmorDriver
> Многие за свою жизнь не делают ничего эпохального.
> Тот, кто сделал - достоин войти в историю и остаться в народной памяти.

Без вопросов, Норштейн - мастар, то, что он УЖЕ снял - всё отличное.

Речь про 40 лет и жалобы.
#73 | 11:24 20.07.2011 | Кому: hemul
>> Вся нынешняя массовая культура оскатинивает людей.
>
> Вся нынешняя массовая культура — очень разная.
>
> Раз уж речь о мультипликации, оскотинивают ли людей такие мультфильмы, как «Тачки», «Вольт», «Рапунцель», «Как приручить дракона»?

[censored]
#74 | 21:31 20.07.2011 | Кому: Smiling Jack
> Без вопросов, Норштейн - мастар, то, что он УЖЕ снял - всё отличное.
>
> Речь про 40 лет и жалобы.

Ну, хочется ему участия человеческого :)
Что бы посочувствовали, пожалели. А там, глядишь, и спонсор найдётся!!!
#75 | 00:03 21.07.2011 | Кому: ArmorDriver
> Ну, хочется ему участия человеческого :)
> Что бы посочувствовали, пожалели. А там, глядишь, и спонсор найдётся!!!

Дык, Путин уже вроде пообещал.

А вообще, одновременно с союзмультфильмовскими жалобами на отсутствие бабла, в центре Москвы появились здоровенные рекламы студии Союзмультфильм. Причём именно в самом центре - там, где вроде как сильно дорого. То есть бабла у них настолько нет, что уже даже есть. Хм.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.