Про планы дела и дофамин

m.facebook.com — Минутка просвещения . В первом комменте
Новости, Наука | irvago 07:58 28.03.2017
66 комментариев | 184 за, 0 против |
#1 | 07:59 28.03.2017 | Кому: Всем
Про планы, дела и дофамин.
Вы составляете километровые планы, клянётесь, что всё сделаете, ложиться спать с твёрдым намерением вгрызться в дела вот прямо с утра - и на следующий день тупите до часу, не может заставить себя начать, даже будучи вроде бы выспавшимся и вроде бы при нормальном самочувствии?
Так было всегда - уже со школы?
Вас это очень раздражает, но вы ничего не в состоянии с собой сделать?

Если ответ положительный, возможно, у вас дофаминовый сбой.
Это ещё один совокупный подарок нам любимым от матери-природы и мачехи-жизни.

Дофамин - медиатор достижений. Он вырабатывается, когда что-то получается.
Вы сделали работу, получили результат, что-то поняли, чего-то достигли. - Молодец! Возьми с полки пирожок! Ну, то есть на тебе твой дофамин, кайфуй.
В норме дофамин - один из мощнейших медиаторов мотивации. Наше стремление что-то делать, выполнять какие-то задачи и даже просто браться за них во многом завязано именно на дофамин.
Причём, надо понимать, что в природе всё построено на стремлении к получению максимума результата при минимуме затрат. Поэтому наши мозги при выполнении любой задачи сканируют ситуацию, оценивают возможности и составляют прогноз: насколько вероятен успех. Если он маловероятен - шевелиться нет смысла. Если очень вероятен, то тут же включаются активирующие системы для работы по достижению.

Сидит, скажем, лев в кустах. И надо бы пожрать. И на горизонте стадо газелей.
Но.
До горизонта степь и в ней ни кустика. Стадо не просто так пасётся, оно мониторит окрестности. При таких вводных его скорее всего засекут ещё на дальних подступах. Соответственно стадо срулит когда лев будет на полпути к нему. Ну и смысла топать нет, нефига зря тратить силы.
А вот если какая-то коза настолько дурная, что пошла гулять и догуляла до ближнего куста - это уже другое дело. Тут мозги переходят в режим "охота", кортизол, адреналин и прочие поднимают активность. Глазоньки засверкали, ушки домиком, лапы напряглись - вперёд, за обедом.
У льва нет того разума, которым оценили бы эту ситуацию мы. Он не прикидывает "ой, далеко". Его поведение строится не на интеллектуальном анализе, а на совокупности случаев из прошлого опыта.
Увидел газель в кустах - прыгнул - поймал. И получил дозу дофамина.
Увидел вдалеке стадо - побежал - обломался. - Не получил дофамина.
В следующий раз мозги уже знают, когда дофамин вероятен, когда нет.
И они не будут активировать соответствующие системы, если вероятность получить свою наркоту стремится к нулю. На кой, спрашивается?

Планировали много дел на свободный день? Не получилось выполнить всё задуманное? - Ну, так вы свой дофамин и не получили. А шли-то вообще-то и за ним тоже.
Не получилось два-три-четыре раза? - Всё, мозги точно знают, что это провальная затея и не активируют вам организм на трудовые подвиги. Ибо - нафиг? Вы сейчас упашетесь, время и силы потратите, профита не получите... ты бы, в-общем, лучше полежал, дорогой.
Дальше начинается триллер Годзилла против Конга. Продвинутая обезьяна опять пытается пересились архаичную рептилию. Чем больше высший примат себя заставляет, тем больше сопротивление. Ведь с точки зрения дофаминовой системы усилие порожнее. Чем больше сопротивление, тем хуже результат, дела накапливаются и переносятся на завтра, напряжение тоже накапливается. Гора дел становится непреодолимой и затмевает эверест. Защитные механизмы (это в другой раз) пытаются эту гору развидеть - вы начинаете всё забывать...

К сожалению, нормальную работу дофаминовой системы многим из нас сбили ещё в детском саду.

Во-первых, у нас вообще не очень принято подкреплять результат, что у детей, что у взрослых, что в школе, что в семье, что на работе. У нас принято использовать критику и негативную стимуляцию. Чем это фигово? Человек с таким мотивировочным паттерном работает не на результат, а на избегание наказания. Результат тут вообще ни при чём. Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.

Возьмём сад. Я регулярно слышу от родителей садовских детишек, что сидели до трёх ночи, делали для ребёнка задание по труду. Родители делали. Угадайте, кто дофамин получил? И будет ли у ребёнка мотивация нормально развиваться.
2-3-4 года - очень важный период именно для формирования мотивационных механизмов. Это именно тот возраст, когда между макакой и ящерицей устанавливаются в этом плане "дипотношения", которые будут иметь значение всю оставшуюся жизнь.
Что я регулярно вижу? Маме некогда, поэтому ребёнок (нормальный шестилетний ребёнок) стоит, пока она его застёгивает. Маме неприкольно, когда маленькое чадо пытается справиться с пылесосом и пылесос отобрали, а чадо послали смотреть мультики, чтобы не мешалось под ногами.
А потом они приходят и говорят - его ничего не заставишь делать! Ему ничего не интересно! Он ничего не хочет!
Хотеть что-то делать тоже надо уметь. Если у ребёнка дофаминового опыта нет (а его всеми силами этого опыта лишали в критически важное время) - он и не знает, что от делания чего-то бывает хорошо. Более того, потом его начинают заставлять делать то, что ему никакого кайфа не приносит с воплями и из-под палки.
Это всё опять же последствия изменившихся условий жизни. Увеличившаяся продолжительность жизни, контроль рождаемости и некоторые другие нюансы позвояют очень сильно "продлить детство", вопреки возможностям.
Между прочим в первобытных обществах где-то с трёх-четырёх лет ребёнок уже не балласт, а пользу приносит - собирает корешочки, таскает всякую мелкую фигню, типа сумочки с теми же корешочками. Да и ладно, что все подряд, мама разберётся, он научится. В четыре - пять эти дети уже за мелочью следят самостоятельно и вполне способны помогать по немудрённому хозяйству. В семь-восемь лет в крестьянских семьях дети вовсю использовались в повседневном труде. И у них вполне получалось и кашу готовить (в печи на минуточку) и избу мести (веником, а не пылесосом). Так что дети куда менее беспомощны, чем это укоренено в нашем повседневном сознании. И когда говорят, что дети несамостоятельны, ничего не умеют - это чаще всего следствие воспитания. Не дети поменялись, поменялся подход к детям.
В школе в ряде случаев дофаминовый баг закрепляется. Тут можно писать много, но давайте не будем, потому что принцип тот же - мотивация строится не на тех медиаторах и механизмах, которые ответственны за мотивацию.
С годами всё это входит в систему и формируется особый тип функционирования. Такие люди вообще малочувствительны к похвале, зачастую не знают, как на неё реагировать, не воспринимают её и не чувствуют от похвалы никакого удовлетворения. Работают только на пинковой тяге. На действия поднять их может только угроза полного и тотального неумолимого абзаца. Знаете таких? У 90% этих людей - просто не простроено нормально функционирование дофаминовых механизмов мотивации. Причём оно искусственно убито и подлежит восстановлению путём несложных манипуляций.

Самое основное, что надо помнить при прокачке дофаминовых систем:
Дофамин выделяется на результат.
Отсюда мораль: любая задача, которую вы перед собой ставите должна быть гарантированно выполнима. У вас должно получиться.
Дела надо планировать так, чтобы они были максимально исполнябельны в заданные сроки. Все дела так спланировать не получится, но форсмажоры-форсмажорами, у нас речь о повседневшине.
Если возвратиться к началу поста и вспомнить историю про список дел и посмотреть на него внимательно, то "Результат" = "Я вотпрямсегодня переделал всё".
Развидьте.
Во-первых не планируйте себе дел на весь день даже если он свободен. Оставьте не меньше трети на гарантированный отдых.
Во-вторых, разбейте свой список на отдельные дела. Напишите их на бумажках и постарайтесь переформатировать цель. Каждое дело = результат.
Сделал одно? - Молодец, возьми с полки дофамин!
Тут есть проблемный момент, что далеко не сразу это начинает срабатывать. Когда вы годами в одной колее, то просто так дофамина вам не накапают, его поначалу приходится доить долго и мучительно, как старую корову. Поэтому постарайтесь чтобы у вас было подкрепление за счёт каких-то других медиаторов счастья.
Таким подкреплением может быть перерыв на чашку кофе, кусочек любимого вкусненького, три-четыре минуты движения (при физической активности вырабатывается эндорфин) эмоциональная положительная реакция другого человека (не обязательно, чтобы она была даже особо искренней, можно прийти к кому угодно достаточно адекватному и доверенному и попросить о содействии).

При чём тут сон? Чем эффективнее вы в повседневной жизни, чем чаще вы ложитесь с чувством удовлетворения от выполненных дел, чем меньше тревого у вас вызывает завтрашнее "планов громадьё" - тем лучше спится.

Удачи!
(С)тыреное)
#2 | 08:04 28.03.2017 | Кому: Всем
Так что, пиздить уже не в тренде штоле?
#3 | 08:10 28.03.2017 | Кому: Штекер
Почему не в тренде? Просто теперь за это могут "вломить".
Посему требуется внимательность при дозировке.
#4 | 08:13 28.03.2017 | Кому: Всем
от недостатка дофамина очень хорошо помогает голодуха
мотивация сразу взлетает до небес не от какого-то там дофамина, а от просто пожрать нормально
#5 | 08:14 28.03.2017 | Кому: armorfox
> Почему не в тренде? Просто теперь за это могут "вломить".

Этих отберут - новых наделаем. Какие наши годы.

> Посему требуется внимательность при дозировке.


Больше чем сможет унести - навешать проблематично.
#6 | 08:15 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> от недостатка дофамина очень хорошо помогает голодуха

Мотивации сильнее голода кажется вообще не существует. Вся шелуха слетает, когда с ужасом понимаешь, что ты натурально с жадностью смотришь, как кто то не доел говнямбургер и выкинул его в урну.
#7 | 08:18 28.03.2017 | Кому: Всем
> у нас вообще не очень принято подкреплять результат, что у детей, что у взрослых, что в школе, что в семье, что на работе.
> Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают.

Да быть такого не может!!!
Это чё ж получается - обучение, воспитание и руководство в массе доверено тем, кто не знает, как это делать?!!!
#8 | 08:19 28.03.2017 | Кому: RDV
> Это чё ж получается - обучение, воспитание и руководство в массе доверено тем, кто не знает, как это делать?!!!

Криворуких пидарасов не забороть.
pyth2000
не фашист »
#9 | 08:19 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> от недостатка дофамина очень хорошо помогает голодуха
> мотивация сразу взлетает до небес не от какого-то там дофамина, а от просто пожрать нормально

Это, получается, на Foxconn выстроена правильная система мотивации - спаяй, дорогой Лю Кэнг, триста айфонов и можешь идти кушать свою ежедневную миску риса?!!
#10 | 08:22 28.03.2017 | Кому: Штекер
Как собак дрессируют знаешь?
Сначала за вкусняшку, потом за похвалу, потом она сама прётся, от того что получается.

Это не значит, что наказывать нельзя, это значит, что позитивные стимулы лучше работают. Разумное сочетание кнута и пряника наше фсио, но почему-то пряником пренебрегают.
#11 | 08:24 28.03.2017 | Кому: pyth2000
> > от недостатка дофамина очень хорошо помогает голодуха
> > мотивация сразу взлетает до небес не от какого-то там дофамина, а от просто пожрать нормально
>
> Это, получается, на Foxconn выстроена правильная система мотивации - спаяй, дорогой Лю Кэнг, триста айфонов и можешь идти кушать свою ежедневную миску риса?!!

а если сделаешь 400, то к миске риса будет кусок гнилорыбы и две капли соуса!!!
pyth2000
не фашист »
#12 | 08:24 28.03.2017 | Кому: irvago
> но почему-то пряником пренебрегают.

Так пряником пиздить неудобно, кнутом гораздо лучше же!
#13 | 08:25 28.03.2017 | Кому: irvago
> Как собак дрессируют знаешь?

Только поверхностно.

> Сначала за вкусняшку, потом за похвалу, потом она сама прётся, от того что получается.


Но сухарик таки лучше в кармане носить.

> что позитивные стимулы лучше работают.


Факт. Но для этого уже должна быть сформирована связь.

> Разумное сочетание кнута и пряника наше фсио, но почему-то пряником пренебрегают.


Передрессировывать таки лучше начинать с хорошей семихвостки. Обнулить так сказать неверно сформированные понятия.
#14 | 08:27 28.03.2017 | Кому: irvago
> Тут есть проблемный момент, что далеко не сразу это начинает срабатывать. Когда вы годами в одной колее, то просто так дофамина вам не накапают, его поначалу приходится доить долго и мучительно, как старую корову. Поэтому постарайтесь чтобы у вас было подкрепление за счёт каких-то других медиаторов счастья.

зачем так напрягаться? давно придуманы чит-коды к этой дофаминовой зависимости - онанизм, героин, электрод в башку в конце концов!!!
#15 | 08:28 28.03.2017 | Кому: pyth2000
> Это, получается, на Foxconn выстроена правильная система мотивации - спаяй, дорогой Лю Кэнг, триста айфонов и можешь идти кушать свою ежедневную миску риса?!!

Уже пережевано.
Фоксконн ставит роботизированную линию сборки.
Видимо китайцы уже работают не за миску риса.
#16 | 08:28 28.03.2017 | Кому: medic
> зачем так напрягаться? давно придуманы чит-коды к этой дофаминовой зависимости - онанизм, героин, электрод в башку в конце концов!!!

Онанизм помогает добиваться своего собственными руками?
#17 | 08:29 28.03.2017 | Кому: irvago
> но почему-то пряником пренебрегают.

я тебе больше скажу, у меня уже очень давно четкое понимание, что если лично меня кто-то за что-то открыто хвалит, то это означает, что этот кто-то задумал, что-то не доброе, какое-то наебалово, и таким глупым образом, наивно пытается усыпить мою бдительность

потому, что никто никогда никого ни за что не нахваливает, ну разве что кроме редчайших исключений каких-то близких родственников
#18 | 08:31 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> потому, что никто никогда никого ни за что не нахваливает, ну разве что кроме редчайших исключений каких-то близких родственников

Я у Кадырова про такое читал, его батя не хвалил. И ничо, мужиком вырос.
#19 | 08:32 28.03.2017 | Кому: Штекер
> Онанизм помогает добиваться своего собственными руками?

помогает получить дозу дофамина без особых усилий. разница в полученном дофамине при оргазме сольном и добытым дуэтом не сопоставима с затратами на бабу.
#20 | 08:33 28.03.2017 | Кому: Штекер
> > потому, что никто никогда никого ни за что не нахваливает, ну разве что кроме редчайших исключений каких-то близких родственников
>
> Я у Кадырова про такое читал, его батя не хвалил. И ничо, мужиком вырос.

у них это несколько иначе выглядит из-за культурных особенностей
#21 | 08:34 28.03.2017 | Кому: medic
Т.е. в конце тяжелого дня, если баба недоступна - дрочить крайне желательно?
#22 | 08:35 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> у них это несколько иначе выглядит из-за культурных особенностей

Но работает же. Не в укор пряничному воспитанию, кнечно, но если нету пряника, можно и кнутовище дать полизать.
#23 | 08:36 28.03.2017 | Кому: medic
> разница в полученном дофамине при оргазме сольном и добытым дуэтом не сопоставима с затратами на бабу.

как же так то?!
иди срочно на галя.ру и откапитанствуй там по полной - аншлаг гарантирован!!!
#24 | 08:36 28.03.2017 | Кому: Штекер
> > потому, что никто никогда никого ни за что не нахваливает, ну разве что кроме редчайших исключений каких-то близких родственников
>
> Я у Кадырова про такое читал, его батя не хвалил. И ничо, мужиком вырос.

не отругали за сегодняшний день и вот оно, дофаминовое счастье!

до заметки можно немножко докопаться в моменте вознаграждения - для кого-то поводом для счастья будет красный диплом и похвальба родственников, а кому-то достаточно того, что сегодня обошлось без пиздюлины.
#25 | 08:37 28.03.2017 | Кому: Штекер
> > у них это несколько иначе выглядит из-за культурных особенностей
>
> Но работает же. Не в укор пряничному воспитанию, кнечно, но если нету пряника, можно и кнутовище дать полизать.

собственно дрессура животных раньше была строго на кнуте, одним из первых мотивацию пряника стал использовать Дуров

просто раньше как, будут пиздить животное пока оно что-то не сделает и как только сделает - прекращают, тут животное смекает, что если сделать пиздюля прекращаются
#26 | 08:38 28.03.2017 | Кому: medic
> а кому-то достаточно того, что сегодня обошлось без пиздюлины.

Вообще то в заметке это прямым текстом осуждается и выдвигается тезис, что это ведет к сбою с младых лет.

> Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.
#27 | 08:39 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> собственно дрессура животных раньше была строго на кнуте, одним из первых мотивацию пряника стал использовать Дуров

Гребаный гуманизм. Гребаное классовое равенство.

> просто раньше как, будут пиздить животное пока оно что-то не сделает и как только сделает - прекращают, тут животное смекает, что если сделать пиздюля прекращаются


Заодно качаешь руку и дыхалку. Помаши ка пока бычара не осознает - семь потов сойдет.
#28 | 08:40 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> как же так то?!
> иди срочно на галя.ру и откапитанствуй там по полной - аншлаг гарантирован!!!

дык, выпиздят же в секунду!
#29 | 08:41 28.03.2017 | Кому: den_fmj
Хвалить не обязательно.
Надо одобрять.
Сделал ты что-то хорошее, батя оценил, хмыкнул одобрительно - этого достаточно.
#30 | 08:42 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> собственно дрессура животных раньше была строго на кнуте, одним из первых мотивацию пряника стал использовать Дуров

И результаты у него оказались круче в разы))
#31 | 08:43 28.03.2017 | Кому: medic
> > как же так то?!
> > иди срочно на галя.ру и откапитанствуй там по полной - аншлаг гарантирован!!!
>
> дык, выпиздят же в секунду!

дофаминъъъъ!!!11
#32 | 08:43 28.03.2017 | Кому: irvago
> Хвалить не обязательно.
> Надо одобрять.

ну вот это максимум, потому как когда начинают нахваливать - 100% наебалово какое-то замыслили
#33 | 08:44 28.03.2017 | Кому: Штекер
> Онанизм помогает добиваться своего собственными руками?

Да, в своей области применения.
#34 | 08:45 28.03.2017 | Кому: Штекер
Передрессировывать таким образом не получится. Правильнее и надёжнее пристрелить. Особенно если цобака большая и зубастая.
#35 | 08:45 28.03.2017 | Кому: Штекер
> Вообще то в заметке это прямым текстом осуждается и выдвигается тезис, что это ведет к сбою с младых лет.
>
> > Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.

обсуждаемая в данном абзаце туловка находится постоянно под действием кортизола, постоянно в стрессовой ситуации. тут система дофаминовых поощрений в вакууме не подходит.
#36 | 08:47 28.03.2017 | Кому: pavelat
> Да, в своей области применения.

[солидно кивает]
#37 | 08:47 28.03.2017 | Кому: irvago
> Передрессировывать таким образом не получится. Правильнее и надёжнее пристрелить. Особенно если цобака большая и зубастая.

Да я больше про людей. Сколько их, собак этих. А вот антропоиды всю планету заполонили и нет от их племени нигде покоя.
#38 | 08:48 28.03.2017 | Кому: medic
> обсуждаемая в данном абзаце туловка находится постоянно под действием кортизола, постоянно в стрессовой ситуации. тут система дофаминовых поощрений в вакууме не подходит.

Ну то есть одним пряником хуй воспитаешь, а вот одним кнутом - шансы есть? Надо грамотно выбирать между красной и синей?
#39 | 08:52 28.03.2017 | Кому: Штекер
> Ну то есть одним пряником хуй воспитаешь, а вот одним кнутом - шансы есть? Надо грамотно выбирать между красной и синей?

между красной, синей и временем аппликации!
Мясоруб
дурко »
#40 | 09:02 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> от недостатка дофамина очень хорошо помогает голодуха
> мотивация сразу взлетает до небес не от какого-то там дофамина, а от просто пожрать нормально

Еще диарея мотивирует найти толкан в городе.
#41 | 09:07 28.03.2017 | Кому: Всем
Я слышал, что дофамин является доминирующим нейромедиатором у экстравертов, а вот у интровертов таковым является ацетилхолин. Кто-нибудь знает, насколько это соответствует действительности?
#42 | 09:25 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> а от просто пожрать нормально

Так это и есть дофамин)))
#43 | 09:26 28.03.2017 | Кому: RDV
> Это чё ж получается - обучение, воспитание и руководство в массе доверено тем, кто не знает, как это делать?!!!

Внезапно, да.
#44 | 09:31 28.03.2017 | Кому: pyth2000
> Так пряником пиздить неудобно, кнутом гораздо лучше же!

Это если пряник мягкий и бесхребетный, а хорошопросушенным пряником пиздить одно удовольствие.
#45 | 09:48 28.03.2017 | Кому: den_fmj
> просто раньше как, будут пиздить животное пока оно что-то не сделает и как только сделает - прекращают, тут животное смекает, что если сделать пиздюля прекращаются

Не знаю вот, насколько правда, но слышал я, что ещё во времена РИ, в Средней Азии, где проявлялись гарнизоны русских войск - во всей округе внезапно пропадали собаки. Разгадка оказалась проста. У местных мусульман-пастухов собака - нечистое животное, общались с ней строго палкой и не кормили от слова совсем, пусть сам мышкует. А у русских принято собак кормить, а иногда даже за ухом чешут.
Самая забава у русских солдат была, когда обозлённый хозяин приходил обвинять русских в покраже собаки. Ему говорили - да не брали мы твоего пса, он сам прибежал и нам не нужен, иди забирай. Хозяин выбирал палку поувесистей и шёл за своей собственностью, а солдаты высыпали смотреть шоу. Когда пёс видел прежнего хозяина, и понимал, что ему светит, он набрасывался на него так, что тот с криком "Вай, аллах, проклятые русские оккупанты!!!" спасался на ближайшем заборе.
#46 | 09:59 28.03.2017 | Кому: stormlord
прикольная байка )
#47 | 10:03 28.03.2017 | Кому: Всем
.
#48 | 10:05 28.03.2017 | Кому: Division_Bell
> Я слышал, что дофамин является доминирующим нейромедиатором у экстравертов, а вот у интровертов таковым является ацетилхолин. Кто-нибудь знает, насколько это соответствует действительности?

Это все слишком сильные упрощения. И даже вообще не соответствует действительности. А в конечном итоге просто плохо изучено, иначе бы психические болезни давно научились бы эффективно лечить медикаментозно.

Еще очень важна работа нейромедиаторов серотонина и норадреналина. Почему цепляются все к этому дофамину - не пойму. Вот думаю - уж не Беловешкин ли автор статьи-первоисточника? Тот очень любит везде совать дофаминовый контур и всегда все сводит к нему.
#49 | 10:35 28.03.2017 | Кому: irvago
> Это не значит, что наказывать нельзя, это значит, что позитивные стимулы лучше работают.

Мне в своё время очень понравилась американская книжка на эту тему, "Не рычите на собаку" называется.

> Разумное сочетание кнута и пряника наше фсио,


Таки да. У меня пятилетний сын сегодня в первый раз сумел два раза подтянуться на турнике - я этого исключительно пряником добился (ну и личным примером, понятно). Кнутом, наверное, тоже можно заставить такое делать - но без кнута сколько результат продержится?

> но почему-то пряником пренебрегают.


Пренебрегают пряником потому, что им сложнее пользоваться. Заметил, что дитё косячит - наорал/настучал по попе. Это просто, много времени не отнимает и выполняется на автомате.

А чтобы пряником (позитивным подкреплением) пользоваться, надо уделять ребёнку много внимания, постоянно следить за тем, что и как он делает, вычленять моменты поведения, которое нужно закрепить, вовремя их подкреплять. Для того, чтобы всё это делать, нужно в голове держать картинку того, каким хочешь ребёнка воспитать, какие качества развить - то есть целенаправленно и осмысленно заниматься воспитанием ребёнка. Это сложно и трудно, хоть и более эффективно.
#50 | 10:38 28.03.2017 | Кому: dr103
> Это все слишком сильные упрощения. И даже вообще не соответствует действительности. А в конечном итоге просто плохо изучено, иначе бы психические болезни давно научились бы эффективно лечить медикаментозно.
>
> Еще очень важна работа нейромедиаторов серотонина и норадреналина. Почему цепляются все к этому дофамину - не пойму. Вот думаю - уж не Беловешкин ли автор статьи-первоисточника? Тот очень любит везде совать дофаминовый контур и всегда все сводит к нему.

Спасибо!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.