Индия-Пакистан: самое большое воздушное сражение
gazeta.ru Между Пакистаном и Индией произошел один из крупнейших в новейшей истории воздушных боев — в нем участвовали 125 боевых самолетов, сообщил CNN. По заявлению Исламабада, во время него были сбиты пять индийских истребителей — в их числе могут быть три Rafale французского производства.
По его словам, в общей сложности 125 истребителей сражались более часа, при этом ни одна из сторон не покидала свое воздушное пространство, а ракетные обстрелы происходили на расстоянии до 160 км.
По словам источника телеканала, обе стороны не были готовы отправлять свои истребители в воздушное пространство соперника из-за риска быть уничтоженными над чужой территорией. В 2019 году пилот индийских ВВС был сбит над Пакистаном, остался жив и использовался Исламабадом в пропагандистских целях — его показывали по телевидению как трофей. Подобных унижений на этот раз не захотели обе стороны.
В Пакистане утверждают, что итогом боя стали пять сбитых индийских истребителей, марку и модель которых CNN не уточняет.
Секретарь по иностранным делам Индии Викрам Мишри опроверг заявление Пакистана о сбитых индийских самолетах. При этом никакой конкретики он не привел. Как пишет The Times of India, на пресс-конференции он заявил, что в подобных заявлениях Пакистана нет ничего удивительного, так как «эта страна начала лгать, как только появилась на свет».
В свою очередь, пакистанское издание The News International со ссылкой на высокопоставленного представителя французских спецслужб утверждает, что в воздушном бою были сбиты три истребителя Rafale производства Франции. Газета ссылается на фотографии с места крушения самолета, на которых видна маркировка производителя. При этом в публикации уточняется, что некоторые эксперты сомневаются в принадлежности детали, в то время как другие утверждают, что на фото — топливный бак от Rafale.
Американский журнал The Military Watch Magazine (MWM) также приводит фото обломков сбитого Rafale с серийным номером и сообщает, что победу над ним в воздушном бою, предположительно, одержал недавно приобретенный ВВС Пакистана китайский истребитель J-10C, в котором частично используются технологии пятого поколения. При этом китайская модель втрое дешевле французской.
В связи с этим MWM напоминает о скандале, случившемся в Индии при закупке достаточно дорогих и относительно слабых воздушных машин во Франции. В 2016 году за каждый из 36 приобретенных Rafale было заплачено по $241,7 млн, что делало их одними из самых дорогих в мире. Издание отмечает, что в случае, если французские истребители не оправдают надежд в реальных воздушных боях, Индия, скорее всего, ускорит планы по закупке российских истребителей пятого поколения Су-57 и/или организует глубокую модернизацию имеющегося у нее парка истребителей СУ-30МКИ.
В отличие от Rafale, китайский истребитель J-10С получил от MWM высокую оценку. Отмечается, что при невысокой цене он использует сложные радиолокационные технологии, композитные материалы и авионику, многие из которых изначально были разработаны для китайской программы истребителей пятого поколения J-20. Кроме того, J-10C обеспечивает низкие эксплуатационные расходы.