Умственные способности взрослых жителей развитых стран падают. Из-за этого они меньше зарабатывают, не удовлетворены жизнью и остаются в стороне от политических процессов. «Холод» рассказывает о главных выводах масштабного исследования, проведенного более чем в 30 странах.
Исследователи из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) задались вопросом, что происходит с базовыми интеллектуальными навыками людей — такими как грамотность, счет и умение находить решения проблем — на фоне стремительного развития технологий. И хотя с первого взгляда может показаться, что умение считать и писать без ошибок сейчас не так важно, потому что у каждого в телефоне есть калькулятор и автоисправление, авторы доклада заявляют, что эти три навыка являются ключевыми как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.
В отчете утверждается, что грамотность дает людям возможность обрабатывать информацию, эффективно общаться и участвовать в общественной жизни. Умение считать лежит в основе принятия решений, финансовой грамотности и способности интерпретировать сложные данные. А навыки решения проблем позволяют людям адаптироваться, создавать новые технологии и использовать их. Все это способствует профессиональному успеху, а также борьбе с неравенством, укреплению социальной сплоченности и вовлечению людей в политическую жизнь.
В исследовании приняли участие люди из 31 государства: почти всех стран-членов ЕС, США, Канады, Японии, Израиля, Новой Зеландии, Чили и других. Были опрошены около 160 тысяч взрослых в возрасте от 16 до 65 лет. Вопросы, которые задавали респондентам, не были абстрактными головоломками, тестами на орфографию или арифметическими задачами: в них были представлены проблемы, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни.
Организация выяснила, что взрослые в среднем действительно теряют базовые навыки. Пятая часть испытуемых показала себя как неуспевающая по всем трем критериям. Издание The Economist даже сравнивает их способности в математике и чтении с навыками детей из начальной школы.
За 10 лет средний уровень грамотности вырос только в Финляндии и Дании. Во всех остальных странах он остался на том же уровне или снизился. Наибольшее падение произошло в Южной Корее, Новой Зеландии, Литве и Польше.
Что касается арифметики, то тут дела обстоят лучше. В восьми странах взрослые справляются со счетом эффективнее, чем в 2013 году: наибольший прирост баллов зафиксирован в Финляндии и Сингапуре. Однако снижение уровня произошло в практически стольких же странах, что и рост, сильнее всего — в Литве и Польше. В 2023 году финны также продемонстрировали самый высокий уровень адаптивного решения проблем. Самый низкий — в Чили.
Финляндия, Япония, Нидерланды, Норвегия и Швеция являются странами с наилучшими показателями во всех трех областях, которые изучают в ОЭСР. А 11 стран — Чили, Хорватия, Франция, Венгрия, Израиль, Италия, Южная Корея, Литва, Польша, Португалия и Испания — продемонстрировали результаты ниже среднего во всех категориях.
Снижение базовых навыков в первую очередь происходит среди тех 10%, что и ранее показывали наихудшие результаты. У людей с высокими показателями все наоборот: их способности растут. Это демонстрирует увеличивающийся разрыв между разными слоями населения. Наибольший уровень неравенства по этому показателю в 2023 году зафиксирован в Сингапуре и США.
Мигранты, гендерное равенство и образование
Демографические изменения частично объясняют эти процессы: иммигрантов становится больше, а местное население стареет. В ОЭСР сообщили, что почти во всех странах взрослые, которые родились за границей и переехали, и правда менее грамотны, чем местные.
Самый большой разрыв между коренным населением и иностранцами был зафиксирован в Финляндии, Германии, Дании и Нидерландах. Намного меньше — в Ирландии, Чили и Новой Зеландии. В некоторых местах увеличение доли приезжих совпало со снижением среднего уровня грамотности. Впрочем, эти изменения заметны, но относительно невелики.
Женщины стали более грамотными и даже обогнали мужчин в этой сфере. Однако у мужчин все еще в среднем лучше обстоят дела со счетом, хотя в Чили, Израиле и США зафиксировали рост арифметических навыков среди женщин. Все это сокращает гендерный разрыв, который наблюдался ранее.
В среднем 55–65-летние демонстрируют худшее владение базовыми навыками, чем молодые, во всех оцениваемых областях. Наилучшие результаты показали люди в возрасте 25–34 лет, за ними идут 16–24-летние.
Высшее образование положительно влияет на все три навыка: люди, окончившие университет, показали более высокие результаты, чем взрослые со средним образованием или вообще без него. Однако если рассматривать только взрослых, получивших диплом вуза, то и среди них зафиксировали падение уровня грамотности. За последнее десятилетие он увеличился только в Финляндии. Значительное снижение было зафиксировано в Южной Корее, Литве и Словакии.
Образованность родителей и социально-экономическое положение семьи по-прежнему сильно влияют на грамотность человека — особенно это видно в Германии: наличие хотя бы одного родителя с высшим образованием значительно улучшало результаты тестирования.
Исследование также затрагивает роль базовых навыков в работе и жизни. Люди, продемонстрировавшие хорошие результаты по всем трем пунктам, с большей вероятностью находят работу, получают высокую зарплату, удовлетворены жизнью и здоровьем. В Швейцарии, Чехии, Японии, Швеции и Финляндии взрослые, преуспевшие в математике, более уверены в себе и активны как граждане. При этом многие взрослые с низкими результатами чувствуют себя оторванными от политических процессов, что становится серьезной проблемой для современных демократий.
В отчете сообщается, что около трети работников в странах ОЭСР не соответствуют требованиям на своей работе с точки зрения квалификации и образования. 10% испытуемых говорят, что у них нет навыков, необходимых для их деятельности: чаще всего они упоминают уровень владения цифровыми устройствами. В то же время избыточная квалификация встречается чаще, чем недостаточная, во всех странах, кроме Эстонии, Финляндии, Японии и Норвегии.
Изменение подхода к образованию
В чем именно причина снижения умственных способностей населения, ученые однозначно не говорят. Однако они уверены: чтобы остановить падение, нужно изменить подход к образованию и трудоустройству. Это поможет не только отдельно взятым людям в поиске работы и повышении самооценки, но и экономической устойчивости стран и социальной сплоченности.
Улучшение школьного образования — самый верный способ воспитать более способных взрослых, говорят исследователи. Результаты взрослых англичан хуже, чем молодых, и это может быть следствием реформ, которые усложнили экзамены для подростков. США же убирают тестирование в школах, но позиция страны в рейтинге также ухудшается. Другое исследование, проведенное в Штатах, подтверждает эту тревожную тенденцию — показатели IQ у американцев постепенно снижаются.
Правительствам также необходимо заняться развитием образования для взрослых, чтобы дать шанс тем, кто бросил учебу или решил сменить вид деятельности, уверены в ОЭСР. Кроме того, это может помочь мигрантам интегрироваться. Сейчас на переквалификацию и допобразование выделяют минимальные бюджеты, хотя у людей с самыми слабыми навыками, как правило, меньше всего времени и денег на саморазвитие. Инвестируя в умственное развитие населения, правительства будут поддерживать процветание как отдельных людей, так и стран в целом.
Ну кто бы мог подумать, что если выращивать квалифицированных потребителей, то для них любое изменение в окружающей действительности, самое незначительное, это непреодолимые трудности.
А заговорили об этом только потому что внезапно это стало влиять на чьи-то доходы.
А какой был отличный план: щас мы вырастим дебилушек, которые ровно свою работу делать умеют, а всё остальное для них непостижимая тайна и самое главное - думать самостоятельно они не умеют. И будут они работать свою работу очень хорошо, а всё остальное на всю зарплату покупать, причём именно то, что мы им прямо сейчас хотим продать.
> Ну кто бы мог подумать, что если выращивать квалифицированных потребителей, то для них любое изменение в окружающей действительности, самое незначительное, это непреодолимые трудности.
Ну в тексте указано, что среди образованного населения уровень наоборот растет. А падает среди тех, у которых и так все было плохо. Плюс указано, что коренное население стран справляется лучше, чем понаехавшие.
Отсюда простой давно известный вывод - проблема исключительно в том, что "умные" размножаются медленнее "тупых", плюс в обследованных странах проблема неквалифицированных мигрантов остро стоит. То есть в целом проблем с образованием по результатам-то не прослеживается, проблема с его доступностью в масштабах "шарика" при наличии условно свободной миграции.
надзор »
Исследователи из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) задались вопросом, что происходит с базовыми интеллектуальными навыками людей — такими как грамотность, счет и умение находить решения проблем — на фоне стремительного развития технологий. И хотя с первого взгляда может показаться, что умение считать и писать без ошибок сейчас не так важно, потому что у каждого в телефоне есть калькулятор и автоисправление, авторы доклада заявляют, что эти три навыка являются ключевыми как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.
В отчете утверждается, что грамотность дает людям возможность обрабатывать информацию, эффективно общаться и участвовать в общественной жизни. Умение считать лежит в основе принятия решений, финансовой грамотности и способности интерпретировать сложные данные. А навыки решения проблем позволяют людям адаптироваться, создавать новые технологии и использовать их. Все это способствует профессиональному успеху, а также борьбе с неравенством, укреплению социальной сплоченности и вовлечению людей в политическую жизнь.
В исследовании приняли участие люди из 31 государства: почти всех стран-членов ЕС, США, Канады, Японии, Израиля, Новой Зеландии, Чили и других. Были опрошены около 160 тысяч взрослых в возрасте от 16 до 65 лет. Вопросы, которые задавали респондентам, не были абстрактными головоломками, тестами на орфографию или арифметическими задачами: в них были представлены проблемы, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни.
Организация выяснила, что взрослые в среднем действительно теряют базовые навыки. Пятая часть испытуемых показала себя как неуспевающая по всем трем критериям. Издание The Economist даже сравнивает их способности в математике и чтении с навыками детей из начальной школы.
За 10 лет средний уровень грамотности вырос только в Финляндии и Дании. Во всех остальных странах он остался на том же уровне или снизился. Наибольшее падение произошло в Южной Корее, Новой Зеландии, Литве и Польше.
Что касается арифметики, то тут дела обстоят лучше. В восьми странах взрослые справляются со счетом эффективнее, чем в 2013 году: наибольший прирост баллов зафиксирован в Финляндии и Сингапуре. Однако снижение уровня произошло в практически стольких же странах, что и рост, сильнее всего — в Литве и Польше. В 2023 году финны также продемонстрировали самый высокий уровень адаптивного решения проблем. Самый низкий — в Чили.
Финляндия, Япония, Нидерланды, Норвегия и Швеция являются странами с наилучшими показателями во всех трех областях, которые изучают в ОЭСР. А 11 стран — Чили, Хорватия, Франция, Венгрия, Израиль, Италия, Южная Корея, Литва, Польша, Португалия и Испания — продемонстрировали результаты ниже среднего во всех категориях.
Снижение базовых навыков в первую очередь происходит среди тех 10%, что и ранее показывали наихудшие результаты. У людей с высокими показателями все наоборот: их способности растут. Это демонстрирует увеличивающийся разрыв между разными слоями населения. Наибольший уровень неравенства по этому показателю в 2023 году зафиксирован в Сингапуре и США.
Мигранты, гендерное равенство и образование
Демографические изменения частично объясняют эти процессы: иммигрантов становится больше, а местное население стареет. В ОЭСР сообщили, что почти во всех странах взрослые, которые родились за границей и переехали, и правда менее грамотны, чем местные.
Самый большой разрыв между коренным населением и иностранцами был зафиксирован в Финляндии, Германии, Дании и Нидерландах. Намного меньше — в Ирландии, Чили и Новой Зеландии. В некоторых местах увеличение доли приезжих совпало со снижением среднего уровня грамотности. Впрочем, эти изменения заметны, но относительно невелики.
Женщины стали более грамотными и даже обогнали мужчин в этой сфере. Однако у мужчин все еще в среднем лучше обстоят дела со счетом, хотя в Чили, Израиле и США зафиксировали рост арифметических навыков среди женщин. Все это сокращает гендерный разрыв, который наблюдался ранее.
В среднем 55–65-летние демонстрируют худшее владение базовыми навыками, чем молодые, во всех оцениваемых областях. Наилучшие результаты показали люди в возрасте 25–34 лет, за ними идут 16–24-летние.
Высшее образование положительно влияет на все три навыка: люди, окончившие университет, показали более высокие результаты, чем взрослые со средним образованием или вообще без него. Однако если рассматривать только взрослых, получивших диплом вуза, то и среди них зафиксировали падение уровня грамотности. За последнее десятилетие он увеличился только в Финляндии. Значительное снижение было зафиксировано в Южной Корее, Литве и Словакии.
Образованность родителей и социально-экономическое положение семьи по-прежнему сильно влияют на грамотность человека — особенно это видно в Германии: наличие хотя бы одного родителя с высшим образованием значительно улучшало результаты тестирования.
Исследование также затрагивает роль базовых навыков в работе и жизни. Люди, продемонстрировавшие хорошие результаты по всем трем пунктам, с большей вероятностью находят работу, получают высокую зарплату, удовлетворены жизнью и здоровьем. В Швейцарии, Чехии, Японии, Швеции и Финляндии взрослые, преуспевшие в математике, более уверены в себе и активны как граждане. При этом многие взрослые с низкими результатами чувствуют себя оторванными от политических процессов, что становится серьезной проблемой для современных демократий.
В отчете сообщается, что около трети работников в странах ОЭСР не соответствуют требованиям на своей работе с точки зрения квалификации и образования. 10% испытуемых говорят, что у них нет навыков, необходимых для их деятельности: чаще всего они упоминают уровень владения цифровыми устройствами. В то же время избыточная квалификация встречается чаще, чем недостаточная, во всех странах, кроме Эстонии, Финляндии, Японии и Норвегии.
Изменение подхода к образованию
В чем именно причина снижения умственных способностей населения, ученые однозначно не говорят. Однако они уверены: чтобы остановить падение, нужно изменить подход к образованию и трудоустройству. Это поможет не только отдельно взятым людям в поиске работы и повышении самооценки, но и экономической устойчивости стран и социальной сплоченности.
Улучшение школьного образования — самый верный способ воспитать более способных взрослых, говорят исследователи. Результаты взрослых англичан хуже, чем молодых, и это может быть следствием реформ, которые усложнили экзамены для подростков. США же убирают тестирование в школах, но позиция страны в рейтинге также ухудшается. Другое исследование, проведенное в Штатах, подтверждает эту тревожную тенденцию — показатели IQ у американцев постепенно снижаются.
Правительствам также необходимо заняться развитием образования для взрослых, чтобы дать шанс тем, кто бросил учебу или решил сменить вид деятельности, уверены в ОЭСР. Кроме того, это может помочь мигрантам интегрироваться. Сейчас на переквалификацию и допобразование выделяют минимальные бюджеты, хотя у людей с самыми слабыми навыками, как правило, меньше всего времени и денег на саморазвитие. Инвестируя в умственное развитие населения, правительства будут поддерживать процветание как отдельных людей, так и стран в целом.