Японское правительство не будет извиняться за Вторую мировую

press.lv — 15 августа 1945 года тогдашний император Хирохито объявил по радио о капитуляции Японии. Несмотря на круглую дату - 80-летие окончания Второй мировой войны в Азии - Япония в пятницу, 15 августа отказалась от официального заявления властей по этому поводу.
Новости, Общество | Baltijalv.lv 1 день 9 ч назад
6 комментариев | 28 за, 2 против |
#1 | 1 день 9 ч назад | Кому: Всем
Несмотря на круглую дату - 80-летие окончания Второй мировой войны в Азии - Япония в пятницу, 15 августа отказалась от официального заявления властей по этому поводу. 15 августа 1945 года тогдашний император Хирохито объявил по радио о капитуляции Японии.

Премьер-министр Сигэру Исиба не будет делать никакого заявления по случаю нынешней годовщины, хотя, возможно, выступит с ним позже. Таким образом Исида нарушил практику, начатую в 1995 году, когда правительство каждые десять лет излагало свою позицию по этому поводу.

В 1995 году представитель Соцпартии Томиити Мураяма стал первым японским премьер-министром, который "от всего сердца извинился за колониальное господство и агрессию" и выразил "глубокое раскаяние" за действия Токио в период Второй мировой войны. Японский МИД опубликовал то заявление также на китайском, корейском и английском языках.

Позиция премьера Исибы, отмечают наблюдатели, удивительна еще и потому, что Япония пересмотрела свою политику в области обороны и безопасности, и новый курс правительства можно было бы продекларировать именно сейчас. Токио де-факто отказался от своей пацифистской внешней политики, которую десятилетиями проводил, исходя из уроков Второй мировой войны.

Расходы Японии на оборону к 2027 году вырастут до двух процентов от ВВП. Ее власти также ослабили ограничение на экспорт оружия. А в начале августа японская компания Mitsubishi Heavy Industries, обойдя немецкую Thyssenkrupp Marine Systems, получила первый после войны крупный заказ - на постройку 11 фрегатов для австралийского флота на сумму в 5,6 миллиарда евро.

Отказавшись от традиционного заявления, 68-летний премьер Исиба, полагают аналитики, принял во внимание настрой консервативного крыла правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), чтобы не поставить под угрозу свои позиции главы правительства и партии после ее поражения на июльских выборах в верхнюю палату парламента. Правые в ЛДП считают, что Япония в 2015 году в заявлении тогдашнего премьера Синдзо Абэ сказала все необходимое об окончании Второй мировой войны.

Тогда Абэ повторил извинения и сожаления, высказанные его предшественниками Томиити Мураямой в 1995 году и Дзюнъитиро Коидзуми в 2005-м, но отверг дальнейшие публичные извинения на сей счет. "Мы не можем допустить, чтобы наши дети, внуки и даже будущие поколения, которые не имеют никакого отношения к той войне, были вынуждены постоянно извиняться", - подчеркнул Абэ.

В этих словах немецкий историк Торстен Вебер (Torsten Weber) из Германского института японских исследований (DIJ) в Токио видит "менталитет окончательного подведения итогов" прошлого. "С немецкой точки зрения, это выглядит как бегство от ответственности или даже отрицание вины, но в восточноазиатском контексте такая позиция вполне понятна", - пояснил историк в интервью DW.

По его словам, многие японцы видят себя жертвами чрезмерной критики со стороны Китая и Южной Кореи за преступления военного периода, поскольку эти страны "используют свою историю в националистических и антияпонских целях". Более глубокое изучение причин войны и собственных военных преступлений привело бы к критическому переосмыслению роли императора и японской императорской семьи в тот период, полагает Вебер. И добавляет, что для широкой общественности Японии это стало бы нарушением табу.

После извинений, принесенных премьером Мураямой в 1995 году, правые консервативные группы, такие как Nippon Kaigi и Japan Society for History Textbook Reform, выступили за более ревизионистское изложение для подрастающего поколения событий периода Второй мировой войны. В результате японское министерство образования одобрило больше школьных учебников истории с соответствующим содержанием.

В них Япония представлена как жертва, которая была вынуждена защищаться от иностранной агрессии, а также преуменьшаются или замалчиваются совершенные ею военные преступления. Благодаря "нравственному воспитанию", которое в 2018 году стало полноценным предметом обучения, такие представления доводятся даже до детей младшего и среднего школьного возраста.

Два года назад некоторые издательства изменили содержание своих школьных учебников истории, касающееся освещения битвы за Окинаву. В апреле 1945 года американские войска высадились на этот южный японский остров, который считался последней линией обороны империи. В новых учебниках говорится, что мирные жители Окинавы совершали массовые самоубийства, потому что были "загнаны в угол военными США".

В них больше не упоминается о роли в этом вооруженных сил Японии, которые подталкивали мирных японцев к самоубийствам и использовали их в качестве живого щита. Несмотря на влияние правоконсервативных сил, большинство школьных учебников, фактически используемых сейчас в стране, по-прежнему дают относительно нейтральное представление о Второй мировой войне и действиях Японии в тот период.

Ранее премьер Исиба называл себя сторонником проведения дискуссии о военном прошлом Японии. После вступления в должность в 2024 году он сообщил своим доверенным лицам, что 80-я годовщина окончания Второй мировой войны станет "последним большим рубежом, пока еще живы люди, пережившие войну". На этом фоне либеральная газета Asahi раскритиковала Исиду за то, что он, опасаясь оппозиции в рядах ЛДП, хранит молчание в этот исторический день.

"В лице Томиити Мураямы Япония имела премьер-министра, готового рискнуть своей должностью, чтобы сделать такое заявление. Сегодня в Японии премьер, который отказывается от заявления, чтобы не быть смещенным с должности", - написала Asahi.

Несмотря на активное освещение в СМИ годовщины завершения Второй мировой войны, которое в Японии называют "августовской журналистикой", согласно недавнему соцопросу, более четверти респондентов не смогли назвать дату окончания той войны. "Учитывая роль соцсетей как источника информации, можно предположить, что число таких людей будет расти", - подвел итог немецкий историк Торстен Вебер.
#2 | 1 день 8 ч назад | Кому: Всем
Хотят извиняться за ту войну, в которой непосродственно участвовали. Ниппоньков можно понять, но во что они собрашись воевать-то? Им же сейчас противник под стать – это Новая Зеландия. В целом, могут повоевать за размеры глаз хоббита или за что-то столь же важное.
#3 | 23 ч 37 мин назад | Кому: Всем
> "Мы не можем допустить, чтобы наши дети, внуки и даже будущие поколения, которые не имеют никакого отношения к той войне, были вынуждены постоянно извиняться", - подчеркнул Абэ.

А я вот с Абэ согласен.

С какого хрена люди, которые не только не участвовали в событиях того времени, но и тупо ещё не родились на тот момент, должны за эти события извиняться?
Причём, что тоже важно, извиняться перед людьми, которые тогда ещё тоже не родились и которым ничего плохого современные японцы не сделали.

Это попытка навязать вину за то, чего ты сам не делал.
Более того, это попытка навязать вину за действия условных предков, причём вина эта навязывается исходя из оценки их действий по современным нормам морали.

И то и другое - полная хуйня.
Так можно дойти до полного абсурда.
Итальянцам и грекам, например, должно быть стыдно, что их страны во времена Древнего Мира использовали рабов.
А всем без исключения народам мира должно быть стыдно, что их предки - о ужас! - пердели за столом, фу как некультурно.

Японцы жили и действовали так, как требовали исторические обстоятельства.
Колонии?
Боже ты мой, а у Великобритании например их не было?
А если были, там как к местному населению относились?

Про учебники вообще огонь.

Разумеется, мирное население самоубивалось исключительно по вине ВС Японии, верим.
А ВС США никогда-никогда мирняк толпами не валило, тоже верим.
Ну и ничего что это война, и на тот момент военные особо с гражданскими не церемонились вообще, ни с чужими ни со своими, потому что это потенциальная угроза или как минимум источник проблем, мешающий боевые задачи выполнять?

Но при этом те самые гражданские вполне себе пытались по мере сил противостоять врагам, которые на территорию их страны вторглись?
Или кому-то кажется, что всем кроме жителей бывшего СССР появление чужой армии там, где они родились, выросли и живут, должно исключительно радость приносить?

Так с чего вдруг японцы должны стесняться того, что любят свою малую родину, и Родину тоже?

> "С немецкой точки зрения, это выглядит как бегство от ответственности или даже отрицание вины, но в восточноазиатском контексте такая позиция вполне понятна"


А вот на месте немцев я бы помолчал.
Они, в отличие от японцев, очень даже пытаются деятельно повторить то, что тогда творили.
#4 | 21 ч 33 мин назад | Кому: Sir Agressor
Как недавно процветавшая движуха БЛМ - люди, которые никогда не были рабами, требуют извинений от людей, которые никогда не были рабовладельцами
#5 | 21 ч 1 мин назад | Кому: ВИННИ
Именно.

И поощрение подобных взглядов, либо что ты "жертва" и тебе все заранее должны, либо что ты "злодей" и всем заранее должен, причём и то и другое "по наследству" - это не более чем инструмент.

В своей стране - чтобы группы населения друг на друга натравить и легче ими управлять.
Тот же BLM без поддержки властей быстро закончится, причём закончится крайне печально для участников.
Зато удобен властям чтобы гнобить белое население, которое посмело вспомнить о своих правах.

В чужих странах - чтобы даже не думали о самостоятельности.
Ну вы же по определению "плохие", так что должны платить, каятся и делать что "хорошие" велят, сами что-то решать ни-ни, а то вдруг опять плохое придумаете?

В общем если японцы от этого всего реально смогут избавиться, я буду за них только рад.

Ибо лучше иметь на границе врага, но врага самостоятельного и достойного, чем непонятное нечто, которое вроде бы и не враг, и даже торгует с тобой, а потом вдруг делает тебе гадости, просто потому что дядя из-за лужи приказал.

С врагом можно договориться.
А вот с этим непонятным - нельзя, оно само решения не принимает.
У нас под боком один пример с которым воевать приходится и ещё несколько которые очень хотят выпросить.
#6 | 12 ч 59 мин назад | Кому: Всем
> Более глубокое изучение причин войны и собственных военных преступлений привело бы к критическому переосмыслению роли императора и японской императорской семьи в тот период, полагает Вебер. И добавляет, что для широкой общественности Японии это стало бы нарушением табу.

Прямо как у нас: Николая-2 расстреляли большевики - поэтому он святой. А раз он святой, то всю дичь, что он натворил за годы царствования критиковать нельзя, это оскорбление чувств верующих!
Шах и мат, антицаребожники!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.