Помимо различных орденов за заслуги, государственных и артистических наград Ежи Штур получил Орден улыбки (Order Uśmiechu) - уникальный знак признания, которым дети награждают взрослых. Этим орденом, например, награждали Бориса Заходера.
Однажды Георгий узнал, что больше нет с нами Ежи Штура - великолепного польского актёра, игравшего в фильмах "Секс-миссия" (в нашем прокате "Новые амазонки"), "Дежа вю", "Киллер" и множестве других. Штур вошёл в наши дома с телеэкранов как разухабистый комик, но на деле это был очень тонкий и интеллигентный человек. У него была степень по польской литературе в Ягеллонском университете, он изучал актёрское мастерство в Академии драматического искусства в Кракове, где стал профессором. Уже потом, он стал ректором той самой Академии. Штур обладал феерическим талантом - ему достаточно было просто появиться на экране, и люди уже смеялись. Не секс-символ, обычный простой мужик, он обладал такой харизмой, от которой шли искры, и трескался экран.
Он всегда был хорош. И как парень, попавший в царство женщин. И как гангстер Поллак. И как комиссар полиции. Даже в девяностые, когда кино всюду загибалось, его активно снимали - на него шли смотреть. Кстати, знаете, кого он сыграл в своей первой роли? Вельзевула, то есть Сатану. В польской озвучке мульта "Шрек" Ежи дублировал осла, и едва ли не превзошёл оригинал - это было феерично смешно. Знаете, люди с хорошим чувством юмора, профессионально умеющие смешить других, обычно меланхолики. Штур таким не был. Он любил юмор, смех, и наслаждался тем, что его вызывает. Ежи часто пробовал себя в других вариантах: например, в кресле режиссёра. Публика смотрела его фильмы, но её он больше устраивал, как актёр. Ведь Штура никто не мог повторить.
Штур прекрасно говорил по-русски. Будучи в Польше, я через знакомых попросил его об интервью. Приехал, сели пить пиво. Он говорит - давайте сначала поужинаем, поговорим. Посидели отлично, а потом он сказал - простите, не успеваю уже, давайте в другой раз - я подготовлюсь, и дам вам отличное интервью! Другого раза не было и уже не будет. Обычно я такие вещи не люблю, но на него я не обиделся: во время обеда он постоянно шутил, и это скорее было его интервью - он расспрашивал о России, о русской культуре. Может, щас кто-то внезапно раскопает, но я ни разу не слышал, чтобы Штур говорил что-то о России и русских плохо. "Мне нравится ваше кино, - сказал он. - Даже в плохих фильмах всё равно играют хорошие актёры, и тут видна советская школа".
Штур долго болел - в 2011 году у него диагностировали рак. Но он не сдавался, и продолжал жить полной жизнью. В 2022 году его задержали за управление автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло ДТП. Штур спокойно ответил на суде - "Да, это неправильно. Но я просто развлекаюсь доступными мне методами перед тем, как умру". У Штура отобрали водительские права, ему было запрещено управлять автомобилем 3 года. Больше ему их уже не получить. Пожалуй, сегодня вечером я посмотрю "Дежа вю", где Штур превзошёл сам себя. Что-то в этом странное, когда человек умер, а ты смотришь фильм, где он живой. Но наверное, так и есть. Когда мы включаем кино с хорошими актёрами, они будто воскресают. И поэтому для нас они не умерли, а живы всегда.
Хорошей дороги вам, пан Ежи. Надеюсь, ТАМ вам дадут ездить на автомобиле с такой бешеной скоростью, с какой вы любите.
> а пшеки поминают советских/российских актёров добрым словом?
Цитата из этого поляка:
"Сегодня взгляд на Россию в Европе изменился, и Польша здесь не исключение. Пропаганда делает свое дело. Например, я до конца не знаю, какая на самом деле ситуация в России. Пропаганда все искажает.
Для меня Россия будет всегда великой страной, ее размеры трудно даже вообразить. Семь часов на самолете летишь из Москвы на восток, и это все Россия. А можно лететь и восемь часов и даже девять до Камчатки, и это тоже все будет Россия.
Россия велика не только размерами, но и своим духом и своим характером, который никто и никогда не смог изменить. С Россией нужно разговаривать, а не приказывать ей. Я очень уважаю русских людей. У людей из великого края другой характер, это надо понимать. А маленькие страны Европы пытаются разговаривать с Россией в повелительном тоне. Это же смешно.
Думаю, после этого разговора у меня могут быть проблемы в Польше. Глупость сегодняшней польской политики может меня спрашивать: что вы там делали и почему вы это говорили? Какой-нибудь глупый журналист меня обязательно уколет моим отношением к России.
Я первую ночь в Благовещенске почти не спал, хотя устал в дороге и разница во времени колоссальная. Испытал сильнейшее волнение от того, что здесь, в другой стране, на самой границе с Китаем, весь зал встал, когда я вышел на сцену.
Этот водопад аплодисментов, который на меня обрушили люди, был для меня чем-то невероятным. Я не мог сдержать слез.
Сотни русских, которые приветствовали меня шквалом аплодисментов, стали мигом моего редкого и настоящего счастья. Я стоял на сцене и думал: «Ежи, не зря ты ходил по этой Земле».