Лев Николаевич Толстой — прекрасный педагог

t.me — Первосентябрьский пост от Джона Шемякина
Новости, Общество | Atomkraft 26 дней назад
29 комментариев | 59 за, 4 против |
#1 | 26 дней назад | Кому: Всем
Накануне первого учебного дня хочу взять себя в руки.

И взять пример с кого-то, кто прост и работает тихо.

Лев Николаевич Толстой считал себя прекрасным педагогом. Я не знаю, откуда в Ясной Поляне набирал он неграмотных детей в потребном для себя количестве.
Учил он детей неграмотный в своём имении в 1849 году.
Учил неграмотных детей в своём имении в 1859 году и до 1862 их учил.
Учил неграмотных детей в своём имении с 1870 по 1876 годы.
Учил неграмотных детей в своём имении с конца 1880-х годов и до последнего своего часа.

Грамотность в имении Льва Николаевича, как я понимаю, распространялась только Львом Николаевичем.

Образованные графом крестьянские дети, вырастая, грамотность свою или забывали, или боялись собственным детям передавать. Видимо, граф не одобрял, когда другие учат, раз он в имении уже есть. Поэтому все крестьяне в Ясной Поляне были учениками графа Толстого. Старики, мужики, карапузы. Все.

При переписи, правда, на грамотность не ссылались особо. Оглядывались на маститого литератора и крестик ставили. Видимо, Лев Николаевич не любил, когда в Ясной Поляне кто-то кроме него пишет.

Лев Николаевич был педагогом решительным. В своей "Азбуке" прямо указывал педагогам: "Избегайте сообщать ученику объяснение ( столь любимое в педагогике) солнечной системы и вращения и обращения Земли". Считал это вот вращение и объяснения его "навязываемой бессмыслицей". Предвосхищая обалдевший ропот других учителей, не столь глубоких по части определения народных чаяний, Лев Николаевич замечал: " Ученик, полагающий, что Земля стоит на воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который верит, что земля вертится, и не умеет это понять и объяснить".

Разобравшись с астрономией, граф Толстой обратился к физике. "Из себя магнит похож на железо... Если магнитную палочку разрубить, то каждая половина будет с одной стороны цепляться, а с другой отворачиваться, как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивает. Всё равно как еловую шишку , где ни разломай, всё будет с одного конца пупом, а с другого - чашечкой. с того ли, с другого ли конца - чашечка с пупом сойдётся, а пуп с пупом и чашечка с чашечкой не сойдутся..."

Уверенность ученика в воде и рыбах, на коих покоится Земля, яростно требует объяснений про природу естественного магнитизма, снабжённого пупом и чашечкой.

Для того, чтобы малыши не терялись на Земле, дрейфующей на рыбах, Лев Николаевич смело снабжает ученика остроумными объяснениями "газа", "гальванизма" и "электричества". Про гальванизм и слушать интереснее, чем про Солнечную систему и несуразное вращение Земли, а про электричество крестьянам всяко больше пригодится набраться знаний, чем про нелепую шарообразность нашей планеты.

"Азбука" Льва Николаевича стоила 2 рубля. По 80 копеек в месяц платили родители в школах у графа. За 2 рубля Лев Николаевич делился методикой обучения детей грамоте за два занятия. Или за три. Педагоги завидовали Толстому. Не верили. А Лев Николаевич хладнокровно объяснял тугоумным: "Я прежде всего чертил на стене углём или на доске мелом огромные буквы, хворостиной указывал на букву и называл её, а дети повторяли. Таким образом, я в один урок проходил всю азбуку, и уже на другой день все дети знали её без ошибок". Консерваторы стали требовать подтверждений. Орать, что сомнительно и прочие глупости. Лев Николаевич решил гидру придушить в гнезде. В Москве. И, согласно Протоколу экстраординарного заседания Московского комитета грамотности от 15 января 1874 года, в 12-м часу ночи пообещал выучить неграмотных детей на фабрике Ганешина, что на Девичьем поле.
Публики понаехало на фабрику уйма. В 18 часов, к назначенному времени, графа не было. В 19 часов графа не было. В 20 часов графа не было. Наконец, в 20.47 пришёл! Но не граф, а посыльный с телеграммой, что граф заболел и приехать не сможет.

Перенесли эксперимент.
В следующий раз граф приехал. Провёл блестящее занятие. На другой день проверили учеников - нет, грамоты не знают, азбуку не выучили.
Лев Николаевич сказал на это, что детей надо всё же выбирать получше. И ещё сказал, что сам выберет.

А то подсовываете. И выбрал. Встал, поклонился и вышел.

Позже граф сказал, что занятий надо, примерно, сорок, а не одно или два. Опыт у меня колоссальный, методика прекрасная, - заметил Лев Николаевич, - у меня в Ясной поляне всё за одно занятие получалось, а вот в Москве надо сорок провести.

Провели сорок занятий.

На экзамен граф выставил двоих учеников. Один на экзамен не явился и его полиция потом искала. А второй пришёл. Сидоров его фамилия была. Сидоров азбуку не без труда, но сдал. Граф поклонился. Однако Сидорова разоблачила притаившаяся среди публики учительница, которая его полтора года учила в фабричной школе. Граф встал и поклонился. Поехал в Ясную Поляну, где продолжил обучение крестьян по своей уникальной методике. Опыт у него был колоссальный, напомню. Да и у крестьян его тоже немаленький.

Педагогика высоких достижений губит...
А спасает тихая работа каждого дня.
#2 | 26 дней назад | Кому: Всем
Сколько раз пытался слушал или читать гражданина Шемякина, всё время не отпускает ощущение, что половину излагаемых фактов он прямо по ходу повествования выдумывает.
#3 | 26 дней назад | Кому: Всем
[Хохочет]

Любит Джон Александрович прославить Льва Николаича и Михайло Василича !!!

Про стеклярус второго еще во времена оны, помню, заметка была, а тут вон и про первого подъехало)
#4 | 26 дней назад | Кому: Всем
На словах ты граф Толстой. А на деле мудак простой.
#5 | 26 дней назад | Кому: саврей
>На словах ты Лев Толстой, а на деле хер простой!

Слышал ещё в таком изложении
#6 | 26 дней назад | Кому: Всем
>Видимо, Лев Николаевич не любил, когда в Ясной Поляне кто-то кроме него пишет.

Граф Лев Николаевич Толстой
очень любил детей,
а взрослых терпеть не мог,
особенно Герцена...
Ястреб
надзор »
#7 | 26 дней назад | Кому: Всем
-Да пошёл ты нахер!
-Я твоя совесть, а ты меня нахер посылаешь? (с)
#8 | 26 дней назад | Кому: максимум 20 символов
А Лев-то наш Николаич, надо понимать, строго факты излагал
#9 | 26 дней назад | Кому: arch stanton
А он мертвый уже давно.
#10 | 26 дней назад | Кому: Всем
Как часто говаривал известный писатель, граф Лев Николаевич Толстой:

— Здравствуйте доктор, я опять пятку стеклом пропорол!
#11 | 26 дней назад | Кому: Langedok
а никто и не возводил на него напраслины
#12 | 26 дней назад | Кому: Всем
Это вы еще не читали его опусов на религиозные темы. Там позабористей будет, чем пупок с чашечкой.
#13 | 26 дней назад | Кому: Всем
Бред.

Джон смотрю с годами ебнулся в конец. Пишет по-прежнему красиво, но "Лев Толстой" можно заменить на "Гарри Поттер". Я бы даже сказал рекомендую заменить.
#14 | 25 дней назад | Кому: nichts
> с годами ебнулся в конец

Он вроде всегда писал свои фантазии под видом реальных историй.
#15 | 25 дней назад | Кому: максимум 20 символов
> всё время не отпускает ощущение, что половину излагаемых фактов он прямо по ходу повествования выдумывает.

[censored]
#16 | 25 дней назад | Кому: angryPhD
> Он вроде всегда писал свои фантазии под видом реальных историй.

Мне, честно, казалось, что он "немного приукрашивает".

Но высосать всё из пальца - это полный П. Возможно с возрастом стал критичнее смотреть.
#17 | 25 дней назад | Кому: максимум 20 символов
> Сколько раз пытался слушал или читать гражданина Шемякина, всё время не отпускает ощущение, что половину излагаемых фактов он прямо по ходу повествования выдумывает.

Джон Александрович человек энциклопедических знаний и мастер слова, умеет излагать факты в парадоксальном стиле. Благодаря чему его рассказы похожи на байки. При этом историческая фактология у него соблюдается. Жизнь такие сюжеты заворачивает, что ни каких выдумок не нужно.

В данном тексте и десятой части не затронуто чюдных педагогических экспериментов Толстого. Там местами только пот ушанкой вытирать читая про то, как его из одной крайности в другую мотало
cp866
интеллектуал »
#18 | 25 дней назад | Кому: КонтрАдмирал
Подскажи что почитать по данной теме.
#19 | 25 дней назад | Кому: cp866
> Подскажи что почитать по данной теме.

Да самого Льва Николаевича и читай. ) В его биографии официально выделяют четыре педагогических периода, которые перечислил Шемякин. Первый не интересен. Толстому было 22 года он только успел открыть школу и тут же считай у ехал служить. А вот дальше начинается пир духа и педагогических экспериментов.

1859 - 1862
Главные идеи и педагогические новации Толстого в этот период.

Никакой образовательной программы. Ни каких домашних заданий. Ни каких проверок пройденного. Никакого контроля посещаемости. Единственная задача учителя заключалась в том,
чтобы заинтересовать класс на текущем уроке. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться. Задача учителя – следовать и развивать природу ребенка. Толстой отрицает саму возможность воспитательного воздействия педагога на учеников. Он призывал отказаться от воспитания как процесса
давления на еще не сформировавшуюся личность. Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». Грамоте учиться на слух.

Аргументировал он это тем, что не существует абсолютной истины и поэтому учитель не может навязывать своего относительного знания учащимся.
Другой причиной такого подхода являлась убежденность Толстого в том, что дети нравственнее взрослых хотя бы потому, что они еще не испорчены жизнью. Из этого он делал вывод: воспитание кощунственно по своей сути, так как «грязные воспитывают чистых», «безнравственные воспитывают нравственных»

Ну как, впечатляет? ) Дальше больше.

1870–1876 Лев толстой начинает писать учебники. А конкретно "Азбуку" ту самую за 2 рубля. Там своя эпопея была, отдельно писать надо. Шемякин частично упомянул уровень тамошних объяснений естественно научного характера. Но офигели не только физики, но и многие другие специалисты и напихали Толстому целую панамку дизлайков. Пришлось ему почти с нуля писать новую версию "Азбука 2.0".

"с конца 1880-х годов и до последнего своего часа"
Толстой посмотрев на дело рук своих говорит: "это все херня, забудьте, начнем сначала." Рвет волосы на груди и кается в том, что занимался до сих пор в своей школе "духовным развратом и растлением детей" (прямая цитата) Но вот теперь то он уже все сделает как надо.

Главная идея этой новой системы образования по Толстому: педагог должен, прежде всего, заниматься воспитанием детей и только уже затем обучением. Ведь существует носитель Абсолютного Знания – Бог. Именно это это знание и должен воспитать учитель в ученике.

Это если тезисно и коротенько.
#20 | 25 дней назад | Кому: максимум 20 символов
> Сколько раз пытался слушал или читать гражданина Шемякина, всё время не отпускает ощущение, что половину излагаемых фактов он прямо по ходу повествования выдумывает.

Надо опираться не на ощущения, а на знания.
#21 | 25 дней назад | Кому: Atomkraft
> Надо опираться не на ощущения, а на

Ну давай по знаниям.

> Я не знаю, откуда в Ясной Поляне набирал он неграмотных детей в потребном для себя количестве.


Я так полагаю в имении Льва Толстого не было крепостных или крепостные все были грамотные или у крепостных не было детей?

> Поэтому все крестьяне в Ясной Поляне были учениками графа Толстого. Старики, мужики, карапузы. Все.


Да все. Потому что в конце 19-ого века грамотность в благословенной РИ была в районе нескольких процентов (в основном за счёт дворян)

Там дальше большевики занимались тем же самым - взрослых людей учили грамоте. ЛикБез и вот это вот всё. Было ЕМНИП даже несколько категорий грамотности. Типа частично грамотный, это кто может хотя бы свою фамилию написать без ошибки. Книжки такие люди понятно не читали.

>Избегайте сообщать ученику объяснение ( столь любимое в педагогике) солнечной системы и вращения и обращения Земли".


А вот цитируй Толстого, цитируй полностью.

"По космографии избегайте сообщения ученику объяснения (столь любимого в педагогике) солнечной системы и вращения и обращения земли. Для ученика, ничего не знающего о видимом движении небесного свода, солнца, луны, планет и затмениях, о наблюдениях тех же явлений с различных точек земли, толкование о том, что земля вертится и бегает, не есть разъяснение вопроса и объяснение, а есть без всякой необходимости доказываемая бессмыслица. Ученик, полагающий, что земля стоит на воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который верит, что земля вертится, и не умеет этого понять и объяснить. Сообщайте как можно больше сведений о видимых явлениях неба, о путешествиях и давайте ученику только такие объяснения, которые он сам может проверить на видимых явлениях."

Речь вообще не о том что "Толстой против вращения земли" речь о том что нет смысла"квантовую механику объяснять ученикам средней школы". Предлагается ученику объяснять то что видимо в обыденной жизни, и то что можно доказать без орбитального телескопа - весьма здраво.

Кстати этот спор (о популяризации науки) продолжается до сих пор. И до сих пор в школьном учебнике есть объяснение например подъемной силы крыла противоречащее физике (ну потому что школьник просто не поймет реальных причин возникновения подъемной силы). Из чего замечательно произрастают "народные ученые против проплаченных академиков" и 10 вариантов перпетум мобиле.

> Если магнитную палочку разрубить, то каждая половина будет с одной стороны цепляться, а с другой отворачиваться, как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивает.


Тот самый момент, когда Толстой в 19-м веке понимает магнетизм лучше чем Шемякин в 21-м. Да магнитное поле и магнитный диполь с плюсом и минусом. У нас планета земля - магнитный диполь. И если разломать магнит пополам он все равно превратится в 2 магнитных диполя с плюсом и минусом.

Дальше надоело. Над чем же красиво иронизирует Джон? Над педагогикой 19 века? Над темнотой крестьян в РИ? Над физикой, которую Джон судя по всему не понимает?

Ненене, это всё тупорылый Толстой учить не умел. Для доказательства чего можно не гнушаться рванкотексом, который меняет смысл утверждения на противоположный - всё по заветам Резуна.

Зачем это Джону? Ну я полагаю иначе не получится рассказать про хруст французской булки в "империи которую мы потеряли".
#22 | 25 дней назад | Кому: КонтрАдмирал
> Это если тезисно и коротенько.

Вы наш дорогой Адмирал тоже можете ответить на пост выше.

Тезисно и коротко - зачем Шемякин пиздит?
#23 | 25 дней назад | Кому: nichts
> Вы наш дорогой Адмирал тоже можете ответить на пост выше.

Первое: я КонтрАдмирал, значение приставки "контр" в моем нике такое же как в словах "контрразведка" и "контртеррорист" Я его на колчаковских фронтах получил, когда сцаными тряпками гонял любителей адмиралаЪ.

> Тезисно и коротко - зачем Шемякин пиздит?


Второе. Тезисно и коротко: Шемякин не пиздит, о педагогических талантах Толстого он иронизирует вполне по делу и факты не перевирает. Это просто ты душнила, который не умеет внимательно прочесть текст и понять там написанное целиком, в комплексе. Из-за чего восприятие смысла написанного получилось у тебя фрагментарное, получившиеся смысловые лакуны ты заполнил своими домыслами, приписал эти домыслы Шемякину и тут же принялся их яростно опровергать. Твой "изобличительный" пост выше это очень ярко показывает.)
#24 | 25 дней назад | Кому: nichts
> . Для доказательства чего можно не гнушаться рванкотексом, который меняет смысл утверждения на противоположный - всё по заветам Резуна.

Иронично, что ты занят тем же самым.

> Зачем это Джону?


Просветительская функция. Я, например, после его поста ознакомился с некоторыми педагогическими работами Толстова.
#25 | 24 дня назад | Кому: Atomkraft
> Иронично, что ты занят тем же самым.
>

Вырвал цитату из контекста изменив смысл на противоположный - покажи где.
#26 | 24 дня назад | Кому: КонтрАдмирал
Виноват, товарищ КонтрАдмирал.

Объясните пожалуйста смысл иронии Джона и общий смысл поста.

Как видится мне общий смысл примерно такой: "Толстой был ебанько (в педагогике) хотя мнил себя великим педагогом. Сейчас покажу на примерах." Или там пост-мета ирония и 32-е дно?

А это не так, Джон в юмористических примерах практически открыто лжёт.

Я тут согрешил и телегу почитал. Так там есть такой замечательный пост:

> Нет такой картины в русской живописи 19 века, которую нельзя назвать или «Раньше надо было думать», или «Жулики едут в Москву».


Это конечно смешно и хайпово. Но это не так. Шутейки с оскорблением художников великой эпохи - уровень рисования рожек Менделееву в учебнике. Джон берет новую планку.
#27 | 24 дня назад | Кому: nichts
> Как видится мне общий смысл примерно такой: "Толстой был ебанько (в педагогике) хотя мнил себя великим педагогом. Сейчас покажу на примерах." Или там пост-мета ирония и 32-е дно?

Смыслов несколько.
Лев Николаевич Толстой придумал, мягко говоря, очень посредственную методу образования. Реальные результаты говорят сами за себя. Школа Толстого в его имении функционировала 40 лет. При этом численность всех крестьян, проживавших в Ясной Поляне это примерно 300-350 человек. (отсюда и шутка Шемякина про то, что не понятно откуда Толстой в свою школу детей столько лет набирал, учитывая, что у него все скопом учились без разбивки на возраст)

Так вот, в архивах есть подробные списки этих самых крестьян по первой переписи населения 1897 года. Переписали тогда всех. И есть любопытный факт, который упомянул Шемякин: даже те крестьяне, которые причислили себя к грамотным, расписались крестиком. Тут стоит пояснить: в РИ грамотным считался человек, который знал алфавит и мог худо бедно что либо прочитать. Писать при этом было не обязательно. Т.е. результат почти 30 лет просветительской деятельности Толстого среди 300 своих крестьян был таким, что читать умели далеко не все. В основном те, кто работал в городе извозчиком. (Это примерно треть дворов, мужчины и частично их сыновья, несколько дочек). Писать не умел никто.

При этом Лев Николаевич действительно имел завышенное самомнение о своих педагогических талантах. Та же "Азбука" его, даже исправленная имела больше литературную ценность, чем обще образовательную.

Ты вот тут кинулся полные цитаты приводить оттуда, хотя их глупость от этого умнее не стала. И выводы даже в защиту сделал:

Речь вообще не о том что "Толстой против вращения земли" речь о том что нет смысла"квантовую механику объяснять ученикам средней школы". Предлагается ученику объяснять то что видимо в обыденной жизни, и то что можно доказать без орбитального телескопа - весьма здраво.


При этом не обратил внимание на то, на что действительно указал Шемякин. А указал он на то, что Толстой заявив о том, что про вращение Земли детям рассказывать не следует, мол не поймут да и не нужно им итд. Тут же сам начинает достаточно криво рассказывать о явлениях куда как более сложных: магнетизм, гальванизация, электрический ток. В этом юмор ситуации, да. И это при том, что объяснить вращение Земли детям можно достаточно просто и наглядно на реальных примерах из жизни. Тем более крестьянским. А вот тот же электрический ток к их быту отношение в те года не имел совсем.)

Ну и второй слой иронии Шемякина в том, что как раз к 1 сентября, начинают обычно выходить сборники педагогических работ, в которых с вероятности в 90% кто ни будь в очередной раз под кальку славит гениальность педагогических находок Толстого и призывают к их повсеместному внедрению в современный образовательный процесс. ))
cp866
интеллектуал »
#28 | 22 дня назад | Кому: nichts
> есть объяснение например подъемной силы крыла противоречащее физике (ну потому что школьник просто не поймет

Приведи пример.
cp866
интеллектуал »
#29 | 22 дня назад | Кому: nichts
> это всё тупорылый Толстой учить не умел.

Нигде толстой не назван тупорылым. А детей он действительно не умел учить.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.