Монголия в XX веке: рассказ очевидца

new.chronologia.org — В общем, надо сказать, что сами монголы не очень-то верят в татаро-монгольское завоевание и относятся к нему с крайним подозрением. Потому что не видят никакого подтверждения ему у себя дома, в Монголии. Для них это - чисто книжная, чужеродная теория, принесенная в Монголию иностранцами.
Новости, Общество | Evilmex 13:26 28.12.2010
16 комментариев | 31 за, 1 против |
#1 | 14:12 28.12.2010 | Кому: Всем
Да по-любому! Сорваны покровы! Все Рыбаковы с Тихомировыми идут лесом! Доказательная база исчерпывающая!

Меня однажды озарило по поводу этих акадЭмиков. Вотт есть, например, уфимский офтальмолог Эрнст Мулдашев. Автор многотомного сочинения под названием "В поисках города богов". Шамбалу ищет. Там все чин чином - книжки выходят со скоростью работы типографского станка. Шрифт 16-й. Интервал полуторный. Ссылок днем с огнем не сыскать. Все как бы понятно. Возалкал офтальмолог. На масло к булке зарабатывает.
А здесь? Каждый труд - фолиант! Текст в подстрочнике порой превышает основной. Библиография. Все дела. То есть медицинские симптомы налицо...
Сумасшедшие они.
#2 | 14:23 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
[скромно]
Извини, конечно, а ты что сказать-то хотел?
#3 | 14:37 28.12.2010 | Кому: Всем
Там сверху все написано. Что именно не понятно?
#4 | 14:39 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
Кроме: "Сумашедшие они" - ничего не понятно, потому и переспросил.
#5 | 14:40 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
Рассказывает не академик, а солдат.
#6 | 14:53 28.12.2010 | Кому: Мрачный солдат
> Кроме: "Сумашедшие они" - ничего не понятно, потому и переспросил.

Я имел в виду тот момент, что в отличие от стопроцентных мошенников на доверии (например, Мулдашева) эти деятели сами искренне верят во все свои бредни.
#7 | 14:55 28.12.2010 | Кому: Evilmex
> Рассказывает не академик, а солдат.

Спасибо. Я заметил.
От этого доказательная база отрицания монгольских завоеваний крепнет?
#8 | 15:06 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
>> Рассказывает не академик, а солдат.
>
> Спасибо. Я заметил.
> От этого доказательная база отрицания монгольских завоеваний крепнет?

Автор не ставит целью чего то там доказать. Он рассказывает о своих наблюдениях и что ему показалось необычным.

То что тебе кажется какой-то там "доказательной базой" на самом деле полевые наблюдения за бытом монголов без претензий на опровержения или потверждения чего там.
#9 | 15:16 28.12.2010 | Кому: Evilmex
Если ты хотел запостить рассказ о том, как бойцы Советской Армии нагревали чурающихся воды монголов на продаже батарей и часов,то этот фрагмент и надо было выкладывать в сопроводительный текст.

> Автор не ставит целью чего то там доказать. Он рассказывает о своих наблюдениях и что ему показалось необычным.


> То что тебе кажется какой-то там "доказательной базой" на самом деле полевые наблюдения за бытом монголов без претензий на опровержения или потверждения чего там.


А кто автор в данном случае? Офицер (кстати, к.и.н.) или задающий ему вопросы г-н Носовский?
Ты сам статью внимательно читал? Не является ли основным посылом всего интервью попытка развенчать классическую историческую концепцию рассуждениями о нежелании монголов жить в пятиэтажках и отсутствии у них привычки ходить по льду?
#10 | 15:17 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
Троль

[censored]
#11 | 15:24 28.12.2010 | Кому: Evilmex
> Троль

))))))
Потрясающе!
Я еще раз спрашиваю: ты сам полностью читал текст, который запостил?

Да, кстати, слово "тролль" пишется с двойной "л"...
#12 | 15:57 28.12.2010 | Кому: Всем
"Молчанье было ей ответом..." (с)
#13 | 16:05 28.12.2010 | Кому: Всем
> Что касается письменных источников, то надо сказать, что современная монгольская письменность была изобретена лишь в XX веке на основе русской азбуки, а до того монголы письменности не имели. Никакой другой письменности, кроме современной, в Монголии не существует и в обозримом прошлом не существовало.

Полная чушь))))))))
Письменность у монголов еще при Чингисхане была, на основе уйгурского алфавита.
В настоящее время выходят газеты, журналы на старомонгольском.
#14 | 16:16 28.12.2010 | Кому: Малиньяни
> Я имел в виду тот момент, что в отличие от стопроцентных мошенников на доверии (например, Мулдашева) эти деятели сами искренне верят во все свои бредни.

Теперь понял о ком и о чём ты. Спасибо.
#15 | 19:11 28.12.2010 | Кому: Всем
Забавно как товарищи-лжеисторики пытаются подгонять факты под свою «теорию». Надеюсь хоть математики то они хорошие?!
Сам я прожил в МНР около 7 лет (учился там в школе со 2 по 9 класс) и как то аж обидно за монголов стало.

Тогда по порядку:

>- Простые монголы ничего не знают о татаро-монгольском нашествии. Легенд и преданий о нем у них не существует.


А «Сокровенное сказание монголов» не предание?
[censored]

>Что касается письменных источников, то надо сказать, что современная монгольская письменность была изобретена лишь в XX веке на основе русской азбуки, а до того монголы письменности не имели. Никакой другой письменности, кроме современной, в Монголии не существует и в обозримом прошлом не существовало. А следовательно, скорее всего, не существовало никогда (письменность обычно не теряют). Поэтому письменных источников ранее XX века в Монголии просто нет.


Повторяю, а «Сокровенное сказание монголов» не письменный источник? А раз письменный, то значит написанный каким то письмом. Кстати по поводу отсутствия письменности[censored]
Да, с 1941 года в МНР принят кириллический монгольский алфавит, но примеры старомонгольского письма были даже на тугриках времен СССР
[censored]

>Сам имя Чингиз - татарское, очень распространенное у татар. У монголов такое имя не встречается.


Чингисхан – это не имя, а титул. И вообще звали этого исторического деятеля Темуджин или по другой транскрипции Темучин.

>Я хочу добавить к этому еще одно свое собственное соображение. Из истории известно, что на покоренной монголами Руси было особое расположение властей к Православной церкви. Что никак не вяжется с мировоззрением современных монголов. Они совершенно равнодушны к христианской религии и, вообще, к любой религии.


Ну что здесь сказать, не хочу повторять данные из википедии, но сам видел в году этак 1986 в Улан-Баторе в одном из действующих монастыре буддистских монахов (ламы), молящихся бабушек и дедушек. Молодые люди тоже были, но так истово с падением ниц на специальном топчане не молились, а довольствовались молельными барабанами, как впрочем и я)) В общем, с религией у них (буддизм ламаистского толка) там обстояло, на мой взгляд, так же как и у нас в СССР – не было массовости, но кто хотел в храмах молился.

>Монголы народ очень миролюбивый. Более того, в сознании простых монголов прочно сидит убеждение, что оружие - холодное или огнестрельное - не предназначено для применения против человека. Оружие они традиционно использовали только для охоты на диких зверей. Когда среди монголов вспыхивает ссора, они первым делом откладывают оружие в сторону. Чтобы случайно, в гневе, не убить и не ранить противника.


Трудно возразить – сейчас, пережив в средние века всплеск пассионарности, монголы вполне мирные. Считаю, что к уровню их мирности существенный бонус добавил буддизм.
По поводу оружия только для охоты не соглашусь, так как видел в Улан-Баторе в историческом музее старинное вооружение годное скорее для охоты на людей, как то – кольчуги, шлемы, мечи, ножи, топоры, копья, арканы, боевые знамена подразделений и, самое интересное, луки. Луки не мелкие по размерам и стрелы тоже не маленькие, с многочисленными типами наконечников, включая зажигательные. Не знаю на кого охотиться с такими луками и стрелами скотоводам, у которых стада лошадей, коров, овец и яков всегда под боком. Ну, ясное дело, что охотились – от мяса лося или оленя кто откажется, или там какое пушное зверье пострелять, но не в полном же облачении ратника и с боевыми штандартами?!

>У монголов в почете борьба и ни один праздник без нее не обходится. Русских традиций выламывать дубину из изгороди и идти биться улица на улицу в Монголии нет. Монголы испокон веков занимаются скотоводством, они мирные люди и оружием пользуются только для защиты


Что то я не припомню такой русской традиции по выламыванию дубины из изгороди. А в МНР был как то свидетелем когда двое молодых мужиков монголов третьего избили и забрали его плащ, при этом орудием преступления был обычный металлический эмалированный чайник, коим пострадавший отхватил по голове. Но это было уже перед моим отъездом в 1991 году – у монголов тогда тоже во всю шла демократизация с соответствующими последствиями.
А так у монголов есть и традиционная борьба и скачки на лошадях и скачки на верблюдах, и стрельба из не мелких луков по мишеням.

>Монголы живут в юртах с отверстием наверху. Посреди юрты находится очаг, через дыру сверху выходит дым. Для тепла стены юрты обкладывают войлоком и шкурами. Сидят и спят на шкурах, разостланных на земляном полу юрт или на деревянных полках. Чем ближе к городу, тем больше в юртах предметов обихода. В городе Эрденете юрты ставить не разрешали. А вот в столице Монголии Улан-Баторе их очень много. Монгольские деревни называются "аймак". В них обычно от 20 до 50 юрт. Если деревня далеко в степи, то юрты в ней очень бедные, мало приглядные.


Блин, в каких годах он там был, в 50-60-х что ли?
Аймаки в МНР – это административно-территориальные единицы вроде наших областей или областных районов.
В городах в юртах, да, живут – но это скорее исключение. В Дархане, где я жил, юрты ставились так сказать в частном секторе, также юрты использовались в качестве сторожек для сторожей строительных и других промышленных объектов, правда порой сторож проживал в юрте со своей семьей.

>На моей памяти были попытки переселить монголов из юрт в современные дома. Либо в двухэтажные дома с отоплением и водоснабжением, либо в пятиэтажные "хрущевки". Часто такие попытки кончались неудачей. Одна из главных причин - нелюбовь монголов к технике, о которой я уже упоминал. Монголы переставали топить кочегарки, отопительное оборудование замерзало и портилось, в доме становилось холодно. Тогда они шли в юрту, где тепло и уютно. Таких брошеных, разрушающихся домов в Монголии много. Монголы быстро приводили предоставленные им квартиры в негодность, ставили неподалеку юрты и переселялись в них.


Подавляющая часть монгольского городского населения жила в домах – в девятиэтажных, пятиэтажных, двухэтажных, одноэтажных (типа барака) и даже одном семнадцатиэтажном (!) доме.
Про нелюбовь монголов к технике могу лишь сказать, что ребята монголы, которые учились в моем классе, наоборот демонстрировали любовь к технике – отлично работали на станках на уроках труда, занимались в технических кружках.

>- Скажите, многочисленны ли монголы? Насколько плотно заселена Монголия сегодня? Как Вы думаете, могло ли в Монголии в Средние века возникнуть такое сильное перенаселение, что оно послужило причиной массового исхода монголов, отправившихся на завоевание мира?

- Нет, монголы очень немногочисленный народ. Хотя площадь Монголии большая, но население ее всего 1,2 млн. человек. Просто плотность населения страны очень низкая. Я думаю, монголов никогда не могло быть очень много. Вероятно, причина в том, что климат большей части Монголии, как я уже говорил, весьма суровый. А значит, плотность населения Монголии никогда не могла быть большой. Страны с суровым климатом обычно малозаселены. С этой точки зрения теория о том, что Монголия когда-то якобы выплеснула из себя бесчисленные орды кочевников, отправившихся на завоевание мира, выглядит нелепо. Монголы не создают крупных поселений, живут семьями. Как правило, юрты одной семьи от другой находятся на расстоянии 25-30 км.

Естественно, информация устаревшая и населения в МНР сейчас 2,7 млн. человек. НО, это в МНР, а есть еще автономный район КНР Внутренняя Монголия, есть наши буряты и калмыки родственники монголам по языку и происхождению.
Про климат скажу только то, что весна наступает окончательно в мае, а зима приходит в ноябре, лето жаркое, а зима холодная. Но климат сухой и зимой НЕТ ветра, поэтому 30-40 (на моей памяти -40 было раз 5) градусов мороза переносятся намного легче, чем -10-15 градусов у нас на волгоградчине с ветром. Так что эпитет «весьма суровый» это скорее можно отнести к Сибири и Дальнему Востоку.

>Вообще, монголы - честный и очень миролюбивый народ. Они вызывали у меня искреннее чувство симпатии. Монголы веками жили крайне примитивной, буквально первобытной жизнью. Это не могло не наложить на них определенный отпечаток. Проведя несколько лет в Монголии и хорошо познакомившись с обычаями и бытом монголов, я вынес твердое убеждение: теория историков о том, что этот народ якобы совершил когда-то самое грандиозное в истории завоевание мира - неверна. В ней кроется какая-то глубокая ошибка.


Забавным тут является то, что данный офицер, умудрился хорошо ознакомиться с монгольской культурой и сделать вывод об их примитивизме, по всей видимости, ни разу не посетив монгольских музеев, где собственно материальная культура представлена очень широко и разнообразно. Но самым важным, на мой взгляд, открытием А.Н. Громова явилось фактологическое обоснование «теории» Фоменко и Носовского еще до ее появления, хотя хз когда она появилась. То есть тогда еще (в последней четверти XX века), путешествуя по бескрайним монгольским степям, по гобийским пескам, по сопкам, встречаясь с простыми и не совсем монголами, он вдруг все понял – в 13 веке это были не монголы!

П.С.: Прошу прощения за сумбурность
#16 | 01:39 30.12.2010 | Кому: Asur
> П.С.: Прошу прощения за сумбурность

Большое спасибо за рассказ.

ЗЫ: интуиция мне подсказывает, что эти и подобные истории в скором времени приведут к "развенчанию культа Куликова поля", где, разумеется, русский шел обратно на русского.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.