vott.ru Первой державой, приступившей к разработке военных планов против СССР ещё до окончания Второй мировой войны, стала Великобритания.
Нападение планировалось на 1 июля 1945 года
#чтобы_помнили
В октябре 1998 г. в английской и мировой печати были опубликованы первые сообщения о военных планах кабинета Уинстона Черчилля в отношении Советского Союза, разработанных весной 1945 г. Ключевым из них является датированный 22 мая 1945 план экстренной операции «Немыслимое», подготовленный объединённым штабом планирования военного кабинета. Война, согласно этому плану, должна была начаться 1 июля 1945 г. внезапным нападением войск англо-американцев на позиции Красной армии.
Крайне негативное отношение западных союзников вызывала ситуация в странах Восточной Европы, особенно в Польше. Они выступили «единым фронтом» по польскому вопросу, требуя от советской стороны выполнения ялтинских соглашений в том формате, который был приемлем для них. Крайнее раздражение в Лондоне и Вашингтоне вызвал арест советскими властями шестнадцати руководителей Армии Крайовой во главе с её командующим генералом Леопольдом Окулицким (бывшим начальником штаба армии Андерса в СССР), отряды которой действовали в тылах Красной армии на территории Польши.
1 апреля 1945 г. Иосиф Сталин получил от Рузвельта послание с выраженным несогласием с советской позицией по польскому вопросу. В послании в категоричной форме говорилось:
«Я должен пояснить Вам исчерпывающим образом, что любое такое решение, которое привело бы к несколько замаскированному продолжению существования нынешнего варшавского режима, было бы неприемлемо и заставило бы народ Соединённых Штатов считать, что соглашение, достигнутое в Ялте, потерпело неудачу».
Ключевым явился вопрос о составе польского Временного правительства национального единства. Его создание было предусмотрено решением Ялтинской конференции и возложено на «комиссию трёх» из представителей СССР, США и Великобритании. Между Великобританией, США и довоенным пробританским правительством Польши, с одной стороны, и Советским Союзом и просоветским Временным правительством, находившемся в Варшаве после её освобождения —с другой, компромисса найти не удавалось.
Премьер-министр эмигрантского правительства Станислав Миколайчик, которого Иосиф Сталин предложил назначить премьер-министром нового правительства, претендовал в этом правительстве на половину мест. Лидер «варшавских» поляков, председатель Крайовой Рады Народовой Болеслав Берут требовал большинства для своих сторонников. В итоге Временное правительство национального единства, состав которого был объявлен в Варшаве 28 июня, было создано. Станислав Миколайчик занял пост вице-премьера, 4 его сторонника из 21 получили министерские посты. СССР, США и Великобритания официально признали это правительство и установили с ним дипломатические отношения. Было предусмотрено проведение в ближайшее время свободных демократических выборов в Польше, но для Уинстона Черчилля и его окружения эти решения были неприемлемы.
В рассекреченных в 1998 г. документах личного досье премьер-министра Великобритании ключевым является датированный 22 мая 1945 г. план экстренной операции «Немыслимое», подготовленный Объединённым штабом планирования военного кабинета. В плане сформулированы оценка обстановки, цели операции, привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты. В приложениях к плану содержатся сведения о дислокации войск Красной армии и западных союзников, а также картографический материал. Время поручения премьер-министра на разработку плана операции не указано, но, учитывая сложность его подготовки, характер и объём самих документов, есть основания предполагать, что задание премьер-министра было получено планировщиками не позднее апреля 1945 г.
Заданию предшествовали мрачные размышления и выводы, которые Черчилль воспроизвёл в своих мемуарах:
«Во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира;
во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин;
в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
в-шестых, Вена, по существу — вся Австрия, должна управляться западными державами, по крайней мере, на равной основе с русскими Советами;
в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…»
В апреле 1945 г., когда Вена, Берлин, а затем и Прага оказались вне досягаемости войск западных союзников, Уинстону Черчиллю ещё более актуальным представлялось создание «нового фронта» против Красной армии.
Разработчики операции руководствовались следующими исходными установками, которые были даны при получении задания:
— операция будет проводиться в условиях её полной поддержки общественным мнением в Британской империи и США, а следовательно, высокого морального состояния англо-американских вооружённых сил;
— Великобритания и США получат полную поддержку вооружённых сил Польши (эмигрантского правительства в Лондоне) и могут рассчитывать на использование людских резервов Германии и остатков её промышленного потенциала;
— не следует рассчитывать на поддержку сил других союзных европейских стран, но учитывать вероятность использования их территории и тех средств, необходимость в которых может возникнуть;
— иметь в виду вероятность вступления России в союз с Японией;
— начало военных действий 1 июля 1945 г.
Целью операции было принудить Москву к подчинению воле Соединённых Штатов и Британской империи. Конкретно имелось в виду «вытеснить Красную армию за пределы Польши». Мотивы этого решения в документе не раскрываются.
Далее высказывалась мысль о том, что тотальная война является единственным надёжным средством достижения цели и для этого необходимо:
— оккупировать те районы внутренней России, лишившись которых, эта страна утратит материальные возможности ведения войны и дальнейшего сопротивления;
— нанести такое решающее поражение русским вооружённым силам, которое лишит СССР возможности продолжать войну.
Сомнения возникли при рассмотрении вопроса о соотношении сил. В документе сказано, что «существующее соотношение сил в Центральной Европе, где русские располагают примерно тройным преимуществом, делают крайне маловероятным достижение союзниками полной и решающей победы». Указывалось, что для ликвидации диспропорции необходимы людские ресурсы союзников, на что потребуется время, размещение в Европе и использование в Европе крупных ресурсов США, а также перевооружение и реорганизация немецких войск.
Конкретно указывались два основных направления наступления войск западных союзников: ось Штеттин — Шнейдемюль — Быгдощ и ось Лейпциг — Коттбус — Познань — Бреслау. Тем не менее общий вывод о перспективах кампании был пессимистичным.
Сейчас известно то, о чём Черчилль не подозревал: в СССР поступало большое количество исключительно секретной информации, поскольку среди британских государственных служащих было много советских агентов или просто сочувствующих коммунистическим идеям. Профессор Джон Эриксон выдвинул предположение, что серьёзные изменения в расположении советских войск в конце июня 1945 г. связаны с разработкой операции «Немыслимое». И действительно, план операции «Немыслимое» был передан СССР Кембриджской пятёркой.
Так, первый реальный план войны против СССР был подготовлен по прямому указанию Уинстона Черчилля в мае 1945 г. Однако в ходе разработки плана британским военным удалось убедить своё руководство в невозможности его осуществления. Только мощь Красной армии, её боевой опыт и экономическое могущество Советского Союза позволили предотвратить начало новой мировой войны.
Я не очень понимаю причину, пот которой все так возбудились. Я уверен, что в СССР был схожий план по войне против всех "союзников". Это вполне себе нормальный для любого государства план существования. Быть готовым ко всему.
Там и "младший" партнёр стремительно становившийся старшим осадил Бульдога. Победа на Тихоокеанском театре военных действий не вызывала сомнений, но сроки и соответственно расходы, в т.ч. в виде потерь л/с, становились крайне неприятными. Если не неприемлемыми. Поэтому планом следовало подтереться, или отложить, до капитуляции Японии.
В общем, не надо строить из советских руководителей примитивных идеалистов, верующих в силу временных договоров.
США, Великобритания - капиталистические, империалистические страны и, следовательно, враги СССР если не на сей момент, то в перспективе - обязательно.
> С другой стороны где советский план, где американский?
Может, засекречены, может, дело не дошло до подробного изложения, может, утеряны документы.
А в параллель можно привести[censored] которыми до сих пор потрясают резунисты и прочие свидетели превентивного удара.
Дадада, Катынь рассекречена, молотов-рибентроп рассекречен, а тут...
> А в параллель можно привести соображения Василевского
И кто такой Василевский на момент соображений? Кто дал задание на разработку плана? Когда разработан? Шапка, дата, номер? А то у вас параллель перпендикулярная какая-то.
> Может, засекречены, может, дело не дошло до подробного изложения, может, утеряны документы. > А в параллель можно привести соображения Василевского, которыми до сих пор потрясают резунисты и прочие свидетели превентивного удара.
Интересно, сработал бы план Василевского, если бы был приведён в действие...
Это надо было преподавать в школе на уроках истории СССР в 60-х, 70-х годах. А не венчать шаблонными клише:"капитуляцией фашистской Германии" и "разгромом милитаристской Японии" раздел о Великой Отечественной войне.
> Это надо было преподавать в школе на уроках истории СССР в 60-х, 70-х годах. А не венчать шаблонными клише:"капитуляцией фашистской Германии" и "разгромом милитаристской Японии" раздел о Великой Отечественной войне.
Да, недорабатывала пропаганда, к сожалению. Вырастили поколение западофилов.
Если бы они могли, то непременно реализовали бы свой план. Однако ни в 45-м, ни позже тягаться с Советским Союзом эти падлы физически не были в состоянии. Летом 45-го Красная Армия катком бы прокатилась до атлантики, сметая нах. всё на пути. Словом Черчилль утерся во всех смыслах со своими немыслимыми хотелками.
надзор »
Крайне негативное отношение западных союзников вызывала ситуация в странах Восточной Европы, особенно в Польше. Они выступили «единым фронтом» по польскому вопросу, требуя от советской стороны выполнения ялтинских соглашений в том формате, который был приемлем для них. Крайнее раздражение в Лондоне и Вашингтоне вызвал арест советскими властями шестнадцати руководителей Армии Крайовой во главе с её командующим генералом Леопольдом Окулицким (бывшим начальником штаба армии Андерса в СССР), отряды которой действовали в тылах Красной армии на территории Польши.
1 апреля 1945 г. Иосиф Сталин получил от Рузвельта послание с выраженным несогласием с советской позицией по польскому вопросу. В послании в категоричной форме говорилось:
«Я должен пояснить Вам исчерпывающим образом, что любое такое решение, которое привело бы к несколько замаскированному продолжению существования нынешнего варшавского режима, было бы неприемлемо и заставило бы народ Соединённых Штатов считать, что соглашение, достигнутое в Ялте, потерпело неудачу».
Ключевым явился вопрос о составе польского Временного правительства национального единства. Его создание было предусмотрено решением Ялтинской конференции и возложено на «комиссию трёх» из представителей СССР, США и Великобритании. Между Великобританией, США и довоенным пробританским правительством Польши, с одной стороны, и Советским Союзом и просоветским Временным правительством, находившемся в Варшаве после её освобождения —с другой, компромисса найти не удавалось.
Премьер-министр эмигрантского правительства Станислав Миколайчик, которого Иосиф Сталин предложил назначить премьер-министром нового правительства, претендовал в этом правительстве на половину мест. Лидер «варшавских» поляков, председатель Крайовой Рады Народовой Болеслав Берут требовал большинства для своих сторонников. В итоге Временное правительство национального единства, состав которого был объявлен в Варшаве 28 июня, было создано. Станислав Миколайчик занял пост вице-премьера, 4 его сторонника из 21 получили министерские посты. СССР, США и Великобритания официально признали это правительство и установили с ним дипломатические отношения. Было предусмотрено проведение в ближайшее время свободных демократических выборов в Польше, но для Уинстона Черчилля и его окружения эти решения были неприемлемы.
В рассекреченных в 1998 г. документах личного досье премьер-министра Великобритании ключевым является датированный 22 мая 1945 г. план экстренной операции «Немыслимое», подготовленный Объединённым штабом планирования военного кабинета. В плане сформулированы оценка обстановки, цели операции, привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты. В приложениях к плану содержатся сведения о дислокации войск Красной армии и западных союзников, а также картографический материал. Время поручения премьер-министра на разработку плана операции не указано, но, учитывая сложность его подготовки, характер и объём самих документов, есть основания предполагать, что задание премьер-министра было получено планировщиками не позднее апреля 1945 г.
Заданию предшествовали мрачные размышления и выводы, которые Черчилль воспроизвёл в своих мемуарах:
«Во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира;
во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин;
в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
в-шестых, Вена, по существу — вся Австрия, должна управляться западными державами, по крайней мере, на равной основе с русскими Советами;
в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…»
В апреле 1945 г., когда Вена, Берлин, а затем и Прага оказались вне досягаемости войск западных союзников, Уинстону Черчиллю ещё более актуальным представлялось создание «нового фронта» против Красной армии.
Разработчики операции руководствовались следующими исходными установками, которые были даны при получении задания:
— операция будет проводиться в условиях её полной поддержки общественным мнением в Британской империи и США, а следовательно, высокого морального состояния англо-американских вооружённых сил;
— Великобритания и США получат полную поддержку вооружённых сил Польши (эмигрантского правительства в Лондоне) и могут рассчитывать на использование людских резервов Германии и остатков её промышленного потенциала;
— не следует рассчитывать на поддержку сил других союзных европейских стран, но учитывать вероятность использования их территории и тех средств, необходимость в которых может возникнуть;
— иметь в виду вероятность вступления России в союз с Японией;
— начало военных действий 1 июля 1945 г.
Целью операции было принудить Москву к подчинению воле Соединённых Штатов и Британской империи. Конкретно имелось в виду «вытеснить Красную армию за пределы Польши». Мотивы этого решения в документе не раскрываются.
Далее высказывалась мысль о том, что тотальная война является единственным надёжным средством достижения цели и для этого необходимо:
— оккупировать те районы внутренней России, лишившись которых, эта страна утратит материальные возможности ведения войны и дальнейшего сопротивления;
— нанести такое решающее поражение русским вооружённым силам, которое лишит СССР возможности продолжать войну.
Сомнения возникли при рассмотрении вопроса о соотношении сил. В документе сказано, что «существующее соотношение сил в Центральной Европе, где русские располагают примерно тройным преимуществом, делают крайне маловероятным достижение союзниками полной и решающей победы». Указывалось, что для ликвидации диспропорции необходимы людские ресурсы союзников, на что потребуется время, размещение в Европе и использование в Европе крупных ресурсов США, а также перевооружение и реорганизация немецких войск.
Конкретно указывались два основных направления наступления войск западных союзников: ось Штеттин — Шнейдемюль — Быгдощ и ось Лейпциг — Коттбус — Познань — Бреслау. Тем не менее общий вывод о перспективах кампании был пессимистичным.
Сейчас известно то, о чём Черчилль не подозревал: в СССР поступало большое количество исключительно секретной информации, поскольку среди британских государственных служащих было много советских агентов или просто сочувствующих коммунистическим идеям. Профессор Джон Эриксон выдвинул предположение, что серьёзные изменения в расположении советских войск в конце июня 1945 г. связаны с разработкой операции «Немыслимое». И действительно, план операции «Немыслимое» был передан СССР Кембриджской пятёркой.
Так, первый реальный план войны против СССР был подготовлен по прямому указанию Уинстона Черчилля в мае 1945 г. Однако в ходе разработки плана британским военным удалось убедить своё руководство в невозможности его осуществления. Только мощь Красной армии, её боевой опыт и экономическое могущество Советского Союза позволили предотвратить начало новой мировой войны.