Роскосмос сообщил о потере "Луны-25"

tass.ru — Автоматическая станция "Луна-25", по предварительным расчетам, прекратила существование, столкнувшись с поверхностью Луны. Увы.
Новости, Наука | Shnyrik 09:02 20.08.2023
76 комментариев | 166 за, 0 против |
#1 | 09:03 20.08.2023 | Кому: Всем
Автоматическая станция "Луна-25", по предварительным расчетам, прекратила существование, столкнувшись с поверхностью Луны. Об этом заявили журналистам в Роскосмосе.

Там напомнили, что 19 августа была предусмотрена выдача импульса для формирования предпосадочной эллиптической орбиты. Около 14:57 московского декретного времени связь с КА "Луна-25" прервалась", - заявили в госкорпорации.

В Роскосмосе подчеркнули, что меры по поиску аппарата и установки с ним связи 19 и 20 августа результатов не дали. "По результатам предварительного анализа, в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных КА "Луна-25" перешел на нерасчетную орбиту и прекратил свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны", - заявили в госкорпорации.

В Роскосмосе добавили, что вопросами выяснения причин потери космического аппарата займется специально формируемая межведомственная комиссия.

[censored]
#2 | 09:06 20.08.2023 | Кому: Всем
Печально, конечно.
Но учитывая сколько лет назад подобные станции вообще делали и запускали, вероятность подобной ситуации была и была достаточно высокой.
Главное, чтобы причины выявили, а не виновных нашли.
#3 | 09:09 20.08.2023 | Кому: Всем
Интересно, что пошло не так. С ориентацией и двигателями всё в порядке было, судя по штатному переходу на окололунную орбиту.
Kosttt
идиот »
#4 | 09:09 20.08.2023 | Кому: Всем
В целом, не самый худший результат. Единственный способ вернуться в космос - делать больше запусков, поначалу результаты будут плохие, дальше - получше.

При Петре I Россия стала морской державой, несмотря на то, что весь первоначально построенный флот быстро сгнил.
#5 | 09:12 20.08.2023 | Кому: Sir Agressor
> Главное, чтобы причины выявили, а не виновных нашли.

"У каждой причины аварии есть имя, отчество и фамилия" (вероятно, Л.М.Каганович)
#6 | 09:13 20.08.2023 | Кому: Beefeater
> Интересно, что пошло не так. С ориентацией и двигателями всё в порядке было, судя по штатному переходу на окололунную орбиту.

пишут что импульс дали в 1.5 раза больше нужного из-за доплеровского радара который растояние мереет
#7 | 09:13 20.08.2023 | Кому: Beefeater
> Интересно, что пошло не так. С ориентацией и двигателями всё в порядке было, судя по штатному переходу на окололунную орбиту.

Возможно, импульс на торможение был выдан больше, чем требовалось.
#8 | 09:13 20.08.2023 | Кому: Beefeater
> Интересно, что пошло не так.

Говорят, врубили торможение для перехода на орбиту вокруг луны и сразу потеряли связь со станцией. И больше связь не появилась.
#9 | 09:14 20.08.2023 | Кому: Beefeater
Сбой системы управления, как вариант.
Импульс меньше или больше нужного по времени и всё, приплыли.
Сбой электроснабжения, с отключением оборудования управления и связи.
Да банально взрыв из-за повреждения двигателей / баков с топливом об какой-нибудь космический мусор.
NoMercy
надзор »
#10 | 09:15 20.08.2023 | Кому: Всем
Главное, чтобы пусков сталокоаино больше.
Все же, потерять одну станцию после единственного за без малого сорок лет пуска и потерять одну из станций, запускаемых ежегодно - это большая разница.

В любом случает- запуск был, станция до Луны долетела. И это хорошо.
Kosttt
идиот »
#11 | 09:15 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
При этом, это может быть имя отчество и фамилия выдающегося конструктора, т.к. не ошибается тот, кто ничего не делает. Безобвинительные расследования очень помогают выявить истину т.к. сотрудники в таком случае честно сообщают все, что знают.
#12 | 09:19 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
Если коммиссия будет искать ТОЛЬКО имя, отчество и фамилию, будут другие аварии, которые будут отличаться ТОЛЬКО именем, отчеством и фамилией.
#13 | 09:20 20.08.2023 | Кому: nikopol
> > Интересно, что пошло не так. С ориентацией и двигателями всё в порядке было, судя по штатному переходу на окололунную орбиту.
>
> пишут что импульс дали в 1.5 раза больше нужного из-за доплеровского радара который растояние мереет

[censored]
#14 | 09:22 20.08.2023 | Кому: NoMercy
И не будем забывать, что значительная часть использованных техничеких решений работала штатно, то есть прошла проверку.
#15 | 09:22 20.08.2023 | Кому: SergioSpagetti
> > Интересно, что пошло не так.
>
> Говорят, врубили торможение для перехода на орбиту вокруг луны и сразу потеряли связь со станцией. И больше связь не появилась.

Не совсем так. После начала торможения станция ушла за Луну и связь должна была потеряться в любом случае, но возобновилась бы, когда после половины витка станция появилась бы из-за луны с другой стороны. А она не появилась.
#16 | 09:23 20.08.2023 | Кому: Всем
Да нормально всё!
До Луны долетела? Долетела. Уже хорошо.
А что разбилась... Ну, бывает и так.
Главное, что процесс пошёл.
#17 | 09:23 20.08.2023 | Кому: Sir Agressor
> Если коммиссия будет искать ТОЛЬКО имя, отчество и фамилию, будут другие аварии, которые будут отличаться ТОЛЬКО именем, отчеством и фамилией.

А кто предлагал искать ТОЛЬКО имя, отчество и фамилию? В то же время свойство человека таково, что если с человека не спрашивать - большинство начинает терять ответственность.
#18 | 09:25 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
> А кто предлагал искать ТОЛЬКО имя, отчество и фамилию?

Да никто не предлагал.
Но есть опасения, и не безосновательные, что этим могут и ограничиться.
#19 | 09:25 20.08.2023 | Кому: Всем
А есть ли информация по советской лунной программе? Были ли там неудачи?
#20 | 09:31 20.08.2023 | Кому: СТП220
> А есть ли информация по советской лунной программе? Были ли там неудачи?

Дофига. Но нужно учесть, что это было начало освоения космоса, технологии были не в пример нынешним, страна двадцать лет, как вышла из самой кровопролитной в истории войны, а ещё учесть то, что тогда умели как делать из неудач правильные выводы, так и исправлять свои же ошибки и добиваться колоссальных, даже по сегодняшним меркам, успехов.

Очень рекомендую четырёхтомник за авторством ближайшего сподвижника С.П.Королёва Бориса Евсеевича Чертока "Ракеты и люди". Есть в сети, например на Милитере -[censored]
Oldmaster
надзор »
#21 | 09:31 20.08.2023 | Кому: Всем
Надо срочно возвращать Дм.Олеговича! Он опишет этот случай в стихах и вообще, для общего руководства! При нем наши корабли в Луну не врезались!
#22 | 09:39 20.08.2023 | Кому: Всем
Ничего страшного, аварии случаются. Главное чтобы всё продолжилось и были новые пуски.
dizappa
надзор »
#23 | 09:40 20.08.2023 | Кому: Всем
Запускать бы по паре штук. Один шлепнется, другой долетит. Или два сразу долетят. Вместе веселей кататься. Денег, правда больше потребуется. Но явно дешевле два сразу запускать, чем по одному.
#24 | 09:40 20.08.2023 | Кому: Oldmaster
Он не может.
Ему трудно сидеть.
Последствия ранения.
#25 | 09:43 20.08.2023 | Кому: dizappa
Если помечтать, вывести на орбиту Луны станцию - ретранслятор, возможно не одну.
Чтобы исключить или минимизировать время без связи с ЦУП и упростить получение необходимой для маневрирования, посадки и взлёта информации.
Славян
дурко »
#26 | 09:43 20.08.2023 | Кому: Всем
Видать, очередной батюшка хреново освятил богопротивный девайс! Вопрос, сколько миллиардов рублей в очередной раз смыли в унитаз?
#27 | 09:44 20.08.2023 | Кому: Sir Agressor
> Если помечтать, вывести на орбиту Луны станцию - ретранслятор, возможно не одну.
> Чтобы исключить или минимизировать время без связи с ЦУП и упростить получение необходимой для маневрирования, посадки и взлёта информации.

Совершенно правильный ход. Не знаю, почему не пошли по этому пути.
xoxa-x1
дурачок »
#28 | 09:44 20.08.2023 | Кому: Всем
Хреново...
#29 | 09:46 20.08.2023 | Кому: Всем
Чо там свинорылые? Уже закатили праздник? :)
#30 | 09:47 20.08.2023 | Кому: Oldmaster
Ну если подумать, то полёт при нём и планировался/проектировался.
#31 | 09:48 20.08.2023 | Кому: SHOEI
Не интересны их убогие мнения.
#32 | 09:52 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
> Совершенно правильный ход. Не знаю, почему не пошли по этому пути.

Если мне склероз не изменяет, вокруг Луны нет устойчивых высоких орбит из-за приливного воздействия Земли. То есть на время там ретрансляторы подвесить, конечно, можно.

Ретранслятор хорошо бы подвесить в точке Лагранжа L2 в шестидесяти одной с половиной тысячей километров за Луной, но там его тоже придётся постоянно корректировать, удерживая на гало-орбите.
Reinmar z Bielawy
надзор »
#33 | 09:53 20.08.2023 | Кому: Всем
Мягкая посадка на Луну — исключительно сложный манёвр, удавался пока он только трём странам: СССР, США и Китаю. Да, наша страна с АМС Луна-9 (Е-6) была в 1966 году первой в мире, но успешной стала только двенадцатая (!) попытка.

Нет, в данном случае великое наследие и прошлый опыт нам не помогают: Луна-25 — совершенно новый аппарат, ничего общего не имеющий с советскими. Ничего общего нет и у разработчика, КБ Лавочкина: в нем не осталось никого, кто бы участвовал в успешной посадке на другом небесном теле, да и технические наработки для аналоговых и механических приборов управления полувековой давности неприменимы сейчас. Нужно учиться заново.

По-хорошему, посадку и вообще манёвры возле Луны нужно отрабатывать на простых аппаратах, которые бы запускались если не по шесть в год, как станции Е-6, то хотя бы не раз в 10-15 лет.
К сожалению, с нынешним уровнем финансирования и подхода к космической науке это не работает. Не получается выбить деньги на серию отработочных миссий: в космической программе в лучшем случае одна межпланетная станция раз в 10-15 лет, а это значит, на неё стремятся поставить как можно больше научных приборов, сделать уникальной (на обычную денег не дадут). Аппарат становится переусложненным, риски выходят за пределы выживаемости.

Так случилось с АМС Марс-96, затем — с Фобос-Грунтом в 2011; Луну-25 хоронить рано, но тенденция понятна.

Следующий наш проект — Луна-26, пока что намеченная к запуску в 2027. Все контракты по ней подписаны, работы идут, строится уже даже ракета-носитель. Хорошая новость в том, что Луне-26 не нужно будет садиться на Луну, это орбитальный лунный аппарат. Она создана на той же платформе, что и Луна-25, которой на лунную орбиту выйти удалось успешно.

Ну а на следующей неделе в тот же приполярный район, что и Луна-25, попытается сесть индийская станция «Чандраян-3». В прошлый раз, четыре года назад, у индусов не получилось, посадочный зонд разбился. Посмотрим, провели ли они работу над ошибками.

[censored]
#34 | 09:53 20.08.2023 | Кому: Beefeater
> > Совершенно правильный ход. Не знаю, почему не пошли по этому пути.
>
> Если мне склероз не изменяет, вокруг Луны нет устойчивых высоких орбит из-за приливного воздействия Земли.

Американе вроде же летают там, снимки делают. Или там низкая орбита?
#35 | 09:54 20.08.2023 | Кому: Всем
А так жаль, конечно. Все эти космические штуки очень уважаю. И имеется ненулевая вероятность, что до следующего запуска могу не дотянуть, а посмотреть хотелось бы как у наших получится.
Oldmaster
надзор »
#36 | 09:55 20.08.2023 | Кому: Sir Agressor
Ничего, будет работать лежа, (стихи и лежа тоже можно сочинять!) тем более, разницы в результатах видно не будет!
#37 | 09:55 20.08.2023 | Кому: nikopol
> пишут что импульс дали в 1.5 раза больше нужного из-за доплеровского радара который растояние мереет

Я тоже это читал. Но лично мне эта информация показалась очень похожей на вброс. Потому что доплеровский радар задействуется на гораздо более поздних этапах, поэтому до крайности сомнительно, что он мог бы быть "виновником".

Впрочем, часть про слишком большой импульс похожа на правду.

Возможно, программная ошибка.
#38 | 09:56 20.08.2023 | Кому: SHOEI
> Ну если подумать, то полёт при нём и планировался/проектировался.

Нет. Ещё раньше даже -- при его предшественниках. Луну-25, натурально, второй десяток лет уже вымучивали.
Славян
дурко »
#39 | 09:57 20.08.2023 | Кому: Всем
Жил-был Никитушка, сам ростиком с аршин,
Зато делов уж больно много совершил:
При ём пахали целину,
При ём летали на Луну,
При ём дорвались до сияющих вершин.
Но в октябре ево маненечко тово,
Тады всю правду мы узнали про ево,
Что он Насера наградил,
Что он с три хера накрутил,
И что свербило вечно в жопе у его.
А сейчас и так не могут, хехе!
alf
1 комментарий в день »
#40 | 09:58 20.08.2023 | Кому: SHOEI
> Чо там свинорылые? Уже закатили праздник? :)

Ради праздника они вынуждены сделать над собой усилие и признать, что станция была построена и что она долетела до луны.
#41 | 10:00 20.08.2023 | Кому: Всем
Имхо, фаза полёта перешла в секретную. Импульс придан для того, чтобы не на полюс садиться, а пролететь над теми местами, где америкосов не было никогда. Ну и фоточки, понятно, чтобы всем стало ясно про то фуфло, которое амерами прогонялось про их, якобы, экспедиции на Луну. Ибо не были!
#42 | 10:00 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
> Американе вроде же летают там, снимки делают. Или там низкая орбита?

Да, низкая. Поскольку ну Луне нет атмосферы, там можно было бы и на высоте километра летать, но начинают уже сказываться неравномерности гравитационного поля от гор и кратеров, что тоже делает орбиту нестабильной. Так что летают на высоте около сотни километров, как и на Земле — чтобы раз в десять выше, чем самые большие неоднородности рельефа.
#43 | 10:11 20.08.2023 | Кому: Славян
Ну почему же???
С награждениями хрен пойми кого непонятно за что, а также накручиваниями с три и более хера и сверблениями в жопе у нас полняй порядок!!!
#44 | 10:15 20.08.2023 | Кому: Хромой Шайтан
> И имеется ненулевая вероятность, что до следующего запуска могу не дотянуть...

Эй, эй, товарисчЪ!
Что за пораженческое настроение?!!
Славян
дурко »
#45 | 10:19 20.08.2023 | Кому: Sir Agressor
Ну да с награждениями и прочей хернёй согласен, а вот с полётами на Луну чё-то не очень. Пересильдиху зачем-то на орбиту запустили, зачем-то н-дцать сотен лямов смыли в унитаз. Фильм - говно.
#46 | 10:34 20.08.2023 | Кому: Славян
> Пересильдиху зачем-то на орбиту запустили...

Не зачем-то, а штобы опередить Тома Кукуруза со съёмками в космосе! ;)
#47 | 10:36 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
> "Ракеты и люди"

А я читал. Почему то не знал, что она четырехтомник. Я читал событиях во время и сразу после войны. И самое начало нашей космической программы.
#48 | 10:51 20.08.2023 | Кому: Хромой Шайтан
> А так жаль, конечно. Все эти космические штуки очень уважаю. И имеется ненулевая вероятность, что до следующего запуска могу не дотянуть, а посмотреть хотелось бы как у наших получится.

Ну вотт еще. Чего удумал. ((
Надо обязательно посмотреть! Лично! Чтобы порадоваться. ))
#49 | 10:54 20.08.2023 | Кому: Сибирский Кошак
> что это было начало освоения космоса, технологии были не в пример нынешним

Примерно две трети подсистем были переработаны с нуля, так сказать.
Это ж не так что собрали по советским чертежам но из новых материалов и отправили.
Некоторые вещи просто не было возможности испытать в "боевых условиях", вот этот пуск и был тем испытанием.

> а ещё учесть то, что тогда умели как делать из неудач правильные выводы, так и исправлять свои же ошибки


Поверь, в том что касается технической части, до сих пор умеют и могут.
#50 | 11:00 20.08.2023 | Кому: Джо
[censored]
Дорогу осилит идущий!
А с визгами либерастни и хохлов про дажезапуститьналунуничегонеможете... Ну так вот-с, за последние 10 лет, на Луну упало больше 16 аппаратов предназначенных для посадки на нее.
А хохлам за свою лунную программу вообще никогда не придётся переживать.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.