Стругацких декоммунизировали.

ast.ru — У издательства АСТ вышла серия книг Стругацких. Цель – познакомить молодых читателей с творчеством Стругацких. Чтобы избавить произведения от отягощения коммунистической идеологией, их тексты купируются и адаптируется язык. #нецензура
Новости, Общество | dimek 14:03 11.10.2024
35 комментариев | 112 за, 2 против |
#1 | 14:08 11.10.2024 | Кому: Всем
Что там в «Понедельнике..» декоммунизировать, хоть убей не вспомню.
Ну и перевод с русского на русский - это прекрасно.
#2 | 14:10 11.10.2024 | Кому: Всем
А Бандеру и Шухевича в текст затащили? А не то залужный хозяин и кость не подкинет, и в бочину пнёт.
ratamahata
шутник »
#3 | 14:13 11.10.2024 | Кому: Всем
После адаптации, это уже, вообще-то не Стругацкие…
Оригинальный - «Пиноккио», к примеру, он авторства Коллоди.
А адаптация, «Буратино», она уже - Толстого…
#4 | 14:13 11.10.2024 | Кому: Всем
Бляди.
#5 | 14:15 11.10.2024 | Кому: Всем
> их тексты купируются и адаптируется язык

Собственно, за что боролись Аркадий и особенно Борис, на то и напоролись.
Но это же не тоталитарная совковая цензура, а православно-монетаристская, так что должно терпеть и хвалить.
#6 | 14:22 11.10.2024 | Кому: Всем
Я не удивлюсь если в дальнейшем будут коммунистическую идеологию выпиливать с вк и рутуба. Типа "политика компании", а чего? АСТ же можно Стругацких переписать? В чём проблема ролики выпиливать?
#7 | 14:24 11.10.2024 | Кому: baraka16
> Собственно, за что боролись Аркадий и особенно Борис, на то и напоролись.
> Но это же не тоталитарная совковая цензура, а православно-монетаристская, так что должно терпеть и хвалить.

Оба Натановича были б только рады, но их уже доели червяки.
iafem
надзор »
#8 | 14:24 11.10.2024 | Кому: Всем
Так они сами пидорнулись очень давно.

В детстве очень любил "Обитаемый остров".
Лет 20 назад увидел в магазине, купил. Начал читать, и охуел. Они там всё попереименовали в соответствии с текущей линией партии.
Выкинул нахер.
#9 | 14:27 11.10.2024 | Кому: Всем
То есть "Мир Полудня" - всё?
#10 | 14:28 11.10.2024 | Кому: dimek
> Что там в «Понедельнике..» декоммунизировать, хоть убей не вспомню.

Да вот хотя бы это. Это ж надо такую мерзость удумать:

И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что, так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.

Вообще, конечно, творчество Стругацких, за исключением отдельных книг - ярчайший пример того, как произведение продолжает жить отдельно от своего автора.
#11 | 14:30 11.10.2024 | Кому: Olsegor
Я чуть про другое. Произведение про советских людей трудящихся в советском НИИ (магия там для антуража). Выкидываем советское - от произведения не остается ни чего. Вотт совсем.
#12 | 14:30 11.10.2024 | Кому: Всем
Ждуны не теряют надежды
Mr. Maximus
надзор »
#13 | 14:32 11.10.2024 | Кому: Всем
"Новость" от 2019 года. После того, как наткнулся отцензурированного Тома Сойера, где вырезан его прикол с талончиками на Библию, уже ничему не удивлён.
#14 | 14:35 11.10.2024 | Кому: dimek
> Вотт совсем

Можно под офис современный адаптировать! Все друг друга ненавидят, а работу ненавидят все вместе. А ещё корпоративы есть и тимбилдинги.
#15 | 14:37 11.10.2024 | Кому: Mr. Maximus
> После того, как наткнулся отцензурированного Тома Сойера, где вырезан его прикол с талончиками на Библию, уже ничему не удивлён.

Пиздец, теперь, чтобы к пропущенным шедеврам приобщиться, надо будет ещё и полную версию разыскивать.
Mr. Maximus
надзор »
#16 | 14:56 11.10.2024 | Кому: Expertis
> надо будет ещё и полную версию разыскивать.

Конкретно в данном случае пришлось ехать к бабушке за собственной ещё советской книжкой )))
#17 | 15:09 11.10.2024 | Кому: Всем
Цветным не нравится книга "Маленький черный Самбо". Сжечь ее. Белым неприятна "Хижина дяди Тома". Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. 'В печку!

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"

Вообще весь этот монолог (он там страницы три вроде занимает) начальника главного героя романа я бы на месте идеологов запретил. На всякий
#18 | 15:17 11.10.2024 | Кому: Expertis
> > После того, как наткнулся отцензурированного Тома Сойера, где вырезан его прикол с талончиками на Библию, уже ничему не удивлён.
>
> Пиздец, теперь, чтобы к пропущенным шедеврам приобщиться, надо будет ещё и полную версию разыскивать.

И поторопиться, пока не запретили. Не шучу.
Ну или в Букинист идти.

Похуй, что Борис некоторые вещи АБС с говном смешал, я с удовольствием под настроение полуденный цикл фрагментарно перечитываю - Страну, Амальтею, Стажёров, Понедельник...
#19 | 15:32 11.10.2024 | Кому: Всем
Поискал дополнительную информацию. Нашёл вот такое:
[censored]
Много букв, поэтому сюда не тащу.
#20 | 15:40 11.10.2024 | Кому: Всем
>Писатель создает книгу из ничего, вычерпывает ее из себя. Он все равно что паук, только вся паутина находится внутри его тела. © Марио Пьюзо

так же как паук, писатель не очень понимает что он делает, просто получается вотт так...
Енот
интеллектуал »
#21 | 16:21 11.10.2024 | Кому: dimek
> Что там в «Понедельнике..» декоммунизировать, хоть убей не вспомню.

Ну, Выбегаллу можно переименовать в Ленина. Или в Сталина.
#22 | 16:47 11.10.2024 | Кому: Всем
На всякий случай, судя по огласке среди участников семинара Стругацких (в том числе в соцсетях Дивова и Лазарчука), там просто добавили комментарии.

БНС сам декоммунизировал бОльшую часть произведений, когда вернул большую часть цензурных правок к "Обитаемому острову" и пр., в собрание сочинений не включил "Страну багровых туч".
#23 | 17:26 11.10.2024 | Кому: Всем
Советские фильмы тоже лихо режут. Помнится, в "Короне Российской империи" был забавный момент, когда выпавший из реальности поп несколько раз говорил "Коронация начинается" - давным-давно уже не попадалась версия фильма с этим моментом.

А еще рекламу суют, например, в фильме "Здравствуй и прощай" 1972-го года главная героиня как бы берет пачку стирального порошка "Тайд" (с названием кириллицей).
#24 | 18:24 11.10.2024 | Кому: Всем
мы вам покажем настоящую декоммунизацию. ©
#25 | 19:02 11.10.2024 | Кому: Всем
На Флибусте, в комментариях к «Хищные вещи века (вариант 1965 г.)» пишут так:

По поводу цензуры надо пояснить. Никакой цензуры в отношении этой повести в советское время не было. Была обычная, стандартная редакторская подготовка книги. Послеперестроечные рассказы о якобы "цензурных" изменениях - это вранье. Книга была подвергнута цензуре уже при ЕБНовских демократах - в конце девяностых годов - когда из текста были выброшены сразу несколько кусков. Этот вариант - полный. Советское издание, БЕЗ демократической капитализдической цензуры.

....несколько примеров, в скобках авторский текст:
обгореть, покидать мяч с ребятами или /обгореть, назначить свидание какой-нибудь киске или/
какой-нибудь немец /какой-нибудь еврей или поляк…/
Амеба. А Слия вы знаете? /Амеба. Ну его в штаны!.. А Слия вы знаете?/
отличало ее от стандартизованных, развинченных читательниц журналов мод. /отличало ее от длинноногих, гладкокожих красоток, годных только для постели./
дряни поганые… /пархатые суки…/
Свербит у них, что люди развлекаются… /Свербит у них в заднице, что люди развлекаются… /
– Гады, – сказал он / – Суки, – сказал он./
По-моему цензура пошла тексту на пользу.
#26 | 19:05 11.10.2024 | Кому: Всем
Наиболее показательный, как мне кажется, эпизод из издания 1965 года:

Я знал таких людей. Они приезжали из крошечных, разграбленных до полной нищеты королевств и княжеств, они жадно ели и пили, вспоминая прокаленные солнцем пыльные улицы своих городов, где в жалких полосках тени неподвижно лежали умирающие голые мужчины и женщины, а дети с раздутыми животами копались в помойках на задворках иностранных консульств. Они были переполнены ненавистью, и им нужны были только две вещи: хлеб и оружие. Хлеб для своей шайки, находящейся в оппозиции, и оружие против другой шайки, стоящей у власти. Они были самыми яростными патриотами, горячо и пространно говорили о любви к народу, но всякую помощь извне решительно отвергали, потому что не любили ничего, кроме власти, и никого, кроме себя, и готовы были во славу народа и торжества высоких принципов уморить свой народ — если понадобится, до последнего человека — голодом и пулеметами. Микрогитлеры.
— Оружие? Хлеб? — спросил я.
Он насторожился.
— Да, — сказал он. — Оружие и хлеб. Только без дурацких условий. И по возможности даром. Или в кредит. Истинные патриоты никогда не имеют денег. А правящая клика купается в роскоши…
— Голод? — спросил я.
— Все что угодно. А вы тут купаетесь в роскоши. — Он ненавидяще посмотрел на меня. — Весь мир купается в роскоши, и только мы голодаем. Но вы напрасно надеетесь. Революцию не остановить!
— Да, — сказал я. — А против кого революция?
— Мы боремся против кровопийц Бадшаха! Против коррупции и разврата правящей верхушки, за свободу и истинную демократию… Народ с нами, но народ надо кормить. А вы нам заявляете: хлеб дадим только после разоружения. Да еще грозите вмешательством… Какая гнусная лживая демагогия! Какой обман революционных масс! Разоружиться перед лицом кровопийц — это значит накинуть петлю на шею всех настоящих борцов! Мы отвечаем: нет! Вы не обманете народ! Пусть сложат оружие Бадшах и его молодцы! Тогда посмотрим, что надо делать.
— Да, — сказал я. — Но Бадшах, вероятно, тоже не хочет, чтобы ему накинули петлю на шею.
Он резко отставил бокал с пивом, и рука его привычно потянулась к кобуре. Впрочем, он быстро опомнился.
— Я так и знал, что вы ни черта не понимаете, — сказал он. — Вы, сытые, вы осоловели от сытости, вы слишком кичливы, чтобы понять нас. В джунглях вы бы не осмелились так разговаривать со мной!
В джунглях я бы говорил с тобой по-другому, бандит, подумал я и сказал:
— Я действительно многого не понимаю. Я, например, не понимаю, что случится после того, как вы одержите победу. Предположим, вы победили, повесили Бадшаха, если он, в свою очередь, не удрал за хлебом и оружием…
— Он не удерет. Он получит то, что заслужил. Революционный народ раздерет его в клочья! И вот тогда мы начнем работать. Мы вернем территории, отторгнутые у нас сытыми соседями, мы выполним всю программу, о которой вопит лживый Бадшах, чтобы обмануть народ… Я им покажу забастовки! Они у меня побастуют… Никаких забастовок! Всех под ружье и вперед! И победим. И вот тогда…
Он закрыл глаза, сладко застонал и повел головой.
— И тогда вы будете сытыми, будете купаться в роскоши и спать до полудня?
Он усмехнулся.
— Я это заслужил. Народ это заслужил. Никто не посмеет попрекнуть нас. Мы будем есть и пить, сколько пожелаем, мы будем жить в настоящих домах, мы скажем народу: теперь вы свободны, развлекайтесь!
— И ни о чем не думайте, — добавил я. — А вам не кажется, что все это может выйти вам боком?
— Бросьте! — сказал он. — Это демагогия. Вы демагог. И догматик. У нас тоже есть всякие догматики, вроде вас. Человек, мол, потеряет смысл жизни. Нет, отвечаем мы, человек ничего не потеряет. Человек найдет, а не потеряет. Надо чувствовать народ, надо самому быть из народа, народ не любит умников! Ради чего же я, черт подери, даю себя жрать древесным пиявкам и сам жру червей? — Он вдруг довольно добродушно ухмыльнулся. — Вы, наверное, на меня обиделись немного, я тут обозвал вас сытыми и еще как-то… Не надо, не обижайтесь. Изобилие плохо, когда его нет у тебя и оно есть у соседа. А достигнутое изобилие — это отличная штука! За него стоит подраться. Все за него дрались. Его нужно добывать с оружием в руках, а не обменивать на свободу и демократию.
— Значит, все-таки ваша конечная цель — изобилие? Только изобилие?
— Ясно!.. Конечная цель всегда изобилие. Учтите только, что мы разборчивы в средствах…
— Это я уже учел… А человек?
— Что человек?
Впрочем, я понимал, что спорить бесполезно.
— Вы никогда здесь не были раньше? — спросил я.
— А что?
— Поинтересуйтесь, — сказал я. — Этот город дает отличные предметные уроки изобилия.
Он пожал плечами.
— Пока мне здесь нравится. — Он снова отодвинул пустую тарелку и придвинул полную. — Закуски какие-то незнакомые… Все вкусно и дешево… Этому можно позавидовать. — Он проглотил несколько ложек салата и проворчал: — Мы знаем, что все великие революционеры дрались за изобилие. У нас нет времени самим теоретизировать, но в этом и нет необходимости. Теорий достаточно и без нас. И потом изобилие нам никак не грозит. Оно нам еще долго не будет грозить. Есть задачи гораздо более насущные.
— Повесить Бадшаха, — сказал я.
— Да, для начала. А потом нам придется истребить догматиков. Я чувствую это уже сейчас. Потом осуществление наших законных притязаний. Потом еще что-нибудь объявится. А уж потом-потом-потом наступит изобилие. Я оптимист, но я не верю, что доживу до него. И вы не беспокойтесь, справимся как-нибудь. Если с голодом справимся, то с изобилием и подавно… Догматики болтают: изобилие, мол, не цель, а средство. Мы отвечаем на это так: всякое средство было когда-то целью. Сегодня изобилие — цель. И только завтра оно, может быть, станет средством.
Я встал.
— Завтра может оказаться поздно, — сказал я. — И напрасно вы ссылаетесь на великих революционеров. Они бы не приняли ваш лозунг: теперь вы свободны, развлекайтесь. Они говорили иначе: теперь вы свободны, работайте. Они ведь никогда не дрались за изобилие для брюха, их интересовало изобилие для души и головы…
Рука его опять дернулась к кобуре, и опять он спохватился.
— Марксист! — сказал он с удивлением. — Впрочем, вы же приезжий. У нас марксистов почти нет, мы их сажаем…
Я сдержался.
Проходя мимо витрины, я еще раз взглянул на него. Он сидел спиной к улице и снова ел, растопырив локти.

Полюбопытствуйте, как этот фрагмент выглядит в постперестроечных изданиях.
#27 | 19:12 11.10.2024 | Кому: Всем
Вот этот «сон Жилина» авторы добавили в финал по настоянию редактора:

Рюг и Лэн пришли ко мне после уроков, и Лэн сказал: «Мы уже решили, Иван. Мы поедем в Гоби, на Магистраль». У Лэна был рыжий пух на губе и большие красные руки, и было видно, что про Магистраль придумал именно он, и совсем недавно, минут десять назад. Рюг, как обычно, молчал, и жевал травинку, и внимательно рассматривал меня спокойными серыми глазами. Совсем стал квадратный, подумал я про него и сказал: «Превосходная книга, правда?» — «Ну да, — сказал Лэн. — Мы сразу поняли, куда надо ехать». Рюг молчал. «Зной и смрад стоят в тени этих чернорабочих драконов, — сказал я на память. — Они жуют все под собой — старую монгольскую кумирню и кости двугорбого животного, павшего когда-то в песчаной буре…» — «Да», — сказал Лэн, а Рюг все жевал травинку. «Каждый раз, — продолжал я (уже из Ичиндаглы), — когда солнце занимает на небе математически точно определенное положение, на востоке расцветает мираж странного города с белыми башнями, которого никто еще не видел наяву…» — «Надлежит увидеть это своими глазами», — сказал Лэн и засмеялся. «Друг мой Лэн, — сказал я, — это слишком увлекательно и, следовательно, слишком просто. Вы сами увидите, что это слишком просто, и это будет неприятное разочарование...» Нет, я не так сказал. «Друг мой Лэн, — сказал я, — ну что это за мираж? Вот я семь лет назад в доме твоей матери увидел действительно прекрасный мираж: вы оба стояли передо мной уже почти взрослые…» Нет, это я говорю для себя, а не для них. Надо сказать не так. «Друг мой Лэн, — сказал я. — Семь лет назад ты объяснил мне, что твой народ проклят. Мы пришли сюда и сняли проклятье с тебя, Рюга и со многих других детей, у которых не бывает родителей. А теперь ваша очередь снимать проклятье, которое…» Будет очень трудно объяснить. Но я объясню. Так или иначе я им объясню, Мы с детства знаем о том, как снимали проклятья на баррикадах, и о том, как снимали проклятья на стройках и в лабораториях, а вы снимете последнее проклятье, вы, будущие педагоги и воспитатели. В последней войне, самой бескровной и самой тяжелой для ее солдат.

Потому что это была редакция советского издательства. В постперестроечных, антисоветских, издательствах, у редакторов, естественно были другие пожелания. Почему авторы прислушивались сперва к тем, а потом к этим? Ответ, как мне кажется, содержится в одной из их книжек:

Роц-Тусов, человек опытный, по этому поводу говорит: продаваться надо легко и дорого — чем честнее твое перо, тем дороже оно обходится власти имущим, так что и продаваясь, ты наносишь ущерб противнику, и надо стараться, чтобы ущерб этот был максимальным.
#28 | 19:35 11.10.2024 | Кому: abibu
> По-моему цензура пошла тексту на пользу

Безотносительно личности авторов.

Постсоветская цензура давно вышедших произведений советского периода путем, похоже, выхолащивания авторского замысла и акцентуации - вряд ли может пойти тексту на пользу. В каментах флибусты, откуда, как я понял, взята цитируемая мной фраза - снобизм почитаем за доблесть, такое ощущение.
#29 | 20:11 11.10.2024 | Кому: abibu
> Рука его опять дернулась к кобуре, и опять он спохватился.
> — Марксист! — сказал он с удивлением. — Впрочем, вы же приезжий. У нас марксистов почти нет, мы их сажаем…

Где-то у моих родителей лежит сборник "Жук в муравейнике" кишинёвского издательства "Лумина" 198... года, который я в детстве многократно перечитывал - "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Второе нашествие марсиан" и "Хищные вещи века". Сейчас ради интереса нашёл именно тот сборник на известном ресурсе на букву "Ф" - обложка та же, издательское предисловие вроде бы то же, даже иллюстрации (очень странные, какого-то психоделического вида) в наличии, а вот тексты кто-то заботливо поменял на "авторские" версии 90-х годов. То есть и "остров" с "неизвестными отцами" и "гвардией" (вместо "огненосных творцов" и "легиона"), и "вещи" с вырезанными кусками (как минимум, отсутствуют эта цитата и "сон Жилина" в конце). Насчёт "жука" и "марсиан" не могу сказать - не так хорошо помню оригинальные тексты, но подозреваю, что тоже есть отличия. Кстати, по-моему, в том издании эта реплика тоже звучала чуть по другому - что-то вроде "У нас коммунистов нет, мы их вешаем", но точно не скажу сейчас, надо откопать бумажную версию.

В общем, непонятно - то ли на пиратских ресурсах тоже действует либерастическая цензура, то ли кто-то поленился сканировать тексты - взял обложку, предисловие и иллюстрации, а тексты впихнул из каких-то других версий, ранее отсканированных, то ли было ещё одно такое же издание, только уже с покалеченными текстами (но это вряд ли - там написано, что это издание именно 1983 г.)
#30 | 06:49 12.10.2024 | Кому: Всем
ну что ж за маразм то
#31 | 09:17 12.10.2024 | Кому: Всем
Это издательство из трех букв, причем по-хорошему эти буквы должны быть теми, из которых состоит слово, обычно написанное на заборе. Вот сволочи!
#32 | 15:04 17.10.2024 | Кому: Longint
Там речь как раз о советской "цензуре", представляющей собой обычную редакторскую правку. Которая авторскому тексту идет только на пользу. Хотя и вступает в противоречие с авторским замыслом.
#33 | 15:24 17.10.2024 | Кому: shurik0988sh
Вот в этом издании:[censored] (Москва: Книга, 1990 г.) -- "сажаем". Снял с полки, проверил.

"Сон Жилина" они изначально вставили по совету редактора. После перестройки, когда издавали варианты, наиболее близкие к изначальным авторским, они этот фрагмент убрали.

Неизвестные отцы -- тоже авторский вариант, измененный в редакции. Это можно заметить даже вот по этой вставке, которая явно не попадает в стихотворный размер:

Железный наш кулак сметает все преграды.
Довольны Огненосные Творцы!
О как рыдает враг! Но нет ему пощады!
Вперёд, легионеры-молодцы!

Редактура, советская в особенности, хоть и противоречит зачастую авторскому замыслу — идет авторскому тексту строго на пользу. Например, если убрать из него "сук пархатых" и "свербеж в заднице", тираж книги можно уверенно увеличить на сотни тысяч экземпляров и рекомендовать её к прочтению советским подросткам — основной целевой аудитории подобной литературы.
#34 | 18:17 17.10.2024 | Кому: abibu
> Там речь как раз о советской "цензуре", представляющей собой обычную редакторскую правку. Которая авторскому тексту идет только на пользу. Хотя и вступает в противоречие с авторским замыслом.

В примерах приведена - она или приведены, наоборот, позднейшие правки?
Я понял, что второе. Нет?
#35 | 25 дней назад | Кому: Longint
Авторы правили свои тексты при первом издании — по рекомендациям советских редакторов, сидящих в советских издательствах. Когда грянула перестройка, появилась возможность издать тексты без этих правок — максимально приближенные к первоначальному авторскому варианту.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.