Германия и Япония не получат место в Совбезе ООН

ria.ru — "Есть страны, которые претендуют на место в СБ, которое они никогда не получат, мы об этом уже сказали прямо. В частности, Германия и Япония. Не видать места постоянного членства в СБ — не только как своих ушей, но и всего остального. Это уже очевидный факт", — заявил постпред России при ООН Василий Небензя.
Новости, Общество | Baltijalv.lv 2 дня 4 ч назад
13 комментариев | 79 за, 0 против |
#1 | 2 дня 3 ч назад | Кому: Всем
Германия и Япония не смогут стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

"Юбилей организации (ООН. — Прим. ред.) — это, конечно, повод, чтобы оглянуться и посмотреть в будущее. Естественно, главное, что в мыслях тех, кто думает об ООН, — это реформа Совета Безопасности. Но реформа СБ — это очень сложный процесс, его под юбилей не подгонишь и невозможно подогнать. Это очень кропотливая работа", — сказал Небензя в интервью телеканалу "Россия 24".

По его словам, в январе начнется новый сезон переговоров между правительствами разных стран по этому поводу.

"Много предложений по реформе, некоторые из них, включая те, которые исходят от ряда стран-членов, довольно наивные и непрактичные. Есть страны, которые претендуют на место в СБ, которое они никогда не получат, мы об этом уже сказали прямо. В частности, Германия и Япония. Не видать места постоянного членства в СБ — не только как своих ушей, но и всего остального. Это уже очевидный факт", — добавил Небензя.

Совбез ООН — постоянно действующая структура организации, на которую возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В Совбезе всегда заседают 15 стран — пять постоянных членов и десять временных. Постоянные члены: Россия, США, Великобритания, Китай и Франция. Они обладают правом вето. Десять остальных членов СБ избираются на два года. В прошлом году Индия и ряд других стран были избраны в числе непостоянных членов СБ ООН на 2021-2022 годы, и в августе этого года Индия председательствовала в организации.

Наряду с Бразилией, Германией и Японией Индия входит в "Группу четырех" (G4) — группу стран, чьи масштабы развития сопоставимы с постоянными членами СБ ООН и требуют постоянного членства в организации. В ходе саммита "Группы четырех" главы МИД Бразилии, Германии, Индии и Японии призвали к реформе Совета Безопасности ООН и подтвердили поддержку друг друга в получении мест постоянных членов Совбеза.
#2 | 2 дня 3 ч назад | Кому: Всем
Но почему?!?! Ведь они боролись с коммунизмом!!
#3 | 2 дня 2 ч назад | Кому: Всем
- Мы, немцы, мирный народ. Но всему есть предел!!! (С)
igrov
очень сильно горяч »
#4 | 2 дня 1 ч назад | Кому: Всем
> Не видать места постоянного членства в СБ — не только как своих ушей, но и всего остального.

Что этот нигер унтерменш себе позволяет?!!
uBAH
интеллектуал »
#5 | 2 дня назад | Кому: Всем
Две оккупированные территории, которые регулярно стреляют себе в ногу.
buba
надзор »
#6 | 1 день 23 ч назад | Кому: Всем
Странно, что Россию до сих пор не лишили права голоса в ООН.
#7 | 1 день 23 ч назад | Кому: buba
время не настало еще, когда с Китаем война начнется, то выпиздят всех неугодных из СБ ООН и глазом не моргнут.
#8 | 1 день 22 ч назад | Кому: buba
> Странно, что Россию до сих пор не лишили права голоса в ООН.

Не буду напоминать историю Лиги Наций... :)
#9 | 1 день 22 ч назад | Кому: Baltijalv.lv
Эта история относительно скоро повторится
#10 | 1 день 22 ч назад | Кому: buba
для исключения России из ООН требуется рекомендация Совета безопасности.

Согласно Уставу, по непроцедурным вопросам решения СБ ООН принимаются 9 голосами, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Если государство — член СБ ООН выносит на его рассмотрение проект решения об исключении России из состава ООН, то разумеется, Россия проголосует против такого решения. Кроме того, с очень высокой степенью вероятности и Китай выскажется против – как минимум по двум основаниям:

чтобы избежать прецедента, который затем мог бы быть использован против самого Китая;
из-за нежелания лишиться удобного союзника, за спиной которого китайцы на протяжении многих лет привыкли прятаться в СБ ООН.
Не секрет, что именно российская дипломатия все последние десятилетия брала на себя главный удар критики со стороны Запада, защищая в том числе и китайские позиции в ООН, позволяя Пекину в то же время демонстрировать гораздо большую гибкость, сговорчивость и адекватность.

Некоторые авторы указывают (например), что вышеприведенный сценарий может быть легко нейтрализован ссылкой на пункт 3 статьи 27 Устава. В нем говорится, что при голосовании в СБ ООН по разрешению споров «сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы 6 и на основании пункта 3 статьи 52».

Здесь надо отметить, что русский перевод может ввести в заблуждение. Легко подумать, будто сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования, потому что так предписывает глава 6 Устава («на основании главы 6»). Глава 6 посвящена мирному урегулированию споров. Однако английский вариант пункта 3 статьи 27 дает более четкую картину:

Decisions of the Security Council on all other matters shall be made by an affirmative vote of nine members including the concurring votes of the permanent members; provided that, in decisions under Chapter VI, and under paragraph 3 of Article 52, a party to a dispute shall abstain from voting.

То есть воздерживается сторона спора только при голосовании по вопросам, относящимся к главе 6 и пункту 3 статьи 52. Голосования в СБ ООН по агрессии России против Украины проходят не по шестой, а по седьмой главе Устава — «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Это отчетливо видно по состоявшимся голосованиям в СБ ООН в 2022 г.

26 февраля США и Албания представили в СБ ООН проект резолюции с осуждением агрессии России против Украины. Проект заблокирован Российской Федерацией.

30 сентября 2022 г. США и Албания представили проект резолюции СБ ООН с осуждением «референдумов» в Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областях Украины. Проект был также заветирован Россией.

Тем более глава 6 не имеет отношения к вопросу об исключении государства из ООН, поскольку речь не идет о споре между государствами.

Другой способ изменить положение дел в ООН — внести поправки в Устав. Как известно, в Уставе ООН до сих пор в качестве постоянных членов СБ ООН числится СССР – наряду с Китайской Республикой. Однако и здесь сторонников исключения России подстерегают трудности, заложенные основателями ООН: поправки к Уставу принимаются двумя третями голосов Генеральной ассамблеи и затем должны быть ратифицированы двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов СБ ООН (статья 108). Любые изменения Устава, принятые Генеральной конференцией членов ООН, также должны быть ратифицированы всеми постоянными членами СБ ООН. Как легко догадаться, Россия ни при каких обстоятельствах не пойдет на такой шаг и добровольно себя из ООН не исключит.

Все это не должно вызывать никакого удивления, поскольку создатели ООН не предусматривали в принципе никакой возможности лишить постоянного члена СБ ООН такого статуса.

«Прецедент» исключения Тайваня в 1971 г. и замены его на КНР, на который также часто ссылаются, не подходит. Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (1971) «постановляет восстановить Китайскую Народную Республику во всех ее правах и признать представителей ее правительства единственными законными представителями Китая в Организации Объединенных Наций…». В 1971 г. речь шла не об исключении из СБ постоянного члена — Китай в любом случае сохранял этот статус, — а о замене одних представителей Китая в ООН, то есть тайваньских гоминдановцев, на других — представляющих Китайскую Народную Республику.

Апелляция украинцев к тому, что Россия никогда не была принята формально в состав ООН и поэтому не имеет права находиться в СБ ООН, также небезупречна. В международных отношениях существует понятие «устоявшаяся практика» (established practice), закрепленное, в частности, в Венской конвенции о праве международных договоров. Если государства на протяжении многих лет выполняют определенные неформальные процедуры и не высказывают никаких претензий к упомянутым процедурам, то их легитимность не ставится под сомнение.

В свете этого заявление Украины о «неконституционности» пребывания России в ООН после 30 лет отсутствия возражений против этого факта (в т. ч. у самой Украины) с точки зрения устоявшейся практики выглядит безосновательно. Весьма вероятно, что такой подход не вызовет энтузиазма у многих членов ООН.

При желании можно углубиться в дебаты о необходимости, в случае исключения России, пересмотра всех принятых с участием Москвы решений ООН, в т. ч. результатов голосования в СБ ООН, Генассамблее и прочих органах, кадровых назначений в Секретариате ООН и специализированных учреждениях, финансовых вопросов и т. п.

Политические последствия исключения РФ из ООН
Гипотетическое исключение России из СБ ООН откроет вакансию в составе постоянных членов СБ. Кто из государств окажется достойным занять это место?

Как известно, разговоры о необходимости реформирования ООН идут с начала 1990-х годов. В частности, были предложения увеличить число постоянных членов СБ. Наиболее очевидными кандидатами являются Индия, Бразилия, Германия, Япония, Южная Африка и Индонезия. Если освобождается одно место постоянного члена СБ ООН, за него неминуемо разгорится борьба.

Нетрудно представить, как эта борьба повлияет на деятельность ООН. Обострение противоречий между лагерями сторонников того или иного кандидата чревато торможением, а то и параличом Генеральной ассамблеи и других главных органов ООН. За примером далеко ходить не надо — автор этих строк имел возможность лично наблюдать продолжающийся уже 25 лет застой в работе Конференции по разоружению в Женеве, вызванный непримиримыми подходами государств-участников к решению ключевых проблем международной безопасности.

Поляризация стран отразится и на распределении голосов в специализированных учреждениях ООН, что также, вполне вероятно, приведет к осложнению их работы и даже возможной остановке деятельности из-за, например, невозможности принятия решения по бюджетным вопросам.

Важно помнить, что для большинства развивающихся государств ООН — это не только уникальная возможность быть услышанными остальными странами и обозначить свои проблемы и озабоченности, но и важный канал получения гуманитарного, технического и иного содействия в социально-экономической сфере и области устойчивого развития, в смягчении последствий изменения климата и т. д., в том числе для достижения Целей устойчивого развития 2030. Общая оценка инвестиций в решение этих амбициозных задач составляют $5-7 трлн. ООН и ее учреждения играют далеко не последнюю роль в привлечении этих средств. При раздрае в ООН осуществление программ содействия окажется под большим вопросом. Разумеется, развивающиеся государства, а их в ООН большинство, такая перспектива совсем не обрадует.

Если Россия каким-то образом перестает быть членом ООН, то на сложившуюся политическую реальность вокруг Украины это вряд ли позитивно повлияет. Безусловно, СБ ООН будет свободен от российского вето, но оно останется у Китая. И даже если представить, что Китай не блокирует резолюцию о «принуждении России к миру», и СБ ООН санкционирует военную или «миротворческую» операцию против России, сложно представить практические последствия такого шага.

Ядерное оружие у России никуда не денется и по-прежнему будет сдерживать любые попытки силового давления на нее. Думается, что Китай сможет согласиться (и то далеко не факт) на такие радикальные шаги только в случае качественного ухудшения военно-политической ситуации, например, в случае применения Россией ядерного оружия.

Исключение России из ООН позволит нынешнему российскому руководству полностью отказаться от выполнения обязательств по договорам и конвенциям ООН, в частности, касающихся нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Россия сможет совершенно «законно» распространять ОМУ и технологии его производства среди всех желающих. То же касается и обязательств по борьбе с терроризмом, наркоторговлей и прочими транснациональными преступлениями.

Наконец, прецедент исключения из ООН вызовет огромное количество вопросов к самой ООН со стороны многих государств. Найдутся желающие пошантажировать тот же Запад — главный источник финансирования ООН — выходом из ООН вслед за Россией, если они не получат каких-либо дополнительных преференций. Такой сценарий с большой долей вероятности приведет к разрушению ОООН: демонстративный выход трех-четырех стран может спровоцировать лавинообразную реакцию.

Оценивая перспективы исключения России из ООН, нельзя забывать и о распространенности среди многих развивающихся государств антизападных и антиамериканских настроений. Попытки исключить Россию из ООН многими будут восприняты не как желание наказать агрессора, а как стремление свести счеты с государством, которое «противостоит „неоколониальной“ политике Запада».

Инициатива исключения России из ООН несет в себе потенциал полной деградации и разрушения ООН, которая, несмотря на ряд справедливых к ней претензий, все еще выполняет много важных задач. Можно предположить, что украинская инициатива вряд ли получит поддержку большинства государств — членов ООН и останется одним из способов политического давления на Россию.
#11 | 1 день 21 ч назад | Кому: Пальтоконь
> Эта история относительно скоро повторится

Вотт именно!
buba
надзор »
#12 | 1 день 21 ч назад | Кому: маркуша
> для исключения России из ООН требуется рекомендация Совета безопасности.

А для изменения территориальной целостности украины, необходимо проводить всеукраинский референдум.

Если Россию можно забанить на олимпиаде и ввести экономические ограничения, точно так же можно выпиздить и из ООН. Потом сказать: если считаете это решение неправомерным, подавайте в суд. Только суда такого нет, а если бы был, то решение он принял бы известно какое и, в любом случае, этим решением подтёрлись бы.
oxxxo
надзор »
#13 | 1 день 5 ч назад | Кому: Всем
Вот если бы постпред России при ООН Василий Небензя заявил "Мы пошутили" и поменял табличку на столе...
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.