Кургинян о коррупции и идеологической войне(из книги Качели)
vott.ru "Вот говорят – «коррупция»... Да что коррупция! «Оборотни»... Да что «оборотни»! Никого не хочу демонизировать или восхвалять. Просто предлагаю одну чисто логическую – если хотите, даже мате-матическую – задачу из теории управления. В основе ее следующий причинно-следственный ход. Да-но: «оборотень». Спрашивается: этот «оборотень» начальству «отстегивает» или нет?
Ответов может быть два: либо «отстегивает», либо нет. А теперь рассмотрим оба варианта."

идиот »
Ответов может быть два: либо «отстегивает», либо нет. А теперь рассмотрим оба варианта.
Если «отстегивает», то имеется хотя бы крими-нальная вертикаль.
А если «не отстегивает», то вертикаль полома-на. И мы имеем внизу этакую самоуправляемую криминальную систему, выходящую на другие аналогич-ные системы (тут без разделения труда и коопера-ции не обойдешься), а наверху беспомощного на-чальника.
Если «отстегивает», то управляемость есть. Пусть это и специфическая управляемость. Гейдар Алиев недаром говорил: «В Азербайджане одна мафия – моя». Но даже он ошибался, как показали 90-е годы.
А если «не отстегивает», то управляемости нет.
Кто-то считает мой пример абсолютно абстрактным? Да вся история с распадом СССР на этом по-строена! Тот же, к примеру, Алиев. Его меняет Везиров. Идет идиотская борьба с коррупцией. Матерые кадры заменяются людьми, которые то ли не успели научиться правильно воровать, то ли не захотели воровать, то ли испугались, то ли не вписались еще в достаточной степени и слишком мелко воруют. В любом случае, «низ» ворует по-прежнему, а «верх» им управлять вообще не может.
Предположим, что Везиров «не берет»... Ах, как хорошо! Да чего хорошего? Раз Везиров «не берет», то он и не управляет «берущими» милиционерами и гэбэшниками. То есть под Везировым находится структура управления, которая криминально самоорганизуется. А он... Он наверху, но чем он управляет? Самим собой? Своим секретарем? Пресс-службой?
Он же не Петр I и не Ленин, он не принес с со-бой смысловое поле и цементируемый этим полем кадровый резерв. Он чужд криминальному мотиву, но криминальный мотив остается доминирующим в системе управления, для которой он – шут гороховый.
А потом включается внешнее управление. Оно об-ходит беспомощную верхушку. Простраивает связи внизу. Местное управление полностью перехвачено. И «оранжевый вариант» оказывается, по сути, без-альтернативным. Фигуры расставлены так, что мат шахматисту гарантирован – можно и не играть.
К подобной общеуправленческой ситуации, обусловленной десуверенизацией, можно добавить ситуацию со средствами массовой информации. Вопрос абсолютно не в том, что журналисты хотят зла. Журналисты вообще ни при чем. Вопрос во все тех же «цыке» и «чике». Журналистами можно управлять только через «цык». Не в том смысле, что на них надо «цыкать», как раз «цыкать» на них нельзя. А в том смысле, что нет и не может быть согласо-ванной мобилизационной работы средств массовой информации вообще (а в условиях кризиса в особенности) – без «цыка», то есть без идеального, без идеологии и стратегии.
Нельзя каждую минуту руководить каждым из ге-нералов масс-медиа директивно. Особо же это нельзя делать в момент кризиса. Если нет идеологии и стратегии, рушится вся сфера производства национальных нематериальных активов. «Чик» не может обеспечить идеологию и стратегию. Он либо превратится в «цык», либо состояние этой самой сферы нематериального производства поволочет об-щество в очередной коллапс после скорого исчер-пания суррогатной идеологии декларативного пат-риотизма.
В сегодняшней России момент подобного исчерпания – не за горами.
Что такое нынешний гибрид патриотизма и «конфетизма»? Что такое нынешний симбиоз из «жизнь за Родину» и «жизнь как коробка конфет»? Приведу лишь один наиболее яркий пример.
В марте 2005 года канал НТВ показал передачу «Профессия – репортер», посвященную «русскому порно». Ну, порно и порно... Уже ко всему при-выкли... Но тут все-таки речь идет о чем-то экстраординарном. НТВ рассказало нам об отечествен-ном порно, снятом сознательно на фоне исторических памятников Санкт-Петербурга. В частности, на фоне «Медного Всадника».
Речь идет о продукции конкретного лица – С.Прянишникова, весьма известного порнопродюсера. В передаче «Профессия – репортер» нет аполо-гетики этой продукции. И даже, напротив, приво-дится высказывание немецкого порномагната о том, что если бы он снял порнофильм, допустим, на фоне рейхстага, его тут же посадили бы в тюрьму: «Снимать порно в общественных местах запрещено. Даже если кто-то возьмет деньги, он потом не сможет спокойно жить, вся Германия его проклянет».
То есть автор передачи фактически говорит сле-дующее: «У них бы за это посадили в тюрьму. У нас – нет». Более того, автор сообщает нам, что пока он снимал фильм о продукции Прянишникова, уголовное дело по факту распространения Пряниш-никовым порнографии, которое тянулось в течение пяти лет, закрыли. А дальше – кадры: зритель видит Прянишникова, который празднует это событие шампанским на борту крейсера «Аврора».
Место празднования – неслучайно. Некоторые сцены одного из самых скандальных фильмов Пряш-никова «В борьбе за это...» снимались на борту крейсера «Аврора». Прянишников сам рассказывал об этом на Первом канале в передаче «Большая стирка».
Сексуальные сцены в других порнофильмах Пря-нишникова тоже сняты в неслучайных местах: на Дворцовой площади, у Эрмитажа, в Летнем саду, у Смольного собора, на набережной Невы... Многие эксперты считают, что дорогу «творчеству» Прянишникова фактически открыла Комиссия по экспертной оценке продукции эротического характера, созданная распоряжением губернатора Санкт-Петербурга в октябре 2000 года. В комиссию под руководством и.о. вице-губернатора А.Потехина вошли представители Лицензионной палаты, комите-тов по культуре, образованию, потребительскому рынку, науке и высшей школе, сотрудники правоохранительных органов, депутаты Законодательного собрания и много кто еще.
В январе 2001 года эта комиссия приняла решение, в соответствии с которым эротическая про-дукция была подразделена на три вида: порнографию, которую необходимо запретить (педофилия, зоофилия, некрофилия и садомазохизм), «жесткую» эротику и «мягкую» эротику. Порнофильмы Пряниш-никова попали в категорию «жесткая» эротика. А что не запрещено, то разрешено. Сам Прянишников говорит, что ведет «идеологическую борьбу». То есть, надо так понимать, продвигает «жесткую идеологическую эротику»...
Ведь реальный смысл его деятельности – именно в нанесении идеологических (и даже символиче-ских) ударов по сакральным точкам нашей истории!
Я не призываю устраивать митинги: «Прянишнико-ва – в тюрьму!» Я вообще не о Прянишникове – я о гражданах страны. И об ее элите. Ведь Прянишникова кто-то пустил на крейсер «Аврора»! Некоторые интернет-источники утверждали, что попал он туда с разрешения высокого флотского начальства. Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Ва-луев, посчитав, что это обвинения в его адрес, заявил, что никаких съемок на «Авроре» не было, что это компьютерный монтаж.
Я совершенно не намерен здесь заниматься разбирательством, разрешало ли командование Балт-флота подобные съемки, не разрешало... Намного важнее, что в ходе скандала обсуждался факт прибытия на крейсер «Аврора» съемочной группы с офицером штаба Ленинградской военно-морской базы, якобы имеющим разрешение на съемку эпизодов, связанных с событиями Октябрьской революции. Что съемки в салоне командира, в боевой рубке, на верхней палубе, в машинном отделении легли в основу порнофильма «В борьбе за это...» (производ-ство SP CO CPb, 2000 год, продюсер С. Прянишников). Что как минимум часть наших сограждан, следивших за развитием этого скандала (или про-сто видевших Прянишникова на телевидении), уве-рена, что съемка на «Авроре» действительно имела место. И они задаются вопросом: что, командир крейсера, офицерский состав, матросы – ослепли и оглохли? Ведь они видели идущие два часа съемки. И не могли не понимать их однозначный смысл. Значит, они либо боятся начальства до полусмерти, либо абсолютно безразличны к тому, что про-исходит.
НО ЭТО-ТО И ЕСТЬ ОСНОВНОЕ! НЕ НТВ, НЕ ВЫСОКИЕ ЛИЦА – А ИМЕННО ЭТО."
Сергей Кургинян
КАЧЕЛИ
Конфликт элит – или развал России?