"Русская" водка - не пора ли вернуть государству?
rbc.ru Бывшие российские активы Global Spirits, производителя водки «Хортиця», арестовал районный суд Курска, выяснил РБК. Речь идет о крымских винных компаниях и двух водочных заводах. Производя и продавая "русскую" водку в России, владелец спонсировал украинских фашистов.
Согласно СПАРКу, взыскателем по делу указана Генпрокуратура. РБК направил запрос в ведомство.
Речь, в частности, идет о «Феодосийском заводе коньяков и вин», «Крымском винном доме», ликеро-водочных заводах «Русский север» в Вологде и «Родник и К» в подмосковных Мытищах, а также дистрибьюторах «Традиции успеха», «Стандарт качества» и «Новый уровень».
Украинский бизнесмен Евгений Черняк основал Global Spirits в 2008 году. Холдинг включал в себя ликеро-водочный завод в Запорожской области, Одесский коньячный завод, Крымский винный дом и другие. «Родник и К» и «Русский Север» занимались производством «Хортицы», «Мороши», «Первака» и других брендов водки из портфеля Global Spirits на территории России.
До апреля 2022 года заводы, а также аффилированные с ними оптовые компании принадлежали кипрским Oxford AMG-77 Ltd и MSD Marketing System Distribution Ltd, но участники рынка связывали их с самим Global Spirits. Впрочем, в Global Spirits отрицали, что бизнесмен владеет активами в России. В апреле 2022 года «Родник и К» и «Русский Север» перешли к Александру Беспалову.
В июле 2023 года Замоскворецкий суд Москвы арестовал Беспалова и гендиректора завода «Родник и К» Андрея Лазутина по подозрению в даче взятки. А в августе того же года Хамовнический суд Москвы заочно арестовал основателя холдинга Черняка по делу о финансировании терроризма. Представитель Беспалова заявил РБК, что не в курсе ареста юрлиц.
Арест, наложенный на доли или акции, означает, что собственник утрачивает право распоряжаться данными активами — продавать, передавать в залог, констатирует партнер практики «недвижимость и строительство» юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Максим Кузнеченков. В то же время собственник сохраняет свои корпоративные права, если в судебном акте или постановлении пристава не было специально указано обратное, добавляет он.
Арест активов в данном случае — это мера, направленная на обеспечение исполнения будущего решения, говорит управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Несмотря на то что принятие обеспечительных мер само по себе не означает, что решение будет вынесено в пользу истца, сам факт их принятия в начале спора вполне может быть связан с целью дальнейшего обращения взыскания на перечисленные активы или их фактической национализации, полагает Шевченко. По гражданским делам с участием прокуратуры чаще всего такие меры в отношении акций принимаются в случаях истребования незаконно приватизированного имущества, добавляет Кузнеченков.
О том, что Минфин прорабатывает вопрос временной передачи в управление Росимуществу заводов «Русский Север» и «Родник и К», а также связанных с ними дистрибьюторов, писали «Ведомости» в декабре 2023 года. На запрос РБК в Минфине не ответили.