В редкие минуты отдыха от беготни между операционными столами для отвлечения мозга почитываю новости. И слежу за дискуссией резко развернувшейся в последние дни после высказываний мусульманского какого-то босса на предмет многожёнства.
И вот я что хочу рассказать. В месте, где мы стоим сейчас, каждое утро, к нам приезжает Матушка местного монастыря и привозит свежую выпечку (пирожки, вкусные бутерброды прям с изыском, кексы или еще какие то вилы вкусностей) и всегда говорит, вот, для медиков и для раненных, мясо воинам и медикам батюшка разрешил, и пост не держать, и всем ребятам можно и православным и мусульманам, свинины мы там не кладëм.
Зимой 22-23 года, когда было очень туго и с медикаментами и с оборудованием, постоянно приезжали батюшки с энтузиастами -прихожанами, появлялись они с всегда с записной книжкой и спрашивали, что нам надо и чем могут помочь. Потом так же исчезали, а через несколько дней привозили, то, что обещали. Если сред раненных или персонала были верующие, которым была необходима какая то духовная помощь, или просьба, всегда беседовали, поддерживали.
Но ведь у нас в армии кроме православных очень много людей других религий.
И я видел как тщательно ребята мусульмане скрывали свою обиду, что вот к ним никто не приедет и не спросит как у них дела. Про большее я вообще молчу. Я был несколько раз прикомандирован к подразделениям Южного военного округа. Гуманитарную помощь туда привозили батюшки и прихожане православных приходов мусульманских регионов, за более чем полгода ни одного муллы или муфтия Я там не видел.
И это при том, что простые люди мусульмане очень активно участвовали. Собирали посылки, передавали вкуснейший мед, сладости Кавказа вообще не переводились на столе. Но серьёзные духовные лица в чалмах ну вот ни разу не посетили... Вы скажите что я не могу говорить за все места... Но вот не задача, во всех местах, где я был ВЕЗДЕ приезжали попы. Муллу я не видел не одного!
И вот я хочу что понять... Вот воины мусульмане, а они достойные ребята, которые защищают свою страну и защищают в том числе свою веру, вот такое отношение к ним это нормально? Или для духовных лиц эти воины не свои? Не за ту веру воюют? Почему когда в стране столько насущных задач, единственное, чем отличился известный муфтий - это скандал и разделение страны и ему как бы ок... Ну там фетву отменили, пальчиком погрозили. Времени приехать к мусульманам, от дающим здоровье и жизнь нет, а разжигать это прям всегда за... Обидно мне за мусульман. Я вижу каждый день вокруг себя достойнейших сынов их веры, а потом смотрю на отношение к ним и ничего не понимаю...
В общем я многое не понимаю... Но то что я вижу меня не устраивает.
> серьёзные духовные лица в чалмах ну вот ни разу не посетили
Мусульманские священнослужители - это не "пастыри", не "святые отцы" и не "духовные наставники". Это чиновники и функционеры от религии. Мусульманину для общения с Аллахом не нужны посредники в виде "батюшек". Соответственно, Церкви как института в Исламе тоже нет.
Обида рядовых мусульман на то, что "к ним никто не приедет и не спросит как у них дела" из их служителей культа, выглядит несколько странно, ведь они должны по определению знать подобные нюансы. Чисто по-человечески - да, обидно, но никак не с точки зрения их религии.
> Мусульманские священнослужители - это не "пастыри", не "святые отцы" и не "духовные наставники". Это чиновники и функционеры от религии.
Коран в оригинале могут читать далеко не все мусульмане. И даже среди тех кто может, далеко не все способны понять.
Поэтому толкованием святого писания занимаются целые советы муфтиев, а доведением истолкованного до обывателей занимается множество "чиновников" низшего звена.
В итоге, условный мулла в жизни условного мусульманина играет довольно заметную роль.
А тут вдруг остались без него.
> Это чиновники и функционеры от религии. Мусульманину для общения с Аллахом не нужны посредники в виде "батюшек". Соответственно, Церкви как института в Исламе тоже нет.
В Казани посылки мобилизованным собирали прямо в храме (в пригородных Куюках), а отвозили батюшка с муллой. Позже батюшку разжаловали (вроде за драку, но это не точно) и он уехал на войну добровольцем.
> Позже батюшку разжаловали (вроде за драку, но это не точно) и он уехал на войну добровольцем
За драку могут отправить в запрет: он остается священником, но служить не может. За более тяжелые нарушения могут извергнуть из сана, но это прям очень серьезно надо накосячить.
Но тут вообще сложно гадать, да наверное не нужно.
> ведь они должны по определению знать подобные нюансы.
Смотрел у Клима Саныча ролик, посвящённый вере и верующим. Давненько было... Там, правда, больше на примере православия рассматривалась тема. Клим Саныч, если не ошибаюсь, с десяток условий формулировал, при соблюдении которых тебя могу считать верующим человеком. И вывод делается, что у нас верующих с гулькин нос. Народ в основном "в церковь ходють", а не веруют в бога. И причина тому - навязчивая реклама. Так вот, к чему я... Мусульмане чем хуже? Такие же "жертвы" рекламы. Думают, что верят в аллаха, а как спроси что-нибудь из корана, так не в зуб ногой.
Не хайпа ради, информации для: одно из уважаемых мною общественных движений подготовило и выпустило материал для помощи бойцам и командирам, включающим в себя православные, мусульманские и буддийские молитвы воинов.
Если нужно, выложу
Нет, именно извержение:
> Изверже́ние из сана[греч. καθαίρεσις] – самое суровое наказание духовного лица за нарушение служебных обязанностей и тяжёлые грехи.
>
> Извержение из сана как крайняя степень наказания для клирика упоминается уже в ряде Апостольских правил (Ап. 12, 13, 32, 51; а также по конкретному поводу: Ап. 3, 5, 25, 30, 31, 35, 57). Так же об извержении из сана говорят правила: Правило 21 Шестого Вс. Собора, Правило 3 свт. Василия Великого.
>
> Извержение из сана совершается по причинам:
>
> блудодеяния (Ап.25; Васил.3, 32, 51, 70);
> вступления после хиротонии в брак (Трул.6);
> избиения, даже и лица виновного (Ап.66);
> исполнения государственных должностей и военной службы и т.п. мирских попечений (Ап.6; Ап.81; Двукр.11);
> клятвопреступления (Ап.25);
> неверия, инаковерия, уклонения в ереси или расколы (Васил.73);
> прекращения возношения за богослужением имени своего епископа (в т.ч. патриарха или митрополита) и т.о. учинения раскола (Двукр.13, 14, 15);
> приобретения священства по ходатайству властей (Ап.30);
> присутствия на позорищных мероприятиях (например, на конных состязаниях, в питейных заведениях) (Ап.54);
> пьянства, увлечения азартными играми (Ап.43);
> симонии, приобретения священства за деньги (Ап.29);
> содержания корчемниц, ростовщичества (Трул.9, 10).
> татьбы, воровства (преступного похищения чего-либо или насильственного отнятия) (Ап.25);
> убийства, хотя бы и невольного или для самозащиты (Ап.66);
> участия в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодевания мужчин в женские одежды, надеванием масок (Трул.62);
Дак женщины сейчас в платьях почти не ходят.
Сейчас женщины в основном одеты в джинсы, спортивки, разные брюки. Даже юбки не так часто, а уж платья вообще почти не носят.
Но если так рассуждать, то и врачебный халат (тоже кстати спецодежда) можно женской одеждой обозвать.
Вроде бы в православии больше обращаются с молитвами к святым, чем к богу. По специализации, так сказать.
Хотя мне не очень понятно, зачем ему столько замов, когда можно напрямую к богу обращаться, ведь у него же вездесущность и всемогущность.
> Тем не менее платье воспринимается, как женская одежда
Поповскую одежду, что не говори, вряд ли воспринимают как женскую. Скорее могут принять за странных реконструкторов!!!
> Церковные правила, очевидно, никого, кроме церковников, не касаются. Врачи не декларируют извержение из своих рядов по одёжке.
Тут не совсем понял.
Но да, понятно, что церковное облачение - это сугубо внутренняя особенности. У нас в городе священники по улицам перемещаются в обычной одежде, а облачаются только на службах. Но знаю, что не везде так, где-то и кто-то ходит в священническом облачении постоянно.
> Вроде бы в православии больше обращаются с молитвами к святым, чем к богу. По специализации, так сказать.
Не сказал бы. Тем более начала молитвенных правил и часов примерно одинаковое. Там будут молитвы Богу. Ну а так да, ко святым обращаются, в основном к тем, что нравятся. Ну и есть "специализация": скажем если какой-то святой страдал пьянством, но потом избавился от этого, то логично попросить его помощи, мол "ну ты ж меня понимаешь". Ну или с учебой проблемы были (как у Сергия Радонежского или Иоанна Кронштадтского), то будут в таких же проблемах обращаться к ним.
> остается священником, но служить не может
> Человек становится мирянином. Ну или точнее расстригой.
Так остаётся он или не остаётся священником после драки?
(под "остаётся священником" я разумею именно "работает священником", "исполняет функциональные обязанности священника")
> У Пушкина кот учёный появился после посещения медресе в Гурзуфе. Там стоит дубовая кафедра отгороженная золотой цепью
Вроде «Руслан и Людмила» была написана до поездки в Крым. Но миф забавный. Данных о существовании в Гурзуфе медресе с дубовой кафедрой и золотой цепью в те времена я что-то не находил.
> Это когда не лишают сана, но запрещают вести службы
Какое-то странное, на мой взгляд, наказание: "Тебе, Петров, как алкашу и прогульщику запрещается разгружать фуры, но числиться ты будешь по-прежнему грузчиком и получать соответствующую з/п!"
Насчёт зарплаты я не знаю. Снимается запрещенный в служении священник с довольствия или нет. Но вообще служение - это без преувеличения смысл жизни священника. Настоящие священники служат не из-за денег. И запрещение вести службы это тяжелое наказание. А лишение сана - тем более.
У меня на малой исторической родине похожий случай был. Только без секты. Старый и молодой священник в храме рассорились. Старый ушел новый храм строить. И очень много прихожан ушли за ним. Неправильно это на самом деле. И когда на службу ходят не в храм, а "к батюшке", и когда на исповедь ходят не к одному, а ко второму, потому что он добрее. И всё такое. Но что делать. Священники тоже люди и тоже не идеальны. Как мне говорил старый батюшка неоднократно после моей исповеди, "ну вот, про меня вы всё рассказали, давайте теперь про вас".
> Вроде бы в православии больше обращаются с молитвами к святым, чем к богу. По специализации, так сказать.
У меня предложение: когда кто-то что-то пишет на религиозные темы, пусть указывает источник. Типа, "я слышал это у Клим Саныча Жукова". Или: "я про это читал в газете "Крыжопольская правда". А то непонятно, откуда люди нахватались всякой ерунды.
> Так остаётся он или не остаётся священником после драки?
Тут как в на коммунистическом партсобрании: есть основания исключить из партии, но если человек проявлял себя достойно, заявил, что встал на путь исправления, и вышестоящее руководство не имеет на него зуба, а наоборот заинтересовано в нём, то погрозят пальцем, вынесут предупреждение, но исключать не буду.
В Церкви для это даже термин придумали:
> Икономи́я (от греч. οἰκονομία — устроение дома, дел) — в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Противоположностью икономии является акривия.
>
> В частном случае, икономия — это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех. Избежание таких последствий и является целью отмены пастырем епитимии за проступок. Икономия даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.
> Какое-то странное, на мой взгляд, наказание: "Тебе, Петров, как алкашу и прогульщику запрещается разгружать фуры, но числиться ты будешь по-прежнему грузчиком и получать соответствующую з/п!"
На сколько я сталкивался, такому священнику, если запрет на служение временный, дают другое послушание (т.е. работу). Например, быть чтецом, певчим или др.
Или могут отправить в запрет с предложением найти место в другой епархии. Мол с тамошним епископом договоришься, запрет снимем и едь туда.
Это хорошо что термин придумали, но я никак не услышу ответ на мой самый первый вопрос?
Чем должен заниматься отстранённый от служения, но при этом не уволенный поп? Получает ли он при этом зарплату (или как она там у них по древнегречески называется)?
Отстраненный на время скорее всего получит другое послушание (с соответствующим денежным довольствием, хотя теоретически могут и на усмотрение епископа). Мы так нашему бате скидывались копейкой, когда его епископ даже не в запрет, а на бедный деревенский приход определил.
При этом идеальным устройством прихода на мой взгляд является когда есть община, которая платит десятину (или делает взносы другого размера), приходом управляет выборный председатель, деньгами заведует выбранный бухгалтер. А священник отвечает только за проведение служб и получает назначенную ему прихожанами зарплату.
Но это мечты, ибо у нас как в ТСЖ никто не хочет вникать, так и в приходе также.
надзор »
В редкие минуты отдыха от беготни между операционными столами для отвлечения мозга почитываю новости. И слежу за дискуссией резко развернувшейся в последние дни после высказываний мусульманского какого-то босса на предмет многожёнства.
И вот я что хочу рассказать. В месте, где мы стоим сейчас, каждое утро, к нам приезжает Матушка местного монастыря и привозит свежую выпечку (пирожки, вкусные бутерброды прям с изыском, кексы или еще какие то вилы вкусностей) и всегда говорит, вот, для медиков и для раненных, мясо воинам и медикам батюшка разрешил, и пост не держать, и всем ребятам можно и православным и мусульманам, свинины мы там не кладëм.
Зимой 22-23 года, когда было очень туго и с медикаментами и с оборудованием, постоянно приезжали батюшки с энтузиастами -прихожанами, появлялись они с всегда с записной книжкой и спрашивали, что нам надо и чем могут помочь. Потом так же исчезали, а через несколько дней привозили, то, что обещали. Если сред раненных или персонала были верующие, которым была необходима какая то духовная помощь, или просьба, всегда беседовали, поддерживали.
Но ведь у нас в армии кроме православных очень много людей других религий.
И я видел как тщательно ребята мусульмане скрывали свою обиду, что вот к ним никто не приедет и не спросит как у них дела. Про большее я вообще молчу. Я был несколько раз прикомандирован к подразделениям Южного военного округа. Гуманитарную помощь туда привозили батюшки и прихожане православных приходов мусульманских регионов, за более чем полгода ни одного муллы или муфтия Я там не видел.
И это при том, что простые люди мусульмане очень активно участвовали. Собирали посылки, передавали вкуснейший мед, сладости Кавказа вообще не переводились на столе. Но серьёзные духовные лица в чалмах ну вот ни разу не посетили... Вы скажите что я не могу говорить за все места... Но вот не задача, во всех местах, где я был ВЕЗДЕ приезжали попы. Муллу я не видел не одного!
И вот я хочу что понять... Вот воины мусульмане, а они достойные ребята, которые защищают свою страну и защищают в том числе свою веру, вот такое отношение к ним это нормально? Или для духовных лиц эти воины не свои? Не за ту веру воюют? Почему когда в стране столько насущных задач, единственное, чем отличился известный муфтий - это скандал и разделение страны и ему как бы ок... Ну там фетву отменили, пальчиком погрозили. Времени приехать к мусульманам, от дающим здоровье и жизнь нет, а разжигать это прям всегда за... Обидно мне за мусульман. Я вижу каждый день вокруг себя достойнейших сынов их веры, а потом смотрю на отношение к ним и ничего не понимаю...
В общем я многое не понимаю... Но то что я вижу меня не устраивает.