Погоня за деньгами или за безопасностью
dzen.ru Россиянам платят за доносы на нарушителей ПДД. Всего за месяц в обновленное приложение «Народный инспектор» поступило более 4 тысяч сообщений о нарушениях правил дорожного движения. Максимально за такой «донос» можно получить почти 1,5 тысячи рублей.
Житель РТ получил 200 рублей за то, что сфотографировал, как водитель выехал за стоп-линию. Всего за месяц в обновленное приложение «Народный инспектор» поступило более 4 тысяч сообщений о нарушениях правил дорожного движения, рассказали чиновники. Максимально за такой «донос» можно получить почти 1,5 тысячи рублей. Но экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил KazanFirst, что такие сервисы «незаконны».
Жителям Татарстана стали приходить первые выплаты за сообщения о нарушениях ПДД через приложение «Народный инспектор». Об этом журналистам рассказал первый заместитель министра цифрового развития республики Илья Начвин.
— По самой первой заявке выплата пришла 8 октября, там было нарушение — водитель выехал за стоп-линию. Гражданин сообщил о нарушении и получил свои 200 рублей как вознаграждение, — рассказал чиновник.
Всего с 9 сентября в расчете получить вознаграждение жители республики создали в этом приложении более 4 тысяч заявок. На сегодняшний день 700 из них находятся на рассмотрении. Обновленный сервис скачали 33 тысячи раз. По словам Начвина, интерес у аудитории растет. Заявки поступают в основном из крупных городов: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Альметьевск.
Сервис «Народный инспектор», который позволяет фиксировать правонарушения с автоматической фиксацией места и времени, работает с 2014 года. За все время работы приложения его скачали более 665 тысяч раз. Однако раньше жителям не платили деньги за размещение заявок.
Новая функция «Народного инспектора» была презентована раису Татарстана Рустаму Минниханову в начале сентябре на международном форуме Kazan Digital Week. Глава Минцифры РТ Айрат Хайруллин подчеркивал, что приложение рассчитано на повышение безопасности дорожного движения.
По словам Ильи Начвина, сейчас приложение «Народный инспектор» доступно на всех площадках для скачивания. После съемки правонарушения она оформляется как заявка, указывается геолокация, а затем отправляется на модерацию. Если же сотрудник ГИБДД принял положительное решение о нарушении, то деньги поступают на карту сообщившего гражданина. Выплаты будут идти не позднее 40 дней после вступления постановления о нарушении ПДД в законную силу.
Каждый случай рассматривается отдельно, поэтому подстроить правонарушение в приложении невозможно, заявил замначальника управления Госавтоинспеции МВД по Татарстану Айрат Самигуллин. Он отметил, что наблюдается активность граждан и нетерпимость к нарушителям ПДД.
— В этом году аварийность в республике выросла, на дорогах мы потеряли уже 233 жизни. Основными причинами ДТП стали именно те административные правонарушения, которые мы внедрили в функционал приложения «Народный инспектор». Прежде всего это выезд на полосу встречного движения, это нарушение — одно из самых распространенных при авариях. Из-за выезда на встречную полосу больше всего страдают и гибнут люди при ДТП. Также мы учли нарушения в виде проезда на запрещающий сигнал светофора и непропуск пешехода, — сообщил Самигуллин.
Сумма вознаграждения составляет 25% от размера штрафа для нарушителя. Расценки утверждены постановлением Кабмина Татарстана:
— за фиксацию нарушения требований остановки перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора — 230 рублей;
— отсутствие мотошлема у мотоцикла или непристегнутый ремнем безопасности водитель — 300 рублей;
— проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика — 300 рублей;
— непредоставление преимущества в движении пешеходам — 435 рублей;
— водитель с телефоном во время движения — 435 рублей;
— выгрузка или сброс отходов производства из автомобилей, загрязнение природы — 1 150 рублей;
— выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления — 1 440 рублей.
У сервисов автоматической фиксации нарушений есть противник. Так, бывший депутат Госдумы от «Единой России» и создатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в беседе с KazanFirst назвал их «незаконными». Он отметил, что в столице РФ тоже есть подобное приложение — «Помощник Москвы» (правда, вознаграждение там платят не в денежной форме, а баллами, но их можно сконвертировать в рубли на счет транспортной карты для оплаты парковки или товаров из магазина поощрений).
В 2019 году пленум Верховного суда РФ постановил, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Из решения следовало, что по материалам приложений нельзя налагать наказание на собственника автомобиля по нарушениям, зафиксированным автоматическими камерами, а требуется оформлять протокол, приглашать на опрос как заявителя, так и нарушителя, указал экс-депутат.
— Несмотря на решение суда, приложение продолжает незаконно работать, об этом надо говорить, а не о каких-то «пряниках», которые местная администрация обещает, — возмутился Лысаков.
По словам автоэксперта, ни о каком вознаграждении «не может идти речь, если съемка ведется с рук физического лица».
— А штраф накладывается в упрощенном порядке, что называется без составления протокола. То, что в народе называют «письмом счастья», когда приходит извещение постановления штрафа. Если вас сняла камера автоматически, то это гарантия того, что человеческая рука там не участвовала. Система автоматическая снимала и не была под влиянием любого воздействия, — сказал Лысаков.
Он считает, что такое приложение «можно обмануть». Например, гражданин захотел отомстить своему соседу. Он может напечатать его номер, найти похожий автомобиль, который стоит в неположенном месте, и сфотографировать.
— Сосед получит штраф, хотя это не его машина, а доказать на фотографии не получится, — считает экс-депутат.
Вячеслав Лысаков посетовал, что в регионах «заранее планируется сумма», которую должны собрать камеры. По его словам, если «меньше штрафов, значит, граждане законопослушно ездят», но с точки зрения чиновников наоборот: «если люди будут законопослушными, то штрафов не будет или станет мало, поэтому специально ставят незаконно знаки».
— Их ставят у парковок, поликлиник, детских учреждений. Это не соответствует здравому смыслу, но соответствует логике чиновников. Люди, которые вынуждены приезжать и оставлять машину на некоторое время, вынуждены потом платить штрафы — вот чем объясняются все эти приложения. Погоня за деньгами, а не за безопасностью, — заключил собеседник.