Финны обеспокоены военным сопровождением "теневого флота"
rbc.ru Финляндия обеспокоена усилением военной активности России в Балтийском регионе, особенно в акватории Финского залива. По словам министра обороны Антти Хяккянена, Москва впервые задействовала военных для сопровождения танкеров «теневого флота» — судов, используемых для обхода санкций.
— Военное присутствие России — не новость, оно было всегда. Однако новое в текущей ситуации то, что Россия сопровождает коммерческие танкеры из так называемого «теневого флота» в узком проходе Финского залива. При этом задействованы военные корабли и сопровождающие силы. И это, действительно, новый и тревожный фактор, — заявил Хяккянен в эфире Yle.
Ранее коммодор Военно-морских сил Финляндии Марко Лааксонен заявил в интервью MTV News, что страна не рассматривает сопровождение морских перевозок как угрозу. Однако это повышает риск инцидентов и недоразумений, способных привести к конфликту.
Вечером 23 мая министр обороны Финляндии Антти Хяккинен сообщил о нарушении воздушного пространства страны у побережья Порвоо двумя российскими военными самолётами. «Мы серьезно относимся к предполагаемому нарушению территориальной целостности, — заявил Хяккянен. — Расследование продолжается».
Первый подобный инцидент в Финском заливе произошёл 14 мая, когда эстонские власти попытались остановить в международных водах танкер Jaguar. Судно намеревались сопроводить в территориальную акваторию Эстонии для задержания, однако Россия сопроводила судно истребителями Су-35.
Отмечается, что Финляндия проводит в Финском заливе международные учения Narrow Waters совместно с военно-морскими ведомствами Германии, Швеции и Эстонии. Тем временем морская пограничная охрана Финского залива (SLMV) сопровождает работу по ремонту подводного кабеля EstLink2. Он был повреждён в декабре 2024 года, полиция задержала по подозрению в вандализме танкер Eagle S. Судно причислили к так называемому «теневому флоту» России. Впрочем, впоследствии финское следствие сообщило, что не нашло в аварии признаков злого умысла и каких-либо доказательств причастности к ней властей России или иного государства. При проведении ремонтных работ морские пограничники предписали другим морским судам соблюдать дистанцию в одну милю от места проведения работ.
Под «теневым флотом» власти стран Европы подразумевают танкеры, которые зарегистрированы в странах, не попавших под антироссийские санкции. Однако эти суда перевозят санкционную российскую нефть. «Теневой флот» неоднократно подозревали также в повреждении подводных кабелей в Балтийском море.