Промежуточный отчёт о катастрофе SuperJet в Подмосковье

mak-iac.org — ...12 июля 2024 года. Опубликован МАК 30 августа 2024 г. Прямая ссылка на отчёт в PDF. Если совсем кратко и поверхностно - неверно установленные датчики угла атаки при ТО на АРЗ в Луховицах привели к тому, что система управления самолёта посчитала угол атаки критическим и стала спасать самолёт, увеличивая скорость и переводя в пикирование. Экипаж сперва не распознал отказ, а потом уже не смог ничего сделать.
Новости, Общество | Сибирский Кошак 26 дней назад
34 комментария | 68 за, 0 против |
#1 | 26 дней назад | Кому: Всем
Ссылка на тему на Авиафоруме (200+ страниц) -[censored]
#2 | 26 дней назад | Кому: Всем
Все 200+ страниц форума читать не хочется. Если кто знает, может объяснить такую вещь - разве эти датчики не должны изготавливаться так, чтобы их нельзя было неправильно установить? Ну защита от дурака. Если так и есть, то их там молотком забивают, если с первого раза не получается?
#3 | 26 дней назад | Кому: Всем
Как мне помнится, даже на какой-то из Союзов умудрились датчик наоборот воткнуть. То-есть проблема-то не одного сборочного цеха.
#4 | 26 дней назад | Кому: proxoziy
На Протоне.
#5 | 26 дней назад | Кому: proxoziy
> Как мне помнится, даже на какой-то из Союзов умудрились датчик наоборот воткнуть. То-есть проблема-то не одного сборочного цеха.

[censored]
Zozula
идиот »
#6 | 26 дней назад | Кому: Dyton
Инфографика красивая, стишок бодрый, но суть - оправдание разгильдяйства и похуизма. Если мало платят - меняй работу.
#7 | 26 дней назад | Кому: Всем
Когда надо установить что-то ответственное, то обычно делают крепежные отверстия разного диаметра.
Ну, чтобы наверняка, на дурака.
#8 | 26 дней назад | Кому: Fegra
> обычно делают крепежные отверстия разного диаметра

Когда надо установить что-то ответственное, а какой-то идиот сделал крепёжные отверстия неправильных размеров, так, что у тебя ответственный датчик в них не лезет, то обычно не задумываются, мол, а вдруг я дурак и датчик не так и не туда сую, а применяют физическую силу. Ну, чтобы наверняка.
#9 | 26 дней назад | Кому: Artur_K
> Все 200+ страниц форума читать не хочется. Если кто знает, может объяснить такую вещь - разве эти датчики не должны изготавливаться так, чтобы их нельзя было неправильно установить? Ну защита от дурака. Если так и есть, то их там молотком забивают, если с первого раза не получается?

Должны. И если я не путаю некоторые технические детали, то эти датчики как раз и крепятся к пластине строго определённым образом.
К пластине.
А вот сама пластина к фюзеляжу уже может быть установлена и неправильно, там отверстия симметричные.

Вроде так.

Тему читать не обязательно, достаточно сам отчёт. Ну и в теме можно глянуть страницы со 197-й и далее, когда кончились гипотезы и началось обсуждение уже самого отчёта.

Там ещё замечательный фрагмент в этом отчёте есть. Оказывается, аналогичное происшествие после ТО на этом заводе уже происходило, за пару месяцев до катастрофы, но с другим бортом. С той разницей, что там экипаж отказ распознал и отключил (логически отключил) дающий ложную инфу датчик. Поэтому выжил и самолёт, и экипаж.

Цитата (отформатировал с сохранением смысла слегка):

1.18.3. Событие с ВС RRJ-95LR-100 RA-89029
В период с 20.03.2024 по 06.05.2024 ВС RRJ-95LR-100 RA-89029 ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» проходило техническое обслуживание в ЛАЗ им. П.А. Воронина. В ходе технического обслуживания, в том числе, менялись датчики углов атаки в позициях расположенные на позициях 23-Т341 и 24-Т341 (Рис. 25).
06.05.2024 после завершения технического обслуживания экипажем ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» выполнялся перегон ВС.
В процессе разбега на скорости 60 kt зарегистрировано скачкообразное изменение значений угла атаки от ADC1 до величины 7.2º (Рис. 36)19. Значения двух других углов атаки (от ADC2 и ADC3) и угла тангажа были около 0º.
После отрыва самолета от ВПП неоднократно регистрировалась разовая команда «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: «РАСХОЖДЕНИЕ В ПОКАЗАНИЯХ ПО СКОРОСТИ». В дальнейшем экипаж произвел переключение приборов КВС на ADC3 и благополучно завершил полет.
После полета экипаж записал ряд неисправностей. Комиссия изучает порядок устранения указанных неисправностей и принятые профилактические меры. Информация будет дана в Окончательном отчете.
#10 | 26 дней назад | Кому: Shnyrik
Некто, назовем его Рукожоп, устанавливал двигатель на мотоцикл. И вот всралось ему подключить на датчик неправильный шлейф. То, что коса не дотягивается и папа в маму не лезет его совсем не смутило. Косу удлинил, маму расковырял и таки поставил.
Защиту от дурака можно сделать, а от долбоеба нет.
#11 | 26 дней назад | Кому: Artur_K
Любой каприз за Ваши деньги. :)))
[censored]
#12 | 26 дней назад | Кому: Мохнорылый
Кхм... Это... В общем та же самая ссылка в новости и лежит собственно. Ссылка в первом комменте это факультативная уже.
#13 | 26 дней назад | Кому: Cashier
> На Протоне

Пардонте запамятовал, это ж еще при Рогожине было.
#14 | 26 дней назад | Кому: Shnyrik
Тогда надо делать сильно разных диаметров. Ну, чтобы наверняка!
#15 | 26 дней назад | Кому: Zozula
> Инфографика красивая, стишок бодрый, но суть - оправдание разгильдяйства и похуизма. Если мало платят - меняй работу.
>

Прикинь, люди и меняют работу. В результате на освободившиеся места берут кого угодно, кто согласится работать за такую зарпалату. В результате имеем катастрофы. И не только с самолётами.
#16 | 26 дней назад | Кому: Fegra
> Тогда надо делать сильно разных диаметров. Ну, чтобы наверняка!

Скорее не разных диаметров, а несимметрично расположенных, например 7 отверстий через каждые 45 градусов на расстоянии от центра 80 мм (т.е. по окружности радиусом 80), а восьмое через те же 45 градусов, но уже на расстоянии от центра 90мм.
Или даже два таких отверстия, несимметрично, чтобы датчики правого и левого борта не перепутать.
Да много есть чисто технических способов сделать невозможным неправильный монтаж, вместо используемого (и предлагаемого) варианта маркировать меткой из краски.
#17 | 26 дней назад | Кому: Сибирский Кошак
Как я понимаю проблема решается сложно. Меняем расположение, размер крепёжных отверстий, способ установки - значит надо проводить типовые испытания, согласовывать это всё с заказчиком, а значит брать ответственность на себя или кому-то из согласующих брать ответственность на себя. А так выпускаем по согласованной ранее документации, которую выпускал ныне покойный дедушка на кульмане в 1990х (как опытный и вошедший {от безысходности} в серию экземпляр) и "0" ответственности, все сидят на попах ровно. Всё сделано по ТУ, всё сделано но ТЗ и согласовано с заказчиком - Бинго - всё сошлось, ну или почти ...

А изменить конструкцию на уже введенном в эксплуатацию экземпляре - это вообще высший пилотаж! чреватый тем, что дети голодными останутся.

Зато отчёты комиссии об аварии красивые, большие - красочные, с графиками. За отчёты никого не накажут.
#18 | 26 дней назад | Кому: Мохнорылый
> Любой каприз за Ваши деньги. :)))
>[censored]

Благодарствую, но я бы в кратце хотел узнать ответ на мой вопрос=) Выше камрад уже ответил.
#19 | 26 дней назад | Кому: Сибирский Кошак
> Должны. И если я не путаю некоторые технические детали, то эти датчики как раз и крепятся к пластине строго определённым образом.
> К пластине.
> А вот сама пластина к фюзеляжу уже может быть установлена и неправильно, там отверстия симметричные.
>
> Вроде так.

Это писец конечно. А кадры на эти авиаремонтные заводы по объявлению набирают? Я вот могу любую деталь к любой другой прихерачить, но вопрос работоспособности будет под сомнением, ну если это не касается моей профессиональной деятельности=) Жене тут недавно на велек задний катафот нужно было установить, но на подсидельном штыре и бардачок торчит, и крепление заднего крыла, места вообще нет, так я такую выносную конструкцию соорудил из подручных средств - диванные инженеры обкончаются=) А тут от их работы жизни зависят, иногда даже тех, кто на борту ВС не находится...
sa
интеллектуал »
#20 | 26 дней назад | Кому: Zozula
> Инфографика красивая, стишок бодрый, но суть - оправдание разгильдяйства и похуизма. Если мало платят - меняй работу.
>
Проблема не похуизма.
Это скорее мэрфология которую что характерно не мы придумали. То бишь у буржуев всё тоже самое.
sa
интеллектуал »
#21 | 26 дней назад | Кому: Shnyrik
> мол, а вдруг я дурак и датчик не так и не туда сую, а применяют физическую силу. Ну, чтобы наверняка.
>
Как выразился Мэрфи "если можно что-то подключить неправильно то подключат неправильно и с максимальным ущербом"
#22 | 26 дней назад | Кому: Всем
У меня иногда ощущение, что некоторыми делами на производствах, типа модернизации, устранение багов по итогам эксплуатации не занимаются вообще и никак, типа так сойдет. Пример, у бати была ваз 21011, там в сырую погоду горела лампа заднего хода, все время, ну едешь по трассе, а она горит. Хуйня вроде, только десятилетия спустя я ехал за ладой калиной в дождь, а там лампочка заднего хода горит, ну блядь))
#23 | 26 дней назад | Кому: Shnyrik
> а какой-то идиот сделал крепёжные отверстия неправильных размеров, так, что у тебя ответственный датчик в них не лезет, то обычно не задумываются, мол, а вдруг я дурак и датчик не так и не туда сую, а применяют физическую силу

Потом окажется, что купили датчик с другими выходными параметрами, система начнёт некорректно работать и наебнётся. А кто виноват? Дебил, который не подошёл к мастеру/бригадиру и не поставил вопрос о несоответствии посадочного места датчика документации. Если же внесли изменения в используемые датчики - инженеры должны были перепроектировать детали и выдать новые чертежи.

Вообще завязывать систему автоматической коррекции полёта, которая может привести к катастрофе на 1-2 датчика угла атаки - такое себе. По-хорошему, в системе должны присутствовать ещё два гироскопа и показания с датчика скорости:
1) если датчик критического угла атаки показывает этот самый критический угол, а показания датчика скорости нормальные и не снижаются (скорость не падает, срыва потока нет), то явно что-то не то происходит.
2) а если ещё два гироскопа, страхующие друг-друга, показывают полёт, близкий к горизонтальному - значит точно пиздёж в системе.

Все пальцем на Боинг-737MAX показывали пальцем, когда два самолёта разбились по аналогичной причине - система заводила самолёт в пикирование, а и тут такой же косяк стал возможен.
#24 | 26 дней назад | Кому: Zozula
> Инфографика красивая, стишок бодрый, но суть - оправдание разгильдяйства и похуизма. Если мало платят - меняй работу.

Согласен. Я не стал бы вредить.
Но многие думают именно так, как на картинке.
#25 | 26 дней назад | Кому: Marten
> Некто, назовем его Рукожоп, устанавливал двигатель на мотоцикл. И вот всралось ему подключить на датчик неправильный шлейф. То, что коса не дотягивается и папа в маму не лезет его совсем не смутило. Косу удлинил, маму расковырял и таки поставил.
> Защиту от дурака можно сделать, а от долбоеба нет.

Дело было очень давно. Компьютерная фирма. Покупатель купил модуль памяти SIMM 64 МБ. Таких модулей ещё не возили, первый раз только под заказ, так как очень дорогие. Покупатель возвращается на следующий день и говорит, что память не работает вообще. Показывает модуль, а у него угол спилен. "Он не влазил, я отпилил, что бы не мешал". Развернуть модуль на 180 градусов он недогадался)))
#26 | 26 дней назад | Кому: Всем
Привезли мотоцикл БМВ , сильная вибрация на моторе.
Начинаем спрашивать что да как, говорит сцепление поменяли в "другом хорошем профильном" сервисе.
Снимаем КПП и "все правильно", балансир , который по замыслу инженеров БМВ, ставится строго в одном положении стоит на 180 градусов развернутым.
Как говориться - если руки золотые , то не важно откуда растут. Долбоебы есть везде, вопрос к контролю за ними и сокращению их популяции на вверенном тебе участке.
#27 | 26 дней назад | Кому: Сибирский Кошак
> Скорее не разных диаметров, а несимметрично расположенных, например 7 отверстий через каждые 45 градусов на расстоянии от центра 80 мм (т.е. по окружности радиусом 80), а восьмое через те же 45 градусов, но уже на расстоянии от центра 90мм.

Тут на ядерном "Прорыве", что в Северске монтажники ставили конструкцию с десятком ушей, которыми она с двух сторон к облицовке крепится. Уши почему-то не совпали с шпильками на облицовке и лихие монтажник спилили уши и приварили их по расположению шпилек. Только потом выяснилось, что похоже конструкцию, которая метра 4, наоборот поставили. Переворачивать не стали, ибо уже биозащитой обложили.
sa
интеллектуал »
#28 | 26 дней назад | Кому: An2
Добавлю свои 20копеек.
Было у карифана в советское время, в городе Ташкенте. Паяли они платы.
И устроился к ним по блату чей то сыночек.
Поручили этому экземпляру установить на плату конденсаторы-электролиты. Он их и установил.. Прикрутил на саморезы.
Больше его никуда не подпускали.
Было со мной, в бытность в советской Армии. Иду значит, навстречу бригадир электриков, идёт , весь трясется. Они смонтировали проводку в боксе и никак не могли найти неисправность- постоянно вылетали предохранители. Чуть ли не месяц искали. И тут этот бригадир залез в коробки которые делал один узбек электрик. И охренел.
В коробку приходила фаза с нолем, и два провода от лампочки. И два провода продолжение фазы с нолем. И электрик
соединил по три провода сразу. Фазу, ноль и провод от лампочки. Этакое последовательно-параллельное соединение)))
#29 | 26 дней назад | Кому: Zozula
> Если мало платят - меняй работу.

Ты сейчас говоришь как типичный чиновник.
Прикинь, бывает такая ситуация, что другой работы просто нет. Совсем.
Или ты по возрасту не подходишь никуда, ты старый и никому нахер не нужный.
#30 | 26 дней назад | Кому: sa
> электрик соединил по три провода сразу

пщик - свэт нэт
#31 | 26 дней назад | Кому: Alex_DRUMMER
> Прикинь, бывает такая ситуация, что другой работы просто нет. Совсем.

или человек увольняется, а на его место некого взять: никто на такую зарплату не идет
#32 | 26 дней назад | Кому: sa
> Как выразился Мэрфи "если можно что-то подключить неправильно то подключат неправильно и с максимальным ущербом"

А "особо одарённые" даже то что нельзя могут подключить неправильно.

Как в анекдоте - крепкие физически могут собирать матрёшку не по порядку. Препод в училище рассказывал про особенности подключения автопилота Ту-134. Так там сразу придумали "защиту от дурака", сделав разъёмы продольного (тангаж) и бокового (крен и направление) каналов разными. Но нашелся такой дурак который таки впихнул невпихуемое. Хорошо что в полёте успели отключить автопилот и катастрофы не произошло. Самый опасный дурак это дурак с инициативой. У первого не получится, и он охладеет к процессу, а вот второй приложит все силы чтобы довести задуманное до конца.
#33 | 26 дней назад | Кому: sa
Давно как-то была халтурка по электрике, сделать проводку в шикарном банном домике, там несколько комнат, сама баня, раздевалка, банкетная часть, зона отдыха с кожаными диванами, в общем всё дорогобогато. Проводка в стиле ретро, витой провод на изоляторах. Объём довольно большой, и для того чтобы разделаться побыстрее я взял в бригаду молодого, который год назад закончил аграрный универ по электрической специальности. Первый этаж делаем мы с напарником, там всё красиво должно быть, а молодого отправили на чердак, там было два помещения где надо было сделать свет. Хорошо что я не поленился проверить. "Студент" на оба выключателя зафигачил ноль с фазой. :)
sa
интеллектуал »
#34 | 25 дней назад | Кому: Former technar
> "особо одарённые" даже то что нельзя могут подключить неправильно.
>
По молодости читал книжку Скрягина "человек за бортом". Про причины гибели судов, что придумывли для спасения и почему. Примеры распиздяйства и пофигизма там просто вопиющие.
Типа до 1933 года не могли договориться что обозначают команды " Лево на борт" и "право на борт". У англичан было одно, у французов другое, у скандинавов по усмотрению капитана. Команды были интернациональные и суда постоянно сталкивались. А сколько судов тонуло от перегрузки...
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.