interfax.ru Художник-монументалист, скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели скончался на 92-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" помощник художника Сергей Шагулашвили.
Скульптура Сталин, Черчиль и Рузвельт, что в Ливадийском дворце - вполне себе достойная. Не знал, что это его творение.
Только разместили с заднего прохода, чтобы глаза не мозолила
У гражданина немало достойных работ еще с советских времен. Премии получал, награды. Он реально талантливый мастер. Но стоило разок поиметь овцу, т.е. нагромоздить и влепить на речке памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», как все хорошее перекрылось этим чудовищем.
Дело ведь не только в самой "железяке" (говорят она входит в 10-ку самых уродливых), дело еще в сильнейшем диссонансе с окружающим архитектурным ландшафтом, поскольку она, зараза, еще и высоты изрядной.
Как такое могло в его башке придуматься я не знаю.
> Но стоило разок поиметь овцу, т.е. нагромоздить и влепить на речке памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», как все хорошее перекрылось этим чудовищем.
Ещё раньше он успел сваять памятник нарезанной докторской колбасе, т.е. монумент Победы на Поклонной горе. Тоже вызвало массу вопросов.
Творчество у него крайне неоднозначно. В его галерее в Москве много прекрасных барельфов. Там же "яблоко* очень впечатляет, прикольные Лужков и Путин. В Когалыме внезапно "памятник славянской письменности" - я увидел оторопел. Пётр1 был хорош лет 20 назад, когда пройдя с подругой, которой тогда было 20, мимо Красного Октября зайдя в фирменный магазин за конфетками, можно было подойти прямо к ногам П1, присесть там, посидеть, обнявшись, сожрать конфетки и пойти дальше гулять...
В парке Победы в монументе все неплохо, кроме "колбасы".
А вообще, как то в музее современного искусства подслушал разговор двух бабулечек-смотрительниц про Церители. Одна сказала: "ну да, не Микеланддело, но уж и не Шемякин... "
Думаю, лучше и не сказать.
В целом, нормальный русский художник был, пусть покоится с миром!
Чтобы понять кем был свежеприставившийся Зураб Церетели: художником или дельцом от искусства; нужно нащупать образ всей грузинской творческой интеллигенции его поколения.
Думаю, режиссер, драматург, доктор филологических наук, профессор-театровед Тбилисского театрального института Джаба Константинович Иоселиани для этого вполне подойдет.
Посмотрите его старое интервью с Парфеновым.
Перед нами настоящий профессор, интеллигент с мягкой старорежимной улыбкой.
Правда, когда в 1989 году весь криминал и околокриминал Тбилиси собрался, чтобы основать военизированную организацию «Мхедриони», то возглавить её пригласили именно Иоселиани. Почему? Уважали за интеллигентность и раскрытие образов грузинского народной драмы? Нет! Потому, что Джаба Константинович был не только профессором-театроведом, но и вором в законе, одним руководителей криминального мира Грузии.
Во главе с «Мхедриони» он сверг другого доктора филологических наук, первого президента независимой Грузии Звияда Гамсахурдия, устроил резню в Абхазии и Мегрелии. Правда филолог Гамсахурдия до этого устроил резню в Южной Осетии, но таковы особенности кавказского литературоведения.
Как же так вышло? Что за сочетание такое – профессор и вор в законе? А всё просто. Грузинский криминалитет нашел чит-код от советской власти: её нежную любовь к национальной интеллигенции союзных республик. Прикрывшись статусом члена союза писателей/художников/ кинематографистов, профессорскими должностями и докторскими диссертациями можно было делать дела: организовывать загранкомандировки, тащить в обе стороны границы контрабанду, отмазывать задержанных и даже уже осужденных подельников. Тому же самому Иоселиани за разбой и убийство 25 лет дали, но отсидел он только 11, поскольку вся интеллигенция Грузинской ССР день и ночь писала письма и поручительства ради смягчения наказания для талантливого литератора. Поэтому грузинские воры в законе массово делали себе диссертации и ксивы творческих союзов, а настоящие писатели и художники Грузии не стеснялись работать с ворами, взаимно обогащая и прикрывая друг друга.
Но в Союзе – это так, всё было по мелочи.
Настоящие веселье началось, когда границы открыли.
Научные и культурные регалии грузинского криминалитета пригодились им для того, чтобы выбивать из ельцинского правительства таможенные льготы.
Например, известные братья Квантришвили. Старший Амиран – драматург, член союза писателей и криминальный авторитет, основал благотворительную организацию поддержки деятелей искусств «Ассоциация XXI век», у которой была лицензия на беспошлинный вывоз товаров из России. Но, толком не дав облагодетельствовать деятелей искусства, Амирана и его брат Отари убили, вероятно рамках критики спорного драматургического стиля, правда злые языки утверждают, что в ходе бандитских разборок.
Если на примере Иоселиани и Квантришвили образ грузинской творческой интеллигенции тех лет понятен, то легко будет понятен сам Церетели.
Репортажи о великом скульпторе в 90-е не сходили с экранов телевидения: огромный особняк в центре Москвы, шикарные автомобили. Даже с заказов Лужкова в 90-е нельзя было так шикарно жить. Другое дело, что и заказов не было. Зураб Константинович ведь дарил свои произведения. Москве дарил, Нью-Йорку, Нью-Джерси, Севилье, Парижу, Лондону, городам Франции и Болгарии.
Такой человек был, широкой кавказской души.
Правда, для работы с художественным литьем заграницей просил лицензию на беспошлинный вывоз цветных металлов. Ведь не корысти ради, а для расширения культурных связей.
По разным источникам, фирмы большого друга Церетели криминального авторитета Гарри Лучанского беспошлинно вывезли из России от 30 до 120 тысяч тонн цветных металлов, в основном бронзы и меди.
В общем, покойного Зураба Константиновича определенно можно считать великим мастером, по крайней мере по части монетизации искусства.