Шемякин: из мемуаров московского купечества 19 века
vott.ru «вышел из библиотеки и увидел Аггея Даниловича Густова, только что вышедшего из сумасшедшего дома после попытки убийства горничной свой дочери, отравившейся накануне. Он был решительно разорён»...«В церкви, когда отпевали повесившегося промышленника Н-ва...я заметил приближающегося ко мне артельщика. Он подал мне телеграмму, из которой я понял, что сахарозаводчик Кудрин и его братья убиты в Орле «Отмаялись…», подумалось мне» #ПервичноеНакоплениеКапитала
#РоссияКоторуюМыПотерялиИВновьОбрели
Читаю мемуары московского купечества 19 века.
Полслова о структуре бизнесе, ни слова о политике и тонны, тонны сведений, кто кого как и где зарезал.
Плюсом идут мотивы иных страстей: все постоянно сходят с ума, регулярно стреляются, разоряются, травятся и топятся «в бурных потоках».
На удивление много экзотики: индусы-душители с Варварки, греки-ювелиры, итальянцы-гипнотизёры регулярно терроризируют Замоскворечье.
Авторы мемуаров — все как на подбор с образованием, увлечениями, научными достижениями. Но узнаешь об этих обстоятельствах или из предисловий, написанных уцелевшими потомками, или по намёкам ( «вышел из библиотеки и увидел Аггея Даниловича Густова, только что вышедшего из сумасшедшего дома после попытки убийства горничной свой дочери, отравившейся накануне. Он был решительно разорён»).
Случаи из жизни московских миллионеров, описанные ими самими, — это на уровень круче современных разборок бойких супругов.
«С Нилом Пахомовичем Сластениным я познакомился на похоронах его матери, удивительной женщины, замуровавшей себя в келье после известного случая: брат Нила Пахомовича — Евграф Пахомович убил ювелира у себя в квартире, на втором этаже которой шла помолвка его сестры — Елены Пахомовны. Пока на втором этаже звучали радостные и взволнованные голоса, Евграф Пахомович рубил на куски тело несчастного огранщика бриллиантов и рассовывал их по сундукам. Как нам известно, именно этот случай вошел в канву романа Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». Фёдор Михайлович живо интересовался подобными случаями».
Перелистываю станицу: «Профессор медицины Захарьин избил палкой беспомощного миллионера Полякова, получив 1000 рублей от железнодорожного магната фон Дервиза. Впадающий в припадки безумия фон Дервиз использовал болезнь профессора в своих мстительных целях».
Далее: «Подданные бухарского эмира — торговцы каракулем Шайбулаев и Шахзимов во время представления балета упали из ложи на сцену, где и завязалась драка с офицерами».
«В церкви, когда отпевали повесившегося промышленника Н-ва, когда архиерей раздавал присутствующим зажженные свечи, я заметил приближающегося ко мне артельщика. Он подал мне телеграмму, из которой я понял, что сахарозаводчик Кудрин и его братья убиты в Орле «Отмаялись…», — подумалось мне».
Мне бы машину времени…
Мне было бы уютно среди таких.