Ждуны: какие автокомпании не ушли из России вопреки санкцям
gazeta.ru Большинство иностранных автокомпаний так и не ушли из России на фоне громких заявлений их правительств, выяснила «Газета.Ru». Они ждут первой возможности вернуться на отечественный рынок, говорят опрошенные эксперты.
«Газета.Ru» проследила по финансовой отчетности (данные по РСБУ) иностранных представительств их статус в России по ситуации на начало 2025 года. Так, ООО «Тойота Мотор» (включая бренд Lexus) за 2023 год (отчетность за 2024 год появится ближе ко II кварталу) показала оборот в 6,4 млрд рублей, что на 61% ниже, чем в 2022 году.
Дистрибьютор «Киа Россия и СНГ» в 2023 году показала оборот в 23,8 млрд рублей (-79%), у компании «Хенде Мотор СНГ» (включая бренд Genesis) выручка составила 17,8 млрд рублей (-84%), импортер «БМВ Русланд Трейдинг» отчитался о выручке в 9,4 млрд рублей (-83%) в 2023 году. Помимо этих компаний финансовую активность в России сохраняют дистрибьюторы Porsche, Suzuki, Peugeot-Citroen (владеет Opel), Subaru, Mazda и Mitsubishi, Rolls-Royce.
Сохраняют российские юрлица даже американские концерны Chrysler (входит в трансатлантический альянс Stelantis) и General Motors, хотя их российские дочки никаких признаков финансовой активности не подают. Через юрлицо Chrysler (АО «ЭФСИЭЙ Рус») в России продавались модели Jeep, Fiat, Alfa Romeo, а через GM — марки Chevrolet и Cadillac.
К компаниям, которые действительно ушли из России и продали свои юридические лица вместе с активами, относятся Mercedes-Benz, Renault, Nissan, концерн Volkswagen (сохранил за собой действующий кэптивный банк), Jaguar Land Rover, Volvo и Ford.
По словам экспертов, опрошенных «Газетой.Ru», иностранные автокомпании преследуют разные задачи, оставаясь на отечественном рынке. К примеру, в официальном представительстве Suzuki сообщили, что сосредоточились на гарантийном обслуживании клиентов.
«В связи с текущим положением дел фокус «Сузуки Мотор Рус» смещен больше в сторону послепродажного и гарантийного обслуживания. Клиентам Suzuki доступны программы поддержки и помощи на дорогах, сервисные акции и кампании, которые организуются в официальных дилерских центрах бренда с применением оригинальных запасных частей», — рассказали «Газете.Ru» в представительстве.
Также в Suzuki не исключили возможное возвращение на рынок России.
«Все будет зависеть от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов. Делать прогнозы сложно, но мы, как и многие, ждем. Можно сказать одно, все процессы отлажены, и когда придет время, мы не заставим себя ждать», — подчеркнули в пресс-службе.
Другие иностранные представительства автокомпаний в России не ответили на вопросы «Газеты.Ru» об их деятельности в стране. В 2022 году государственный автомобильный и автомоторный институт НАМИ выкупил завод у Nissan за символическую цену в €1 с опционом обратного выкупа в течение шести лет.
Бывший глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что зарубежные автоконцерны, которые ушли из РФ с опционом обратного выкупа, впоследствии смогут вернуться в страну. При этом он подчеркнул, что условия возвращения будут обсуждаться индивидуально с каждой компанией.
Обратная ситуация сложилась у бренда Toyota, которая продала без опциона на обратный выкуп свой завод в Санкт-Петербурге мощностью 100 тыс. автомобилей в год. Компания Mazda продала свою долю завода во Владивостоке российскому партнеру Sollers Group. Марка Renault закрыла представительство и продала свою долю в «АвтоВАЗе» институту НАМИ, а московский завод — правительству Москвы, где сейчас выпускают «Москвич».
Однако важным условием соглашения с Renault стал опцион на обратный выкуп своей доли в «АвтоВАЗе», который может быть реализован в течение следующих шести лет. Немецкий Mercedes-Benz также продал свои акции (в том числе подмосковный завод) дилерскому холдингу «Автодом» с опционом на обратный выкуп.
А вот Volkswagen, в свою очередь, покинул производственную площадку в Нижнем Новгороде и продал свои акции «Арт-Финанс» без опциона.
Зарубежные автокомпании, которые решили оставить свои представительства в РФ, ждут своего шанса на возвращение, убежден экс-глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры Олег Мосеев. Для этого нужно сохранять лояльность потребителей и дилерской сети, отмечает собеседник.
«Поэтому с дилерами идет постоянное общение и оказывается помощь в гарантийном обслуживании. С учетом того, что у большинства европейских и японских производителей есть проблемы на других рынках, потери в РФ для них оказались довольно болезненными.
Поэтому желание вернуться остается. Как только политическая ситуация будет позволять, они точно попробуют это сделать», — считает Мосеев.
Эксперт добавил, что иностранные бренды продолжают обеспечивать гарантийное обслуживание машин, поскольку эта услуга не попадает под санкции.
Все еще работающие представительства иностранных автокомпаний в РФ говорят о нежелании их собственников окончательно бросать наш рынок, сообщает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Все понимают, что Россия — это большой и интересный рынок. Тот же BMW продавал у нас вместе с Mercedes-Benz в последние лучшие годы по 40 тыс. машин в год.
Это много, особенно если учесть, что россияне покупали преимущественно недешевые автомобили. Также вероятно, что некоторые фирмы хотят выкупить обратно свои заводы в России. Однако для этого должны произойти серьезные геополитические сдвиги», — считает автоэксперт.
Возвращение в Россию зависит не только от автокомпаний, но и от рыночной ситуации — за последние три года китайские автокомпании существенно подправили свой имидж. Это видно и по соседним рынкам, например, в Казахстане, где присутствуют западные и восточные бренды, китайские компании тоже нарастили свою долю, отметил Олег Мосеев.
Он напомнил, что в России сегодня действует программа развития отечественного автопрома и растет утилизационный сбор. По мнению Мосеева, спрос на автомобили «ушедших» автокомпаний также будет зависеть от цен.
«То, что люди стали привыкать к китайским машинам — это факт. У людей практически нет выбора, а жизнь показывает, что китайские машины неплохие и стали гораздо лучше, но они далеко не безупречны. Поэтому, если завтра вернется Hyundai и Kia, то найдутся желающие, которые будут эти автомобили покупать», — полагает Максим Кадаков из «За рулем».