В 1950-е годы на территории ФРГ проходил ряд судебных процессов, на которых судили охранников концлагеря Флоссенбюрг. Всего же в период с 1949 по 1967 год прошло 9 таких процессов. Приговоры подсудимым отличались значительной мягкостью, их судили в основном за пособничество: из 9 человек 7 получили сроки заключения от 2 до 14 лет, один пожизненный срок и один судом оправдан. Еще на первом процессе, состоявшемся в конце июля 1949 года, наметились тенденции к смягчению наказания бывшим служащим лагеря. Тогда перед судом предстал Курт Шмидт (1915 года рождения), работавший после войны электриком в Вайдене.
Эсэсовцу вменялся расстрел 30 польских заключённых и избиение узников. Разбирательство, длившееся всего два дня, завершилось вынесением приговора: 5 лет с учётом 9 месяцев содержания в следственном изоляторе за пособничество в непредумышленном убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. В качестве отягчающих обстоятельств суд указал большое количество убийств, «огромное бессердечие и высокую степень внутренней жестокости, поскольку обвиняемый никогда не предпринимал серьезных попыток уклониться от участия в расстрелах».
В пользу обвиняемого суд указал следующие обстоятельства: отсутствие судимости и признательные показания. Также было сочтено, что он действовал по приказу и «мог понести значительное наказание, если бы отказался участвовать в расстреле и остался в рядах СС». По оценке суда, он «не являлся плохим по своей природе, но лишь утратил ясные моральные суждения в результате воспитания в СС и массового внушения, порожденного национал-социалистической ересью». Наконец, после поражения Германии в 1945 году обвиняемый «перенес тяготы сурового русского плена, а затем был интернирован после возвращения из плена в ходе процедуры денацификации, приговорен к пяти годам заключения в трудовом лагере и конфискации имущества». Уже в 1952 году Шмидт был освобождён условно-досрочно и прожил еще 18 лет. Он умер 31 августа 1970 года в Вайдене.
Через 8 лет после Шмидта на скамье подсудимых оказался Франц Кристиан Векк, бывший заместитель руководителя политического отдела (лагерное гестапо) Флоссенбюрга, по обвинению в пособничестве в убийстве советских военнопленных в 20 случаях. 3 июля 1957 года земельный суд Вайдена (Бавария) приговорил его к 5,5 годам заключения.
Франц Кристиан Векк родился 8 января 1904 года в Вене. Вместе с родителями переехал в Судетскую область, где окончил школу и выучился на дантиста. В 1924-1925 годах проходил службу в чехословацкой армии. В 1934 году в Праге сдал экзамен по профессии и открыл стоматологическую практику. Ещё в 1935 году Векк вступил в Судетско-немецкую партию и в 1939 году автоматически стал членом НСДАП. После аннексии Судетской области был зачислен в ряды СС. В сентябре 1939 года Векка направили в санитарное подразделение СС во Фраймане близ Дахау, а с февраля 1941 года перевели в комендатуру концлагеря Флоссенбюрг, где он изначально служил в охранном батальоне, затем около года работал в канцелярии своей роты и, наконец, весной 1942 года был переведен в политический отдел комендатуры. До осени 1943 года начальником политического отдела был унтерштурмфюрер СС Вильгельм Фассбендер (1892-1970), преемником Фассбендера стал секретарь уголовной полиции Фриц Мультхаупт, а затем до конца войны – оберштурмфюрер СС Конрад Бломберг (1899-1947). Векк служил их заместителем.
Согласно выводам суда, в концлагере Флоссенбюрг было проведено большое количество казней по приказу Генриха Гиммлера и РСХА, а приказы о казни, поступавшие из Берлина, подписывались Гиммлером, Кальтенбруннером или Мюллером. Жертвами становились в основном советские и польские заключённые. Во Флоссенбюрг в 1941/42 годах также переводились советские военнопленные из лагерей вермахта на основании «оперативного приказа № 8»; их казнили там либо в день прибытия, либо на следующий день.
Поскольку обвиняемый, помимо своей работы в политическом отделе, также вел центральный реестр смертей и готовил уведомления о смертях и казнях, направляемые в РСХА, он знал, что с момента его прихода в политический отдел до перевода из него в лагере погибло почти 2000 заключенных. За это время, по мнению суда, Векк участвовал в казни как минимум 20 узников, которых убивали выстрелами в затылок. Для этого использовалась малокалиберная винтовка, хранившаяся в комнате подсудимого. Из-за разногласий с начальником отдела Фассбендером заместитель коменданта Карл Фрич (1903-1945) обычно приказывал доставить оружие и боеприпасы к месту казни не ему, а Векку. Обвиняемый делал это, по меньшей мере, десять раз. Он знал, что винтовка и боеприпасы должны были использоваться для казни.
В расстрелах принимал участие заместитель коменданта Фрич, а Векк – по мнению суда – в основном стоял рядом. Во время одной из казней, когда было расстреляно от 20 до 27 советских военнопленных, «обвиняемый сделал контрольный выстрел в пленного, который не был смертельно ранен и остался жив, и сам убил другого заключенного из малокалиберной винтовки, выстрелив ему в затылок». После казней Векк относил винтовку обратно в политический отдел.
После того, как начальник политотдела Мультхаупт не пожелал присутствовать на казнях и сообщил об этом коменданту лагеря, Фрич попросил Векка принять участие в следующем расстреле. Векк сделал это еще два раза, а затем отказался. В результате Фрич оставил винтовку при себе и в дальнейшем сам готовил отчеты о казнях в Берлин на подпись коменданту лагеря.
В январе 1944 года Векку удалось перевестись из политического отдела в стоматологическую службу. Он получил передвижную стоматологическую установку и работал с ней в филиалах лагеря, а с октября 1944 по апрель 1945 года – в замке Айзенберг под Брюксом, где содержались высокопоставленные французские политики. В конце войны он получил приказ отправиться в концлагерь Дахау, но был захвачен американцами в Судетской области. Вместе с другими заключенными его передали Красной армии. В начале сентября 1945 года его неожиданно освободили, он добрался до Бад-Брамбаха в Саксонии. Там через несколько дней земляк сообщил о нем в полицию, Векка арестовали и передали советской военной администрации.
Он провел три года в качестве интернированного в тюрьме Баутцена, затем был отправлен в Берлин и далее в советский спецлагерь для интернированных в Заксенхаузене, откуда его освободили в январе 1950 года. Ему удалось скрыть свои преступления во Флоссенбюрге. Векк начал новую жизнь, руководил стоматологической клиникой в Нидде (Гессен), пока его снова не арестовали.
Сам Век в целом подтвердил ход событий, связанных с преступлениями, в которых его обвиняли, однако утверждал, что не производил выстрелов в затылок и считал убийства законными, т. е. что РСХА и рейхсфюрер СС имели право отдавать приказы о казнях. Кроме того, Векк утверждал, что находился в состоянии крайней необходимости, поскольку не имел возможности отказаться от приказов энергичного и безжалостного Фрича, не подвергая опасности собственную жизнь.
В своём решении суд заявил, что рейхсфюрер СС и ведущие должностные лица РСХА сознательно отдали приказ о незаконном убийстве узников в каждом из 20 случаев и действовали из «низменных побуждений», а именно из «презрения к человечеству и полного пренебрежения к любым человеческим ценностям». Векк сознательно выполнял приказы об убийствах, но действовал не по собственной воле и знал о низких моральных установках главных преступников.
При вынесении приговора суд принял во внимание тот факт, что в результате его пособничества было убито большое количество заключенных, в ущерб обвиняемому. Тот факт, что Векк не имел судимостей, был использован для смягчения приговора. «Необходимо также подчеркнуть, что главными виновниками были ответственные лица из ведомства рейхсфюрера СС, однако комендант лагеря и его заместитель Фрич также должны нести гораздо более высокую степень вины, чем обвиняемый. Акты пособничества, совершенные обвиняемым, большей части носят незначительный характер».
Принимая во внимание эти обстоятельства, суд вынес вердикт: пять лет и шесть месяцев заключения в каторжной тюрьме с зачётом 4 лет интернирования. С 19 мая 1958 года Векк отбывал наказание в тюрьме Цигенхайн, и уже через год, 18 августа 1959 года был освобождён условно-досрочно. 11 декабря 1961 года он умер во Франкфурте-на-Майне.
Текст: Иван Будилов под редакцией Ксении Чепиковой.
«И. Г. Фарбен», также «И. Г. Фарбениндустри» (нем. Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG — общность интересов промышленности красильных материалов) — конгломерат германских концернов, созданных в 1925 году на базе ранее существовавших брендов и производств, получивших известность и распространение до и в период Первой мировой войны. Крупнейший производитель химической продукции в нацистской Германии, использовавший для производства и опытов труд и жизни узников концлагерей. Непосредственно влиял на политику нацистов и финансировал NSDAP. Руководство концерна предстало перед Нюрнбергским трибуналом, 13 из 23 высших должностных лиц были осуждены к разным срокам заключения, однако уже в 1951 году их освободили, после чего они вернулись к руководящим постам в концерне и даже получили государственные награды ФРГ.
В 1920-х годах компания имела связи с либеральной Германской народной партией, за что нацисты обвиняли её как «международную капиталистическую еврейскую компанию». В следующем десятилетии она стала инвестором нацистской партии и, после захвата гитлеровцами власти в 1933 году, крупнейшим государственным подрядчиком, предоставившим значительные ресурсы для военных действий Германии. В этот период компания избавлялась от своих еврейских служащих, завершив этот процесс в 1938 году. Являясь «самым известным немецким промышленным концерном нацистской Германии», «И. Г. Фарбен» активно использовал рабский труд узников концентрационных лагерей, в том числе 30 000 человек в Освенциме. Поставляемым концерном газом «Циклон Б» было убито более миллиона узников
Эсэсовцу вменялся расстрел 30 польских заключённых и избиение узников. Разбирательство, длившееся всего два дня, завершилось вынесением приговора: 5 лет с учётом 9 месяцев содержания в следственном изоляторе за пособничество в непредумышленном убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. В качестве отягчающих обстоятельств суд указал большое количество убийств, «огромное бессердечие и высокую степень внутренней жестокости, поскольку обвиняемый никогда не предпринимал серьезных попыток уклониться от участия в расстрелах».
В пользу обвиняемого суд указал следующие обстоятельства: отсутствие судимости и признательные показания. Также было сочтено, что он действовал по приказу и «мог понести значительное наказание, если бы отказался участвовать в расстреле и остался в рядах СС». По оценке суда, он «не являлся плохим по своей природе, но лишь утратил ясные моральные суждения в результате воспитания в СС и массового внушения, порожденного национал-социалистической ересью». Наконец, после поражения Германии в 1945 году обвиняемый «перенес тяготы сурового русского плена, а затем был интернирован после возвращения из плена в ходе процедуры денацификации, приговорен к пяти годам заключения в трудовом лагере и конфискации имущества». Уже в 1952 году Шмидт был освобождён условно-досрочно и прожил еще 18 лет. Он умер 31 августа 1970 года в Вайдене.
Через 8 лет после Шмидта на скамье подсудимых оказался Франц Кристиан Векк, бывший заместитель руководителя политического отдела (лагерное гестапо) Флоссенбюрга, по обвинению в пособничестве в убийстве советских военнопленных в 20 случаях. 3 июля 1957 года земельный суд Вайдена (Бавария) приговорил его к 5,5 годам заключения.
Франц Кристиан Векк родился 8 января 1904 года в Вене. Вместе с родителями переехал в Судетскую область, где окончил школу и выучился на дантиста. В 1924-1925 годах проходил службу в чехословацкой армии. В 1934 году в Праге сдал экзамен по профессии и открыл стоматологическую практику. Ещё в 1935 году Векк вступил в Судетско-немецкую партию и в 1939 году автоматически стал членом НСДАП. После аннексии Судетской области был зачислен в ряды СС. В сентябре 1939 года Векка направили в санитарное подразделение СС во Фраймане близ Дахау, а с февраля 1941 года перевели в комендатуру концлагеря Флоссенбюрг, где он изначально служил в охранном батальоне, затем около года работал в канцелярии своей роты и, наконец, весной 1942 года был переведен в политический отдел комендатуры. До осени 1943 года начальником политического отдела был унтерштурмфюрер СС Вильгельм Фассбендер (1892-1970), преемником Фассбендера стал секретарь уголовной полиции Фриц Мультхаупт, а затем до конца войны – оберштурмфюрер СС Конрад Бломберг (1899-1947). Векк служил их заместителем.
Согласно выводам суда, в концлагере Флоссенбюрг было проведено большое количество казней по приказу Генриха Гиммлера и РСХА, а приказы о казни, поступавшие из Берлина, подписывались Гиммлером, Кальтенбруннером или Мюллером. Жертвами становились в основном советские и польские заключённые. Во Флоссенбюрг в 1941/42 годах также переводились советские военнопленные из лагерей вермахта на основании «оперативного приказа № 8»; их казнили там либо в день прибытия, либо на следующий день.
Поскольку обвиняемый, помимо своей работы в политическом отделе, также вел центральный реестр смертей и готовил уведомления о смертях и казнях, направляемые в РСХА, он знал, что с момента его прихода в политический отдел до перевода из него в лагере погибло почти 2000 заключенных. За это время, по мнению суда, Векк участвовал в казни как минимум 20 узников, которых убивали выстрелами в затылок. Для этого использовалась малокалиберная винтовка, хранившаяся в комнате подсудимого. Из-за разногласий с начальником отдела Фассбендером заместитель коменданта Карл Фрич (1903-1945) обычно приказывал доставить оружие и боеприпасы к месту казни не ему, а Векку. Обвиняемый делал это, по меньшей мере, десять раз. Он знал, что винтовка и боеприпасы должны были использоваться для казни.
В расстрелах принимал участие заместитель коменданта Фрич, а Векк – по мнению суда – в основном стоял рядом. Во время одной из казней, когда было расстреляно от 20 до 27 советских военнопленных, «обвиняемый сделал контрольный выстрел в пленного, который не был смертельно ранен и остался жив, и сам убил другого заключенного из малокалиберной винтовки, выстрелив ему в затылок». После казней Векк относил винтовку обратно в политический отдел.
После того, как начальник политотдела Мультхаупт не пожелал присутствовать на казнях и сообщил об этом коменданту лагеря, Фрич попросил Векка принять участие в следующем расстреле. Векк сделал это еще два раза, а затем отказался. В результате Фрич оставил винтовку при себе и в дальнейшем сам готовил отчеты о казнях в Берлин на подпись коменданту лагеря.
В январе 1944 года Векку удалось перевестись из политического отдела в стоматологическую службу. Он получил передвижную стоматологическую установку и работал с ней в филиалах лагеря, а с октября 1944 по апрель 1945 года – в замке Айзенберг под Брюксом, где содержались высокопоставленные французские политики. В конце войны он получил приказ отправиться в концлагерь Дахау, но был захвачен американцами в Судетской области. Вместе с другими заключенными его передали Красной армии. В начале сентября 1945 года его неожиданно освободили, он добрался до Бад-Брамбаха в Саксонии. Там через несколько дней земляк сообщил о нем в полицию, Векка арестовали и передали советской военной администрации.
Он провел три года в качестве интернированного в тюрьме Баутцена, затем был отправлен в Берлин и далее в советский спецлагерь для интернированных в Заксенхаузене, откуда его освободили в январе 1950 года. Ему удалось скрыть свои преступления во Флоссенбюрге. Векк начал новую жизнь, руководил стоматологической клиникой в Нидде (Гессен), пока его снова не арестовали.
Сам Век в целом подтвердил ход событий, связанных с преступлениями, в которых его обвиняли, однако утверждал, что не производил выстрелов в затылок и считал убийства законными, т. е. что РСХА и рейхсфюрер СС имели право отдавать приказы о казнях. Кроме того, Векк утверждал, что находился в состоянии крайней необходимости, поскольку не имел возможности отказаться от приказов энергичного и безжалостного Фрича, не подвергая опасности собственную жизнь.
В своём решении суд заявил, что рейхсфюрер СС и ведущие должностные лица РСХА сознательно отдали приказ о незаконном убийстве узников в каждом из 20 случаев и действовали из «низменных побуждений», а именно из «презрения к человечеству и полного пренебрежения к любым человеческим ценностям». Векк сознательно выполнял приказы об убийствах, но действовал не по собственной воле и знал о низких моральных установках главных преступников.
При вынесении приговора суд принял во внимание тот факт, что в результате его пособничества было убито большое количество заключенных, в ущерб обвиняемому. Тот факт, что Векк не имел судимостей, был использован для смягчения приговора. «Необходимо также подчеркнуть, что главными виновниками были ответственные лица из ведомства рейхсфюрера СС, однако комендант лагеря и его заместитель Фрич также должны нести гораздо более высокую степень вины, чем обвиняемый. Акты пособничества, совершенные обвиняемым, большей части носят незначительный характер».
Принимая во внимание эти обстоятельства, суд вынес вердикт: пять лет и шесть месяцев заключения в каторжной тюрьме с зачётом 4 лет интернирования. С 19 мая 1958 года Векк отбывал наказание в тюрьме Цигенхайн, и уже через год, 18 августа 1959 года был освобождён условно-досрочно. 11 декабря 1961 года он умер во Франкфурте-на-Майне.
Текст: Иван Будилов под редакцией Ксении Чепиковой.