Неплохо бы такие производства вывезти подальше. В ВОВ справились с переносом многих заводов, а сейчас и с дорогами, и с транспортом полегче, вроде. А сейчас электроника важнейшая часть оборонной промышленности - защищать надо максимально.
> Неплохо бы такие производства вывезти подальше. В ВОВ справились с переносом многих заводов, а сейчас и с дорогами, и с транспортом полегче, вроде. А сейчас электроника важнейшая часть оборонной промышленности - защищать надо максимально.
Беспилотники не с Украины летят. Их местные мрази собирают и запускают.
Не думаю, что вывоз за Урал тут чем-то поможет. Там собирать точно так-же будут.
Вот вывести подальше за черту города, разместить в местности, где будет максимально сложно скрыть запуск беспилотников, и обеспечить более серьезное прикрытие ПВО было бы очень неплохо.
> Неплохо бы такие производства вывезти подальше. В ВОВ справились с переносом многих заводов, а сейчас и с дорогами, и с транспортом полегче, вроде. А сейчас электроника важнейшая часть оборонной промышленности - защищать надо максимально.
Времена другие. Не путай частную собственность с государственной.
Ну и на новом месте - кто землю бесплатно отдаст? Кто коммуникации бесплатно подведёт? Кто квартиры работникам подарит?
> Неплохо бы такие производства вывезти подальше. В ВОВ справились с переносом многих заводов, а сейчас и с дорогами, и с транспортом полегче, вроде. А сейчас электроника важнейшая часть оборонной промышленности - защищать надо максимально.
Оборудование без специалистов работать не будет, их тоже нужно вывезти подальше? Кто создаст им условия на новом месте, обеспечит работой супругов, а детей садиками и школами?
Я вот, совсем недавно вернулся с проекта, по строительству и запуску с 0 заводов по изготовлению отливок для одного крупного автомобилестроители, в одном из сопредельных государств. Реализуется на раз.
Это как реализуется на раз? Вкалывают роботы, а не люди? Где взять специалистов, которые готовы к перезду х.з. куда, и что им такое посулить? Неужели квартиры выдать и ЗП как в Москве.
> Я вот, совсем недавно вернулся с проекта, по строительству и запуску с 0 заводов по изготовлению отливок для одного крупного автомобилестроители, в одном из сопредельных государств. Реализуется на раз.
Построены инфраструктура, жильё, школы, садики, поликлиники, объекты культбыта? Я правильно понял реализацию "на раз"?
> может быть хоть сейчас ответственные за организацию пво, свои телеса почешут и чуть-чуть напрягуться
Имеется мнение, что в твоих письменах чувствуется дискредитация и экстремизом, ибо предполагается, что до этого некоторые неизвестные лица нихуя не делали, несмотря на отчёты, слайды и награды-премии.
> Времена другие. Не путай частную собственность с государственной.
Строили тут у нас завод "Титан Полимер". Ну как, завод, две линии, сотни три персонала. Производство пленки. Лет за пять запустили со скрипом, но даже фундамент пришлось переделывать дважды - первый вариант зимы не выдержал и потрескался. Эффективный собственник сэкономил на материале
> Вот вывести подальше за черту города, разместить в местности, где будет максимально сложно скрыть запуск беспилотников, и обеспечить более серьезное прикрытие ПВО было бы очень неплохо.
И дивизиончик ракетный, способный за минуту перепахать район запуска.
Перемещать куда-то предприятия, выпускающие чипы = полная остановка производства на неопределенно длительный срок. Даже на новеньких, только запущенных фабах выход годных редко поднимается выше 25% и устаканивается на приемлемом уровне только пару лет (приработка оборудования, набор опыта сотрудниками, наработка стандартов чистоты и т.д.).
Никто работающий фаб перевозить не будет, даже без учета вышеозвученных проблем с сотрудниками и соцсферой.
>
> Вот вывести подальше за черту города, разместить в местности, где будет максимально сложно скрыть запуск беспилотников, и обеспечить более серьезное прикрытие ПВО было бы очень неплохо.
Тоже хорошо. Просто это ж пока беспилотники, а так чем дальше в километрах, тем круче ракеты должны быть. Ещё и заглубить бы... Так-то и укрепление любое не защитит, но все продолжают окапываться и защищаться, чтобы хоть на сколько-то снизить риск и увеличить свои шансы. А электроника = техника разная = решённые задачи = сохранённые жизни.
> Оборудование без специалистов работать не будет, их тоже нужно вывезти подальше? Кто создаст им условия на новом месте, обеспечит работой супругов, а детей садиками и школами?
Если надо, то всё решить возможно. Временные решения тоже могут быть, раньше в эвакуацию уезжали тоже не на шикарные условия, а по необходимости. Что-то мне подсказывает, что специалисты выберут бОльшую безопасность для себя и своей семьи подальше от прилётов, если у них будет такой выбор.
> Беспилотники не с Украины летят. Их местные мрази собирают и запускают.
Смотря какие. Если маленькие аля Мавик со сбросом или FPV теоретически можно и из России запускать. А дальние, которые летают на 1000 и больше километров собирать и запускать здесь нет никакого смысла. Во первых их запускают десятками и сотнями для эффекта перегруза ПВО, плюс до кучи добавляют ложных целей типа ADM-160 MALD. Да и есть видео как наши накрывали на территории Украины расчеты дроноводов при подготовке массовой атаки. Там несколько машин с дронами разгружали. Да и дроны летят уже давно не кустарные, а заводского серийного производства, завозить на регулярной основе их в Россию нереально. Ну и на каждый от 20 до 50 килограмм не какой зря, а мощной взрывчатки надо найти.
Уже и больше 1000 км летают. Как будто сложно погуглить характеристики основных дронов.
С начала спецоперации значимость беспилотников сильно возросла, а на отдельных участках всевозможные дроны становятся главным оружием для обеих сторон. И Россия, и Украина наращивают собственное производство БПЛА, используя разные подходы. В противостоянии применяются сотни моделей и тысячи модификаций, что объясняется целями, назначением, задачами, расстоянием, возможностями производства и, конечно же, ценой дронов.
Стоит отметить, что даже в рамках отдельных атак ВСУ нередко применяют несколько разных моделей, но не всегда возможно узнать, какие именно. В Минобороны РФ регулярно сообщают об уничтожении БПЛА самолетного типа, которые могут быть как разведывательными, так и оснащенными боевой частью.
Нельзя не отметить постоянного совершенствования системы противодействия дронам с обеих сторон, что ведет к изменению стратегии их применения, появлению новых моделей и исчезновению старых. Совершенствуются и производственные линии, что позволяет выпускать больше беспилотников и снижать их себестоимость.
Какие БПЛА используют ВСУ для ударов по России и сколько они стоят? «НИ» составили топ-5 самых распространенных моделей.
«Лютый»
Украинский дрон-камикадзе «Лютый» — клон турецкого «Байрактара». Его испытали в конце 2022 года, а в серийное производство модель ушла только в августе 2023-го. С его помощью ВСУ сначала атаковали Крым, а позднее — другие регионы. Аппарат неоднократно использовали для ударов по российским нефтебазам.
Характеристики «Лютого»:
Длина — около 4 м;
Размах крыльев — 6,7 м;
Вес БПЛА — более 200 кг;
Грузоподъемность — до 75 кг;
Дальность полета — до 1000 км.
По сравнению со многими другими летательными аппаратами с большой дальностью полета «Лютый» способен поднять в небо до 75 кг взрывчатки, что по меркам БПЛА достаточно много. Даже сбитый дрон представляет серьезную опасность. Для сравнения: реактивные снаряды для РСЗО «Ураган» имеют боевую часть почти 52 кг при весе снаряда (9М27Ф) 280 кг.
Заявленная стоимость — 200 тыс. долларов.
Обломки «Лютого» находили после атак во многих регионах РФ.
Для уничтожения опасных БПЛА применяют авиацию, в том числе истребители. На кадрах продемонстрировано поражение «Лютого» многоцелевым истребителем Су-30СМ.
«Лютый» является многоцелевой платформой и пригоден для многоразового применения, но больше запомнился именно в качестве дрона-камикадзе.
UJ-22 Airborne
Еще один украинский многоцелевой беспилотник, способный преодолеть большое расстояние. Визуально он напоминает самолет. География его применения самая обширная. БПЛА, похожие на UJ-22, использовались для атаки на Москву и Подмосковье.
UJ-22 Airborne и его характеристики:
Длина — 3,3 м;
Размах крыльев — 4,6 м;
Взлетная масса — 85 кг;
Полезная нагрузка — 20 кг;
Дальность полета — до 800 км.
Цена беспилотника колеблется от 30 до 200 тыс. долларов. По мнению экспертов, украинские разработчики также могут увеличить дальность полета дрона до 1600 км за счет установки дополнительного топливного бака.
UJ-22 Airborne также применяется как ударный БПЛА, использующий авиабомбы. Впервые дрон показали публике в 2021 году.
Беспилотник производит компания UkrJet, в ассортименте которой есть и реактивные БПЛА, такие как UJ-23 Topaz или UJ-25 Skyline.
Эти дроны создавались как воздушные мишени, но способны развивать высокую скорость. ВСУ уже использовали реактивные беспилотники в зоне боевых действий и для ударов по территории РФ. Их также применяли для перегрузки ПВО. Слабым местом реактивных дронов является отчетливый тепловой след, но из-за скорости существенно сокращается время, необходимое для обнаружения и уничтожения цели.
PD-2
Визуально этот многоцелевой беспилотник имеет много общего с Bayraktar TB-2 и «Лютым». Дрон, похожий на PD-2, атаковал Кремль в мае 2023 года. Модель выпускается в нескольких версиях, что отражается на технических характеристиках.
Беспилотник PD-2 и его характеристики:
Длина — 2,85 м;
Размах крыльев — 5 м;
Полезная нагрузка — 11 кг;
Максимальная скорость — 140 км/ч;
Дальность полета — до 1300 км.
Преимуществом дрона является модульная конструкция, что упрощает переключение между различными задачами. Поддерживается ручное управление на расстоянии до 180 км и автоматический полет.
Беспилотник PD-2 производит украинская компания UkrSpecSystem, работающая на территории Польши. Цена беспилотника PD-2 — около 240 тыс. долларов. В мае 2022 года активисты собирали 1 млн долларов на комплект из двух таких БПЛА и автомобиль с системой.
«Бобер»
UJ-26 «Бобер» (Beaver) — еще одна разработка компании UkrJet, которая позиционируется как барражирующий боеприпас большой дальности и ответ российским «Гераням». Модель сконструирована по аэродинамической схеме «утка». В компании заявили, что разработали этот беспилотник по заказу ГУР Минобороны Украины.
«Бобра» официально представили в мае 2023 года, но украинские активисты заявляли о его применении еще в 2022-м. Такими беспилотниками атаковали Москву, Московскую область, Крым и другие регионы РФ летом 2023 года. Украинские и западные ресурсы сообщали, что именно этот дрон атаковал башни «Москва-Сити».
Приоритетной целью «Бобра» являются нефтебазы и резервуары с топливом.
Характеристики беспилотника:
Длина — 2,5 м;
Размах крыльев — 2,5 м;
Скорость — 150 км/ч;
Вес — около 150 кг;
Вес боевой части — 20 кг;
Дальность полета — 700-1000 км.
Цена беспилотника «Бобер» составляет 108 тыс. долларов. В качестве боевой части украинские военные чаще всего устанавливают кумулятивные заряды KZ-6. Особенностью аппарата является возможность изменять высоту, а также другие решения для обхода систем ПВО.
Mugin-5 PRO
ВСУ активно применяют китайские беспилотники коммерческого типа семейства Mugin-5 PRO. БПЛА можно отнести к разряду многоцелевых, в том числе переделать под дроны-камикадзе. Его корпус изготовлен из углеродного волокна (карбона), что осложняет обнаружение радарами ПВО, но главным преимуществом модели является цена.
Mugin-5 PRO чаще всего применяются для ударов по тыловым районам и приграничным областям. Как сообщает «Кубань Информ», обломки этого БПЛА нашли после атаки центра Краснодара в мае 2023 года. По информации российских тг-каналов, во второй половине лета того же года десятки таких БПЛА использовались для массированных ударов по Крыму, а их целью стали стратегические объекты, такие как ТЭС, полигоны, аэродромы, позиции ПВО, учебные лагеря.
Характеристики беспилотника Mugin-5 PRO (базовая версия):
Длина — 3,5 м;
Размах крыльев — 5 м;
Полезная нагрузка — 25 кг;
Скорость — до 150 км/ч;
Дальность полета — 400 км.
Цена беспилотника Mugin-5 PRO составляет 9,5-15 тыс. долларов в зависимости от комплектации. Купить его можно через различные китайские площадки, в том числе на сайте производителя. Это одна из главных причин массового применения моделей семейства как в зоне боевых действий, так и за ее пределами.
AQ 400-Scythe («Коса»)
В конце 2023 года на вооружение ВСУ поступили новые беспилотники AQ 400-Scythe. Модель выглядит более примитивно по сравнению с тем же «Бобром», но при этом обладает массой преимуществ. Внешний вид БПЛА говорит о простоте решения и легкости сборки даже неподготовленными специалистами. Например, его фюзеляж изготовлен из фанеры. Надежность конструкции — под большим вопросом.
Модель разработала украинская компания One Way Aerospace, о чем в марте 2023 года сообщал военкор Евгений Поддубный. Бенефициарным владельцем компании выступает некий Франсиско Серра-Мартинс — военный инженер и бывший сапер австралийской армии.
Заявленные характеристики беспилотника AQ 400-Scythe:
Размах крыльев — 2,3 м;
Взлетная масса — 100 кг;
Вес боевой части — 32 кг с возможностью увеличения до 70 кг;
Скорость — до 200 км/ч;
Дальность полета — 750 км и более (в зависимости от нагрузки).
Украинские ресурсы называют разные цены беспилотника AQ 400-Scythe. Стоимость самого планера оценивается примерно в 15 тыс. долларов, а вместе с дополнительным оборудованием и вооружением — от 26 тыс. долларов.
Информация о применении аппарата в известных атаках не поступала. Стоит отметить, что особенности дрона позволяют сократить дальность его пеленгования и захвата, но в то же время из-за простоты конструкции он имеет отчетливую сигнатуру в ИК-диапазоне.
Военные эксперты считают, что БПЛА может использоваться как отвлекающая цель. В зависимости от типа установленного заряда его также могут применять для поражения вертолетов-перехватчиков.
От Брянска до граници с Украиной около ста км. и летят они по фарватеру реки которая проходит через город. ПВО работает на всё сто своих возможностей но они не волшебники.
Специалисты были со всей необъятной, плюс некоторое количество забугорных. Заманивали хорошей зарплатой (не как у топовых айтишников, но повыше чем средняя). Лично для меня было ещё 2 плюса: возможность доучить английский и куча баек с проекта для будущих внуков.
Опять же не в в России, а где-то по соседству. Есть гарантии, что в случае событий по украинскому сценарию , эти наши специалисты не начнут искать пятый угол?
Или их привлекли только для запуска производства, а потом что ?
Это больше ответ на утверждение комрада что беспилотники запускают не с Украины и да я с тобой абсолютно согласен что нужен комплекс мер, ведь наше ПВО, да и любое в мире не создоввлось для противодействия именно таким целям.
> Это больше ответ на утверждение комрада что беспилотники запускают не с Украины
Они отовсюду могут запускаться. Причём, я слышал о вариантах запуска с Украины и дальнейшей передаче управления БПЛА оператору на территории РФ. Это сложнее, дороже, но возможно и уже реализовывалось.
Фотка в статье - отражает многое.
[censored]