Ушёл из жизни летчик-испытатель Анатолий Квочур
kp.ru Советский и российский лётчик-испытатель Анатолий Квочур освоил и испытал более 90 типов и модификаций самолетов, в 2005 году установил 11 мировых рекордов на борту Су-27. Его общий налет — около 4,8 тысячи часов.
Анатолий Квочур всю свою жизнь он посвятил реактивным истребителям. Участвовал в испытаниях Су-17 и его модификаций, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, а также многих опытных образцов летной техники, так и не пошедших в серию. Не раз проходил по самому краю.
8 июня 1988-го на авиасалоне во французском Ле-Бурже «поймал» воздухозаборником своего «двадцать девятого» птицу и успел катапультироваться всего за 2,5 секунды до удара машины об землю. И уже через неделю вновь поднялся в воздух.
Анатолий Николаевич - автор множества рекордов. В марте 1995-го выполнил сверхдальний перелёт на одноместном истребителе Су-27 в Австралию, а в июле и сентябре 1999 года — перелёты через Северный полюс по замкнутому маршруту. Он многократно совершал полеты в группе истребителей продолжительностью более 10-11 часов с дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, от арктических до тропических широт.
Квочур был летчиком от бога и привнес в мировую школу высшего пилотажа сложнейшую фигуру «Колокол», которую он впервые показал в 1988-м на авиасалоне в британском Фарнборо. Ее суть: самолет переводится в вертикальный набор высоты с последующим гашением скорости до практически полной остановки. После того, как тяга становится нулевой, за счет хорошо скомпонованных аэродинамических качеств самолёт начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении с последующим опусканием носа в горизонтальную плоскость.
Истребитель, проще говоря, на несколько секунд полностью замирает в воздухе, задрав нос вверх. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для доплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Противник его попросту теряет. Считалось, что эту фигуру можно выполнить только на поршневых самолетах, но Анатолий Квочур первым доказал обратное.