21.Для самостоятельного чтения (вне программы):
Интересные русские произведения конца XX - начала XXI вв.: З. Прилепин «Обитель»; Романы братьев Стругацких «Трудно быть богом» и др.; В. Пелевин «Чапаев и пустота», «Ампир “B”», «Священная книга оборотня»; В. Сорокин «Голубое сало»; М. Елизаров «Библиотекарь», «Земля»; В. Санаев «Географ глобус пропил»; Саша Соколов «Школа дураков», «Тревожная куколка», «Триптих»; Б. Акунин «Алмазная колесница» и др. произведения.
Интересные зарубежные произведения конца XX – начала XXI вв.: М. Кундер «Невыносимая лёгкость бытия»; Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»; Д. Киз «Цветы для Элджернона» и др.; М. Льюис «Монах» и др.; Р. Бах «Чайка по имени Джонатан» … «Иллюзии»; Д. Н. Адамс «Автостопом по галактике»; К. Маккарти «Дорога» и др. произведения.
Список литературы, необходимой для изучения в 11 классе
1.А. П. Чехов.
Рассказы: «Смерть чиновника», «Размазня», «Маска», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Мошенники поневоле», «После свадьбы», «Тоска», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», пьеса «Вишнёвый сад».
2.И. А. Бунин. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», рассказы о любви: «Тёмные аллеи», «Солнечный удар» и др.
3.А.И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус».
4.М. Горький. «Челкаш», «»Старуха Изергиль», пьеса «На дне».
5.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме», стихи о России, «Фабрика», поэма «12».
6.А. Ахматова. Стихи разных лет. Поэма «Реквием». Стихи О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, М. Волошина, З. Гиппиус и других поэтов Серебряного века.
7.В. Маяковский, С. Есенин. Стихи разных лет.
8.М. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». «Дни Турбиных» по желанию .
9.И. Бабель. «Конармия».
10. Е. Замятин. Роман-антиутопия «Мы».
11. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка» и др.
12. М. Шолохов. «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину». «Тихий Дон» по желанию.
13. А. Платонов. «Усомнившийся Макар», «Котлован».
14. Б. Пастернак. «Доктор Живаго».
15.Произведения, посвящённые Великой Отечественной войне: Б. Васильев («А зори здесь тихие»), В. Быков («Сотников»), В. Распутин («Живи и помни»), В. Некрасов («В окопах Сталинграда»), В. Астафьева («Пастух и пастушка»), В. Гроссман («Жизнь и судьба»), К. Симонова («Солдатами не рождаются»); К.Воробьев ( «Убиты под Москвой»); С. Алексиевич («У войны не женское лицо») и др. Поэзия военных лет.
16.А. Солженицын. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича». «Архипелаг ГУЛАГ» по желанию.
17. В. Астафьев «Царь – рыба»; В. Распутин «Прощание с Матерой».
18. Г. Владимов. «Верный Руслан».
19. Ч. Айтматов «И дольше века длится день».
20. Поэзия В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадудиной и др. поэтов второй половины XX века.
21.Для самостоятельного чтения (вне программы):
Интересные русские произведения конца XX - начала XXI вв.: З. Прилепин «Обитель»; Романы братьев Стругацких «Трудно быть богом» и др.; В. Пелевин «Чапаев и пустота», «Ампир “B”», «Священная книга оборотня»; В. Сорокин «Голубое сало»; М. Елизаров «Библиотекарь», «Земля»; В. Санаев «Географ глобус пропил»; Саша Соколов «Школа дураков», «Тревожная куколка», «Триптих»; Б. Акунин «Алмазная колесница» и др. произведения.
Интересные зарубежные произведения конца XX – начала XXI вв.: М. Кундер «Невыносимая лёгкость бытия»; Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»; Д. Киз «Цветы для Элджернона» и др.; М. Льюис «Монах» и др.; Р. Бах «Чайка по имени Джонатан» … «Иллюзии»; Д. Н. Адамс «Автостопом по галактике»; К. Маккарти «Дорога» и др. произведения.
> В. Пелевин «Чапаев и пустота», «Ампир “B”», «Священная книга оборотня»;
> З. Прилепин «Обитель»;
> Д. Н. Адамс «Автостопом по галактике»;
> К. Маккарти «Дорога» и др. произведения
Ну цветы для Элджирнона довольно простая книжка класса "пожалейка", а вотт что поймёт школьник в "Чапаеве и пустоте", учитывая что автор приложил массу усилий для достижения противоположного эффекта, вопрос...
Ну наверное всякие авторские аллегории про "выбор России" и противостояние славянофилов с западниками. На эту тему его должен просветить учитель литературы.
Список странный, а чему удивляться?
Из приведённого здесь списка, прочитано в разное время было практически все, люблю я это дело. Единственно мне Пелевин не зашёл. Несколько разных произведений начинал, но не идёт он мне. Вроде и интересный слог, но что-то не уловимое не вытягивает.
Так вот к чему я, эти списки меня неизменно удивляют своей оторванность от реальности. Всегда складывается ощущение, что их составляют Альдебаране какие то.
При всем моем уважении к писателями 19 века, они практически не заходят современным детям. Очень редкие произведения универсальный. Их надо давать очень грамотно, а у нас таких учителей практически не осталось. А самостоятельное чтение их... Полный мрак для современной школоты. В тоже время есть куча произведений, которые расскажут о добром и прекрасном и которые легко читаются 15...18 летними.
С другой стороны, иллюзий по поводу списков не питаю и надежды на их исправление не вижу, так как имею хорошее представления откуда все это берется. И родственники есть и знакомые всякие в школьной среде, начиная с учителей и заканчивая чиновниками областного уровня.
Так-то там проф вырождение. Эти списки составляютсы матронами всякого возраста. И они туда пишут, что в них запихнули, и что нравится ии лично. А федеральные списки пишут с учётом интересов. Хорошо известно, что за некоторые произведения, явно было занесён кому-надо.
В список для дополнительного чтения залезают один-два человека со всей параллели. В списке для обязательного чтения сумбур какой-то. Хотя я российской программы не знаю. Белорусская по-другому построена.
> При всем моем уважении к писателями 19 века, они практически не заходят современным детям.
кстати, начал читать "портрет Дориана Грея". В детстве не читал, фильм смотрел и плевался. И тут говорят: "книга вообще говно какое, как такое может нравится?" Ну слово за слово и , в общем, читаю сижу. По началу было как-то никак. Такая легкая романтическая гомосятина. А дальше... В нескольких местах ржал в голос. В голос! В общем, пока книжка нравится. Но лет в 17 ваще бы ничо не понял.
> А самостоятельное чтение их... Полный мрак для современной школоты. В тоже время есть куча произведений, которые расскажут о добром и прекрасном и которые легко читаются 15...18 летними.
Какие например? Без подкола спрашиваю мне для понимания что дать почитать молодежи.
Мне кажется, "Голубое сало" в список по приколу попало, кто-то искрометно пошутил. Нужно быть полным ебанатом, чтобы рекомендовать подобное, кхм, в высшей степени оригинальное произведение подросткам.
В целом за 28 лет (с момента моего выпуска) программный список практически не изменился. Солж на месте, сволочь. А вот Замятина, Платонова и Пастернака я что-то не припоминаю.
Платонов еще у нас в школе был (85-95 г.г.). Этот самый "Котлован".
Ничем хорошим не запомнился, кроме искреннего недоумения по поводу фирменного авторского слога нужду отбросив коверкать угрюмый язык...
Пастернака в школе не было, вроде. Когда добрался до "Доктор Живаго"... чуть ли не единственная книга была, которую бросил читать уже странице к тридцатой - настолько было неинтересно.
Помню, как у нас Серебряный век тянулся две четверти. Тридцать или больше нудных дурачков-ипохондриков рифмоплетов. Зато все произведения Шолохова за пять уроков пролистали.
> При всем моем уважении к писателями 19 века, они практически не заходят современным детям.
И тем не менее они являются основой русской культуры.
>В тоже время есть куча произведений, которые расскажут о добром и прекрасном и которые легко читаются 15...18 летними.
Составители списка лажают. У "Географ глобус пропил" автор не В. Санаев, а А. Иванов. У Санаева отличная вещь "Похороните меня под плинтусом". И он не В., а П, Павел. Это внук хорошего советского актёра Всеволода Санаева. И сын актрисы, которая играла Лису Алису в "Буратино".
Если не считать одну из глав, (полное ощущение, что дописанной в перестройку) - в целом отличная вещь, недаром в СССР удостоенная Государственной премии. По одному из рассказов даже фильм сняли, "Таёжная повесть", с Кононовым и Киндиновым в главных ролях. Есть на arjlover и малоизвестном трекере, смотреть стоит.
Независимо от личности автора и его позднего творчества.
Интересные русские произведения конца XX - начала XXI вв.: З. Прилепин «Обитель»; Романы братьев Стругацких «Трудно быть богом» и др.; В. Пелевин «Чапаев и пустота», «Ампир “B”», «Священная книга оборотня»; В. Сорокин «Голубое сало»; М. Елизаров «Библиотекарь», «Земля»; В. Санаев «Географ глобус пропил»; Саша Соколов «Школа дураков», «Тревожная куколка», «Триптих»; Б. Акунин «Алмазная колесница» и др. произведения.
Интересные зарубежные произведения конца XX – начала XXI вв.: М. Кундер «Невыносимая лёгкость бытия»; Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»; Д. Киз «Цветы для Элджернона» и др.; М. Льюис «Монах» и др.; Р. Бах «Чайка по имени Джонатан» … «Иллюзии»; Д. Н. Адамс «Автостопом по галактике»; К. Маккарти «Дорога» и др. произведения.